Автор: Скоробогатская Анна Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №133 компенсирующего вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Последовательность формирования навыков самообслуживания для детей раннего возраста от 1 до 2-х лет с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
Последовательность формирования навыков самообслуживания
для детей
раннего возраста от 1 до 2-х лет с нарушением зрения
Оборудование: яркая, прочная, легкая чашка.
Алгоритм обучения пить из чашки (1 этап)
1. Наполнить чашку водой.
2. Поднести чашку ко рту и дать ему налить небольшое количество воды в рот. Сказать:
«Хорошо! Ты пьешь из чашки!»
3. Поставить чашку на стол и дать ребенку время проглотить воду.
4. После того как он сделает четыре или пять глотков, поставить чашку на стол и сделать
небольшой перерыв.
5. Повторять все пункты этой части программы до тех пор, пока ребенок не закончит пить.
Так поить ребенка до тех пор, пока не почувствуете, что ребенок усвоил всю последовательность
действий во время питья из чашки.
Алгоритм обучения пить из чашки (2 этап)
1. Положив свои руки на руки ребенка, обхватить чашку двумя руками. Поднести чашку ко
рту и налить небольшое количество воды. Позволить ему проглотить, поставить чашку на стол.
Отпустить руки. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»
2. Убрать свои руки в тот момент, когда чашка будет примерно по середине пути ко рту.
Пусть ребенок сам донесет ее до рта, отопьет (можно поддержать снизу) и пронесет полпути назад к
столу. Затем снова положить свои руки на руки ребенка и помочь ему возвратить чашку на стол.
Сказать: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»
3. Отпустить руки ребенка, как только помогли ему обхватить и поднять чашку. Дайте ему
самому донести чашку до рта, отпить и проглотить ее содержимое, и поставить чашку на стол.
Сказать: «Молодец! Ты сам пьешь из чашки!»
4. Постепенно убираем одну руку. Повторяем пункты 1-3, но только одной рукой, держа
чашку за ручку. При обучении слепого или слабовидящего ребенка пить из чашки держа ее одной
рукой, необходимо научить свободной рукой сначала найти свободную площадь стола (Сказать:
«Вот стол. Ставим чашку на стол.») и только потом ставить чашку.
5. Продолжаем держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор, пока он не научится
наливать в рот небольшое количество воды сам с почти незаметной помощью. После этого
придерживать уже не его руку, а запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. Со временем
совсем отпустить руку ребенка, и он все будет делать сам.