Напоминание

"Внеурочные занятия по дизайну"


Автор: Романова Людмила Иннокентьевна
Должность: учитель черчения, технологии
Учебное заведение: МБОУ "Эльгяйская средняя образовательная школа им. П.Х.Староватова" Сунтарского улуса РСаха (Я)
Населённый пункт: село Эльгяй Сунтарского улуса Республики Саха (Я)
Наименование материала: Доклад
Тема: "Внеурочные занятия по дизайну"
Раздел: среднее образование





Назад




Республика Саха (Якутия)

МОУО Сунтарский район

МБОУ « Эльгяйская средняя общеобразовательная школа им.

П.Х.Староватова»

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИЗАЙНУ

Авторы: Романова Людмила Иннокентьевна,

учитель черчения и

технологии, учитель-методист

2021 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Внеурочные занятия………………………………………………………………………………………………

1.1.

Основные задачи внеурочной

деятельности……………………………………………………………..

1.2.

Положения о внеурочной деятельности в

школе…………………………………………………….

Глава 2. Внеурочная деятельность, направленная на развитие мотивации ребенка

к творчеству……………………………………………………………………………………………………………………….

2.1.

Внеурочная деятельность: «В мире волшебных

красок»…………………………………………

«В мире бумажного листа»

«Бумажная пластика»

«Путешествие в страну Карандаша и Линейки»

«Мягкие игрушки»

2.2.

Внеурочная деятельность:

…………………………………………………………………………………………

элективный курс «Рукодельницы» (для учащихся 8-9 кл.)

элективный курс «Юные архитекторы»

«Золотая иголка» (для учащихся 6 классов)

театр моды «Элегант»

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….

Использованная литература……………………………………………………………………………………………

Организация внеурочной деятельности – требование ФГОС общего образования.

Внеурочная деятельность – возможность, которую предоставляет школа для раскрытия

каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «Я». При этом ребенок и его

родители свободно делают выбор предлагаемых форм развивающей деятельности,

которые не должны быть продолжением уроков, а должны реализовать в форме кружков,

секций, клубов, студий и др. Занятия, проводимые во внеурочной деятельности в школе

должны быть не принужденными. Не стоит настаивать, чтобы все дети делали одно и то

же. Надо считаться с желаниями, склонностями, проявлять как можно больше

деликатности по отношению к детской инициативе и уважения к личности ребенка.

Цель данной работы: личностный рост ребенка, раскрытие каждым ребенком своих

интересов, увлечений, своего «Я».

Задачи написанной работы:

развивать творческие способности учащихся и художественно-эстетический вкус

следить за личностным ростом ребенка

Развить практические умения и навыки

Усилить взаимосвязь и взаимовлияния педагога и учащегося

Практическая значимость работы: На занятиях особое внимание уделяется

индивидуальной работе с детьми, так как это связано с возрастными и психологическими

особенностями школьников. Важно индивидуализировать занятия с учетом развития

двигательных навыков и художественно - творческих способностей.

Личностный подход важен тем, что комфортное гармоничное самочувствие

ребенка намного важнее всяких наград и побед, поэтому мы придерживаемся такого

подхода как, друзья- друзья. Это очень удобно и правильно для проведения творческих

внеурочных занятий. При этом повышается и личностно- профессиональный рост педагога

и личностный рост ребенка, так как гармоничная и комфортная взаимосвязь и

взаимовлияние друг на друга создает особую атмосферу.

Занятия, проводимые во внеурочной деятельности в школе должны быть не

принужденными. Не стоит настаивать, чтобы все дети делали одно и то же. Надо

считаться с желаниями, склонностями, проявлять как можно больше деликатности по

отношению к детской инициативе и уважения к личности ребенка.

Комфортная развивающая образовательная среда является, по сути, воспитательной

средой школы, которая создает оптимальные возможности для обеспечения

результативности внеурочной деятельности.

Введение

Организация внеурочной деятельности школьников – одна из актуальных тем

современного образования.

Организация внеурочной деятельности – требование ФГОС общего образования.

Внеурочная деятельность - это не механическая « добавка» к основному общему

образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или

одаренными детьми. Внеурочная деятельность – возможность, которую предоставляет

школа для раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «Я». При

этом ребенок и его родители свободно делают выбор предлагаемых форм развивающей

деятельности, которые не должны быть продолжением уроков, а должны реализовать в

форме кружков, секций, клубов, студий и др.

Содержание программ внеурочной деятельности должно отражать динамику

становления и развития интересов учащихся - от мотивационной увлеченности до

творческого продуктивного взаимодействия, направленного на компетентное развитие и

личностное самоопределение.

Цель данной работы:

расширение и углубление знаний навыков учащихся по дизайну на внеурочных занятиях,

личностный рост ребенка, раскрытие каждым ребенком своих интересов, увлечений,

своего «Я».

Задачи написанной работы:

развивать творческие способности учащихся и художественно-эстетический вкус

следить за личностным ростом ребенка

Развить практические умения и навыки

Усилить взаимосвязь и взаимовлияния педагога и учащегося

Практическая значимость работы: На занятиях особое внимание уделяется

индивидуальной работе с детьми, так как это связано с возрастными и психологическими

особенностями школьников. Важно индивидуализировать занятия с учетом развития

двигательных навыков и художественно - творческих способностей.

Глава 1. Внеурочные занятия

1.1.

Основные задачи внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать

образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно –

урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения

основной образовательной программы общего среднего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить еще целый ряд

важных задач:

Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Улучшить условия развития ребенка

Учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности,

(спортивно - оздоровительное, духовно- нравственное, социальное.

общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии,

кружки, театры, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные

научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные

исследования, общественно-полезные практики и другие.

Форма организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного

процесса, в рамках реализации основной образовательной программы

начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для

закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания

программ учебных предметов, курсов.

1.2.Положения о внеурочной деятельности в школе

Ю. В. Науменко, доктор педнаук, проф., зав. каф. Коррекционной педагогики,

социальной психологии и здоровье формирующего образования Волгоградской

академии повышения квалификации и переподготовки работников образования

предлагает примерное положение о внеурочной деятельности школьников.

Содержание внеурочной деятельности школьников должно:

Учитывать личный рост ребенка, а также возрастные и индивидуальные

особенности учащихся

Соответствовать:

Российским традициям и национальным ценностям, культурно

национальным особенностям региона;

Содержанию общего среднего образования;

Современным образовательным технологиям, обеспечивающим

системно - деятельностный подход в соответствии формах методах

обучения (активные методы дистанционного обучения,

дифференцированное обучение, конкурсы, соревновании, фестивали,

экскурсии, походы и т.п.), в методах контроля и управления

образовательным процессом (экспертный анализ продуктов

деятельности обучающихся);

Быть направленным:

На создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение обучающего к обще человеческим ценностям,

национальным ценностям и традициям (включая региональные,

социально-культурные особенности);

Профилактику асоциального поведения школьников;

Создание условий для социального, культурного и профессионального

самоопределения, творческой самореализации ребенка, его интеграции

в систему отечественной и мировой культуры;

Обеспечение целостности процесса психического и физического,

умственного и духовного развития личности ребенка;

Укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся;

Глава 2. Внеурочная деятельность, направленная на развитие мотивации ребенка к

творчеству

2.1. Внеурочная деятельность в начальных классах.

Внеурочные занятия начали вести с 2008 года. Занятия направлены на развитие

мотивации ребенка к творчеству и на создание условий для развития личности ребенка. В

первый год разработана программа внеурочной деятельности «Тайны бумажного листа».

Программа была составлена на основе учебной программы «Технология» в начальных

классах и предусматривает тесную связь с модулем «Работа с бумагой и картоном».

Актуальность программы внеурочной деятельности «Тайны бумажного листа»- это

развитие у младших школьников мануальных способностей, ручной ловкости в процессе

преобразовательной деятельности, а посредством их и развитие памяти ребенка.

На занятиях особое внимание уделялось и уделяется индивидуальной работе с

детьми, так как это связано с возрастными и психологическими особенностями младших

школьников. Важно индивидуализировать занятия с учетом развития двигательных

навыков и художественно-творческих способностей.

В процессе данной внеурочной деятельности у учащихся вырабатываются умения

доводить начатые дела до конца, прививаются основы культуры труда. На занятиях дети

учатся пользоваться ножницами и аккуратно наклеивать детали. Осваивают целый ряд

графических навыков (действовать карандашом, линейкой, циркулем), познают законы

симметрии, ритма, цветной гармонии. Получают навыки работы с различными бумагами

(сгибать, прорезать, соединять без клея, делать различные фигуры).

Ребенок по окончании этой внеурочной деятельности должен уметь и получить

навыки:

- выполнять работы планово по последовательности;

-выбирать для работы бумагу с различными свойствами: рисовальную, чертежную,

гладкую, шероховатую, бархатную, гофрированную;

-размечать фигуры по шаблону и линейке;

-составлять простой узор в полосе и сюжетный из геометрических фигур;

-резать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предмета

(геометрические фигуры по разметке, простые листья без разметки);

-правильно наносить клей на бумагу;

-наклеивать фигуры на белую бумагу по разметке;

-вырезать симметричные фигуры листа бумаги, сложенного вдвое;

-выполнять тематические аппликации на цветном фоне;

-уметь пользоваться линейкой;

Ведутся внеурочные занятия в четырех классах:

в первом классе «В мире волшебных красках», 12 детей;

во втором классе «Тайны бумажного листа», 5детей;

в третьем классе «Бумажная пластика», 6 детей;

в четвертом классе «Путешествие в страну Карандаша и Линейки», 5 детей.

Внеурочная деятельность в первом классе «В мире волшебных красок». Рабочая

программа составлена на основе учебной программы по изобразительному искусству.

План рассчитан на одно занятие в неделю (35 ч в год). Продолжительность каждого

занятия по 45 минут.

Образовательно – воспитательные задачи занятий состоят в следующем:

- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству, развивать

эстетические чувства и понимание прекрасного;

-совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус,

наблюдательность, творческое воображение и мышление учащихся;

На занятиях учащимся предоставляется самостоятельность в использовании

художественных материалов.

Требования к результатам обучения

Обучающийся по окончании первого этапа внеурочной деятельности должен уметь

и знать:

-уметь свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужном

направлении, не вращая при этом лист бумаги;

-уметь правильно работать кистью и с различными красками – разводить и

смешивать краски;

-уметь самостоятельно выбирать материал для творческой работы;

-уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора, используя

линии, мазки, точки как приемы рисования кистью декоративных элементов;

-знать правила работы с акварельными, гуашевыми красками;

-знать краски зимы;

-знать об особенностях изображения животных при рисовании;

«Бумажная пластика» - внеурочная деятельность в 3 классе.

Изготовление

бумажного макета, имитирующего внешний вид изделия, его конструкцию, приносит

большую пользу. Дети учатся не только моделировать, но и постигать суть конструкции

изделия, эскиз которого сначала был ими создан на листе бумаги, а затем воплотился в

объеме.

Задачи внеурочных занятий состоят в следующем:

-формирование дизайнерского мышления;

- приобретение конкретных навыков в области макетирования;

-развитие пространственных представлений и воспитание вкуса;

Внеурочная деятельность в 4 классе называется «Путешествие в страну Карандаша

и Линейки». Для развития пространственного мышления наиболее благоприятным

является младший школьный возраст. Графическое образование представляет в этом

отношении широкие возможности.

Целью внеурочной деятельности является: формирование и развитие логического

и пространственного мышления, умения оперировать образами воссоздающего и

творческого воображения, приобщения к графической культуре.

Задачи графического образования младших школьников:

1.

Обучить приемам работы чертежными инструментами.

2.

Развить конструктивные способности.

3.

Развить зрительную память и глазомер.

4.

Формировать культуру труда и интерес к графической деятельности.

Исходя из целей и задач, определены основные виды занятий: моделирование,

конструирование, работа чертежными инструментами, выполнение чертежей. Они

должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего

учебного года с учетом задач внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности имеет следующие особенности:

-в основу построения ее положен концентрический метод;

-теоретический

материал

тесно

увязан

с

практическим

его

применением

и

преподается с опорой на житейский опыт учащихся;

-осуществляется

интегративная

связь

с

уроками

изобразительного

искусства,

технология, математика;

-при проведении занятий активно используются игровые сюжеты, индивидуальные и

коллективные формы работы.

Результатами внеурочной деятельности обучающихся является участие детей в

различных выставках и конкурсах. С 2009 года участвуем в улусной архитектурной

выставке с изготовленными макетами. В первом году Егорова Люда заняла 2 место по

изготовлению макета «Сказочный замок». В прошлом году обучающийся 3класса Егоров

Никандр на улусной выставке прикладного искусства среди начальных классов получил

поощрительный приз за макет «Луноход». Постоянно участвуем в конкурсах и выставках

рисунка. Иванов Ньургун занял 3 место в улусе с рисунком « Школа будущих

космонавтов». Егоров Никандр за рисунок «Супер-школа», Егорова Света - «Современный

школьный двор», Федорова Саина - «Уютный, теплый класс» заняли призовые места по

школе. Николаева Валя, Ким Эрик учащиеся 3а класса приняли активное участие в

конкурсе «Папка достижения ученика» и заняли первые, вторые места среди учащихся

родной начальной школы.

2.2.Внеурочная деятельность в старших классах

Элективный курс «Рукодельницы» (для учащихся 8-9 кл.) 1 ч в нед.

Элективный курс «Юные архитекторы (для учащихся 8 -9 кл.) 1 ч в н

«Золотая иголка» (для учащихся 6 классов) – 2 ч в неделю

«Умелые руки» (для 5 классов) 1 ч в нед

Театр моды «Элегант» (5 – 10 кл.) 1 ч в нед

Общение с искусством – живая потребность, вовсе не связанная с какими – либо

обязанностями. Зачастую это не означает и выбора будущей профессии, это просто

удовлетворение внутренней эстетической потребности, стремление к творческому

самовыражению.

Наибольшие блоки занятий отведены на деятельность по изготовлению

сувениров. Школьникам предлагается изготовить как утилитарные вещи – обереги,

которые будут использованы как подарки-сувениры при открытии новой школы.

Подарочные поделки и сувениры, способные увлечь и заинтересовать школьников

процессом изготовления, активизировать коммуникативные умения. К подобным

поделкам - подаркам относятся сувенир-оберег и поделки брелок для ключей в

преддверии открытия школы..Подобные работы призваны продемонстрировать

школьницам простейшие методики изготовления предметов в разных техниках-

плетения, работы лентами, бисером, а также усилить привлекательность трудовых

занятий своим разнообразием.

Возможно, эти работы смогут заинтересовать учениц, и они продолжат

заниматься рукоделием самостоятельно. Данные виды деятельности вполне могут

быть проектными, так как подразумевают творческое индивидуальное обращение

к тканям, кожаным изделиям, ниткам, тесьме, лентам и т.д.

Цель занятий: овладение учащимися дополнительного знания по декоративно-

прикладному творчеству. Глубже изучают проектную деятельность по дизайну

изделий.

Задачи: усилить интерес к декоративно-прикладному творчеству, представив

разный материал на выбор для творческой работы.

Театр моды «Элегант»

Главной целью работы театра является воспитание и развитие свободной,

талантливой физически здоровой личности, обеспечение гармонии взаимоотношений

семьи и школы

Задачи:

Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-

гигиенических правил в быту;

Следить за личностным ростом ребенка;

Развитие художественно-эстетического вкуса в составлении композиции

костюма;

Сотрудничать с родителями в работе театра

В нашем школьном театре моды «Элегант» уже три года. В прошлом году

занимались 21 учащихся, а в этом году 17. В каждом году участвуем в

международных и республиканских конкурсах, смотрах театров моды и занимаем

призовые места. В прошлом году занимались 6 нынешних выпускников, которые

поступили в ВУЗы и успешно учатся. Среди них Игнатьева Анюта, которая с

седьмого класса занималась в нашей мастерской и являлась старостой театра

поступила в СВФУ на педфакультет по специальности учитель технологии.

Много ездим на гастроли и участвуем на концертах, поэтому от учащихся

требуется самостоятельность и собранность.

На внеурочных занятиях внимание уделяется формированию практических

навыков мастерства, не только осуществления творческих замыслов, но и

воспитание вкуса. Учащиеся приобретают способность находить красоту в

обыденном, развивают зрительную память и воображение, приучаются творчески

мыслить, анализировать и обобщать. По результатам прошлогодних работ

творчески относятся к работе следующие учащиеся: Игнатьева Анюта, Винокурова

Дайана, Павлова Анна, Тимофеева Кюнняй, Иванова Анжела, Иванова Оля.

Стремление к самопознанию и самосовершенствованию, трудолюбие,

добросовестность, аккуратность, художественный вкус, умение работать в

коллективе станут фундаментом их дальнейшей жизни. Старостой театра является

Иванова Анжела, ученица 10 класса. Коллектив разновозрастной, поэтому старшие

постоянно помогают младшим, обучают дефиле. Работа театром показала, что все

учащиеся чувствуют себя комфортно, интересуются жизнью театра, активно

участвуют в мероприятиях наслега и улуса. Все ученики занимаясь в нашем театре

имеют достижения, успехи и награждения, тем очень довольны.

Театр моды «Элегант» создан в сентябре 2011 года. Руководителями театра моды

являются Килясова Р.Н., Романова Л.И. В театре в этом учебном году занимаются 31

учащихся с 4 по 11 класс. Театр в школе является самым большим коллективом. Поэтому

большое внимание уделяется к взаимоотношениям учащихся, личной гигиене и работе с

родителями. Индивидуальный подход к каждому ребенку способствует к развитию

свободной, талантливой физически здоровой личности, обеспечению гармонии

взаимоотношений семьи и школы

Результативность работы театра «Элегант»

Театр призван стимулировать познавательную деятельность обучающихся,

развивать заложенные в них природные способности.

Особый личностный подход способствует к свободному беспрепятственному

общению педагога и ребенка

Знания, умения, навыки в области декоративно-прикладного искусства

необходимы каждому человеку, кроме того, могут стать основой для будущей

профессии или предпринимательской деятельности.

Возможность реализации разных видов деятельности каждого обучающегося по

модульному принципу предусматривает свободу развития всесторонне развитой

личности и подготовку к самостоятельной жизни.

В каждом ученике живет исследователь, изобретатель, каждому нужны условия

для творческой деятельности.. Выполнение программы работы театра

способствует раскрытию таких задатков личности, позволяет достичь вершин

творчества и проявить себя.

Создание индивидуальных эскизов, моделей – развивает память, мышление,

волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности,

аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности

самостоятельных «открытий».

Выполнение этой программы театра связано с тем, что свободный от инерции

ум способен рождать новые идеи, воплощать фантазии в реальную

действительность. Пробудить творческие способности обучающихся, направить их

в творческое русло – важнейшая задача работы театра.

Работа театра моды «Элегант» в целом ведется на хорошем уровне.

В следующем году необходимо усилить работу:

Содействовать установлению в театре моды открытых дверей

Для улучшения работы театра моды привлечь внимание предприятий для

спонсорства.

Усилить работу с ппс школы

Заключение

Комфортная развивающая образовательная среда является, по сути, воспитательной

средой

школы,

которая

создает

оптимальные

возможности

для

обеспечения

результативности внеурочной деятельности.

Характерными

формами

организации внеурочной

деятельности

обучающихся

являются: групповая, парная, индивидуальная деятельность и проектная или игровая

деятельность. Особо пользуется успехом индивидуальная деятельность, так как ребенок

особо открыто и смело проявляет в такие моменты свои замыслы, идеи и суждения.

Выводы:

Личностный

подход

важен

тем,

что

комфортное

гармоничное

самочувствие

ребенка

намного

важнее

всяких

наград

и

побед,

поэтому

мы

придерживаемся такого подхода как, друзья- друзья. Это очень удобно и правильно для

проведения творческих внеурочных занятий. При этом повышается и личностно-

профессиональный рост педагога и личностный рост ребенка, так как гармоничная и

комфортная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга создает особую атмосферу.

На занятиях учащиеся развивают

художественные умения и навыки работы с

разными материалами, дается возможность реализовать свои творческие возможности,

способности для раскрытия каждым ребенком своих интересов и увлечений. Осваивают

средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, линия,

объем, фактура материала, композиция. Развитие художественного мышления строилось

на единстве трех его основ: наблюдательности, познавательности и фантазии. На занятиях

внеурочной деятельности происходит освоение детьми различных художественных

материалов, инструментов, а также художественной техники – бумагопластика. Научились

конструированию из бумаги и ознакомились азбукой формообразования. Участвовали на

улусной выставке детского архитектурно-художественного творчества. Изготовили макеты

домов: «Домики-насекомые», «Домики-животные». Выполнение подобных заданий

развивает пространственное мышление, фантазию детей, открывает пути к интересной и

своеобразной творческой деятельности.

Обучающиеся приобщались к графической культуре на практике и на

ПК.

Ознакомились с приемами работы чертежными инструментами. Развивали зрительную

память, глазомер, творческую способность и пространственное мышление.

Теоретический материал занятий тесно связан с практическим его применением и

преподавались с опорой на житейский опыт учащихся. На занятиях осуществлялась

интегративная связь с трудовым обучением, изобразительным искусством, математикой.

При

проведении

внеурочной

деятельности

использовались

игровые

сюжеты,

индивидуальные и коллективные формы работы.

Рекомендация по проведению внеурочной деятельности:

важное средство

развития познавательной активности младших школьников – это использование игровых

ситуаций и групповых форм работы. Можно использовать различные формы игр.

Распознание и образ предмета складываются на основании объединения в комплекс

тактильных, зрительных и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с

ощупыванием,

поворачиванием…).

Поэтому

на

занятиях

использовать

различный

дидактический материал и разнообразить деятельность учащихся.

В работе театра большое внимание уделяется формированию практических

навыков мастерства, не только осуществления творческих замыслов, но и воспитывают

вкус, приобретают способность находить красоту в обыденном, развивают зрительную

память и воображение, приучаются творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Занятия, проводимые во внеурочной деятельности в школе должны быть не

принужденными. Не стоит настаивать, чтобы все дети делали одно и то же. Надо

считаться с желаниями, склонностями, проявлять как можно больше деликатности по

отношению к детской инициативе и уважения к личности ребенка.

Личностный подход важен тем, что комфортное гармоничное самочувствие ребенка

намного важнее всяких наград и побед, поэтому мы придерживаемся такого подхода как,

друзья- друзья. Это очень удобно и правильно для проведения творческих внеурочных

занятий. При этом повышается и личностно- профессиональный рост педагога и

личностный

рост

ребенка,

так

как

гармоничная

и

комфортная

взаимосвязь

и

взаимовлияние друг на друга создает особую атмосферу.

Использованная литература

Дахин Александр. Российское образование: модернизация или развитие? – М.

Народное образование, №2.-2003.

Кондратьев П.П. Уерэхтээьин дидактиката. Дьокуускай. 2010.

Кондратьев П.П.Сатабыл, - /Учууталларга аналлаах кинигэ/. - Дьокуускай, 2004.

Программа «Мир детства - Мир творчества». Мироновой Е.Т.Сборник авторской

программы дополнительного образования. Якутск, 2003.

Сборник образовательных программ педагогов дополнительного образования.

Якутск,2003.

Управление начальной школой, журнал №1, 2012.

Хуторский А.В.»Развитие одаренности школьников». Методика продуктивного

обучения:

Пособие

для

учителей.

-М.

Гуманитарный

издательский

центр

«Владос»,2000.

Школа и производство №5 2008 научно - методический журнал

Школа и производство №4 2012 научно - методический журнал



В раздел образования