Напоминание

Развитие речи детей 2-4 лет


Автор: Ермакова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Берёзка" Смоленского района
Населённый пункт: п. Гедеоновка
Наименование материала: Проблемы развития речи у современных дошкольников
Тема: Развитие речи детей 2-4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка «Смоленского района Смоленской области

Проблемы развития речи

у современных дошкольников

Добрый день, уважаемые члены жюри. Я рада приветствовать Вас.

Меня зовут Ермакова Наталья Сергеевна. Я представляю Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

Смоленского района Смоленской области. Сегодня я хотела бы поделиться с

Вами

опытом

своей

работы

по

теме

«Проблемы

развития

речи

у

современных дошкольников».

Свое выступление я начну с высказываний В.М. Бехтерева и В.А.

Сухомлинского (слайд 2)

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее

развитию» В.М. Бехтерев

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский

Правильная, выразительная речь – портрет человека.

Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Детство – важный период человеческой жизни. И оттого, как у

ребенка пройдет детство, кто будет сопровождать его по жизни, что будет

вложено в его разум, зависит, каким человеком он станет в будущем.

(Слайд 3) В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том,

что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько

десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире,

как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в

установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к

психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с

ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями

эмоционально-волевой

сферы,

многие

дошкольники

имеют

задержку

речевого и психического развития.

Какова же причина таких изменений? Во-первых, разрыв поколений

родителей и детей. (Слайд 4) Повышенная занятость родителей на работе –

это одна из особенностей воспитания современных детей. Наблюдения и

опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют,

чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их

дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все

родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к

достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том,

что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что

развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит

только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый

человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и

познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает

себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и

возможности. И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно

заменить живого человека.

Следующая

проблема

современного

дошкольника

это

рост

«экранной» зависимости. (Слайд 5) Компьютер и телевизор всё чаще, а в

некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями,

совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят

у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их

общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих

родителей, особенно пап. Они не очень часто задумываются над тем, что это

«безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для

физического

здоровья

детей

(нарушение

зрения,

дефицит

движений,

испорченная осанка и пр.), но и для их психического развития. Телевизор и

компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы,

взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь

маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение

«экранных» детей.

Результатом

этого

является

одна

из

главных

особенностей

современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и

плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет

число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. Но так как речь –

это не только средство общения, но и средство мышления, воображения,

осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя

речь,

то

отсутствие

её

приводит

к

тому,

что

ребёнок

становится

неустойчивым и зависимым от внешних воздействий,

с внутренней

пустотой).

Ещё

одной

особенностью

современных

детей

является

часто

отмечающаяся неспособность их к концентрации на каком-либо занятии,

отсутствие

заинтересованности

делом,

что

характеризуется

гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.

Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно

воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую

фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям

неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не

в состоянии понять текст в целом.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогами ДОУ, это

снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и

творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не

сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их

ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение

общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то, что для современного ребенка практически

исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно

играть и общаться друг с другом.

Наблюдения

за

детьми

показывают

у

некоторых

из

них

недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков,

а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых

структур.

Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и

агрессии у современных детей. (Слайд 6) Наблюдения показывают, что чаще

всего агрессия проявляется при недостатке общения. У детей агрессия часто

становится

защитным

механизмом,

что

объясняется

эмоциональной

неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным,

никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания,

которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка

это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто

подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими

ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою

агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что

весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть

на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Хочется сказать ещё об одной проблеме в воспитании современного

дошкольника. Это современные игрушки. (Слайд 7) Многие их них совсем не

способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является

ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Сейчас

игрушки

нацелены

на

механическое

использование

заложенных

производителем операций, а не способствует творческой игре.

Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте хотя и

заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его

личности, но в последнее время они не всегда правильно используются.

Реализовывать

эти

резервы

необходимо

в

специфических

формах

деятельности

ребёнка,

которые

в

наибольшей

мере

соответствуют

потребностям

и возможностям дошкольника.

Это

разные виды

игр,

конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и

сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников

является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со

сверстниками,

решать

с

ними

познавательные

задачи,

удовлетворять

собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности,

выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и

заботиться о других. Сегодня как никогда важно обеспечить каждому

ребёнку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, и для

этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо

формировать

у

современных

дошкольников

чувство

эмоционального

благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно

прожить самый важный и ответственный период своей жизни – детство, в

котором закладываются основы личности человека.

Я работаю с детьми 2-4 лет.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит

особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется

словарный

запас,

улучшается

звуковое

оформление

слов,

более

развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый

уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно

произносят

слова,

другие

говорят

все

еще

недостаточно

отчетливо,

неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

У детей младшего дошкольного возраста часто наблюдается задержка

в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или

поражением центральной нервной системы. В чем же причина задержки

речи?

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является

важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она

способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к

письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного

мозга.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи: (Слайд 8)

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с

речевой деятельностью детей;

Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики

регулярной, выделив для нее оптимальное время;

Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на

коррекцию звукопроизношения;

Повысить

интерес

малышей

к

подобным

упражнениям,

превратив их в занимательную игру.

В начале года в мою группу приходят дети, большинство которых не

владеет

тонкими

движениями

рук.

У

них

наблюдается

мышечная

напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих деток

отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для

них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные,

малоподвижные, слишком напряжены.

Например, в начале учебного года десять из четырнадцати малышей

могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей

ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Во время игр силой заталкивали

предметы в отверстия или емкости, так как не владели адекватным и

рациональным способом.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во

время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное

время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом пальчиковой

гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.

Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось

больше разнообразных движений пальцами.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и

собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный

мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже

самым маленьким. (Слайд 9)

В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом

поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а

слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом

ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл

выражения

благодаря

образности

движений

и

восприятию

их

на

эмоциональном уровне.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным

движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок

настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется

произношение,

отрабатывается

определенный

темп

речи,

развивается

речевой слух.

(Слайд 10) Благоприятное воздействие на развитие движение всей

кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки;

застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец

разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися

игрушками и предметами (матрешки); игры с крупой. Хорошим средством

для развития движений является игра «Пальчиковый театр». (Слайд 11)

Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы

на части и собирать их снова. Моя задача – поддержать это стремление,

организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой

деятельности, обогащаться его словарь.

К концу четвертого месяца занятий мы добиваемся значительных

успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными,

гибкими, исчезает скованность движений. Но это оказалось не единственным

достижением – речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.

К работе по развитию мелкой моторики я подключаю и родителей.

Советую

родителям

формировать

умение

ребенка

манипулировать

предметами – среди его игрушек обязательно должны быть различные

пирамидки, матрешки, строительный материал, конструкторы; рисовать и

лепить; проявлять самостоятельность в застегивании молний, кнопок.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и

координации

движений

положительно

влияет

на

формирование

познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания,

воображения, а также на развитие речи, что в будущем поможет избежать

многих проблем школьного обучения.

С детьми четвертого года жизни, продолжаю работать над развитием

речи, через развитие мелкой моторики рук. Использую эти же дидактические

игры, наглядные пособия, наработанный мной материал, но с усложнением,

опираясь на возрастные особенности детей, учитывая их индивидуальные

особенности.

Выстраиваю

свою

работу,

чтобы

она

приносила

положительные результаты. В своей работе использую: лэпбуки, круги

Луллия,

кубики

Никитина,

геоконт,

шарики

Су-Джок

и

различные

дидактические игры. (Слайд 12-13)

Развитие речи ребенка стало для меня одним из важнейших

направлений моей педагогической деятельности. Несомненно, воспитатель

должен давать образец правильной речи, показывать громкость, скорость и

темп речи.

Осуществляется она в различных видах деятельности: на

занятиях, в игровой и художественной деятельности и в повседневной жизни.

Чего же я хочу? Я хочу, чтобы в нашей стране были умные, развитые,

хорошо мыслящие и хорошо говорящие дети. Дети – наше будущее, и каким

оно будет, во многом зависит от нас – педагогов. (Слайд 14)

Спасибо Вам за внимание!



В раздел образования