Напоминание

НОД "Растения Прихопёрья"


Автор: Жеронкина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Одуванчик"
Населённый пункт: город Балашов Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД "Растения Прихопёрья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по экологии в старшей группе

Тема: Растения Прихопёрья

Цель: Уточнить и расширить знания детей о растениях луга и происходящих

с ними изменениях осенью.

Задачи:

- Продолжить знакомить детей с растениями родного края, уточнить и

расширить знания детей о растениях луга. Уточнить представления детей об

отличии живых и неживых предметов, о группах растений (деревья, кусты,

травы), условиях, необходимых для жизни растений (воздух, вода, свет,

тепло, почва).

- Развивать у детей умение сравнивать, анализировать, устанавливать

простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение по

существенным признакам, используя модель. Развивать практические умения

детей по посадке и уходу за растениями.

- Воспитывать интерес и любовь к природе, созидательное и ответственное

отношение к живому существу – растению – при его посадке и выращивании.

Предварительная работа: Изготовление книги «Растения Прихоперья»,

цикл наблюдений за деревьями и кустарниками (фотографирование березы и

черемухи), опытно-экспериментальная деятельность «исследование семян

ели, клена, черемухи, рябины», изобразительная деятельность «Осеннее

дерево, кустарник».

Материалы: Самодельная книга «Растения Прихоперья», компьютер,

проектор, презентации «Растения луга», «Береза осенью», «Черемуха»,

игрушка «Одуванчик», карточки с иллюстрациями растений луга (страницы

книги), емкость с водой, кусочек ворсистой ткани, набор различных семян,

лупа, таблица опытно-экспериментальной деятельности, синие и красные

магниты, подносы, маркированные стаканчики с землей, желуди, влажные

салфетки, лейки с водой.

Содержание НОД:

В группе воспитатель сообщает детям, что книга «Растения

Прихоперья» приготовила для них сюрприз. (В книге находится план

движения, который приводит детей в музыкальный зал).

В музыкальном зале детей встречает игрушка «Одуванчик».

Одуванчик: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы собираете Книгу

«Растения Прихоперья», но еще не все страницы собраны. Я предлагаю вам

отправиться в путешествие по удивительному царству растений и завершить

Книгу. Хотите? (ответы детей). Но сначала расскажите, что вы знаете о

нашем царстве – царстве растений? (ответы детей)

Одуванчик: В нашем царстве есть три народа, три вида жителей. Я

покажу вам их флаги, а вы догадайтесь, как они называются (на 3-х

картинках – флагах изображены силуэты 1- дерева,2- куста, 3- травянистого

растения).

Одуванчик: Все три народа нашего царства – деревья, кусты, травы

живут рядом друг с другом. Они чем-то похожи, но и отличаются друг от

друга. Посмотрите, чем похожи деревья, кусты и травы? (ответы детей)

Одуванчик: Да, у всех у них есть подземные корни, ствол (стебель),

листья, цветы и плоды. Скажите, а чем же отличаются деревья, кусты и травы

друг от друга? (ответы детей)

Одуванчик: Ну вот, ребята, вы уже многое знаете про растения. Пора

отправляться на поиски страниц для вашей книги. Как вы думаете, где можно

встретить много разных трав?(ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на луг, чтобы встретиться с

уже знакомыми нам растениями и, возможно, познакомиться с новыми

Физминутка «Поход на луг»

На луг отправимся гулять, будем весело шагать

По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом,

На носочки встали и к лугу побежали,

Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем

И снова по дорожке мы весело шагаем.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,

Медуница, лютик, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево.

Воспитатель: Как же здесь красиво!

Рассматривают растения на экране проектора, рассказывают об уже

знакомых, слушают воспитателя о новых травах.

Подвижная игра «На лугу»

Н-р: «Раз, два, три – подорожник найди!» и т.д.

Игра «Определи растение по описанию»:

А ,сейчас, ребята, я превращу вас в цветы или травы, а вы попробуйте

отгадать, каким растением луга вы стали. Воспитатель надевает на голову

ребенка шапочку с изображением травянистого растения (н-р: подорожник) и

говорит: Тебя можно встретить около дороги, твои листочки помогают

заживить рану, семена очень любят птицы,.. Ребенок отгадывает.

Как мы хорошо провели время на лугу! Посмотрите, сколько страниц

мы добавим в нашу книгу по возвращению в детский сад.

Возвращаемся в д/с:

Ногою топнем,

В ладоши хлопнем.

Покружимся, повернёмся,

Дружно за руки возьмёмся.

Глаза закроем, скажем: «Пока!»

В детский сад возвращаться пора.

Воспитатель: Ребята, книга благодарит вас, за то, что вы ее завершили

страничками о травянистых растениях. Но давайте посмотрим в окно, разве

сейчас мы можем увидеть столько красивых цветущих трав? (ответы детей).

Почему мы их не встретим? Что сейчас происходит в природе? (ответы

детей). Да ребята, осенью дни становятся все короче и холоднее. Растения –

живые – они чувствуют недостаток тепла и света, поэтому жухнут,

сбрасывают листву, не цветут. Давайте посмотрим, что происходило

последнее время с растениями на нашем участке. (просмотр фотографий на

экране)

Воспитатель: Да, ребята, растения готовятся к зиме. У деревьев и

кустов опадает листва, питательные соки по стволу и ветвям движутся очень

медленно, они засыпают. У трав нет защитной коры на стебле, поэтому вся

верхняя надземная часть отмирает, живым остается только корень, который

пустит новые ростки весной, когда станет теплее, увеличится световой день.

Но сейчас, осенью с растениями происходит еще что-то очень интересное.

Хотите узнать? (ответы детей).

Воспитатель собирает детей вокруг стола.

А сейчас я открою вам большой секрет! Осенью у растений на месте

цветов появляются плоды с семенами – их детками. У растений очень много

семян, все они спят и не оживают до тех пор, пока не попадут в

благоприятные условия. Как вы думаете, что им нужно, чтобы ожить?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, но еще каждому растению хочется, чтобы его семена

попали как можно дальше от него (ведь ему нужны свет, питание, влага),

рядом с растением – мамой ему будет этого не хватать. Но ног у растений

нет. Оно не может отнести свои семена и посадить. Что придумала мудрая

природа? (ответы детей). Воспитатель обобщает.

А давайте поэкспериментируем и узнаем, какие помощники есть у

растений. Помните, мы с вами определяли помощников у деревьев? А сейчас

познакомимся с семенами трав.

Проводится опыт. Итоги опыта отражаются в таблице. Воспитатель

сообщает, что такой эксперимент с семенами разных растений теперь можно

будет проводить в группе в уголке экспериментирования.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу книгу, теперь она полная, в

ней есть страницы и о деревьях, и о кустах, и о травах. Ой, посмотрите, в

книге появился подарок для вас – мешочек с желудями из леса. От какого

растения эти семена? (ответы детей). А вы хотите попробовать разбудить

деток дуба, чтобы они проснулись, ожили и начали расти? (ответы детей).

Что для этого нужно сделать? (ответы детей).

Посадка желудей в индивидуальные маркированные стаканчики.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас теперь будет свое маленькое

растение. Доброе сердце и заботливые руки смогут вырастить из маленького

желудя большое дерево. Когда росточки окрепнут, вы заберете их домой и

посадите там, где захотите.

-Давайте поблагодарим одуванчика, за то, что помог нам завершить

нашу книгу. Скажите ему, что вам было интересно узнать и сделать во время

нашего путешествия.

Рефлексия

Давайте возьмем стаканчики в группу, поставим их на окошко, чтобы

они получали побольше солнечного света.

Книга о растениях родного края теперь будет жить с нами в группе, мы

сможем открывать ее и путешествовать по царству растений.



В раздел образования