Авторы: Седых Анастасия Николаевна, Минеева Евгения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №136
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие коммуникативных умений
у детей младшего дошкольного возраста »
Седых Анастасия Николаевна
Баркова Евгения Владимировна
МБДОУ города Иркутска детский сад №136
В
настоящее
время
вопрос развития коммуникативных умений
становится все более актуальным. Современное общество предъявляет к
человеку высокие требования в сфере коммуникации.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта,
целевыми
ориентирами
дошкольного
образования
являются
активное
взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, его участие в
совместных играх, способность договариваться, учитывая интересы других,
достаточно хорошее владение устной речью и способность выражать свои
мысли и желания посредствам речевой коммуникации, т.е. владение
коммуникативными умениями.
Исследованием развития коммуникативных умений занимались такие
отечественные и зарубежные учёные, как А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский,
А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.П. Буева, В.М. Соковкин, Б.
Спок, Смирнова и другие. Многие из авторов обнаруживают взаимосвязь
понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
Так,
например,
Р.
С.
Немов
определяет
общение
как
обмен
информацией
между
людьми,
их
взаимодействие
и
включает
в
коммуникативные умения 1) умение успешно взаимодействовать с другими
людьми; 2) умение убеждать других; 3) умение оказывать влияние на других
людей.
У. Бронфенбреннер указывает на то, что коммуникативные умения
развиваются параллельно с развитием основных качеств личности, которые
приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками: взаимное
доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок
также подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок учится
ладить с людьми.
На
сегодняшний
день
для
развития
коммуникативных
умений
дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании
таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей
ребенка.
Различные
виды
игровых
упражнений
имеют
наилучшие
возможности для решения этой проблемы: дети приучаются действовать
согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими
радостями. В подобных упражнениях дети, по сути, осваивают различные
модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более
контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих
людей. Исходя из вышесказанного, нами было принято решение разработать
проект, сборник игровых упражнений.
Цель нашей работы – составить сборник игровых упражнений
с
рекомендациями для воспитателя по развитию коммуникативных умений
детей младшего дошкольного возраста.
Тип
нашего
проекта:
информационный
(с
профессионально-
практической ориентацией).
Характер
проекта:
междисциплинарный
(психология,
педагогика,
теоритические и методические основы организации игровой деятельности с
детьми раннего и дошкольного возраста).
1.2. Сущностная характеристика понятия коммуникативных
умений в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе нет единого определения
коммуникативных умений, это становится ясно после изучения и анализА
работ разных авторов.
Коммуникативные
умения
в
литературе
рассматриваются,
как
коммуникативный потенциал личности, развитые навыки общения, навыки
взаимодействия людей между собой.
Можно встретить и другие авторские определения.
Мы в своей работе придерживаемся определения Смирновой Е.О.,
которая считает, что коммуникативные умения - это осмысленные действия
ребенка и способность правильно строить свое поведение, управлять им
согласно целям общения.
1.3. Особенности коммуникативных умений детей младшего
дошкольного возраста
Коммуникативные умения дошкольников различны.
К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих
основу коммуникативных умений, относят: уровень потребности в общении;
наличие
установки
на
общение
с
другими
людьми;
особенности
эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие ребенка в
ситуации общения.
Е.Г Савина придает большое значение в развитии коммуникативных
умений дошкольников процессу овладения детьми речевыми нормами
(правилами культуры речи: нормативность, точность, ясность, понятность
высказываний, грамотное произношение и др.).
Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Смирнова и др. признают,
что для развития коммуникативных умений в дошкольном возрасте имеет
существенное значение как общение ребенка с взрослыми, так и со
сверстниками.
О.А Карабанова, В.Г Маралов считают, что именно в общении с
другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как
кокетство, притворство, стремление сделать вид, выразить обиду. Ребенок-
дошкольник
спорит
со
сверстником
активнее,
чем
со
взрослым.
Отличительной особенностью коммуникативных умений ребенка младшего
дошкольного возраста является проявление нестандратных форм поведения.
При общении друг с другом младшие дошкольники чаще кривляются,
обнимаются,
прыгают,
«обезьянничают»,
принимают
странные
позы,
выдумывают новые слова и фразы, чем при общении с взрослыми.
Такими образом, коммуникативные умения младших дошкольников
представляют собой интегративные личностные новообразования, которые
характеризуются проявлениями автоматизированных умений, которые в
свою очередь зависят от социального опыта общения ребенка, условий
воспитания.
1.4. Использование игровых упражнений в развитии коммуникативных
умений
Задачи развития коммуникативных умений не исчерпываются умением
элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать
мысль.
Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы, но и самому их
задавать,
инициативно
высказываться,
налаживать
взаимодействие,
устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально
положительные
контакты,
вежливо
вести
спор,
поддерживать
содержательный разговор, беседу.
Для решения этих задач целесообразно использовать разнообразные
методы
и
приемы
(объяснение
воспитателя,
рассказ,
беседа,
показ,
демонстрация наглядности, в том числе и видеоматериалов, игры и пр.).
Наибольшее предпочтение следует отдавать тем, которые основаны на
приобретении опыта детей, совершенствовании умений. Одним из таких
методов являются упражнения.
По мнению А.С. Макаренко метод упражнений является, самым
распространенным,
наиболее
эффективным
и
приоритетным
среди
практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков.
Для работы с детьми дошкольного возраста значение приобретает
использование игровых упражнений.
Игровые упражнения – это тип упражнений, построенных на основе
использования игры как одного из видов деятельности и средства обучения.
Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится
элемент игры. Это делает их более интересными для детей, позволяет
привлечь внимание к предлагаемым им заданиям и способствует более
старательному и точному их выполнению.
Участвуя в них поначалу под присмотром воспитателя, а потом,
объединяясь самостоятельно по двое, по трое, дети приучаются считаться с
партнёрами, починять свои действия общему замыслу игровых упражнений.
Всё это способствует развитию умения общаться и взаимодействовать друг с
другом.
Практическая часть нашей работы представляет собой сборник
игровых упражнений и рекомендаций по их использованию. Мы опирались
на работы Чернецкой, Смирновой, Хухлаевой, Касаткиной и др.
Цель сборника – помочь воспитателям ДОО в организации и
проведении игровых упражнений по развитию коммуникативных умений у
детей младшего дошкольного возраста.
1.5. Частичная апробация
В процессе практической деятельности нам удалось апробировать ряд
игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений у
детей. Подбор и использование упражнений в различных режимных
процессах основывались на наблюдении за детьми и учете индивидуальных
особенностей речевого развития, владения коммуникативными умениями.
Мы старались учитывать и тему недели, начинали с более простых
упражнений, постепенно усложняя задачу. Нами были проведены
1)
игровые
упражнения,
способствующие
развитию
умения
взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками – это «Вежливые слова»,
«Пирамида любви», «Клеевой дождик» и др.).
2) игровые упражнения, развивающие умение активно слушать. Они
способствуют развитию слуховое восприятие, учат задавать открытые и
закрытые вопросы («Звериное пианино», «Друзья», «Комплименты «Кто что
услышит?» и др.)
3) игровые упражнения, развивающие умение высказываться (говорить
самому); формируют умение выделять основную идею высказывания, учат
использовать такой приём активного слушания («Мое настроение», «Этюд на
различные позиции в общении», «Весы» и др.).
4)
игровые
упражнения,
развивающие
умение
правильно
перерабатывать информацию. Цель совершенствовать навыки устной речи,
развивать
мышление,
фантазию.
Каждая
группа
отражает
основные
направление педагогической деятельности, имеет свои задачи и содержание.
( «Зеркало», «Тренируем эмоции» и др.).
Нами были отмечены положительные результаты: у детей повысился
общий уровень развития речи; активизировался словарный запас, дети стали
более контактны, в общении обращают внимание на эмоциональное
состояние сверстника, называют по имени, используют «вежливые» слова,
при необходимости обращаются за помощью, а также оказывают её.
Таким
образом,
сборник
игровых
упражнений
для
развития
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста может быть
полезен в практической деятельности педагогов.