Автор: Баданова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель лопедической группы
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 193"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: НОД
Тема: "Дикие животные нашего леса"
Раздел: дошкольное образование
Непосредственная образовательная деятельность
«Дикие животные нашего леса»
Цель: Продолжать упражнять детей в составлении рассказов – описания, используя
схему.
Задачи:
- закрепления навыков построения простого распространенного предложения в
процессе составления рассказа;
- развивать грамматически правильную речь: закреплять умение согласовывать
существительное с прилагательным, формировать умение образовывать
притяжательные прилагательные от существительных;
- Расширять представления детей о диких животных: их части тела, питание, жильё,
закрепить названия детёнышей;
- обогащать словарь детей;
- Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику;
- продолжать знакомить детей с правилами поведения в лесу;
- воспитывать интерес к природе родного края.
Оборудование: предметные картинки, схема для описательного рассказа, разрезные
картинки, трафареты животных (заяц, медведь. Волк, лиса, белка, ёж), картинки с
изображение жилища животных, рис, горох, и т.д., цветные карандаши, пластилин
трубочка, доска.
Предварительная работа: Чтение В.Г. Герасимов «Животный мир нашей родины».
Ход
- Я Фея леса. Я очень долго к вам шла. У меня случилась беда. Мне теперь так скучно
и одиноко. Злой волшебник заколдовал обитателей леса. Помочь им можно только,
создав книгу о животных. Вы поможете мне вернуть животных в лес?
- Спасибо! Так давайте же скорее начнём, и поговорим о моих животных.
-Вы знаете какие животные живут в моём лесу?
- Как мы их назовём одним словом?
- У вас в конвертах картинки моих друзей – зверей, их надо собрать.
Д/И «Собери картинку из частей»
Молодцы! Вы все справились с заданием! А расскажите кой характер у животного,
которого вы собрали?
(ребенок называет животное и его признаки)
Лиса – хитрая, рыжая, пушистая….
Заяц – трусливый, длинноухий, косоглазый, короткохвостый….
Медведь – большой, сильный, косолапый, бурый, неуклюжий…
Белка – шустрая, рыжая, проворная, запасливая…
Волк – злой, серый, умный, верный, страшный…
Ёж – маленький, колючий, трусливый…
- Чем они питаются?
Д/И «Кто, чем питается»
Медведь – (малиной, рыбой, мышами…)
Волк – (рыбой, охотится на зайцев, кабанов…)
Лиса – (рыбой, мышами…)
Ёж – (яблоками, мышами, грибами, жуками…)
Белка – (орешками, грибами, ягодами…)
Злой волшебник нарочно хочет нас запутать, и не отпускает животных в свои дома.
Я знаю волшебное заклинание. Оно нам поможет. Слушайте внимательно и если вы
услышите не правильное высказывание, то громко произнесите это заклинание: «Трик
– так, это не так!»
1,2,3,4,5 – начинаем мы играть
Д/И «Трик – так, это не так».
У волка – ежата. Они живут в логове.
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
У зайца – лисята. Они живут под кустом.
(исправляет ошибку, берёт картинку с животным и заселяет в свой дом)
- Да, действительно у зайца дом под кустом. Вот сейчас давайте вы составите рассказ
о зайце, а я его запишу. Это будет наш первый рассказ в книге о животных. А помогут
вам составлять рассказы картинки – помощники, я их вам принесла.
(дети проходят на ковёр, берут по картинке и рассказывают по ним с опорой на
вопросы воспитателя)
1. О ком мы будем рассказывать?
2. Какие уши у зайца? Какой хвост? Какая у зайца мордочка? Где расположены глаза и
уши? Какая шёрстка? Почему он меняет окраску на зиму?
3. Заяц это дикое или домашнее животное? Почему?
4. Где в лесу живёт заяц?
5. Чем питается заяц?
6. Кто детёныши зайца?
(В ходе ответов на вопросы, воспитатель пополняет рассказы детей.
Весной у зайчихи рождаются зайчата. Обычно их бывает от двух до пяти. Для своих
детёнышей она не делает нору. Зайчата появляются на свет зрячими, мягкой и
густой серовато – коричневой шерстью. Они маленькие, величиной с половину
ладошки взрослого человека. Однако уже в первый день могут бегать. Обычно они
этого не делают, а лежат в укромном месте. Куда время от времени прибегает
зайчиха и кормит их молоком. Молоко жирное, поэтому пососав один раз зайчата
долго остаются сытыми. Кормит она детёнышей всего десять дней. После она
покидает их, и зайчата начинают жить и питаться самостоятельно.
У зайцев самый подвижный нос. Они чувствуют запахи на очень большом
расстоянии, это помогает им вовремя укрыться от врагов.)
- А сей час мы соединим маленькие части и превратим их в большой рассказ.
Составление детьми рассказов по схеме
- Ребята, если вы случайно встретите маленького зайчонка в лесу? Что вы будите
делать? (оставим на месте)
- Правильно! Хорошие рассказы у вас получились! Я записала их и уже разместила их
в книге. А вот, что бы книга была интересней и злой волшебник поскорее вернул
животных в лес, нужно создать к книге иллюстрации. Вы поможете?
- Тогда вам будут нужны силы. А вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
- Покружились, покружились и в животных превратились.
Раз присядка, (присесть)
Два прыжок (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка (ушки)
А лисята как проснутся, (потереть глаза)
Любят долго потянуться. (потянуться)
Обязательно зевнуть, (повороты туловища)
Рыжим хвостиком вильнуть. (виляют)
А волчата спинку выгнуть (наклон вперёд)
И легонечко подпрыгнуть. (прыжок)
А медвежата, расставив лапы (изобразить, как ходит медведь)
То двумя, то всеми вместе
Долго топчутся на месте.
А кому зарядки мало
Начинайте всё с начало. (развести руки в стороны)
- Покружились, покружились и в детей мы превратились.
- Давайте заполним следующие страницы книги.
Здесь лежат картинки с животными и у каждого из них не хватает какой - то части
тела. Подумайте с какой картинкой вы будите работать и какой материал вам
необходим.
- выкладывание горохом;
- дорисовка частей тела;
- штриховка;
- рисование по точкам;
- раскрашивание;
- выкладывание трубочками.
Выполнение работы детьми
Д/И «Чья голова? Чьё ухо? Чей хвост?»
- Ну вот книга готова, а значит мои звери вернулись в лес. Ваша книга будет хранить и
защищать животных от злого волшебника. Спасибо вам ребята!
- В какие игры вам понравилось играть?
- Мне очень жалко с вами расставаться. Можно я ещё приду к вам в гости?