Автор: Стреляева Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Сотрудничество с семьей и повышение компетентности родителей воспитанников раннего дошкольного возраста по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Сотрудничество с семьей и повышение компетентности родителей
воспитанников раннего дошкольного возраста по образовательной области
«
Художественно - эстетическое развитие
» в практике работы воспитателя ДОУ»
Стреляева Евгения Владимировна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125 », г. Новокузнецк
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности.
Занимаясь аппликацией, ваш малыш будет занят делом. Сам процесс и его результат
принесет ребенку массу удовольствия. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное
ритмическое расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и
наклеивания. Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и
развивающим занятием. У малыша развивается и совершенствуется мелкая моторика, что
самым лучшим образом сказывается на умственном развитии ребенка. Во время занятия у
ребенка
развивается
художественное
воображение
и
эстетический
вкус,
а
также
конструкторское мышление, кроме того, занятия аппликацией развивают абстрактное и
объектное мышление, и даже речь.
Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью,
что так же оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих
способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке
бумаги: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.
Хотя программа не предусматривает занятий аппликацией с дошкольниками,
посещающими
первую
младшую
группу,
воспитатель
все
же
может
проводить
целенаправленную
деятельность
по
постепенному
освоению
детьми
этого
вида
изобразительной деятельности.
Так,
на
начальном этапе педагог определяет уровень
сенсорного
развития
воспитанников, их способность сравнивать и сопоставлять элементы по форме, цвету,
величине. Воспитатель предлагает малышам игры на основе плоскостной мозаики.
Педагог вырезает из плотной бумаги различные геометрические фигуры либо силуэты
самых разных предметов и объектов, героев сказок и пр. Вначале дети должны научиться
ритмично размещать одинаковые элементы по всей поверхности основы. Затем это будет
более сложное действие - выкладывание героев какой-либо известной детям сказки в
определенном порядке (в соответствии с текстом произведения).
Еще один вид работы - составление силуэта из двух или трех деталей. Воспитатель
стимулирует детей к действиям своим примером. При такой деятельности одновременно
идет изучение цветов, соотношения по величине и пространственному расположению.
Примеры таких аппликативных игр:
«Помоги яблочку найти свою половинку»
(Дети составляют целое яблоко из частей, плотно прижимая их друг к другу)
«Цветочки на полянке», «Дорожки из листьев»
(Ребята учатся ритмично размещать элементы одной формы, но разного цвета на основе)
«Путешествие шариков»
(Дошкольники выкладывают кружки в одном направлении, от самого большого к самому
маленькому)
«Маленькие тучки по небу плывут»
(Малыши учатся располагать неправильные формы по всему пространству основы)
«Выкладывание сказки «Репка»
(Малыши размещают героев соответственно тексту сказки)
Со временем, когда малыши освоят подобные игры, воспитатель предлагает наклеить
детали на основу. Вначале педагог сам намазывает элементы клеем и вместе с малышом
прижимает их к бумаге (управляет его пальчиками). И уже позже, примерно со второго
полугодия, под контролем воспитателя воспитанники первой младшей группы могут
переходить к самостоятельному наклеиванию.
Занятия аппликацией помогают воспитанникам первой младшей группы запоминать
названия цветов, разбираться в формах и размерах. Благодаря выкладыванию несложных
композиций у дошкольников формируются зрительно-двигательные связи, развивается
мелкая моторика, движения пальцев становятся более уверенными.
Полученный опыт составления сюжетных композиций из готовых форм помогает в
последующем рисовании. Заметим, что аппликативное творчество способствует и
социальному и коммуникативному развитию малышей:
во время занятий они охотно комментируют свою работу,
обмениваются репликами.
Особенно эффективна в данном плане коллективная деятельность - ребята ждут друг
друга, оказывают помощь, уступают место.
Аппликация положительно влияет на развитие логического мышления: умения
сравнивать и сопоставлять, выделять главное. Все это приводит к более раннему развитию
аналитико - синтетических процессов, которые, между прочим, являются основой
успешного обучения в школе.
Изначально педагог работает с мини-группами малышей — по 4–5 человек, к ноябрю
работа ведётся со всей группой. При этом коллективным поделкам, формирующим у детей
чувство коллективной ответственности за результат, уделяется особое внимание, так как
эта форма работы помогает вырабатывать у детей выдержку, усидчивость и чувство
ответственности. Однако и в этом случае нельзя забывать об индивидуализации на
занятиях, ведь дети разные, с разным уровнем подготовки, развития. Для ребят 1,5–3 лет
разница даже в 2–3 месяца играет важную роль, что уж говорить про год-полтора.
Структура урока по аппликации в первой младшей группе, как и любое другое занятие
по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), имеет чёткую
структуру:
вводный этап — до 2 минут;
основную часть — до 11 минут;
заключительную часть — до 2 минут.
На вводном или теоретическом этапе очень важен игровой момент. Причём в первой
младшей группе он должен начинаться с сюрприза. К примеру, перед выполнением
поделки «Животные на ферме» в группу приходит «почтальон» (педагог, кукла или просто
образ, оставивший послание), доставивший детям посылку с необходимыми материалами:
силуэтами зверей, которых нужно расположить на ферме-подложке.
Вариантом реализации вводного этапа может быть оказание помощи сказочному
персонажу. Например, в группу заходит Мишка, который говорит, что ему очень грустно,
что ему очень хотелось бы поиграть с пирамидкой, но он не может сложить её детали сам.
Ребята, выполняя сенсорное упражнение с элементами пирамидки, помогают персонажу.
Ещё один способ настроить ребят на работу — использовать для мотивации
стихотворение по теме. Так, перед выполнением обрывной аппликации украшения
рукавичек для куклы, педагог показывает малышам образец и зачитывает стихотворение по
теме:
Чтобы нам в снежки играть,
А потом не захворать,
Дорогая бабушка
Нам связала варежки.
Маленькая рукавичка,
Моих пальчиков сестричка,
На прогулку собирайся,
На ручонку одевайся.
Дарит бабушка-лисица
Трём внучатам рукавицы.
— Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте.
Мамы, папы и ребятки
Носят осенью перчатки,
Чтобы пальчики не стыли,
Ручки тёпленькими были.
Зайка с белочкой играют
У высокой ели.
В небе звёзды исчезают,
Значит, быть метели.
Зайка варежки снимает,
Быстро белке надевает,
Вот какой мальчишка —
Маленький зайчишка.
Не страшны теперь метели —
Белку варежки согрели…
Основной этап работы над аппликацией подразумевает сортировку материала (по
цвету, по форме, по размеру или по всем параметрам одновременно), расположение его на
подложке, приклеивание элементов. Перед началом работы педагог проводит пальчиковую
гимнастику, а перед тем, как дети начнут клеить, ещё и физкультминутку.
На заключительном этапе воспитатель благодарит малышей за работу и хвалит
каждого. При этом разбор недостатков не устраивается, так как чаще всего они связаны с
тем, что ребёнок не владеет нужными навыками на необходимом уровне.
Многим родителям кажется, что их двухлетний малыш, занимаясь чем-то связанным с
рукоделием, абсолютно неспособен спокойно усидеть даже 10 минут. Но это большее
заблуждение. Поэтому мною разработан консультативный материал для родителей наших
маленьких воспитанников:
Рукоделие очень важное направление в общем развитии ребёнка, потому что креме
небольшого беспорядка, в этого занятия масса положительных моментов, а именно:
обучение выполнению последовательности действий с аппликацией (в сенсорных
играх малыши сначала рассматривают элементы, потом смотрят на образец их
расположения, представленный педагогом, затем за взрослым повторяют этот
порядок);
практика запоминания названий цветов, разновидностей размеров и форм (большой -
маленький - средний; круглый - треугольный -квадратный);
тренировка движений пальцами при составлении сюжетов (этот навык очень важен
для освоения основ рисования);
воспитание отношений сотрудничества (так, коллективная аппликация даёт
возможность научиться помогать друг другу, ожидать тех, кто отстал при выполнении
задания).
В младшем дошкольном возрасте дети ещё не работают с ножницами — освоение этого
навыка происходит в средней группе. Это сужает перечень используемых техник
аппликаций.
Прежде чем делать какие-то поделки и композиции, для начала нужно просто
познакомить малыша с клеем. Ребенок должен уловить саму суть аппликации и запомнить
основную
схему
действий:
сначала
намазываем
кусочек
бумаги
клеем,
затем
переворачиваем его, прикладываем к другому листочку и приглаживаем все хорошенько
ладошкой, чтобы крепче держалось.
Поначалу вы можете просто приклеивать кусочки цветной бумаги на лист-основу.
Скорее всего, это занятие очень понравится вашему малышу. В этом возрасте детей пока
больше привлекает сам процесс, чем результат. Над художественными картинами будем
трудиться позже.
Сейчас все ваше внимание должно быть сконцентрировано на том, чтобы обучить
ребенка правильной технике аппликации. И это очень важно сделать именно сейчас, чтобы
не пришлось переучивать потом. В чем же заключается правильная техника?
Во-первых, показывайте малышу, как правильно держать клей-карандаш. Как правило,
дети наклоняют клей-карандаш, чем только усложняют себе процесс намазывания. Учите
малыша располагать клей строго перпендикулярно листочку!
Во-вторых, объясняйте ребенку, что когда он намазывает бумажку клеем, ее
обязательно нужно придерживать ладошкой левой руки (если ребенок правша). Скорее
всего, на первых порах бумажка будет выскакивать у малыша из под пальца, поэтому
слегка фиксируйте его ладошку своей рукой. Только не делайте все полностью за ребенка,
он обязательно должен участвовать!
После того, как малыш немного освоится с самой техникой аппликации, можно
начинать создавать первые поделки. Хочу предложить вашему вниманию несколько
простых идей поделок- аппликаций.
тема
шаблон
«Елочка с шарами»
«Дерево с яблоками»
«Ежик с яблоками и грибами»
«Витамины в баночке!
«Ягоды в корзинке»
Как только материал готов, можно приступать к занятиям. Но непременное условие -
Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении. Для начала предложите ребёнку
размять ладошки, пальчики. Здесь Вам могут помочь пальчиковые игры или следующие
упражнения.
«Весёлые брызги» - встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме,
имитирующие разбрызгивание капель воды.
«Пальчики стучат» - выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно
по любой твёрдой поверхности.
«Узнай предмет» - ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "угадать" предметы,
игрушки с ярко выраженными деталями.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается
кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
«Торопливый жучок» - пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее
настроение.
Если ваше желание не разделил ваш малыш, не огорчайтесь. И, каждый раз учитывайте
настроение и желание ребенка. Поначалу занятия аппликацией не должны быть дольше 15
минут.
Наверное, каждая мама интуитивно понимает, что можно, а чего нельзя допускать во
время занятий аппликацией с детьми. Тем не менее, нелишним будет напомнить
следующее:
подготовьте рабочее место для ребенка: оно должно быть чистым, удобным;
во время работы не позволяйте ребенку брать в рот клей или намазать им где попало;
следите, чтобы малыш не играл с ножницами, а использовал их по назначению (он
должен понимать, что это — не игрушка, ведь, если в этот раз он не поранится, то,
возможно, сделает это в ваше отсутствие).
Не забывайте поощрять все усилия ребенка, подбадривайте, хвалите малыша (если у него
ничего не получается, делайте вместе с ним). Организуйте у себя дома выставку детских работ,
это послужит стимулом для ребенка и предаст ему уверенности.
Помните! Занятия необходимо проводить в игровой форме (читайте стихи, вводите героев,
танцуйте, пойте, обыгрывайте поделки и т д.)
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Сам процесс и
его результат принесет ребенку массу удовольствия, если Вы подойдете к проведению занятий
не только ответственно, но и творчески. Совместные занятия существенно сближают родителей
с ребенком. Творческих вам успехов!
Список литературы
1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.:
Просвещение, 2008. - 224 с.
2.С.К. Вохринцева. - М.: Страна Фантазий, 2011. - 33 с.
3. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду /А.А. Грибовская. - М.: Скрипторий,
2010. - 16 с.
4. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации /А.А. Грибовская. - М.: Скрипторий, 2011. - 152 с.
5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности /
Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000. - 344 с.
6. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника /
Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
7. Зайцев, В.Б. Аппликация / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2011. - 16 с.
8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества /
Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2008. - 255 с.
9. Лубышева, Е.А. Эта волшебная бумага / Е.А. Лубышева // Дошкольное воспитание. -
2010. - №4. - С. 49-50.
10. Румянцева, Е.А. Аппликация. Простые поделки / Е.А. Румянцева. - М.: Мир книги,
2010. - 112 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выставка творческих работ воспитанников