Напоминание

Актуальные проблемы и тенденции современного менеджмента


Автор: Воинова Яна Викторовна
Должность: преподаватель дисциплин экономического цикла
Учебное заведение: филиал КГА ПОУ "Энергетический колледж"
Населённый пункт: город Артем, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные проблемы и тенденции современного менеджмента
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Автор - преподаватель экономических дисциплин высшей категории

Воинова Я.В.

Современный период экономического развития сопровождается ломкой ста-

рой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного госу-

дарства в демократическое, в области управления – заменой административно-

командной системы рыночной. Необходимым условием этих изменений является

постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе

всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта.

Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам мене-

джмента, его становлению и развитию. Термин «менеджмент» (management)

американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В

русском переводе этот термин употребляется как аналог понятия «управление»

применительно к различным организациям (коммерческим и некоммерческим),

осуществляющим свою деятельность в различных сферах экономики [1].

Предметом исследования в данной работе является изучение актуальных

проблем и основных тенденций развития, связанных с современным менеджмен-

том.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной

экономики без правильного выбора стратегии развития и эффективного управле-

ния производственными процессами и персоналом, предприятие (организация)

не сможет эффективно функционировать и быть конкурентоспособным.

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с

одной стороны, единоначалия, а с другой – самоуправления группы. Власть –

это возможность влиять на поведение других. Влияние – это поведение одного

человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого

человека. Выбор методов влияния на подчиненных составляет основу мене-

джмента.[3]. Для выбора правильных методов влияния руководитель получает,

преобразует, анализирует и использует различные виды информации, благодаря

которым он имеет возможность выбрать правильный способ влияния и стиль ру-

ководства. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было про-

ведено Куртом Левиным. Его типология индивидуальных стилей руководства,

разработанная еще в 30-е годы, остается до сих пор самой популярной. К.Левин

сводит все стили к трем основным видам (таблица 1).

Таблица 1 - Стили руководства, используемые менеджером в управленческой де-

ятельности

Стили

руководства

Характеристика стиля

Авторитар-

ное

руководство

Характеризуется высокой степенью единоличной власти руко-

водителя. Подчиненным предоставляет лишь минимум инфор-

мации. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются.

Голос руководителя является решающим, а его позиция нахо-

дится вне группы.

Демократи-

ческое руко-

водство

Характеризуется разделением власти и участием работников в

управлении, при этом ответственность не концентрируется, а

распределяется в соответствии с переданными полномочиями.

Позиция руководителя – внутри группы, то есть руководитель

ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может

при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам.

Либеральное

руководство

Подчиненные получают почти полную свободу по выработке

решений и сами же свою работу контролируют. Либеральный

стиль характеризуется стандартно-формальным тоном, отсут-

ствием похвалы и порицаний. Позиция руководителя – в сторо-

не от группы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что предметом труда менеджера

кроме информации являются еще и отношения в коллективе. Деятельность по

налаживанию этих отношений носит профессиональный характер [5]. Это и

определяет необходимость профессиональной подготовки и отбора работников

для системы управления, знания теоретических положений и изучения практики

управленческой деятельности.

Актуальные проблемы современного менеджмента

Первая главная проблема российского менеджмента – проблема качества

управленческих кадров. Хотя эта специальность появилась в вузах России,

проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей

имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономи-

ки.

Вторая главная проблема российского менеджмента – коррумпированность

современной экономики РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить менедже-

ров в государственных экономических структурах и менеджеров частных компа-

ний.

Третья проблема – избыточная численность государственных управленцев,

непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата.

Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России - управ-

ление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-

менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными

компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках [4].

Тенденции современного менеджмента

В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития совре-

менного менеджмента: бурное развитие получает культура организации; страте-

гическое управление и стратегическое планирование находят своем применение

во все более широком спектре социальных приложений; методы и технологии

современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, рас-

пространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор;

формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.

Коротко остановимся на этих тенденциях. Культура организации сейчас все

больше рассматривается как важный фактор прибыли и конкурентоспособности,

коммерческой организации, как фактор успеха, эффективности деятельности, а

подчас и выживаемости некоммерческой организации. Стратегическое планиро-

вание - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс

выбора целей организации и путей их достижения. Такое планирование обеспе-

чивает основу для всех управленческих решений, функции организации, моти-

вации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Проеци-

руя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отме-

тить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для

российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как меж-

ду собой так и с иностранными корпорациями [2].

Еще одной тенденцией развития менеджмента сегодня становится распро-

странение концепций, методов и моделей управления, доказывающих свою эф-

фективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. В

заключение хочется отметить, что современный менеджмент должен способ-

ствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле

средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных

цен.

Список литературы

1.

Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 270 с.

2.

Котлер Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. Е.М. Пеньковой. – М.: Про-

гресс, 2019. – 530 с.

3.

Омаров А.М. Предприимчивость руководителя. – М.: Политиздат, 2018. –

309 с.

4.

Паршина Ю.Э. Стратегия и тактика гибкого управления. – М.: Финансы и

статистика. 2018. – 230 с.

5.

Старобинский З.Е. Как управлять персоналом. – М.: ЗАО, 2020 – 270 с.



В раздел образования