Автор: Коновченко Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №116
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Значение игры в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Значение игры в жизни ребенка
Значение игры для полноценного развития ребенка сложно
переоценить. В работах замечательного психолога Д.Б. Эльконина
перечисляются многочисленные функции игры: развитие воображения и
инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания,
эмоциональное развитие, но главное, наверное, в том, что игра необходима
для развития навыков взаимодействия с миром. В игровой ситуации всегда
моделируется структура мира, будь то мир социальных отношений или мир
предметов. Ребенок копирует окружающий мир в свою игру и таким образом
усваивает его.
Игра, точнее, ее значение в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он
развивается, растет, приобретает нужные качества. Что надо знать об игре —
предметной, сюжетно-ролевой и др., какие игры деструктивны? Что делать,
если мальчик играет в куклы?
Предметная игра
Как игра развивает ребенка. В возрасте до трех лет ребенок осваивает
игры с предметами. В это время связь с родителями является главной в
социальных отношениях, взаимодействие с ровесниками еще очень
ограничено. Хотя какие-то правила социальной жизни ребенок уже
усваивает: на площадках, в песочнице и в группах кратковременного
пребывания (или яслях) он получает опыт встраивания в социальную
структуру. Ребенок учится усваивать правила социально поощряемого и
отвергаемого поведения (не забирать чужие игрушки, не драться, помогать
малышам и т.д.), а также получает первый опыт совместной игры, который
чаще инициируется взрослыми («давайте сейчас вместе сделаем
песочный замок»).
Но важнее в этих первых играх собственно взаимодействие с
предметным миром. В имитационных играх с предметами (игрушечной
посудой, кукольной одеждой, машинками, оружием и т.п.) ребенок
отстраивает и проверяет связи между предметами. При этом дети имитируют
действия взрослых, которые они могут наблюдать, и задачей родителя в
данном случае является демонстрировать ребенку широкий репертуар этих
действий.
Предметная игра позволяет ребенку сделать мир понятным для себя, а
правильно подобранные игрушки в этом периоде облегчают этот процесс. На
самом раннем этапе нужно наличие игровых предметов, максимально
похожих на настоящие, чтобы постепенно, с развитием воображения,
ребенок мог заменять их чем-то другим. Например, сначала у девочки есть
игрушечные чашечка и тарелочка, она заваривает чай для своих кукол, и в
этот момент мама говорит: «Ой, сейчас бы торт им испечь, но у нас нет
плиты, давай возьмем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы
испечем торт». Мама показывает ребенку пример, как можно обходиться с
такой ситуацией, при этом сохраняя связи, существующие в реальном мире
(в реальном мире торт готовится на плите). Как отмечали многие философы и
писатели, эти воображаемые предметы, вплетенные в структуру реального
мира, дают возможность ребенку вырасти человеком. Детеныши обезьян
тоже имитируют действия родителей с предметами, но они не играют с
палкой, веря, что это змея. Писатель Терри Пратчетт в одном из своих
романов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зубную фею
«исключительно в качестве практики: для начала следует научиться верить в
маленькую ложь», чтобы потом принять и понять такие понятия как жалость,
правосудие и все остальное.
Другая функция предметной игры — понимание свойств предметов.
Мария Монтессори в начале века разработала теорию развивающего
пространства, в котором обучающие предметы как будто сами раскрывают
свои свойства. Такие предметы легко сделать дома своими руками.
Например, это могут быть квадратики одного размера из разных материалов,
наклеенные в ряд на одну панель: от самого мягкого (шелк) до самого
шершавого (наждачная бумага). Трогая их руками, малыш учится различать
тактильные свойства материалов. То же самое можно сделать с цветами,
формами, звуками и даже запахами!
Здесь я хотела бы рассказать об опыте домашней развивающей студии,
которую я проводила вместе с другими инициативными мамами для детей до
трех лет. С этой целью организовывалось развивающее пространство, где в
разных зонах сидели мамы, предлагающие детям различные игры-задания. В
одной зоне с малышами развивали мелкую моторику (через пальчиковые
игры, поиск предметов в кастрюле с крупой), в другой пели песенки и
показывали ноты на музыкальных инструментах, кто-то показывал свойства
пирамидок и кубиков, кто-то клеил с детьми аппликации или рисовал и т.д.
Дети свободно перемещались в этом пространстве на протяжении двух
часов, выбирая задания себе по вкусу, при этом постоянно ощущая
поддержку взрослых, если в чем-то нужна была помощь. Таким образом, они
получали опыт собственного выбора занятия, взаимодействия с другими
детьми (например, двое детей одновременно не могут выполнять какое-то
задание — тогда надо подождать).
Помимо этого, в этом же пространстве находились развивающие
материалы, сделанные на основе концепции Монтессори, с которыми дети
взаимодействовали полностью самостоятельно. Такая форма организации
позволяет максимально полно развивать и познавательные функции
(внимание, память, мышление), и творческие способности, и умение
взаимодействовать с другими.
Сюжетно-ролевая игра
После трех лет игра становится ведущей деятельностью для ребенка, и
в этот момент в жизнь малыша приходит сюжетно-ролевая игра, в которой
ребенок осваивает уже мир отношений между людьми.
Мир социального взаимодействия в игре представлен в двух аспектах: с
одной стороны, это социальная структура и нормы общения, с другой,
социальные роли и отношения. В подвижных «нормативных» играх (салки,
прятки, ножки, вышибалы) ребенок учится играть «по правилам», знакомится
с социальными нормам и усваивает базовую социальную структуру. В
ролевых играх («дочки-матери», «доктор-больной», «войнушка» и т.д.)
ребенок в игровой форме встречается с распространенными социальными
ролями и отыгрывает культурные нормативы поведения; именно здесь он
усваивает структуру мира отношений. Например, если девочка играет маму,
то она должна быть спокойной, любящей, заботиться о своих детях и
принимать решения. Характер ролевой игры тоже имитационный: изображая
какие-то модели поведения, которые ребенок видит во взрослом мире,
ребенок прикасается к тем отношениям, которые стоят за этим поведением.
Игры со сверстниками несут на себе, таким образом, функцию
социальной адаптации. Ребенок учится чувствовать и сопереживать другим,
находить и отстаивать свое место в группе и воспринимать, иногда
интуитивно, правила поведения в больших и малых группах.
При воспитании детей очень важно понимать, что функции ролевой
игры со сверстниками практически невозможно заменить дома. Когда я
работала в школе и проводила адаптацию первоклассников, меня поразило,
что детей, которые не ходили в детский сад или в какие-то другие
устойчивые группы (кружки, группы социализации или просто дворовую
компанию), можно выделить практически сразу. Им сложно адаптироваться в
коллективе, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как
предъявить себя сверстникам. Какие-то функции социального интеллекта
оказываются просто не развиты. Если умение чувствовать системы правил
можно развивать дома через понятную и разработанную систему
договоренностей и обязанностей ребенка, то ролевые игры с родителями
никак не могут заменить взаимодействие с группой сверстников.
Если ребенку трудно
Какие вопросы часто тревожат родителей в отношении детских игр и
на что важно обращать внимание? Очень часто родители приводят детей на
консультацию со словами «он ни с кем не играет», «ему не нравится в
детском саду, потому что он всегда оказывается «на отшибе», у него там нет
друзей» и т.д. Такая ситуация может быть очень травматичной для ребенка,
причинять ему сильные страдания, и здесь ему не обойтись без помощи
родителей.
Как тут помочь? В первую очередь, родитель должен стать для ребенка
психологом и другом и обсудить с ним ситуацию. В какую именно компанию
или группу его не принимают? Как это происходит? Было бы здорово
предложить ребенку разыграть какую-то типичную сценку, где он чувствовал
себя отвергнутым группой, используя в качестве актеров его игрушки и
предлагая ему выступить режиссером. При этом нужно предложить ему
самому выбрать игрушки-актеров. Это нужно, во-первых, чтобы ребенок мог
сам посмотреть ситуацию со стороны, во-вторых, сам выбор игрушек для
игры может показать его отношение к себе и к ребятам в группе. После того
как сценка будет показана, надо спросить его мнение: почему, как он думает,
его героя не взяли играть? Что он мог бы сделать, чтобы его взяли?
Такой разговор поможет ребенку понять, что произошло, и попытаться
исправить ситуацию. Например, если ребенка не берут в игру, потому что все
играют с дорогими игрушками, которых у него нет, можно помочь ему,
научив различным играм, не требующим каких-то специальных предметов
(«коробок», «колечко» и т.д.). Поиск таких игр в интернете займет совсем
немного времени, но позволит ребенку почувствовать свою важность, если
он каждый день будет приносить в детский сад рассказ о новой игре. Однако
ситуация отвержения ребенка группой сверстников может быть связана с его
собственным поведением (застенчивостью, агрессивностью, нежеланием
играть по правилам и др.), и здесь уже было бы полезно обратиться к
психологу, чтобы он дал рекомендации, как помочь это изменить.
Когда игры деструктивны
Еще один волнующий родителей вопрос связан с деструктивными или
агрессивными играми, когда ребенок в игре ломает предметы или
отыгрывает какие-то негативные события (игры в преступников; в смерть
или болезни; игры, связанные с насилием, и т.д.).
Как к этому относиться? В такой ситуации очень важно
проанализировать, появляются ли эти темы только в игровой ситуации или
отражаются в остальной жизни ребенка. Игра, помимо прочего, несет в себе
функцию эмоционального реагирования, переживания каких-то чувств, с
которыми ребенок столкнулся в реальной жизни. Если ребенок увидел по
телевизору репортаж об убийствах или насилии или в его семье происходят
конфликты — это часть мира, с которой он соприкасается и которую ему
надо как-то встроить в свою собственную картину мира. В игровой форме он
может, с одной стороны, лучше понять, что произошло, с другой стороны,
пережить эти эмоции, дать им какой-то выход. Когда родители поссорились,
а ребенок, придя на площадку, разрушил песочную пирамидку, это дало ему
возможность каким-то образом выплеснуть и пережить те негативные
чувства, которые он испытал. Ему надо как-то пережить и такие части жизни,
как смерть или болезни, поэтому многие дети играют в болезни, в умирание,
в похороны — и это нормальная часть развития.
Другое дело, если игровые негативные или деструктивные темы
распространяются на всю жизнь ребенка, например, проявляемая им агрессия
касается не только игры, но и всех ситуаций взаимодействия. К таким
проявлениям надо относиться очень внимательно и, в идеале, обращаться к
специалистам, чтобы удостовериться, что это не является симптомом какого-
то нарушения развития нервной системы.
Если мальчик играет с куклами
В нашей культуре разделение женской и мужской социальных ролей
остается по-прежнему важным, и поэтому существуют «нормативные» игры
для мальчиков и для девочек. Но что делать, если мальчик играет с куклами,
а девочка — с машинками? Часто этот вопрос также оказывается
болезненным для родителей.
Тут надо выделить еще одну функцию игры, которая не только
позволяет вжиться во взрослые социальные роли, но и в какой-то мере
формирует гендерную идентичность. Гендерная идентичность — это
осознание себя принадлежащим к какому-то полу. Биологическое развитие
человека в этом вопросе немного отстает от социального: половое созревание
наступает только в подростковом возрасте, тогда как ощущение себя
девочкой или мальчиком формируется гораздо раньше. Как и с любой
идентичностью (профессиональной, групповой, классовой) в момент ее
формирования, люди склонны к экспериментам. Поэтому в играх дети часто
экспериментируют, играя как в другой пол (одеваясь, выбирая игрушки), так
и в социальные роли, которые в культуре несут яркую гендерную окраску.
Так, мальчики начинают играть в воспитательницу детского сада, а девочки
— в военного генерала.
Если такие игры носят разовый или периодический характер (например,
связаны с героем мультфильма, который ребенку очень нравится), то никаких
поводов для волнения тут нет. Гендерная идентичность сформируется
достаточно быстро, мальчик осознает себя мальчиком и будет играть
мальчишеские роли. Но вот если этого не происходит, то стоит обратить
внимание на возможные причины, например, на отсутствие в жизни ребенка
взрослых, которые создают образ женщины и мужчины. Такие ситуации
бывают, если родители воспитывают ребенка в одиночку и как бы несут обе
гендерные роли в одном человеке.
Социальное или когнитивное развитие?
Напоследок хотелось бы осветить еще один момент, связанный с
местом игры в жизни современных дошкольников. Сейчас
соревновательность между родителями, которая всегда была достаточно
сильной, приводит к уменьшению времени, которое ребенок может уделить
игре. Раннее развитие рассматривается и у нас, и в большинстве стран как
необходимость, то, что ребенок обязательно должен получить. Дети
занимаются иностранными языками, ходят на музыку, рисование, танцы, их
рано учат читать и писать. Сам по себе этот процесс не несет в себе ничего
плохого, не считая двух аспектов.
Первый связан с тем, что игра перестает рассматриваться как важная
часть жизни ребенка, которой надо специально уделять время, покупать
игровые предметы и вообще обращать какое-то особое внимание. После
нескольких часов занятий у ребенка уже может просто не быть сил на
полноценную игру, и она заменяется мультиками, гаджетами или, в лучшем
случае, простыми играми на детской площадке.
А ведь социальное развитие имеет во многих смыслах даже большее
значение. Для любого взрослого очевидно, что умение находить свое место в
мире людей и строить с ними отношения является одним из самых важных
для счастливой жизни, но ведь это умение не появляется само по себе, его
тоже нужно развивать! Но понятие социального интеллекта в нашей культуре
пока новое, и его оценка, а тем более развитие, вызывают сложности. К
счастью, уже довольно давно в Москве функционируют центры
социализации малышей, в которых дети учатся именно общаться,
взаимодействовать и сосуществовать в группе по определенным правилам.
Хотя, конечно, подобные центры пока распространены в меньшей степени,
чем обычные центры раннего развития.
Другой аспект касается желания родителей сравнивать достижения
своего ребенка с достижениями других. Уровень социального развития плохо
поддается диагностике в отличие от развития познавательного. Все родители
хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым», а развитие познавательных
функций проще всего отследить («ребенок рисует натюрморт в два года,
читает в три года, а в пять пишет стихи»). С появлением интернета появилась
еще и проблема невероятно большого количества контактов. Если раньше
мама могла сравнивать достижения своего малыша с достижениями еще
десяти-двадцати детей, и в чем-то ее ребенок точно был «самым лучшим», то
теперь разброс увеличился в сотни раз. Если мама пишет на форуме, что ее
ребенок научился читать в два года, то обязательно появится мама, у которой
ребенок читает в полтора. Такое сравнение «по показателям» доставляет
массу неприятных ощущений как родителям, которые чувствуют свою
некомпетентность, так и детям, которых пытаются «дорастить» до нужных
показателей, заваливая все новыми занятиями и развивающими игрушками.
Выводы родители могут сделать сами.