Автор: Неустроева Валентина Спиридоновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Кэскил"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с Алтанцы
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «КЭСКИЛ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «АМГИНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»
ДОКЛАД НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Разрабодчик: Неустроева Валентина Спиридоновна
Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с “Кэскил
Амгинский улус, с Алтанцы
г. Якутск, 2021 г.
Ритм, как определенное чередование долгих и коротких длительностей –
один из первоисточников, первоэлементов музыки, и одно из основных ее
выразительных
средств.
В
музыкальной
практике
под
чувством
ритма
разумеется обычно способность, лежащая в основе всех тех проявлений
музыкальности, связанных с восприятием, воспроизведением и изображением
временных отношений в музыке. В дидактическом смысле чувство ритма – это
способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально ее ритм, и
точно воспроизводить ритм.
В современных условиях, актуальным в педагогической практике является
разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые,
воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую,
двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в
целом. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они
открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу
применения полученных знаний в жизненной практике.
В процессе экспериментальной работы нами была поставлена цель:
выявить уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
и определение дидактических игр как средство развития чувства ритма.
Задачи:
- выявить уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного
возраста;
- разработать и апробировать систему занятий по развитию чувства ритма
в процессе музыкально дидактических игр;
- анализ и обработка результатов проведенной работы;
Выборку составили 12 детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет. В
исследовании приняли участие две группы старшего дошкольного возраста,
контрольная группа, в количестве – 6 человек; экспериментальная группа – 6
человек.
Диагностика уровня развития чувства ритма проводилась следующими
методиками.
1.
Методика диагностики чувства ритма О.П. Радыновой.
2.
Модифицированный
вариант
диагностики
уровня
сформированности
чувства ритма для старших дошкольников, с использованием музыки и
движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной и А.Н.
Зиминой.
При сравнении результатов проведенных диагностик, мы увидели, что
одни и те же дети имеют низкий уровень развития, как музыкальных
способностей, так и чувства ритма.
Таким образом, количественный и качественный анализ результатов
исследования
свидетельствуют о
том,
что
в экспериментальной
группе
преобладает
низкий
уровень
развития
чувства
ритма,
по
сравнению
с
контрольной группой, чего недостаточно для успешного обучения у детей
старшего
дошкольного
возраста.
Опираясь
на
теоретические
положения
проблемы и данные констатирующего этапа исследования, мы пришли к выводу,
необходим цикл
занятий,
направленный
на
развитие
чувства
ритма
с
использованием музыкально-дидактических игр.
Мы провели формирующий этап, который проводился с использованием
музыкально-дидактических игр.
Процесс
освоения
музыкально-дидактических
игр
происходил
при
соблюдении следующих педагогических условий:
- при сохранении единства восприятия музыки и игр;
- при соблюдении постепенности и систематичности формирования
сенсорной основы музыкального восприятия;
- при учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста;
Итак, на втором формирующем этапе были проведены следующие
музыкально-дидактические игры:
«Ритмическое освоение слов», «Назови свое имя», «Кто справа?»,
Ритмические импровизации, Перемена ритма, Каждому свой ритм, и др.
В ходе работы с детьми над развитием чувства ритма, мы столкнулись с
тем, что для них привлекательнее упражнения и методы связанные с движением
под музыку, которые привлекают их своей эмоциональностью, возможностью
активно выразить своё отношение к исполняемым произведениям.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента был использован
цикл занятий с использованием музыкально-дидактических игр, который
значительно повлиял на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного
возраста.
Для проверки эффективности проделанной работы нами был проведен
контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: определение эффективности специально
разработанного цикла занятий по равитию чувства ритма у детей старшего
дошкольного возраста и подтверждение гипотезы.
Задачи контрольного эксперимента:
1. Выявить динамику уровня развития чувства ритма у старших
дошкольников по сравнению с исходным уровнем развития и музыкальных
способностей.
2. Проанализировать результативность развивающей программы.
3. Для выявления динамики развития чувства ритма и музыкальных
способностей, мы использовали те же диагностические задания, что и в
констатирующем эксперименте.
Сравнительный анализ среднего балла диагностики уровня чувства ритма
до и после развивающей работы показал положительную динамику в каждом
задании.
Данные, полученные после проведения контрольного эксперимента,
говорят о том, что музыкально-дидактические игры положительно повлияли на
развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста. Использование
музыки совместно в игре способствует развитию ритмического чувства,
способствует развитию координации движений, привычки двигаться более
свободно и естественно.
Таким образом, разработанный и апробированный нами цикл занятий дал
положительные
результаты
развития
чувства
ритма
у
детей
старшего
дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр.
Проанализировав
психолого-педагогическую
литературу
по
теме
исследования мы пришли к выводу, что чувство ритма составляет основу
музыкальности,
которое
прежде
всего
развивается
если
в
обучении
используются музыкально-дидактические игры соответствующих возрасту и
развитию детей.
В результате проведенной экспериментальной работы мы выяснили, что в
основе развития чувства ритма лежит развитие у детей восприятия музыкальных
образов и умения отразить их в движении.
Решены следующие задачи:
-
Изучены и проанализирована психолого-педагогическая, методическая
литература по проблеме развития чувства ритма у детей старшего
дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических
игр.
-
Подобрана диагностика направленная на выявление уровня развития
чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
-
Разработан и апробирован цикл занятий для развития чувства ритма с
использованием музыкально-дидактических игр у детей старшего
дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические
игры
обогащают
детей
новыми
впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию,
различению основных свойств музыкального звука, педагогическая ценность
музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь
применения полученных знаний в жизненной практике. В исследовательской
работе мы выявили эффективность цикла занятий для развития чувства ритма
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
использованием
музыкально-
дидактических игр.
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования, выявили
эффективность использования цикла занятий по развитию чувства ритма с
использованием музыкально-дидактических игр, гипотеза подтвердилась.