Автор: Воинова Яна Викторовна
Должность: преподаватель дисциплин экономического цикла
Учебное заведение: филиал КГА ПОУ "Энергетический колледж"
Населённый пункт: город Артем, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные проблемы и тенденции современного менеджмента
Раздел: среднее профессиональное
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Автор - преподаватель экономических дисциплин высшей категории
Воинова Я.В.
Современный период экономического развития сопровождается ломкой ста-
рой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного госу-
дарства в демократическое, в области управления – заменой административно-
командной системы рыночной. Необходимым условием этих изменений является
постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе
всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта.
Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам мене-
джмента, его становлению и развитию. Термин «менеджмент» (management)
американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В
русском переводе этот термин употребляется как аналог понятия «управление»
применительно к различным организациям (коммерческим и некоммерческим),
осуществляющим свою деятельность в различных сферах экономики [1].
Предметом исследования в данной работе является изучение актуальных
проблем и основных тенденций развития, связанных с современным менеджмен-
том.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной
экономики без правильного выбора стратегии развития и эффективного управле-
ния производственными процессами и персоналом, предприятие (организация)
не сможет эффективно функционировать и быть конкурентоспособным.
Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с
одной стороны, единоначалия, а с другой – самоуправления группы. Власть –
это возможность влиять на поведение других. Влияние – это поведение одного
человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого
человека. Выбор методов влияния на подчиненных составляет основу мене-
джмента.[3]. Для выбора правильных методов влияния руководитель получает,
преобразует, анализирует и использует различные виды информации, благодаря
которым он имеет возможность выбрать правильный способ влияния и стиль ру-
ководства. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было про-
ведено Куртом Левиным. Его типология индивидуальных стилей руководства,
разработанная еще в 30-е годы, остается до сих пор самой популярной. К.Левин
сводит все стили к трем основным видам (таблица 1).
Таблица 1 - Стили руководства, используемые менеджером в управленческой де-
ятельности
Стили
руководства
Характеристика стиля
Авторитар-
ное
руководство
Характеризуется высокой степенью единоличной власти руко-
водителя. Подчиненным предоставляет лишь минимум инфор-
мации. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются.
Голос руководителя является решающим, а его позиция нахо-
дится вне группы.
Демократи-
ческое руко-
водство
Характеризуется разделением власти и участием работников в
управлении, при этом ответственность не концентрируется, а
распределяется в соответствии с переданными полномочиями.
Позиция руководителя – внутри группы, то есть руководитель
ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может
при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам.
Либеральное
руководство
Подчиненные получают почти полную свободу по выработке
решений и сами же свою работу контролируют. Либеральный
стиль характеризуется стандартно-формальным тоном, отсут-
ствием похвалы и порицаний. Позиция руководителя – в сторо-
не от группы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что предметом труда менеджера
кроме информации являются еще и отношения в коллективе. Деятельность по
налаживанию этих отношений носит профессиональный характер [5]. Это и
определяет необходимость профессиональной подготовки и отбора работников
для системы управления, знания теоретических положений и изучения практики
управленческой деятельности.
Актуальные проблемы современного менеджмента
Первая главная проблема российского менеджмента – проблема качества
управленческих кадров. Хотя эта специальность появилась в вузах России,
проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей
имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономи-
ки.
Вторая главная проблема российского менеджмента – коррумпированность
современной экономики РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить менедже-
ров в государственных экономических структурах и менеджеров частных компа-
ний.
Третья проблема – избыточная численность государственных управленцев,
непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата.
Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России - управ-
ление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-
менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными
компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках [4].
Тенденции современного менеджмента
В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития совре-
менного менеджмента: бурное развитие получает культура организации; страте-
гическое управление и стратегическое планирование находят своем применение
во все более широком спектре социальных приложений; методы и технологии
современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, рас-
пространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор;
формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.
Коротко остановимся на этих тенденциях. Культура организации сейчас все
больше рассматривается как важный фактор прибыли и конкурентоспособности,
коммерческой организации, как фактор успеха, эффективности деятельности, а
подчас и выживаемости некоммерческой организации. Стратегическое планиро-
вание - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс
выбора целей организации и путей их достижения. Такое планирование обеспе-
чивает основу для всех управленческих решений, функции организации, моти-
вации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Проеци-
руя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отме-
тить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для
российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как меж-
ду собой так и с иностранными корпорациями [2].
Еще одной тенденцией развития менеджмента сегодня становится распро-
странение концепций, методов и моделей управления, доказывающих свою эф-
фективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. В
заключение хочется отметить, что современный менеджмент должен способ-
ствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле
средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных
цен.
Список литературы
1.
Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 270 с.
2.
Котлер Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. Е.М. Пеньковой. – М.: Про-
гресс, 2019. – 530 с.
3.
Омаров А.М. Предприимчивость руководителя. – М.: Политиздат, 2018. –
309 с.
4.
Паршина Ю.Э. Стратегия и тактика гибкого управления. – М.: Финансы и
статистика. 2018. – 230 с.
5.
Старобинский З.Е. Как управлять персоналом. – М.: ЗАО, 2020 – 270 с.