Автор: Архипцева Лариса Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: « Организационные формы работы педагога со сказочным материалом в разных возрастных группах ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Организационные формы работы педагога со сказочным
материалом в разных возрастных группах ДОУ
Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125», г.Новокузнецк
Сказка в жизни ребёнка появляется с раннего детства и сопровождает его всю
жизнь. Посредством сказки малыш знакомится с миром литературы, с окружающим
миром, с человеческими взаимоотношениями. Чем же сказки так интересны ребенку? В
них простой и всегда понятный ему сюжет - это не заставляет малыша усиленно
размышлять над событиями - сказка всегда подсказывает верные пути решения проблемы
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность,
реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в
сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и
чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и
коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная,
доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются
подлинными, «взрослыми».
Отмечая роль детских сказок в развитии малыша, стоит сказать о том, что сказки не
только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться
правильно строить диалог с собеседником, помогают развивать логическую связную речь.
Кстати, очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной - и в этом
также может помочь сказка. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша
формируется
и
закрепляется
умение
задавать
вопросы.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая
консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух
делать выводы и анализировать, что с ним происходит, работа идет на внутреннем,
подсознательном уровне.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей,
процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для
формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию позитивных
межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также
нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При
этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во
все времена использовали и педагоги и родители.
Сказка в определенной степени удовлетворяет естественные психологические потребности
ребенка:
потребность в автономности (независимости) - в каждой сказке герой действует
самостоятельно, полагаясь на свои силы.
потребность в компетентности ( силе, всемогуществе), так как герой оказывается
способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем,
достигает успеха.
потребность в активности - герой всегда находится в действии.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка, их главные достоинства
заключаются в следующем:
отсутствие в сказках дидактики, нравоучений
неопределенность места действия главного героя, позволяющая наполнить
пространство сказки значимыми образами
образность и метафоричность языка, открывающего кладезь мудрости данной
культуры, опыта поколений
победа добра, дающая психологическую защищенность
наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.
Современному ребенку мало прочитать сказку, нужно раскрасить изображения ее героев,
поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки,
вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки
никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать
активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что
сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.
Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не
просто игра, это - жизнь, это приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство
материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод
законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла,
многополярности и относительности социальных оценок.
Слушая сказки, ребенок накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций» в
котором можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их
решения.
Как известно художественный образ воздействует на маленького ребенка гораздо
сильнее, чем скучные объяснения взрослого. А. В. Запорожец писал о том, что дошколь-
ник, воспринимая художественный образ литературного произведения, становится на
позицию героя, мысленно ему содействует, радуется его успехам и огорчается из-за его
неудач.
Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в
воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры и
объяснить ему это проще с помощью сказок используя следующие принципы работы
(Таблица1)
Таблица1 «Принципы работы со сказочным материалом»
Принцип
Основной акцент
Комментарий
осознанность
Осознание причинно-
следственных связей в
развитии сюжета; понимание
роли каждого персонажа в
развивающихся событиях.
Задача: показать воспитанникам, что
одно событие плавно вытекает из
другого, даже не смотря на то, что на
первый взгляд незаметно. Важно понять
место, закономерность появления и
назначения каждого персонажа сказки.
множественно
сть
Понимание того, что одно и
тоже событие, ситуация
могут иметь несколько
значений и смыслов.
Задача: показать одну и ту же сказочную
ситуацию с нескольких сторон.
связь с
реальность
ю
Осознание того, что каждая
сказочная ситуация
разворачивает перед нами
некий жизненный урок.
Задача: кропотливо и терпеливо
прорабатывать сказочные ситуации с
позиции того, как сказочный урок будет
нами использован в реальной жизни, в
каких конкретно ситуациях.
Формы организации занятий с использованием сказки могут быть разными, например:
игровые занятия
комплексные занятия
самостоятельная игровая деятельность детей
самостоятельная продуктивная деятельность детей
экскурсии
встречи с интересными людьми
праздники
Также к основным методам и формам работы со сказкой, как образовательного и
воспитательного процесса относятся: групповые и подгрупповые занятия, вечера сказок,
дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг -
самоделок.
В работе используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ
способов действий): словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по
ролям, сочинение сказок); игровые формы
(игры-драматизации, игры-инсценировки,
дидактические игры, настольно-печатные игры), а также
речевые и музыкальные
народные игры, танцы, песни обязательно находят отклик в душе каждого ребенка.
Кстати, тот факт, что в сказках всегда побеждает именно добро, является одним из
важнейших факторов в воспитании детей. Зная это, малыш будет больше уверен в своих
силах и гораздо легче сможет справляться с жизненными трудностями, воспринимать
какие-то
неудачи.
В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. При
работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто
читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы
сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные
постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам.
При подборе художественных произведений необходимо учитывать принципы:
доступность возрасту
эмоциональная привлекательность
динамичность сюжета
эмоциональное и образное описание главных героев
наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру
динамика характера героев
Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со
сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и
кинофильмов
по
сказкам)
и
подойти
к
использованию
сказочного
материала
нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально
воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также
создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем
индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип «от
простого - к сложному».
Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Очень часто
только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими
явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность,
самоотверженность и подлость. В сказках все это изображено вполне доступно для
восприятия ребенка и в то же время совсем не примитивно.
Кроме того, необходимо
верно определить объем и вид сказки в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями ребенка. Педагоги и психологи дают следующие рекомендации:
Дети 1-3 лет
-
способны
воспринимать
народные
сказки
с
простыми
предложениями
и
множественными
повторениями.
При
чтении
таких
произведений
рекомендуется
подражать голосам животных, активно использовать мимику и жесты, изменение силы
голоса. Следует выбирать книги с картонными страницами и красочными крупными
иллюстрациями. Дети указанного возраста с удовольствием слушают такие сказки, как
«Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Теремок» и
др.
Младшим дошкольникам (3-4 года)
- следует читать сказки с более сложным сюжетом. Предпочтение нужно отдать сказкам о
животных
и
социально-бытовым.
Важно,
чтобы
в
произведении
четко
была
сформулирована воспитательная идея, добро побеждало зло. Детям такого возраста
подойдут русские народные сказки
« Кот, петух и лиса»; «У страха глаза велики»; «Гуси-лебеди»; сказки народов мира : «
Два жадных медвежонка », « Коза - дереза », «Петух и лиса»; авторские сказки К.
Чуковского, В. Сутеева , Д. Мамина - Сибиряка, К.Д. Ушинского.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
- сопоставляют себя с персонажами сказок. Малыши начинают анализировать поступки
героев на основе собственного опыта. В этом возрасте возникает интерес к волшебным
сказкам. Также психологами отмечено, что именно в 4-5 лет у детей нередко появляются
различные страхи. Поэтому важно обратить особое внимание на содержание сказки: не
следует делать выбор в пользу произведений с элементами жестокости, лжи, обмана,
двусмысленности. Приобретая новую книгу, родителям необходимо ознакомиться с ее
содержанием перед прочтением малышу. В сказках для детей 4-5 лет мораль не должна
«лежать на поверхности» - малыши должны учиться размышлять и делать собственные
выводы. Дошкольникам можно предложить такие
русские народные сказки, как
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье»; сказки народов мира: «Три
поросенка»,
«Красная
шапочка»,
«Заяц и
еж»;
авторские
сказки М. Горького,
К.Чуковского, В. Осеевой, Д. Мамин-Сибиряка, В. Бианки, А. Милна и др.
Старшие дошкольники
- увлеченно слушают волшебные сказки. Главными героями могут быть не только люди и
животные, но и волшебники, маги, колдуны, рыцари и принцессы. Важно, чтобы сказка
имела
воспитательную
идею,
соответствовала
возрастным
и
индивидуальным
потребностям старших дошкольников, поэтому детей заинтересуют такие сказки, как
«Заяц-хвастун», «Хаврошечка»,
«Никита Кожемяка»,
«Илья Муромец и Соловей-
разбойник», «Златовласка», «Цветик - семицветик» В. Катаева, «Волшебник изумрудного
города» А. Волкова, «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгренд, «Мальчик - с -
пальчик», «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Дюймовочка» Х.К. Андерсена, «Бемби» Ф.
Зальтена и др.
Сказки лучше рассказывать, подкрепляя красочными иллюстрациями из книги.
Эффективной педагогической деятельностью является театрализация произведения.
Яркие
«ожившие»
персонажи
сказки
вызывают
эмоциональный
отклик
-
дети
сопереживают герою, помогают найти ему выход из затруднительной ситуации,
предупреждают об опасности, искренне радуются успешному разрешению конфликта.
После прочтения сказки важно выяснить эмоциональное отношение ребенка к героям,
их поступкам. В ходе такой беседы с ребенком
возможно не только оценить его
отношение к событиям,
описанным в произведении,
но и при необходимости
откорректировать ошибочные, неверные представления и суждения.
Дети, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее
болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят
общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает
комплексов.
А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно,
чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался
удачам и шел к своей цели - читайте ему сказки!
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет
ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать,
а тонко
чувствующий человек способен на настоящее творчество. Необходимым условием
развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы
деятельности и, прежде всего, предметно-творческой.
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом
выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной и
оригинальностью. ( таблица 2 )
Таблица 2 « Творческие задания по сказкам в ДОУ»
№
сказка
творческие задания
примечание
1.
«Репка»
Рассказать знакомую сказку по
кругу.
Разыграть
сказку.
Дети
распределяют роли.
Рассказать о пользе репы и о
том, какие блюда из нее можно
приготовить.
Оформление книги «Полезные
сказки»
(обложка,
иллюстрации).
Изготовление
костюмов
-
Могут быть и другие
творческие
задания,
например:
«Сказки, но по - новому».
Дети
наделяют
знакомых героев сказок
противоположными для
них качествами
Придумывание
своей
сказки «Морковка»
(по
аналогии).
нагрудников «Овощи» (ткань,
бумага).
2
«Сказки о бытовых
предметах»
Началом сказки является рассказ
о любом бытовом предмете.
Реальное начало
сказочное
продолжение
3
«Узнай сказку по
песенке героев»
Не садись на пенек, не ешь
пирожок («Маша и медведь»)
Скрипи, нога, скрипи, липовая!
(«Медведь - липовая нога»)
Козлятушки,
ребятушки!
отворитеся, отопритеся! («Волк
и семеро козлят»)
4
«Продолжи
сказку»
Вместо
известной
концовки
сказки надо придумать свою
Дети
учатся
фантазировать,
размышлять.
5
«От
точек
-
к
сказке»
Точка - шифр, знак.
Соединяя точки, ребенок
получает рисунок героя
сказки или предмета из
сказки, вспоминает эту
сказку, рассказывает ее.
6
«Нарисуй сказку»
Дети
рисуют иллюстрации
к
знакомым или своим сказкам
Можно
использовать
нетрадиционные
способы
(монотопия,
пальцевая
живопись,
рисование акварелью по -
мокрому).
7
«Игровые задания»
При
выполнении
игровых
заданий
опираемся
на
изобразительные умения детей.
Какой
-
либо
сказочный
персонаж
загадывает
детям
загадку, а разгадку дети рисуют.
8
«Умение
согласовывать
свои
действия
с
действиями
другого»
«Варим
кашу».
Дети
с
воспитателем
договариваются,
кто кем будет (молоко, сахар,
соль, крупа). На слова:
Раз, два, три. Горшочек, вари!
«продукты» по порядку входят в
круг
-
«горшочек».
Каша
варится
(дети
по
очереди
привстают,
говорят:
«пых»).
Огонь
прибавляют
(начинаю
говорить «пых» в убыстренном
темпе,
почти
подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по
кругу). Каша готова! Ей нужно
потомиться
(все
присаживаются). Раз, два, три.
Горшочек, не вари!
Для детей свойственно идентифицировать себя с различными героями, поэтому
замечательно, если есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог
завершить свой новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на вас
может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства, волшебник, который еще не
определился — волшебник он или колдун.
Хороший эффект в работе над сказкой дает использование проблемных ситуаций
(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это
ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать
новые для себя средства и способы деятельности, они
учат мыслить и творчески
усваивать знания.
Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще
неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую,
творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на
событийной стороне произведения.
Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии
ребенка. Необходимо информировать родителей о том, какие сказки входят в круг
чтения детей каждой возрастной группы. Информацию представляем в уголке для
родителей в виде списка литературных произведений с указанием, что будет читаться
на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
Главная задача наглядно-информационных форм работы - познакомить родителей с
содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой детей в
ДОУ (группе).
На стендах для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как
организовать чтение ребенка в домашних условиях под рубриками: «Сказка в жизни
ребенка», «Сказки на ночь», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги».
Здесь
представлена
постоянная
рубрика:
«Новинки
детской
литературы»
с
информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.
Для родителей наших воспитанников разработаны памятки, и буклеты ,
рекомендации, созданы красочные папки-передвижки: «Любимая книга детства», «О
чтении в семье», «Нужно ли прививать интерес к книге?».
Хорошие
результаты дают разнообразные формы работы с родителями,
которые мы регулярно проводим не только в группе, но и в функциональных
помещениях образовательного учреждения:
Тематические
родительские
собрания
о
воспитательно-образовательных
возможностях сказок
Дни открытых дверей «Путешествие в сказку» (родители могут вместе с детьми
участвовать в играх со сказочными сюжетами, выполнять творческие задания
- совместные рисунки «Краски прочитанной книги»
Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера
(придумывание загадок; оформление книги сказок)
Организация
выставок
детско-родительских
творческих работ
«Наши
любимые сказки»
Арт-выставки
семейных фотографий «Вместе с книгой я расту», «Моя
домашняя библиотека»
Экскурсия совместно с родителями в районную детскую библиотеку
Конкурс «Читающая семья»
Введение традиций
группы: «Книжное дерево», «Книга напрокат», «Гость
группы», «Книга в гости
»
Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом»
Интересной формой работы стало создание семейных библиотек, где родители
воспитанников приносят в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек.
Таким образом, дети смогут увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и
книги-великаны,
альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали
собирать еще их родители, старые детские журналы.
Как
правило очень интересно и увлекательно проходят такие мероприятия как
викторины, литературные развлечения. Родители проявляют смекалку и фантазию в
различных конкурсах , так как выступают в роли непосредственных участников
( участвуют в разработке сценария, читают стихотворения, поют песни, играют на
музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории) .
Считаем очень важным, что родители и воспитатели после чтения сказки обсуждают
с детьми жизненные проблемы затронутые в ней, чтобы дети учились думать и
выражать свои мысли в творчестве. Поэтому к каждой сказке мы предлагаем вопросы,
игры и творческие задания, которые развивают воображение и интуицию,
учат
общению и наблюдательности,
воспитывают чувство взаимопомощи,
помогают
ребенку глубоко и активно постигать основы родного языка.
В
деятельности
формируются
нравственные
качества,
а
возникающие
отношения могут влиять на изменение целей и мотивов, что в свою очередь влияет на
усвоение нравственных норм и ценностей. Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это
уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых.
Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное
развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию
отдельных
психических
процессов,
способствуя
возникновению
новых
мотивов
деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на
бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Ведь
ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося
ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
А. В. Запорожец, объясняя механизм процесса понимания сказки, писал: «Первые шаги,
которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать
существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие».
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно — образного и наглядно —
действенного
постижения
мира
человеческих
отношений,
что
вполне
адекватно
психическим особенностям дошкольников.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически
воспринимать окружающее, воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность
человека волноваться чужим
несчастьям, радоваться радостям другого, переживать
чужую судьбу, как свою.
А самое главное - если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание,
чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться
содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным
образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель
ЛИТЕРАТУРА
1.
Арановская-Дубовис, Д. М Понимание сказки дошкольником [Текст] / Д.М. Арановская –
Дубровис// Дошкольное воспитание, 1955, № 10, С. 33—40.
2.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: книга для воспитателя
детского сада/ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой.
М.: Просвещение, 1989. – 96с.
3.
Гриценко, З.А. Ты сказку детям расскажи [Текст]/ З.А. Гриценко. М., 2003. – 86с.
4.
Дьяченко, О. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе
ознакомления со сказкой [Текст]/ О. Дъяченко// Дошкольное воспитание. 1993,№11.- С.43.
5.
Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником [Текст]/ А.В.
Запорожец //Дошкольное воспитание, 1948, № 9, С. 34—41.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-
Евстгнеева.- СПб.: Речь, 2006.-198с.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству: (Теория и практика сказкотерапии)
[Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Златоуст, 1998.- 212с.
8.
Полухина, О. Сказкотерапия: теория и практика [Текст] // Журнал научных,
образовательных и творческих проектов. -№2. -2002.
9. Практика сказкотерапии [Текст] // Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2005.-128с.
10. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Соколов.- М.: Изд-во Института
психотерапии, 2005.-118с.
11.Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / Г. А. Урунтаева, А.В
Запорожец «Психология восприятия сказки ребёнком – дошкольником». – М.: Издательский
центр «Академия», 1998. – 384с.
12.Чернецкая, Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст] / Л.В.
Чернецкая. Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 128с.
13.Электронные ресурсы Internet: