Напоминание

"Правописание морфем"


Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: "Правописание морфем"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»

Методическая разработка урока по ОУД.01 Русский язык по теме: «Правописание морфем»

Преподаватель: Наплёкова Валентина Владимировна.

Актуальность темы: правописание приставок необходимо знать всем, слова на это правило

часто встречаются в письменной речи, и обучающиеся допускают ошибки в этих словах.

Разработка по данной теме поможет овладеть необходимыми навыками правописания Материал

может пригодиться не только в колледже, но и в школе на уроке русского языка, наконсультации.

Тема. Правописание морфем (правописание приставок)

Цели: повторение правил правописания приставок, уяснить, что правописание приставок пре- и

при- зависит от лексического значения слов , научить обучающихся на письме различать

приставки и правильно писать слова с ними; привитие интереса к изучению русского языка.

Методы: работа с таблицей, выполнение заданий, самостоятельная работа

Форам урока: дистанционный урок

Оборудование: ноутбук

Ход урока

I.Оргмомент

II. Изучение нового материала

1)Правописание слов с приставками пре- и при-.

Изучите таблицу, занесите её в тетрадь

Значение

При-

Пре-

Приближение,

присоединение

Приехать, пристроить, приобрести,

приложить…

Близость (около…)

Пригород, привокзальный

Неполнота действия

Приоткрыть, приударить,

пристукнуть

Доведение действия

до конца

Придумать, приручить

Совершение действия

в чьих-либо интересах

Приберечь, приобрести

Повышение степени

(очень)

Преотличный, престранный

Преодоление (пере-…,

через…)

Преобразовать, преувеличить

Слова с

историческими

приставками,

вошедшими в корень

Прекратить, презирать, прекрасный,

прелесть, пререкаться, престол,

препятствие, и др.

Запомните

правописание этих

слов

Привилегия, приоритет,

приключение, притязание,

присягать

Президиум, президент,

пренебрежение, преткновение

Задание №1

Выписать из предложений слова с приставками пре- и при- в две колонки

1)Прогресс человеческий несёт с собой смертный пр…говор и религиозной идее, и религиозному

чувству. 2)Атеизм не пр…дписывается, а пр…обретается людьми путём их просвещения.

3)Слушая музыку, человек познаёт себя, и познаёт прежде всего, что он, человек, пр…красен,

рождён для того, чтобы быть пр…красным. 4) Жизнь в мире книг - это пр…общение к красоте

мысли, наслаждение культурными богатствами. 5)Скрипели сосны, гудела хвоя, свистел пр…

дорожный кустарник. 6)Музыка в траве пр…утихла. 7)Мой собеседник явно пр…уменьшал

опасности пр…дстоящего восхождения на вершину.

Задание №2

Перепишите, вставьте пропущенные буквы., подчеркните их ручкой.

1)А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и пр…ёмник. – Максим Горький – пр…

мник писателей –реалистов XIX века. 2)Деревцо пр…клонило ветви к самой земле. –

Современники пр…клонялись перед замечательным талантом Щепкина. 3)Во время пр…бывания

в Ялте мы любили наблюдать пр…бытие пароходов. 4)Дядя мой господин Сипягин пр…зрел меня.

5)Я пр…творился, будто сплю. 6)Татьяна верила пр…даньям простонародной старины. С

доверчивой надеждой первых лет друзьям иным душой пр…дался нежной. – пр…сутствие

товарища пр…дало ему храбрости. 7)Я пр…ближался к месту моего назначения. 8)Гарнизонная

жизнь мало имела для меня пр…влекательности. 8)»Василиса Егоровна – пр…храбрая дама», -

заметил важно Швабрин.

Задание №3

Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте состав выделенных слов.

Всеобщее пр…знание, великий пр…образователь, жизненное пр…звание, стремление к

занятиям, выращивать р…стения, непр…рывно вести широкие эксп…риментальные

исследования, пр…одолевать пр…пятствия, уд…вительная настойчивость, непр…одолимое

упорство, пр…восходные по вкусу плоды.

2)Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме.

Записать правила в тетрадь.

Знать!

1.В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в

большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например:

срубить, сбить, сшить, сжать, доставить, вперёд, забежать, написать, обрубить, отдать,

надстроить, переслать, подбросить, представить.

2.Приставки на з (без-, воз-, вз-, из-, низ-, через- (черес-), раз-) пишутся с буквой з перед

гласными и звонкими согласными и с буквой с перед глухими согласными: безбрежный –

беспомощный, возраст – восстание, изжарить – исчислить, низвергать – ниспровергать,

чрезмерный – чересчур, разбросать – распилить, рассчитать, расчёт.

3.В приставках раз- (рас-) – роз- (рос-) под ударением пишется о, без ударения – а: розвальни –

развал, роспись – расписка, розыгрыш – разыгрывать.

Задание №1 Перепишите, вставьте пропущенные буквы, ударение. Составьте 6 словосочетаний с

этими словами.

Р…звальни - р…валиться, р…грыш - р…зыграть, р…зыск - р…зыскать; р…спись – р…списать,

р…списание, р…списка;р…ссыпь – р…ссыпать; р…ссказ – р…ссказни; р…спустить – р…спуск.

Задание №2. Переписать, вставить пропущенные буквы.

1.Барыня ра…гневалась, ра…плакалась, велела отыскать Герасима. 2.Ночь была тёмная, тёплая,

бе…ветренная. 3.В бе…порядочный грохот ворвался равномерный и резкий стук. 4.Бе…следно

проходят седые века над молчаливой страной. 5.Воробей ра…сердился, ра…пушился и с

разинутым клювом кинулся к Желтухину. 6.А дорога ра…стилается, и шумит густая рожь.

7.Белым цветом вишня ра…цвела. 8. Плот бе…шумно скользил по чёрной воде. 9. Мы и…черпали

все темы разговора и просто смотрели в окно.

3)Буквы ы и и после приставок.

После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется ы согласно произношению,

например: отыскать, безыскусственный, безыдейный, безынициативный. Буква и сохраняется :

1)в словах с приставками меж- и сверх-, например: межиздательский (договор), сверхизысканный

(вкус); 2)в словах с иноязычными приставками, например: контригра, дезинфекция. Сохраняется и

в слове мединститут.

Задание №3 Перепишите данные слова. Составьте с ними восемь словосочетаний.

Без- (известный, исходный, искусный, интересный, идейность, инициативный); из- (искать); от-

(играть, искивать); под-(итожить); раз-(искать); пред-(история); (спорт) инвентарь.

III.Итоги.

IV.Домашнее задание: №133 (Учебник В. Ф. Грекова)



В раздел образования