Автор: Иванова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ТО Тюменский колледж производственных и социальных технологий
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Методические указания по проведению практической работы
Тема: Охраняемые природные территории Тюменской области
Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
(ГАПОУ ТО «ТКПСТ»)
Н.А. Иванова
Экологические основы природопользования
Методические указания
по выполнению практических работ
Тюмень 2021
Практическая работа № 3
Тема: Охраняемые природные территории Тюменской области
Цель: познакомится с природоохранными территориями РФ и Тюменской области,
выявить основные типы ООПТ на территории Тюменской области.
Перечень средств, используемых при выполнении работы: справочные материалы
«Перечень
ООПТ
Тюменской
области
по
состоянию
на
01.01.2020»,
тетрадь,
учебник «Экологические основы природопользования».
Учебный текст:
ООПТ -
это
участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над
ними,
где
располагаются
природные
комплексы
и
объекты,
имеющие
особое
природоохранное,
научное,
культурное,
эстетическое,
рекреационное,
оздоровительное
значение,
которые
изъяты
решениями
органов
государственной
власти
полностью
или
частично
из
хозяйственного
использования
и
для
них
установлен режим особой охраны.
В
России
важнейшим законодательным актом,
регулирующим отношения в
области организации, охраны и использования ООПТ, является Федеральный закон
«Об особо охраняемых природных территориях», принятый Государственной Думой в
1995 г.
Учитывая зависимость от значимости ООПТ могут находиться в федеральной
собственности и управлении, а могут являться региональной или муниципальной
собственностью.
Различают
следующие
категории
ООПТ:
государственные
природные
заповедники; национальные парки; заказники; памятники природы.
В России система охраняемых территорий формируется уже 100 лет. Одним из
первых был Баргузинский заповедник на Байкале.
Государственный природный заповедник (полный резерват) является наиболее
жесткой формой охраны природы. Он представляют собой территории, полностью
изъятые из хозяйственного использования, а во-вторых, научно - исследовательские
учреждения, имеющие целью сохранение естественного хода природных процессов и
явлений. В них разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность, а в
исключительных случаях - организация
учебно-экологических маршрутов. Иногда
запрещается
даже
уборка
поваленных
и
сухостойных
деревьев,
нарушающая
естественное развитие природных процессов.
Из
общего числа заповедников
особо выделяются
биосферные, входящие в
международную
систему
биосферных
резерватов
и
осуществляющие
глобальный
экологический мониторинг. В России таким международным статусом обладают около
20 % заповедников.
Кроме
территорий,
полностью
закрытых
для
посещения,
крайне
важно
и
создание территорий, доступных для контролируемого посещения. Мировой опыт
говорит, что главное для охраны природы сейчас
- это воспитание экологически
грамотных людей. Важно заметить, что для сочетания охранных и воспитательных
функций создаются национальные парки, являющиеся основной формой охраняемых
территорий в мире (их насчитывается около 2 тыс.).
Национальный
парк
-
это
обширная
территория
(от
нескольких
тысяч
до
нескольких миллионов га), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны,
предназначенные
для
отдыха,
оздоровления,
ближнего
туризма,
пропаганды
экологических знаний.
При
правильной
организации
обслуживания
посетителей
они
могут
давать
хорошие результаты не только в природоохранной, но и в экономической сфере,
частично окупая затраты на свое содержание. Одним из известных национальных
парков является Лосиный остров (Москва).
Кроме заповедников и национальных парков существует также и более мягкие
формы заповедывания, такие как заказники и памятники природы.
Памятники природы - это отдельные природные объекты, имеющие научное,
эстетическое,
культурное
или
воспитательное
значение.
Ими
бывают
необычный
родник, водопад, овраг с редкими видами растений, очень старые деревья, бывшие
«свидетелями»
каких-либо
исторических
событий,
к
примеру,
дубы
в
усадьбе
Коломенское (Москва), сохранившиеся со времен Ивана Грозного.
Заказник – это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних
видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках,
занимаемых
заказниками,
постоянно
или
временно
запрещены
отдельные
виды
хозяйственной
деятельности.
К
примеру,
запрещена
деятельность,
ведущая
к
нарушению
ландшафта
͵
но
должна
быть
разрешена
охота.
Часто
создаются
временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-
либо видов животных.
Заказники и памятники природы хотя и играют положительную роль в деле
поддержки экологического равновесия, но кардинально решить проблему не могут.
Сохранить
можно
лишь
системные
природные
совокупности,
а
не
отдельные
компоненты. Вид без сохранения его местообитания неминуемо исчезнет, причем
потянет за собой цепочку взаимосвязанных с ним видов.
В
целях
сохранения
биологического
и
ландшафтного
разнообразия
и
обеспечения экологической стабильности региона в Тюменской области создана и
развивается система особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
История
формирования
системы
особо
охраняемых
природных
территорий
регионального значения уходит в шестидесятые годы прошлого столетия, когда 25
июля 1963 года решением Тюменского облисполкома были организованы 6 заказников
в Ярковском, Юргинском, Исетском, Вагайском и Тюменском районах. В 1968 году
были созданы первые памятники природы.
По
состоянию
на
01.01.2017 в
области
учреждено
96
особо
охраняемых
природных
территорий
регионального
значения
(36
заказников,
59
памятников
природы и полигон экологического мониторинга), общая площадь которых составляет
828
тыс.
га.
Кроме
того,
на
территории
области
функционирует
2
заказника
федерального значения («Белоозерский» в Армизонском районе и «Тюменский» в
Нижнетавдинском) общей площадью 72 тыс. га.
Постановлением правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 735-п «О
мероприятиях
по
определению
и
резервированию
земель
особо
охраняемых
природных
территорий
регионального
значения»
(в
редакции
от
15.07.2016)
утверждена Схема развития и размещения системы особо охраняемых природных
территорий
регионального
значения
Тюменской области
на
2015-2019
годы: для
государственных нужд для создания ООПТ зарезервированы 29 земельных участков
общей площадью 864724,42 га, на которых расположены уникальные, эталонные,
особо ценные природные комплексы и компоненты.
Задание 1. Используя справочные материалы (перечень ООПТ регионального
значения Тюменской области), посчитайте и запишите, сколько ООПТ регионального
значения располагается в Тюменской области, какие формы ООПТ существуют, а
какие отсутствуют в Тюменской области.
Задание 2. Постройте столбчатые диаграммы «Соотношение площади ООПТ к общей
площади района»
Алгоритм выполнения задания:
1) для построения диаграммы выберите Тюменский, Ялуторовский и Заводоуковский
районы Тюменской области, посчитайте общую площадь ООПТ в каждом из этих
районов;
2) используя данные таб.1 , постойте столбчатую диаграмму и сделайте вывод о
соотношении площади ООПТ к общей площади района.
таблица 1. Площадь районов Тюменской области
Район
Площадь (км кв.)
Тюменский
3689
Ялуторовский
2847
Заводоуковский
2996
Справка:
Чтобы перевести площадь, измеренную в гектарах, в квадратные километры,
разделите количество гектар на 100 (или умножьте на 0,01).
В виде формулы это правило будет выглядеть следующим образом:
Ккк = Кг / 100
или
Ккк = Кг * 0,01
где:
Ккк – количество квадратных километров, Кг – количество гектаров.
Пример: площадь поля составляет 10 гектар.
Решение: 10 * 0,01 = 0,1.
Ответ: площадь поля – 0,1 квадратного километра.
Форма отчета
Работа
выполняется
письменно
в
тетради,
оценивается
в
соответствии
со
следующими критериями:
Отметка "5"
Практическая
работа
выполнена
в
полном
объеме
с
соблюдением
необходимой
последовательности.
Студенты
работали
полностью
самостоятельно: подобрали необходимые
для
выполнения
предлагаемых
работ
источники знаний,
показали
необходимые
для
проведения
практических
работ
теоретические
знания,
практические
умения
и
навыки.
Работа
оформлена
аккуратно,
в
оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на
правильность конечного результата.
Использованы указанные преподавателем источники знаний, таблицы из приложения к
учебнику,
страницы
из
статистических
сборников.
Работа
показала
знание
основного
теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения
работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена студентами с помощью преподавателя или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу студентов. На выполне-
ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты
показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе
со статистическими материалами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда студенты оказались не подготовленными к выполнению
этой работы. Полученные результаты
не
позволяют
сделать
правильных
выводов
и полностью
расходятся
с
поставленной
целью.
Обнаружено
плохое
знание
теоретического
материала
и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо
подготовленных студентов неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.