Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: "Правописание морфем"
Раздел: среднее профессиональное
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»
Методическая разработка урока по ОУД.01 Русский язык по теме: «Правописание морфем»
Преподаватель: Наплёкова Валентина Владимировна.
Актуальность темы: правописание приставок необходимо знать всем, слова на это правило
часто встречаются в письменной речи, и обучающиеся допускают ошибки в этих словах.
Разработка по данной теме поможет овладеть необходимыми навыками правописания Материал
может пригодиться не только в колледже, но и в школе на уроке русского языка, наконсультации.
Тема. Правописание морфем (правописание приставок)
Цели: повторение правил правописания приставок, уяснить, что правописание приставок пре- и
при- зависит от лексического значения слов , научить обучающихся на письме различать
приставки и правильно писать слова с ними; привитие интереса к изучению русского языка.
Методы: работа с таблицей, выполнение заданий, самостоятельная работа
Форам урока: дистанционный урок
Оборудование: ноутбук
Ход урока
I.Оргмомент
II. Изучение нового материала
1)Правописание слов с приставками пре- и при-.
Изучите таблицу, занесите её в тетрадь
Значение
При-
Пре-
Приближение,
присоединение
Приехать, пристроить, приобрести,
приложить…
Близость (около…)
Пригород, привокзальный
Неполнота действия
Приоткрыть, приударить,
пристукнуть
Доведение действия
до конца
Придумать, приручить
Совершение действия
в чьих-либо интересах
Приберечь, приобрести
Повышение степени
(очень)
Преотличный, престранный
Преодоление (пере-…,
через…)
Преобразовать, преувеличить
Слова с
историческими
приставками,
вошедшими в корень
Прекратить, презирать, прекрасный,
прелесть, пререкаться, престол,
препятствие, и др.
Запомните
правописание этих
слов
Привилегия, приоритет,
приключение, притязание,
присягать
Президиум, президент,
пренебрежение, преткновение
Задание №1
Выписать из предложений слова с приставками пре- и при- в две колонки
1)Прогресс человеческий несёт с собой смертный пр…говор и религиозной идее, и религиозному
чувству. 2)Атеизм не пр…дписывается, а пр…обретается людьми путём их просвещения.
3)Слушая музыку, человек познаёт себя, и познаёт прежде всего, что он, человек, пр…красен,
рождён для того, чтобы быть пр…красным. 4) Жизнь в мире книг - это пр…общение к красоте
мысли, наслаждение культурными богатствами. 5)Скрипели сосны, гудела хвоя, свистел пр…
дорожный кустарник. 6)Музыка в траве пр…утихла. 7)Мой собеседник явно пр…уменьшал
опасности пр…дстоящего восхождения на вершину.
Задание №2
Перепишите, вставьте пропущенные буквы., подчеркните их ручкой.
1)А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и пр…ёмник. – Максим Горький – пр…
мник писателей –реалистов XIX века. 2)Деревцо пр…клонило ветви к самой земле. –
Современники пр…клонялись перед замечательным талантом Щепкина. 3)Во время пр…бывания
в Ялте мы любили наблюдать пр…бытие пароходов. 4)Дядя мой господин Сипягин пр…зрел меня.
5)Я пр…творился, будто сплю. 6)Татьяна верила пр…даньям простонародной старины. С
доверчивой надеждой первых лет друзьям иным душой пр…дался нежной. – пр…сутствие
товарища пр…дало ему храбрости. 7)Я пр…ближался к месту моего назначения. 8)Гарнизонная
жизнь мало имела для меня пр…влекательности. 8)»Василиса Егоровна – пр…храбрая дама», -
заметил важно Швабрин.
Задание №3
Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте состав выделенных слов.
Всеобщее пр…знание, великий пр…образователь, жизненное пр…звание, стремление к
занятиям, выращивать р…стения, непр…рывно вести широкие эксп…риментальные
исследования, пр…одолевать пр…пятствия, уд…вительная настойчивость, непр…одолимое
упорство, пр…восходные по вкусу плоды.
2)Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме.
Записать правила в тетрадь.
Знать!
1.В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в
большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например:
срубить, сбить, сшить, сжать, доставить, вперёд, забежать, написать, обрубить, отдать,
надстроить, переслать, подбросить, представить.
2.Приставки на з (без-, воз-, вз-, из-, низ-, через- (черес-), раз-) пишутся с буквой з перед
гласными и звонкими согласными и с буквой с перед глухими согласными: безбрежный –
беспомощный, возраст – восстание, изжарить – исчислить, низвергать – ниспровергать,
чрезмерный – чересчур, разбросать – распилить, рассчитать, расчёт.
3.В приставках раз- (рас-) – роз- (рос-) под ударением пишется о, без ударения – а: розвальни –
развал, роспись – расписка, розыгрыш – разыгрывать.
Задание №1 Перепишите, вставьте пропущенные буквы, ударение. Составьте 6 словосочетаний с
этими словами.
Р…звальни - р…валиться, р…грыш - р…зыграть, р…зыск - р…зыскать; р…спись – р…списать,
р…списание, р…списка;р…ссыпь – р…ссыпать; р…ссказ – р…ссказни; р…спустить – р…спуск.
Задание №2. Переписать, вставить пропущенные буквы.
1.Барыня ра…гневалась, ра…плакалась, велела отыскать Герасима. 2.Ночь была тёмная, тёплая,
бе…ветренная. 3.В бе…порядочный грохот ворвался равномерный и резкий стук. 4.Бе…следно
проходят седые века над молчаливой страной. 5.Воробей ра…сердился, ра…пушился и с
разинутым клювом кинулся к Желтухину. 6.А дорога ра…стилается, и шумит густая рожь.
7.Белым цветом вишня ра…цвела. 8. Плот бе…шумно скользил по чёрной воде. 9. Мы и…черпали
все темы разговора и просто смотрели в окно.
3)Буквы ы и и после приставок.
После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется ы согласно произношению,
например: отыскать, безыскусственный, безыдейный, безынициативный. Буква и сохраняется :
1)в словах с приставками меж- и сверх-, например: межиздательский (договор), сверхизысканный
(вкус); 2)в словах с иноязычными приставками, например: контригра, дезинфекция. Сохраняется и
в слове мединститут.
Задание №3 Перепишите данные слова. Составьте с ними восемь словосочетаний.
Без- (известный, исходный, искусный, интересный, идейность, инициативный); из- (искать); от-
(играть, искивать); под-(итожить); раз-(искать); пред-(история); (спорт) инвентарь.
III.Итоги.
IV.Домашнее задание: №133 (Учебник В. Ф. Грекова)