Напоминание

"Значение игры в жизни ребенка"


Автор: Коновченко Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №116
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Значение игры в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение игры в жизни ребенка

Значение игры для полноценного развития ребенка сложно

переоценить. В работах замечательного психолога Д.Б. Эльконина

перечисляются многочисленные функции игры: развитие воображения и

инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания,

эмоциональное развитие, но главное, наверное, в том, что игра необходима

для развития навыков взаимодействия с миром. В игровой ситуации всегда

моделируется структура мира, будь то мир социальных отношений или мир

предметов. Ребенок копирует окружающий мир в свою игру и таким образом

усваивает его.

Игра, точнее, ее значение в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он

развивается, растет, приобретает нужные качества. Что надо знать об игре —

предметной, сюжетно-ролевой и др., какие игры деструктивны? Что делать,

если мальчик играет в куклы?

Предметная игра

Как игра развивает ребенка. В возрасте до трех лет ребенок осваивает

игры с предметами. В это время связь с родителями является главной в

социальных отношениях, взаимодействие с ровесниками еще очень

ограничено. Хотя какие-то правила социальной жизни ребенок уже

усваивает: на площадках, в песочнице и в группах кратковременного

пребывания (или яслях) он получает опыт встраивания в социальную

структуру. Ребенок учится усваивать правила социально поощряемого и

отвергаемого поведения (не забирать чужие игрушки, не драться, помогать

малышам и т.д.), а также получает первый опыт совместной игры, который

чаще инициируется взрослыми («давайте сейчас вместе сделаем

песочный замок»).

Но важнее в этих первых играх собственно взаимодействие с

предметным миром. В имитационных играх с предметами (игрушечной

посудой, кукольной одеждой, машинками, оружием и т.п.) ребенок

отстраивает и проверяет связи между предметами. При этом дети имитируют

действия взрослых, которые они могут наблюдать, и задачей родителя в

данном случае является демонстрировать ребенку широкий репертуар этих

действий.

Предметная игра позволяет ребенку сделать мир понятным для себя, а

правильно подобранные игрушки в этом периоде облегчают этот процесс. На

самом раннем этапе нужно наличие игровых предметов, максимально

похожих на настоящие, чтобы постепенно, с развитием воображения,

ребенок мог заменять их чем-то другим. Например, сначала у девочки есть

игрушечные чашечка и тарелочка, она заваривает чай для своих кукол, и в

этот момент мама говорит: «Ой, сейчас бы торт им испечь, но у нас нет

плиты, давай возьмем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы

испечем торт». Мама показывает ребенку пример, как можно обходиться с

такой ситуацией, при этом сохраняя связи, существующие в реальном мире

(в реальном мире торт готовится на плите). Как отмечали многие философы и

писатели, эти воображаемые предметы, вплетенные в структуру реального

мира, дают возможность ребенку вырасти человеком. Детеныши обезьян

тоже имитируют действия родителей с предметами, но они не играют с

палкой, веря, что это змея. Писатель Терри Пратчетт в одном из своих

романов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зубную фею

«исключительно в качестве практики: для начала следует научиться верить в

маленькую ложь», чтобы потом принять и понять такие понятия как жалость,

правосудие и все остальное.

Другая функция предметной игры — понимание свойств предметов.

Мария Монтессори в начале века разработала теорию развивающего

пространства, в котором обучающие предметы как будто сами раскрывают

свои свойства. Такие предметы легко сделать дома своими руками.

Например, это могут быть квадратики одного размера из разных материалов,

наклеенные в ряд на одну панель: от самого мягкого (шелк) до самого

шершавого (наждачная бумага). Трогая их руками, малыш учится различать

тактильные свойства материалов. То же самое можно сделать с цветами,

формами, звуками и даже запахами!

Здесь я хотела бы рассказать об опыте домашней развивающей студии,

которую я проводила вместе с другими инициативными мамами для детей до

трех лет. С этой целью организовывалось развивающее пространство, где в

разных зонах сидели мамы, предлагающие детям различные игры-задания. В

одной зоне с малышами развивали мелкую моторику (через пальчиковые

игры, поиск предметов в кастрюле с крупой), в другой пели песенки и

показывали ноты на музыкальных инструментах, кто-то показывал свойства

пирамидок и кубиков, кто-то клеил с детьми аппликации или рисовал и т.д.

Дети свободно перемещались в этом пространстве на протяжении двух

часов, выбирая задания себе по вкусу, при этом постоянно ощущая

поддержку взрослых, если в чем-то нужна была помощь. Таким образом, они

получали опыт собственного выбора занятия, взаимодействия с другими

детьми (например, двое детей одновременно не могут выполнять какое-то

задание — тогда надо подождать).

Помимо этого, в этом же пространстве находились развивающие

материалы, сделанные на основе концепции Монтессори, с которыми дети

взаимодействовали полностью самостоятельно. Такая форма организации

позволяет максимально полно развивать и познавательные функции

(внимание, память, мышление), и творческие способности, и умение

взаимодействовать с другими.

Сюжетно-ролевая игра

После трех лет игра становится ведущей деятельностью для ребенка, и

в этот момент в жизнь малыша приходит сюжетно-ролевая игра, в которой

ребенок осваивает уже мир отношений между людьми.

Мир социального взаимодействия в игре представлен в двух аспектах: с

одной стороны, это социальная структура и нормы общения, с другой,

социальные роли и отношения. В подвижных «нормативных» играх (салки,

прятки, ножки, вышибалы) ребенок учится играть «по правилам», знакомится

с социальными нормам и усваивает базовую социальную структуру. В

ролевых играх («дочки-матери», «доктор-больной», «войнушка» и т.д.)

ребенок в игровой форме встречается с распространенными социальными

ролями и отыгрывает культурные нормативы поведения; именно здесь он

усваивает структуру мира отношений. Например, если девочка играет маму,

то она должна быть спокойной, любящей, заботиться о своих детях и

принимать решения. Характер ролевой игры тоже имитационный: изображая

какие-то модели поведения, которые ребенок видит во взрослом мире,

ребенок прикасается к тем отношениям, которые стоят за этим поведением.

Игры со сверстниками несут на себе, таким образом, функцию

социальной адаптации. Ребенок учится чувствовать и сопереживать другим,

находить и отстаивать свое место в группе и воспринимать, иногда

интуитивно, правила поведения в больших и малых группах.

При воспитании детей очень важно понимать, что функции ролевой

игры со сверстниками практически невозможно заменить дома. Когда я

работала в школе и проводила адаптацию первоклассников, меня поразило,

что детей, которые не ходили в детский сад или в какие-то другие

устойчивые группы (кружки, группы социализации или просто дворовую

компанию), можно выделить практически сразу. Им сложно адаптироваться в

коллективе, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как

предъявить себя сверстникам. Какие-то функции социального интеллекта

оказываются просто не развиты. Если умение чувствовать системы правил

можно развивать дома через понятную и разработанную систему

договоренностей и обязанностей ребенка, то ролевые игры с родителями

никак не могут заменить взаимодействие с группой сверстников.

Если ребенку трудно

Какие вопросы часто тревожат родителей в отношении детских игр и

на что важно обращать внимание? Очень часто родители приводят детей на

консультацию со словами «он ни с кем не играет», «ему не нравится в

детском саду, потому что он всегда оказывается «на отшибе», у него там нет

друзей» и т.д. Такая ситуация может быть очень травматичной для ребенка,

причинять ему сильные страдания, и здесь ему не обойтись без помощи

родителей.

Как тут помочь? В первую очередь, родитель должен стать для ребенка

психологом и другом и обсудить с ним ситуацию. В какую именно компанию

или группу его не принимают? Как это происходит? Было бы здорово

предложить ребенку разыграть какую-то типичную сценку, где он чувствовал

себя отвергнутым группой, используя в качестве актеров его игрушки и

предлагая ему выступить режиссером. При этом нужно предложить ему

самому выбрать игрушки-актеров. Это нужно, во-первых, чтобы ребенок мог

сам посмотреть ситуацию со стороны, во-вторых, сам выбор игрушек для

игры может показать его отношение к себе и к ребятам в группе. После того

как сценка будет показана, надо спросить его мнение: почему, как он думает,

его героя не взяли играть? Что он мог бы сделать, чтобы его взяли?

Такой разговор поможет ребенку понять, что произошло, и попытаться

исправить ситуацию. Например, если ребенка не берут в игру, потому что все

играют с дорогими игрушками, которых у него нет, можно помочь ему,

научив различным играм, не требующим каких-то специальных предметов

(«коробок», «колечко» и т.д.). Поиск таких игр в интернете займет совсем

немного времени, но позволит ребенку почувствовать свою важность, если

он каждый день будет приносить в детский сад рассказ о новой игре. Однако

ситуация отвержения ребенка группой сверстников может быть связана с его

собственным поведением (застенчивостью, агрессивностью, нежеланием

играть по правилам и др.), и здесь уже было бы полезно обратиться к

психологу, чтобы он дал рекомендации, как помочь это изменить.

Когда игры деструктивны

Еще один волнующий родителей вопрос связан с деструктивными или

агрессивными играми, когда ребенок в игре ломает предметы или

отыгрывает какие-то негативные события (игры в преступников; в смерть

или болезни; игры, связанные с насилием, и т.д.).

Как к этому относиться? В такой ситуации очень важно

проанализировать, появляются ли эти темы только в игровой ситуации или

отражаются в остальной жизни ребенка. Игра, помимо прочего, несет в себе

функцию эмоционального реагирования, переживания каких-то чувств, с

которыми ребенок столкнулся в реальной жизни. Если ребенок увидел по

телевизору репортаж об убийствах или насилии или в его семье происходят

конфликты — это часть мира, с которой он соприкасается и которую ему

надо как-то встроить в свою собственную картину мира. В игровой форме он

может, с одной стороны, лучше понять, что произошло, с другой стороны,

пережить эти эмоции, дать им какой-то выход. Когда родители поссорились,

а ребенок, придя на площадку, разрушил песочную пирамидку, это дало ему

возможность каким-то образом выплеснуть и пережить те негативные

чувства, которые он испытал. Ему надо как-то пережить и такие части жизни,

как смерть или болезни, поэтому многие дети играют в болезни, в умирание,

в похороны — и это нормальная часть развития.

Другое дело, если игровые негативные или деструктивные темы

распространяются на всю жизнь ребенка, например, проявляемая им агрессия

касается не только игры, но и всех ситуаций взаимодействия. К таким

проявлениям надо относиться очень внимательно и, в идеале, обращаться к

специалистам, чтобы удостовериться, что это не является симптомом какого-

то нарушения развития нервной системы.

Если мальчик играет с куклами

В нашей культуре разделение женской и мужской социальных ролей

остается по-прежнему важным, и поэтому существуют «нормативные» игры

для мальчиков и для девочек. Но что делать, если мальчик играет с куклами,

а девочка — с машинками? Часто этот вопрос также оказывается

болезненным для родителей.

Тут надо выделить еще одну функцию игры, которая не только

позволяет вжиться во взрослые социальные роли, но и в какой-то мере

формирует гендерную идентичность. Гендерная идентичность — это

осознание себя принадлежащим к какому-то полу. Биологическое развитие

человека в этом вопросе немного отстает от социального: половое созревание

наступает только в подростковом возрасте, тогда как ощущение себя

девочкой или мальчиком формируется гораздо раньше. Как и с любой

идентичностью (профессиональной, групповой, классовой) в момент ее

формирования, люди склонны к экспериментам. Поэтому в играх дети часто

экспериментируют, играя как в другой пол (одеваясь, выбирая игрушки), так

и в социальные роли, которые в культуре несут яркую гендерную окраску.

Так, мальчики начинают играть в воспитательницу детского сада, а девочки

— в военного генерала.

Если такие игры носят разовый или периодический характер (например,

связаны с героем мультфильма, который ребенку очень нравится), то никаких

поводов для волнения тут нет. Гендерная идентичность сформируется

достаточно быстро, мальчик осознает себя мальчиком и будет играть

мальчишеские роли. Но вот если этого не происходит, то стоит обратить

внимание на возможные причины, например, на отсутствие в жизни ребенка

взрослых, которые создают образ женщины и мужчины. Такие ситуации

бывают, если родители воспитывают ребенка в одиночку и как бы несут обе

гендерные роли в одном человеке.

Социальное или когнитивное развитие?

Напоследок хотелось бы осветить еще один момент, связанный с

местом игры в жизни современных дошкольников. Сейчас

соревновательность между родителями, которая всегда была достаточно

сильной, приводит к уменьшению времени, которое ребенок может уделить

игре. Раннее развитие рассматривается и у нас, и в большинстве стран как

необходимость, то, что ребенок обязательно должен получить. Дети

занимаются иностранными языками, ходят на музыку, рисование, танцы, их

рано учат читать и писать. Сам по себе этот процесс не несет в себе ничего

плохого, не считая двух аспектов.

Первый связан с тем, что игра перестает рассматриваться как важная

часть жизни ребенка, которой надо специально уделять время, покупать

игровые предметы и вообще обращать какое-то особое внимание. После

нескольких часов занятий у ребенка уже может просто не быть сил на

полноценную игру, и она заменяется мультиками, гаджетами или, в лучшем

случае, простыми играми на детской площадке.

А ведь социальное развитие имеет во многих смыслах даже большее

значение. Для любого взрослого очевидно, что умение находить свое место в

мире людей и строить с ними отношения является одним из самых важных

для счастливой жизни, но ведь это умение не появляется само по себе, его

тоже нужно развивать! Но понятие социального интеллекта в нашей культуре

пока новое, и его оценка, а тем более развитие, вызывают сложности. К

счастью, уже довольно давно в Москве функционируют центры

социализации малышей, в которых дети учатся именно общаться,

взаимодействовать и сосуществовать в группе по определенным правилам.

Хотя, конечно, подобные центры пока распространены в меньшей степени,

чем обычные центры раннего развития.

Другой аспект касается желания родителей сравнивать достижения

своего ребенка с достижениями других. Уровень социального развития плохо

поддается диагностике в отличие от развития познавательного. Все родители

хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым», а развитие познавательных

функций проще всего отследить («ребенок рисует натюрморт в два года,

читает в три года, а в пять пишет стихи»). С появлением интернета появилась

еще и проблема невероятно большого количества контактов. Если раньше

мама могла сравнивать достижения своего малыша с достижениями еще

десяти-двадцати детей, и в чем-то ее ребенок точно был «самым лучшим», то

теперь разброс увеличился в сотни раз. Если мама пишет на форуме, что ее

ребенок научился читать в два года, то обязательно появится мама, у которой

ребенок читает в полтора. Такое сравнение «по показателям» доставляет

массу неприятных ощущений как родителям, которые чувствуют свою

некомпетентность, так и детям, которых пытаются «дорастить» до нужных

показателей, заваливая все новыми занятиями и развивающими игрушками.

Выводы родители могут сделать сами.



В раздел образования