Автор: Филимонова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №5 "Ромашка"
Населённый пункт: Саратовская область, п.Светлый
Наименование материала: статья
Тема: "Растим юных патриотов"
Раздел: дошкольное образование
«Растим юных патриотов» ( из опыта работы по нравственно –
патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем
общего образования, играет важную и значимую роль в нравственно –
патриотическом воспитании дошкольников. Как социальный институт
детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на
возрождение национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с
семьей приобщать детей к богатствам языка, культуры, духовным ценностям
своего народа. Начала патриотических чувств, заложенных в дошкольном
детстве, получают свое развитие в следующих звеньях образования.
В ФГОС ДО ключевым принципом служит поддержка разнообразия детства,
предполагающая развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и
сверстниками различных видах деятельности. Там же подчеркивается
необходимость работы по нравственно - патриотическому воспитанию
дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей,
национальной культуры и традиций народа.
Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные
технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Шагая
в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции
педагогической практики, создаю необходимые условия для того, чтобы
каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться
в современном обществе. Благодаря систематической, целенаправленной
работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми
ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими
причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими
Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к
выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших
ребят сегодня, завтра даст свои результаты. Об этом должен помнить
каждый педагог, осуществляющий деятельность в нравственно –
патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Мной разработан календарно – тематический план, который я использую в
работе с детьми старшего дошкольного возраста. В плане выделены
основные сферы деятельности, направленные на нравственно –
патриотическое воспитание дошкольников. Темы мероприятий определяются
задачами, которые необходимо решать в ходе реализации данной
деятельности. Данная работа предполагает взаимодействие с родителями и
социальными партнерами.
Дата
Тема
мероприятия
Задачи
Взаимодействие с
родителями,
социальными
партнерами
Детская
деятельность
Сентябр
ь
Сфера :
«Моя
семья»
Тема: «Мои
самые
близкие
люди»
Тема: «Мои
родители –
моя
гордость»
Тема:
«Традиции
моей семьи»
Тема: «Мы в
семье
любимы
всеми»
Углублять
представления детей о
семье; расширять
представления об
изменении позиции
человека в связи с
взрослением;
воспитывать
стремление доставлять
радость близким,
внимательное
отношение к ним.
Совместные
праздники, досуги,
развлечения;
организация
экскурсий в музеи,
к историческим
памятникам;
тематические
выставки и
конкурсы.
Чтение
художественной
литературы;
сюжетно –
ролевые игры;
продуктивная
деятельность;
творческие
гостиные.
Октябрь
Сфера:
«Мой
любимый
детский сад»
Тема: «Мой
детский сад
-«Ромашка»
Тема: «Как
живете,
дети?»
Тема: «Я в
кругу своих
друзей»
Тема: «Наши
славные
дела»
Развивать дружеские
взаимоотношения
между детьми;
самостоятельность и
инициативу;
воспитывать заботливое
отношение к
сверстникам,
стремление быть
полезным
окружающим;
формировать желание
следовать в своих
поступках
положительному
примеру
Совместные
праздники,
развлечения,
досуги,
литературные
гостиные; акции:
«День добрых
дел», «Деревце,
расти»,
«Украшаем
детский сад»;
Экскурсии в
музыкальную
школу, дом
детского
творчества.
Театрализованн
ая деятельность;
сюжетно –
ролевые игры;
подвижные
игры;
продуктивная
деятельность:
«Портрет моего
друга»,
«Подарки
малышам»;
ситуативное
общение;
утренний и
вечерний круг;
коммуникативн
ые игры.
Ноябрь
Сфера:
Обеспечить
Экскурсии в музеи
Сюжетно –
«Мой край
родной»
Тема: «Я
живу в
поселке
«Светлый»
Тема:
«Любим
родной
Саратовский
край»
Тема:
«История и
культура
родного
края»
Тема: «Волга
– матушка»
разностороннее
представление о малой
Родине; обогащать
знания детей о своем
поселке, Саратовском
крае, его истории и
культуре; воспитывать
любовь к родному
краю, уважение к
своему народу.
и по городу;
знакомство с
памятниками
архитектуры;
совместные
тематические
выставки и
конкурсы.
ролевая игра
«Путешествие
по родному
городу»;
литературная
гостиная
«Знаменитые
люди нашей
области»;
викторина
«Край
Саратовский»;
создание макета
«Волга –
красавица»
Декабрь
Сфера: «Я
живу в
России»
Тема:
«Москва –
столица
нашей
родины»
Тема:
«Народы
нашей
страны»
Тема:
«Культура и
традиции
русского
народа»
Тема:
«Россия –
щедрая
душа»
Формировать
представления о том,
что наша огромная,
многонациональная
страна называется
Российской федерацией,
в ней много городов и
сел; познакомить с
Москвой – столицей
нашей Родины, ее
достопримечательностя
ми; воспитывать
любовь к родине,
культуре, традициям.
Совместные
тематические
праздники,
фольклорные
развлечения;
Тематические
досуги;
этнографическа
я викторина;
творческие
конкурсы;
тематические
презентации;
рассматривание
иллюстраций,
книг, наборов
открыток,
журналов.
Январь
Сфера:
«Праздники
России»
Формировать
представление детей о
национальных и
Социокультурные
мероприятия;
экскурсии;
Утренники,
развлечения,
досуги;
Тема:
Национальн
ые
традиционны
е праздники»
Тема: «Об
истории
русских
праздников»
традиционных
праздниках;
воспитывать
патриотические
чувства.
совместные
досуги.
тематические
беседы;
просмотр
презентаций.
Февраль
Сфера:
«Служу
Отечеству»
Тема: «Наша
армия
сильна»
Тема:
«Много в
армии
профессий»
Тема: «Я –
будущий
солдат»
Тема:
«Богатыри
земли
русской»
Продолжать расширять
представления детей о
Российской армии;
формировать
представления о
трудной, но почетной
обязанности защищать
родину, охранять ее
спокойствие и
безопасность.
Экскурсии в
военную часть,
музей боевой
славы; совместные
спортивные
развлечения;
тематические
гостиные с
приглашением
военнослужащих
Утренник,
посвященный
дню защитника
Отечества;
сюжетно –
ролевые игры;
чтение
художественной
литературы по
теме;
спортивные
эстафеты;
ситуативные
беседы;
продуктивная
деятельность.
Март
Сфера: «В
мире
прекрасного
»
Тема: «Я
поведу тебя в
музей»
Тема:
«Памятники
истории и
культуры»
Тема: «Я –
благодарный
зритель»
Тема:
«Умелые
руки, не
знают скуки»
Совершенствовать
представления детей об
искусстве, приобщать
детей к национальной
культуре; воспитывать
эстетическое
восприятие
произведений
искусства.
Экскурсии в
музеи; посещение
театров; встречи
со знаменитыми
людьми;
организация
выставок;
ярмарки.
Театрализованн
ая деятельность;
продуктивная
деятельность;
знакомство с
живописью.
Архитектурой.
Апрель
Сфера:
«Мои права
и
обязанности
»
Тема: «Я –
ребенок,
имею право»
Тема: «Мои
обязанности»
Тема: «Мои
поступки»
Тема: «Мы
все разные»
Развивать умения
выполнять
установленные нормы
поведения, быть
корректным
собеседником;
формировать
представления о правах,
об обязанностях;
развивать стремление
радовать окружающих
хорошими поступками;
воспитывать
толерантность.
Встреча с
инспектором по
делам
несовершеннолетн
их детей; встреча с
инспектором ПДД;
экскурсия в ОВД
Сюжетно –
ролевые игры
по ПДД;
тематические
развлечения,
досуги;
ситуативное
общение;
изучение
декларации по
правам ребенка;
беседы.
Май
Сфера:
«Этот
славный
день
Победы»
Тема:
«Поклонимся
великим тем
годам»
Тема: «Их
помнит вся
страна»
Тема:
«Города не
меркнувшей
славы»
Тема: «Дети
– герои
Великой
Отечественн
ой войны»
Уточнять и расширять
представления детей о
Великой отечественной
войне; воспитывать
уважение к воинам –
победителям;
формировать
уважительное
отношение к старшему
поколению
Экскурсии к
памятникам;
организация
встреч с
ветеранами
Великой
Отечественной
войны; участие в
акциях
«Бессмертный
полк», «Окна
Победы».
Тематический
утренник;
проект «День
Победы»;
продуктивная
деятельность:
«Открытка ко
Дню Победы»,
изготовление
макета «Боевая
техника»;
чтение
художественной
литературы;
инсценировка
«Перед боем»;
возложение
цветов к
памятникам.
Данная работа позволяет расширять кругозор детей, сформировать
разносторонние представления о социальной действительности, заложит
основы нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.