Напоминание

«Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста»


Авторы: Седых Анастасия Николаевна, Минеева Евгения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №136
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие коммуникативных умений

у детей младшего дошкольного возраста »

Седых Анастасия Николаевна

Баркова Евгения Владимировна

МБДОУ города Иркутска детский сад №136

В

настоящее

время

вопрос развития коммуникативных умений

становится все более актуальным. Современное общество предъявляет к

человеку высокие требования в сфере коммуникации.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта,

целевыми

ориентирами

дошкольного

образования

являются

активное

взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, его участие в

совместных играх, способность договариваться, учитывая интересы других,

достаточно хорошее владение устной речью и способность выражать свои

мысли и желания посредствам речевой коммуникации, т.е. владение

коммуникативными умениями.

Исследованием развития коммуникативных умений занимались такие

отечественные и зарубежные учёные, как А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский,

А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.П. Буева, В.М. Соковкин, Б.

Спок, Смирнова и другие. Многие из авторов обнаруживают взаимосвязь

понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».

Так,

например,

Р.

С.

Немов

определяет

общение

как

обмен

информацией

между

людьми,

их

взаимодействие

и

включает

в

коммуникативные умения 1) умение успешно взаимодействовать с другими

людьми; 2) умение убеждать других; 3) умение оказывать влияние на других

людей.

У. Бронфенбреннер указывает на то, что коммуникативные умения

развиваются параллельно с развитием основных качеств личности, которые

приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками: взаимное

доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок

также подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок учится

ладить с людьми.

На

сегодняшний

день

для

развития

коммуникативных

умений

дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании

таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей

ребенка.

Различные

виды

игровых

упражнений

имеют

наилучшие

возможности для решения этой проблемы: дети приучаются действовать

согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими

радостями. В подобных упражнениях дети, по сути, осваивают различные

модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более

контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих

людей. Исходя из вышесказанного, нами было принято решение разработать

проект, сборник игровых упражнений.

Цель нашей работы – составить сборник игровых упражнений

с

рекомендациями для воспитателя по развитию коммуникативных умений

детей младшего дошкольного возраста.

Тип

нашего

проекта:

информационный

профессионально-

практической ориентацией).

Характер

проекта:

междисциплинарный

(психология,

педагогика,

теоритические и методические основы организации игровой деятельности с

детьми раннего и дошкольного возраста).

1.2. Сущностная характеристика понятия коммуникативных

умений в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе нет единого определения

коммуникативных умений, это становится ясно после изучения и анализА

работ разных авторов.

Коммуникативные

умения

в

литературе

рассматриваются,

как

коммуникативный потенциал личности, развитые навыки общения, навыки

взаимодействия людей между собой.

Можно встретить и другие авторские определения.

Мы в своей работе придерживаемся определения Смирновой Е.О.,

которая считает, что коммуникативные умения - это осмысленные действия

ребенка и способность правильно строить свое поведение, управлять им

согласно целям общения.

1.3. Особенности коммуникативных умений детей младшего

дошкольного возраста

Коммуникативные умения дошкольников различны.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих

основу коммуникативных умений, относят: уровень потребности в общении;

наличие

установки

на

общение

с

другими

людьми;

особенности

эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие ребенка в

ситуации общения.

Е.Г Савина придает большое значение в развитии коммуникативных

умений дошкольников процессу овладения детьми речевыми нормами

(правилами культуры речи: нормативность, точность, ясность, понятность

высказываний, грамотное произношение и др.).

Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Смирнова и др. признают,

что для развития коммуникативных умений в дошкольном возрасте имеет

существенное значение как общение ребенка с взрослыми, так и со

сверстниками.

О.А Карабанова, В.Г Маралов считают, что именно в общении с

другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как

кокетство, притворство, стремление сделать вид, выразить обиду. Ребенок-

дошкольник

спорит

со

сверстником

активнее,

чем

со

взрослым.

Отличительной особенностью коммуникативных умений ребенка младшего

дошкольного возраста является проявление нестандратных форм поведения.

При общении друг с другом младшие дошкольники чаще кривляются,

обнимаются,

прыгают,

«обезьянничают»,

принимают

странные

позы,

выдумывают новые слова и фразы, чем при общении с взрослыми.

Такими образом, коммуникативные умения младших дошкольников

представляют собой интегративные личностные новообразования, которые

характеризуются проявлениями автоматизированных умений, которые в

свою очередь зависят от социального опыта общения ребенка, условий

воспитания.

1.4. Использование игровых упражнений в развитии коммуникативных

умений

Задачи развития коммуникативных умений не исчерпываются умением

элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать

мысль.

Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы, но и самому их

задавать,

инициативно

высказываться,

налаживать

взаимодействие,

устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально

положительные

контакты,

вежливо

вести

спор,

поддерживать

содержательный разговор, беседу.

Для решения этих задач целесообразно использовать разнообразные

методы

и

приемы

(объяснение

воспитателя,

рассказ,

беседа,

показ,

демонстрация наглядности, в том числе и видеоматериалов, игры и пр.).

Наибольшее предпочтение следует отдавать тем, которые основаны на

приобретении опыта детей, совершенствовании умений. Одним из таких

методов являются упражнения.

По мнению А.С. Макаренко метод упражнений является, самым

распространенным,

наиболее

эффективным

и

приоритетным

среди

практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков.

Для работы с детьми дошкольного возраста значение приобретает

использование игровых упражнений.

Игровые упражнения – это тип упражнений, построенных на основе

использования игры как одного из видов деятельности и средства обучения.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится

элемент игры. Это делает их более интересными для детей, позволяет

привлечь внимание к предлагаемым им заданиям и способствует более

старательному и точному их выполнению.

Участвуя в них поначалу под присмотром воспитателя, а потом,

объединяясь самостоятельно по двое, по трое, дети приучаются считаться с

партнёрами, починять свои действия общему замыслу игровых упражнений.

Всё это способствует развитию умения общаться и взаимодействовать друг с

другом.

Практическая часть нашей работы представляет собой сборник

игровых упражнений и рекомендаций по их использованию. Мы опирались

на работы Чернецкой, Смирновой, Хухлаевой, Касаткиной и др.

Цель сборника – помочь воспитателям ДОО в организации и

проведении игровых упражнений по развитию коммуникативных умений у

детей младшего дошкольного возраста.

1.5. Частичная апробация

В процессе практической деятельности нам удалось апробировать ряд

игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений у

детей. Подбор и использование упражнений в различных режимных

процессах основывались на наблюдении за детьми и учете индивидуальных

особенностей речевого развития, владения коммуникативными умениями.

Мы старались учитывать и тему недели, начинали с более простых

упражнений, постепенно усложняя задачу. Нами были проведены

1)

игровые

упражнения,

способствующие

развитию

умения

взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками – это «Вежливые слова»,

«Пирамида любви», «Клеевой дождик» и др.).

2) игровые упражнения, развивающие умение активно слушать. Они

способствуют развитию слуховое восприятие, учат задавать открытые и

закрытые вопросы («Звериное пианино», «Друзья», «Комплименты «Кто что

услышит?» и др.)

3) игровые упражнения, развивающие умение высказываться (говорить

самому); формируют умение выделять основную идею высказывания, учат

использовать такой приём активного слушания («Мое настроение», «Этюд на

различные позиции в общении», «Весы» и др.).

4)

игровые

упражнения,

развивающие

умение

правильно

перерабатывать информацию. Цель совершенствовать навыки устной речи,

развивать

мышление,

фантазию.

Каждая

группа

отражает

основные

направление педагогической деятельности, имеет свои задачи и содержание.

( «Зеркало», «Тренируем эмоции» и др.).

Нами были отмечены положительные результаты: у детей повысился

общий уровень развития речи; активизировался словарный запас, дети стали

более контактны, в общении обращают внимание на эмоциональное

состояние сверстника, называют по имени, используют «вежливые» слова,

при необходимости обращаются за помощью, а также оказывают её.

Таким

образом,

сборник

игровых

упражнений

для

развития

коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста может быть

полезен в практической деятельности педагогов.



В раздел образования