Автор: Федорова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №246 Отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности адаптации детей к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ.
Адаптация
- это
приспособление
ребенка
к
новым
условиям
пребывания в детском саду.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на 3
этапа:
1.
Острый период или период дезадаптации, когда имеется более или
менее выраженные разногласия между привычными поведенческими
стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды (ДОУ); В
этот
период
наиболее
выражены
изменения
со
взрослыми
и
сверстниками, изменения в деятельности в нервной системе.
2.
Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно
начинает осваивать новую среду, вырабатывая соответствующие ей
(среде: ДОУ) формы поведения. Прежде всего нормализуется аппетит (
в течении 10 – 15 дней), но продолжительны нарушения сна и
эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая
активность (40 – 60 дней, т.е. полноценно дети будут играть , привычно
для себя через такой период);
3.
Период компенсации или адаптированности к ДОУ, в этот период
ребенок привыкает к условиям ДОУ, вся обстановка для него
становится привычной, он спокойный и с желанием посещает ДОУ.
Характер и особенности течения первых 2-х периодов могут иметь
следующие степени адаптации : легкая (до 20 – 30 дней): поведение детей
нормализуется в течении 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение
аппетита, в течении 10 дней обьем сьедаемой пищи ребенком выравнивается
до возрастной нормы. Сон налаживается в течении 7 – 10 дней.
Эмоциональное состояние, речевая активность и игра нормализуется в
течении 20 - 30 дней ( иногда и пораньше); Взаимоотношения со взрослыми
почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. В период
легкой степени адаптации заболеваний не возникает.
Психологами доказано, что легко адаптируются дети моложе 8 -9 месяцев
или старше 1,5
благополучным анамнезом (беременность и роды без
патологии)
Адаптация средней тяжести: до 40 дней: Адаптация тяжелой степени – до 60
дней.
Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе,
играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли
выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что
подкорректировать
дома.
В
большинстве
случаев
педагоги
готовы
поделиться с родителями такой информацией. Ведь наиболее успешно
адаптация проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут
похожими. Например, если в группе принято аккуратное поведение за едой, а
дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты
с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. А вскоре может
начаться "я в садик не хочу", капризы и так далее.
Если у ребенка возникли проблемы в общении с товарищами: его
обижают, или наоборот, он ведет себя слишком агрессивно, или лжет, то
поможет обращение к подобранной по теме конфликта сказке, ролевой игре с
куклами. Например, предложить робкому ребенку побыть Волком, а
агрессивному – Красной шапочкой, тем самым воспитывается способность
вчувствования в переживания другого. Затем роли можно поменять, чтобы
ребенок смог выработать новые стратегии поведения, с учетом опыта,
который он получил при вхождении в «чужую роль».
Влияет на адаптацию и возраст поступления ребенка в ДОУ. Дети 8
месяцев настороженно относятся к незнакомым людям, что проявляется в
полной мере в яслях, если малыша приводят в дошкольное учреждение
именно в этом возрасте. Годовалые дети и дети трех лет переживают
нормативный
кризис
развития,
который
выражается,
в
частности,
в
проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут
давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в
детский сад. В этом случае, надо интересоваться у воспитателей, как
чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается,
оставшись без мамы, а вечером не хочет уходить из сада, значит, адаптация
идет
благополучно
и
беспокоиться
не
о
чем.
У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и ситуаций в
яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым,
обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает его
адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше держать дома, посещая
группы
развития.
А
в
садик
отдавать
ближе
к
5
годам.
Случается, что именно мама, не способная найти свое место в жизни за
границами заботы о малыше, испытывает особое удовольствие, когда малыш
плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на
подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.
У детей, у которых не были сформированы прежде теплые близкие
контакты с родителями, адаптация наоборот происходит легко. Психологи
указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в
дошкольное учреждение (например, в первые полгода жизни), тем более он
будет коллективистски настроен в дальнейшем. Однако опасность здесь
состоит в том, что первичный эмоциональный контакт такой ребенок
установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется
на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может
не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания, ему
будет трудно устанавливать отношения близкие, семейные, интимные.
Необходимо учитывать также темперамент ребенка. Хуже остальных
чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим и
холерическим темпераментом. Холерики, особенно мальчики, нелегко
переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом
порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные
воспитатели делают бесчисленные замечания. Hо труднее всего приходится
медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни
детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А
если воспитатель не понимает проблем такого ребенка и начинает его еще
больше подстегивать, то эмоциональный стресс действует таким образом,
что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым,
безучастным
Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности
адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и
аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные
болезни, то следует бить тревогу. Прежде всего, надо выслушать ребенка.
Однако маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мыли и
чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами.
Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу.
Итак, причины плохой адаптации могут быть разные: во-первых, есть
дети, которые нуждаются в особых условиях, во-вторых, причина может
лежать в поведении воспитателя, не способного принять ребенка и помочь
ему, в-третьих, трудности могут возникнуть из-за поведения родителей,
когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и
неблагополучной
атмосферы
в
семье.
Если настроение ребенка вызывает опасение, следует расспросить его о тех
возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не
обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на
что-то пожаловался – то на это стоит обратить внимание. Естественно, дети
излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда
откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется ходить в садик,
потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он
делает все, чтобы мама его оттуда забрала); случается, что дети просто
фантазируют. Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей
(не
сразу
обвинять,
а
именно
выяснить).
Приходя за ребенком, мама присматривается не только к тому, с кем и
как играет ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можно несколько
раз прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери
слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется
неоднократными обоснованными жалобами ребенка, тогда следует сделать
соответствующий
вывод.
Известно, что легче адаптируются дети общительных, контактных
родителей, которые в детстве сами не испытывали проблем с детским садом.
Подтверждается и обратная картина: если оба родителя не отличаются
общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает
играть
один.
В случае, если адаптация ребенка проходит тяжело и затягивается, надо
подумать, возможно, лучше подождать с детским садом общего типа до 4-5
лет или отдать малыша в игровую группу, где детей немного и есть
специалисты, помогающие малышам адаптироваться. При этом не стоит
выбирать группу, где, "в порядке ускорения" учат малышей иностранному
языку и чтению в ущерб играм, общению, эмоциональному развитию. В
сложных случаях родители могут и должны обращаться к психологам и
психоневрологам, которые работают как в детских садах, так и медико-
психолого-педагогических центрах системы образования
.