Автор: Тарасенко Гузель Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад №139"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Зимующие птицы
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы».
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей о зимующих птицах, их отличительных
особенностях, повадках, питании в зимний период времени, формировать
представление об особенностях поведения птиц в зимний период.
Учить составлять описательные загадки.
Развивать внимание, умение рассуждать, логическое мышление в игре.
Воспитывать желание заботиться о птицах зимой.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня к нам прилетела интересная птица. Кто это?
Дети: Это птица мудрая тётушка Сова.
Воспитатель: Я с вами согласна, это действительно сова, но сова не простая,
а мудрая. Она очень любит загадывать загадки? А вы сможете их разгадать?
Дети: Да, сможем.
Воспитатель: – Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет
Крошки собирает. (воробей)
Тащит в дупла
Желуди, орехи, зёрна,
Как заправский кладовщик
Бойкий …… ямщик. (поползень)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись … (дятел)
Символ мира эта птица,
Ей на месте не сидится,
Письма носит на себе
И всегда она в цене. (голубь)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком.
Кто же это? (сойка)
Кар! Кар! Кар! Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома.
Как зовут её? (ворона)
Рассматривание картинок зимующие птицы.
Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на
юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год
(ворона, голубь, воробей). А есть и такие, которые прилетают к нам только
зимовать (синицы, снегири). Снегирей зовут так потому, что они прилетают к
нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и
черная голова и крылья.
Воспитатель: Сова удивилась, как хорошо вы смогли угадать загадки. А как
одном словом можно назвать всех этих птиц?
Дети: зимующие.
Воспитатель: почему их так называют?
Дети: Потому, что они прилетают к нам зимой или остаются на зиму.
Воспитатель: Чем они отличаются от других животных?
Дети: Они покрыты перьями, клюв, крылья, 2 лапки. (вывод на экран
отличительных особенностей птиц)
Сова: Мой знакомый художник рисовал для вас подарки, он так торопился,
что много недоделал, исправьте его ошибки.Воспитатель: сможете вы их
угадать по силуэту?
Интерактивная игра «Угадай птицу по силуэту»
Дети угадывают силуэт птицы.
Сова: Пока я к вам летела, все фотографии птиц рассыпались, вы поможете
их собрать?
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: Трудные задания задает вам сова.
Ребята, давайте превратимся в зимующих птиц и поиграем в игру
«Птицелов».
«Вы ребята отвернитесь, птицами ко мне вернитесь».
В лесу в лесочке.
На земле, на дубочке
Птицы летали, корм собирали.
Ай! Птицелов идёт
Он в неволю вас возьмёт.
Птицы улетайте, свои гнёзда занимайте.
Сова: Но зимующие птицы ведь чем-то отличаются друг от друга. Чем?
Речевая игра «Какая, какой?» - описание птиц.
Если у птицы белый бок, какая она?
Если у птицы желтая грудка, какая она?
Если у птицы толстый клюв, какая она?
Если у птицы короткий клюв, какая она?
Если у птицы длинный хвост, какая она?
Сова: как птицы появляются, вы знаете? Тогда разложите картинки по
порядку, как птицы появляются!
Воспитатель: Зимой к нам прилетают птицы, им зимой голодно. Очень
трудно птицам достать себе из-под снега корм, а в стужу им совсем плохо.
Чем мы можем им помочь?
Дети: Мы можем их покормить
Сова: вы знаете какой корм едят зимующие птицы?
Дети: Знаем.
Сова: Куда вы будите выкладывать корм для птиц?
Дети: в кормушки.
Интерактивная игра «Что едят птицы?»
Сова: вот мы это сейчас и проверим. Молодцы не разу не ошиблись.
Сова: Скажите все ли птицу остаются зимовать?
Дети: Нет, многие птицы улетают на юг.
Сова: Тогда давайте поиграем.
Интерактивная игра «Третий лишний»
Ребята, Мудрая сова загадывала вам загадки, теперь ваша очередь загадывать
загадки.
Составление описательных загадок по схеме.
Молодцы! Мудрой сове очень понравились ваши загадки.
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– Что мы делали на занятии?
– Что понравилось?
Оценка детей.