Автор: Жеронкина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Одуванчик"
Населённый пункт: город Балашов Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД "Растения Прихопёрья"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по экологии в старшей группе
Тема: Растения Прихопёрья
Цель: Уточнить и расширить знания детей о растениях луга и происходящих
с ними изменениях осенью.
Задачи:
- Продолжить знакомить детей с растениями родного края, уточнить и
расширить знания детей о растениях луга. Уточнить представления детей об
отличии живых и неживых предметов, о группах растений (деревья, кусты,
травы), условиях, необходимых для жизни растений (воздух, вода, свет,
тепло, почва).
- Развивать у детей умение сравнивать, анализировать, устанавливать
простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение по
существенным признакам, используя модель. Развивать практические умения
детей по посадке и уходу за растениями.
- Воспитывать интерес и любовь к природе, созидательное и ответственное
отношение к живому существу – растению – при его посадке и выращивании.
Предварительная работа: Изготовление книги «Растения Прихоперья»,
цикл наблюдений за деревьями и кустарниками (фотографирование березы и
черемухи), опытно-экспериментальная деятельность «исследование семян
ели, клена, черемухи, рябины», изобразительная деятельность «Осеннее
дерево, кустарник».
Материалы: Самодельная книга «Растения Прихоперья», компьютер,
проектор, презентации «Растения луга», «Береза осенью», «Черемуха»,
игрушка «Одуванчик», карточки с иллюстрациями растений луга (страницы
книги), емкость с водой, кусочек ворсистой ткани, набор различных семян,
лупа, таблица опытно-экспериментальной деятельности, синие и красные
магниты, подносы, маркированные стаканчики с землей, желуди, влажные
салфетки, лейки с водой.
Содержание НОД:
В группе воспитатель сообщает детям, что книга «Растения
Прихоперья» приготовила для них сюрприз. (В книге находится план
движения, который приводит детей в музыкальный зал).
В музыкальном зале детей встречает игрушка «Одуванчик».
Одуванчик: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы собираете Книгу
«Растения Прихоперья», но еще не все страницы собраны. Я предлагаю вам
отправиться в путешествие по удивительному царству растений и завершить
Книгу. Хотите? (ответы детей). Но сначала расскажите, что вы знаете о
нашем царстве – царстве растений? (ответы детей)
Одуванчик: В нашем царстве есть три народа, три вида жителей. Я
покажу вам их флаги, а вы догадайтесь, как они называются (на 3-х
картинках – флагах изображены силуэты 1- дерева,2- куста, 3- травянистого
растения).
Одуванчик: Все три народа нашего царства – деревья, кусты, травы
живут рядом друг с другом. Они чем-то похожи, но и отличаются друг от
друга. Посмотрите, чем похожи деревья, кусты и травы? (ответы детей)
Одуванчик: Да, у всех у них есть подземные корни, ствол (стебель),
листья, цветы и плоды. Скажите, а чем же отличаются деревья, кусты и травы
друг от друга? (ответы детей)
Одуванчик: Ну вот, ребята, вы уже многое знаете про растения. Пора
отправляться на поиски страниц для вашей книги. Как вы думаете, где можно
встретить много разных трав?(ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на луг, чтобы встретиться с
уже знакомыми нам растениями и, возможно, познакомиться с новыми
Физминутка «Поход на луг»
На луг отправимся гулять, будем весело шагать
По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом,
На носочки встали и к лугу побежали,
Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем
И снова по дорожке мы весело шагаем.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, лютик, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево.
Воспитатель: Как же здесь красиво!
Рассматривают растения на экране проектора, рассказывают об уже
знакомых, слушают воспитателя о новых травах.
Подвижная игра «На лугу»
Н-р: «Раз, два, три – подорожник найди!» и т.д.
Игра «Определи растение по описанию»:
А ,сейчас, ребята, я превращу вас в цветы или травы, а вы попробуйте
отгадать, каким растением луга вы стали. Воспитатель надевает на голову
ребенка шапочку с изображением травянистого растения (н-р: подорожник) и
говорит: Тебя можно встретить около дороги, твои листочки помогают
заживить рану, семена очень любят птицы,.. Ребенок отгадывает.
Как мы хорошо провели время на лугу! Посмотрите, сколько страниц
мы добавим в нашу книгу по возвращению в детский сад.
Возвращаемся в д/с:
Ногою топнем,
В ладоши хлопнем.
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Пока!»
В детский сад возвращаться пора.
Воспитатель: Ребята, книга благодарит вас, за то, что вы ее завершили
страничками о травянистых растениях. Но давайте посмотрим в окно, разве
сейчас мы можем увидеть столько красивых цветущих трав? (ответы детей).
Почему мы их не встретим? Что сейчас происходит в природе? (ответы
детей). Да ребята, осенью дни становятся все короче и холоднее. Растения –
живые – они чувствуют недостаток тепла и света, поэтому жухнут,
сбрасывают листву, не цветут. Давайте посмотрим, что происходило
последнее время с растениями на нашем участке. (просмотр фотографий на
экране)
Воспитатель: Да, ребята, растения готовятся к зиме. У деревьев и
кустов опадает листва, питательные соки по стволу и ветвям движутся очень
медленно, они засыпают. У трав нет защитной коры на стебле, поэтому вся
верхняя надземная часть отмирает, живым остается только корень, который
пустит новые ростки весной, когда станет теплее, увеличится световой день.
Но сейчас, осенью с растениями происходит еще что-то очень интересное.
Хотите узнать? (ответы детей).
Воспитатель собирает детей вокруг стола.
А сейчас я открою вам большой секрет! Осенью у растений на месте
цветов появляются плоды с семенами – их детками. У растений очень много
семян, все они спят и не оживают до тех пор, пока не попадут в
благоприятные условия. Как вы думаете, что им нужно, чтобы ожить?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, но еще каждому растению хочется, чтобы его семена
попали как можно дальше от него (ведь ему нужны свет, питание, влага),
рядом с растением – мамой ему будет этого не хватать. Но ног у растений
нет. Оно не может отнести свои семена и посадить. Что придумала мудрая
природа? (ответы детей). Воспитатель обобщает.
А давайте поэкспериментируем и узнаем, какие помощники есть у
растений. Помните, мы с вами определяли помощников у деревьев? А сейчас
познакомимся с семенами трав.
Проводится опыт. Итоги опыта отражаются в таблице. Воспитатель
сообщает, что такой эксперимент с семенами разных растений теперь можно
будет проводить в группе в уголке экспериментирования.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу книгу, теперь она полная, в
ней есть страницы и о деревьях, и о кустах, и о травах. Ой, посмотрите, в
книге появился подарок для вас – мешочек с желудями из леса. От какого
растения эти семена? (ответы детей). А вы хотите попробовать разбудить
деток дуба, чтобы они проснулись, ожили и начали расти? (ответы детей).
Что для этого нужно сделать? (ответы детей).
Посадка желудей в индивидуальные маркированные стаканчики.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас теперь будет свое маленькое
растение. Доброе сердце и заботливые руки смогут вырастить из маленького
желудя большое дерево. Когда росточки окрепнут, вы заберете их домой и
посадите там, где захотите.
-Давайте поблагодарим одуванчика, за то, что помог нам завершить
нашу книгу. Скажите ему, что вам было интересно узнать и сделать во время
нашего путешествия.
Рефлексия
Давайте возьмем стаканчики в группу, поставим их на окошко, чтобы
они получали побольше солнечного света.
Книга о растениях родного края теперь будет жить с нами в группе, мы
сможем открывать ее и путешествовать по царству растений.