Напоминание

"Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр"


Автор: Неустроева Валентина Спиридоновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Кэскил"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с Алтанцы
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «КЭСКИЛ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «АМГИНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»

ДОКЛАД НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Разрабодчик: Неустроева Валентина Спиридоновна

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с “Кэскил

Амгинский улус, с Алтанцы

г. Якутск, 2021 г.

Ритм, как определенное чередование долгих и коротких длительностей –

один из первоисточников, первоэлементов музыки, и одно из основных ее

выразительных

средств.

В

музыкальной

практике

под

чувством

ритма

разумеется обычно способность, лежащая в основе всех тех проявлений

музыкальности, связанных с восприятием, воспроизведением и изображением

временных отношений в музыке. В дидактическом смысле чувство ритма – это

способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально ее ритм, и

точно воспроизводить ритм.

В современных условиях, актуальным в педагогической практике является

разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые,

воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую,

двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в

целом. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они

открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу

применения полученных знаний в жизненной практике.

В процессе экспериментальной работы нами была поставлена цель:

выявить уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

и определение дидактических игр как средство развития чувства ритма.

Задачи:

- выявить уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного

возраста;

- разработать и апробировать систему занятий по развитию чувства ритма

в процессе музыкально дидактических игр;

- анализ и обработка результатов проведенной работы;

Выборку составили 12 детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет. В

исследовании приняли участие две группы старшего дошкольного возраста,

контрольная группа, в количестве – 6 человек; экспериментальная группа – 6

человек.

Диагностика уровня развития чувства ритма проводилась следующими

методиками.

1.

Методика диагностики чувства ритма О.П. Радыновой.

2.

Модифицированный

вариант

диагностики

уровня

сформированности

чувства ритма для старших дошкольников, с использованием музыки и

движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной и А.Н.

Зиминой.

При сравнении результатов проведенных диагностик, мы увидели, что

одни и те же дети имеют низкий уровень развития, как музыкальных

способностей, так и чувства ритма.

Таким образом, количественный и качественный анализ результатов

исследования

свидетельствуют о

том,

что

в экспериментальной

группе

преобладает

низкий

уровень

развития

чувства

ритма,

по

сравнению

с

контрольной группой, чего недостаточно для успешного обучения у детей

старшего

дошкольного

возраста.

Опираясь

на

теоретические

положения

проблемы и данные констатирующего этапа исследования, мы пришли к выводу,

необходим цикл

занятий,

направленный

на

развитие

чувства

ритма

с

использованием музыкально-дидактических игр.

Мы провели формирующий этап, который проводился с использованием

музыкально-дидактических игр.

Процесс

освоения

музыкально-дидактических

игр

происходил

при

соблюдении следующих педагогических условий:

- при сохранении единства восприятия музыки и игр;

- при соблюдении постепенности и систематичности формирования

сенсорной основы музыкального восприятия;

- при учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного

возраста;

Итак, на втором формирующем этапе были проведены следующие

музыкально-дидактические игры:

«Ритмическое освоение слов», «Назови свое имя», «Кто справа?»,

Ритмические импровизации, Перемена ритма, Каждому свой ритм, и др.

В ходе работы с детьми над развитием чувства ритма, мы столкнулись с

тем, что для них привлекательнее упражнения и методы связанные с движением

под музыку, которые привлекают их своей эмоциональностью, возможностью

активно выразить своё отношение к исполняемым произведениям.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента был использован

цикл занятий с использованием музыкально-дидактических игр, который

значительно повлиял на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного

возраста.

Для проверки эффективности проделанной работы нами был проведен

контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: определение эффективности специально

разработанного цикла занятий по равитию чувства ритма у детей старшего

дошкольного возраста и подтверждение гипотезы.

Задачи контрольного эксперимента:

1. Выявить динамику уровня развития чувства ритма у старших

дошкольников по сравнению с исходным уровнем развития и музыкальных

способностей.

2. Проанализировать результативность развивающей программы.

3. Для выявления динамики развития чувства ритма и музыкальных

способностей, мы использовали те же диагностические задания, что и в

констатирующем эксперименте.

Сравнительный анализ среднего балла диагностики уровня чувства ритма

до и после развивающей работы показал положительную динамику в каждом

задании.

Данные, полученные после проведения контрольного эксперимента,

говорят о том, что музыкально-дидактические игры положительно повлияли на

развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста. Использование

музыки совместно в игре способствует развитию ритмического чувства,

способствует развитию координации движений, привычки двигаться более

свободно и естественно.

Таким образом, разработанный и апробированный нами цикл занятий дал

положительные

результаты

развития

чувства

ритма

у

детей

старшего

дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр.

Проанализировав

психолого-педагогическую

литературу

по

теме

исследования мы пришли к выводу, что чувство ритма составляет основу

музыкальности,

которое

прежде

всего

развивается

если

в

обучении

используются музыкально-дидактические игры соответствующих возрасту и

развитию детей.

В результате проведенной экспериментальной работы мы выяснили, что в

основе развития чувства ритма лежит развитие у детей восприятия музыкальных

образов и умения отразить их в движении.

Решены следующие задачи:

-

Изучены и проанализирована психолого-педагогическая, методическая

литература по проблеме развития чувства ритма у детей старшего

дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических

игр.

-

Подобрана диагностика направленная на выявление уровня развития

чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

-

Разработан и апробирован цикл занятий для развития чувства ритма с

использованием музыкально-дидактических игр у детей старшего

дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические

игры

обогащают

детей

новыми

впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию,

различению основных свойств музыкального звука, педагогическая ценность

музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь

применения полученных знаний в жизненной практике. В исследовательской

работе мы выявили эффективность цикла занятий для развития чувства ритма

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

использованием

музыкально-

дидактических игр.

Таким образом, мы достигли цели нашего исследования, выявили

эффективность использования цикла занятий по развитию чувства ритма с

использованием музыкально-дидактических игр, гипотеза подтвердилась.



В раздел образования