Напоминание

Эффективное управление учреждением на примере МБДОУ "ЦРР - детский сад № 57"


Автор: Мымрина Лариса Владимировна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №57"
Населённый пункт: ЗАТО, Северск, Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Эффективное управление учреждением на примере МБДОУ "ЦРР - детский сад № 57"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Эффективное управление учреждением

на примере МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57»
Автор: Мымрина Лариса Владимировна, заведующий МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57 г.Северска Томской области
Общие

сведения

об

учреждении.
Дошкольное образовательное учреждение находится в отдельно стоящем двухэтажном кирпичном здании 1984 года постройки, общая полезная площадь 2573,1 м 2 . Здание детского сада рассчитано на 13 групп. В детском саду имеются: музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, методический кабинет, медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда. ДОУ оснащено системой пожарной сигнализации, тревожной кнопкой. Территория ДОУ озеленена насаждениями, оснащена крытыми верандами, прогулочными площадками, имеет спортивную площадку, оборудование для летних игр, экологическую тропинку, огород, цветник. Состояние материально-технической базы дошкольного учреждения соответствует современному уровню образования, санитарным нормам, требованиям безопасности. Учреждение функционирует в режиме 12-часового пребывания с 07.00 до 19.00 при пятидневной рабочей неделе. Учреждение входит в состав образовательного округа № 2 на территории ЗАТО Северск, центром которого определена общественно-активная школа – МБОУ «СОШ № 90». Дошкольное учреждение имеет свой официальный сайт rosinka@tomsk-7, на котором можно познакомиться с деятельностью ДОУ. Родители воспитанников и педагогическая общественность получают консультации у специалистов детского сада по интересующим их вопросам, высказывают свои пожелания через рубрику обратной связи. В своей деятельности МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57» руководствуется федеральными законами и иными правовыми актами.
Контингент

воспитанников.
Наполняемость групп детьми соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Комплектование осуществляется на основании порядка комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений ЗАТО Северск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Общее количество воспитанников 248 человек. Предельная наполняемость, режим функционирования групп в Учреждении определяется Учредителем и закрепляется в муниципальном задании.
Управление ДОУ
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ДОУ на основе принципов гласности, открытости и демократии. Управляющая система состоит из двух структур – общественного управления и административного управления.
Схема 1 – Общественное управление МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57»
В общественное управление дошкольным учреждением включены: 1. Педагогический совет – постоянно действующий орган управления учреждения для рассмотрения основных вопросов воспитательно-образовательного проце сса. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях, которые проходят 4 раза в год. Педагогический совет правомочен:  принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в него;
Общественное

управление

Педагогический

совет

Общее собрание

работников

Профсоюзный

комитет

Родительский

комитет

 определять направление образовательной деятельности учреждения;  принимать основную общеобразовательную программу и программу развития ДОУ;  рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми, а также все другие вопросы, связанные с воспитательно-образовательным процессом;  рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров. 2. Общее собрание работников – коллегиальный орган управления, объединяющий всех работников учреждения. Общее собрание работников утверждает локальные акты, структуру дошкольного учреждения по представлению заведующего, вносит предложения об изменениях и дополнениях в Устав, принимает решения по вопросу охраны жизни и здоровья сотрудников и детей. 3. Профсоюзный комитет – выборный орган первичной профсоюзной организации. Основными направлениями работы профсоюзного комитета являются: вопросы стимулирования оплаты труда, выдвижение кандидатур для наград и поощрений; охрана здоровья и социальная поддержка членов коллектива учреждения. 4. Родительский комитет – орган самоуправления учреждения, который обеспечивает содействие администрации учреждения в совершенствовании условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников. На уровне административного управления руководство подразделениями осуществляют: заместители заведующего по воспитательной и методической работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе. Непосредственное руководство дошкольным учреждением осуществляет заведующий. Заведующий действует от имени образовательной организации, представляя её во всех учреждениях и организациях.
Схема 2 – Административное управление МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57»

Организация

образовательного

процесса.
В Учреждении реализуется основная образовательная программа, составленная с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и парциальными программами: – «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стёркина и др.; – «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» под ред. Т.Б.Филичевой; – «Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Н.В. Нищева; – «Наш дом – природа». Н.А. Рыжова. Основная образовательная программа разработана Учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
Заведующий МБДОУ

Родительский

комитет

ПМПк МБДОУ

Аттестационная

комиссия

Временные

творческие

группы

Педагогический

совет

Заместитель

заведующего по АХР

Заместитель

заведующего по ВМР

Руководители

дополнительных

образовательных

услуг
2
принята на педагогическом совете № 1 от 27.08.2015 г. и утверждена приказом заведующего от 01.09.2015 № 38/01-35 2015 года. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Дополнительные

образовательные

и

иные

услуги.
Реализация программ дополнительного образования позволяет строить образовательный процесс с учётом индивидуальных склонностей и предпочтений ребёнка. Перечень дополнительных программ ДОУ, реализуемые на безвозмездной основе: – «Изонить» (разработчик Никитина Н.М.); – «Волшебные краски» (разработчик Ибрагимова Е.М.); – «Улыбка» для детей 4-6 лет (разработчики Матяш Ю.Б. и Передумова С.В.); – «Скворушка» для родителей с детьми с 2 – 4 лет (разработчики Рукисова Л.А., Передумова С.В); – «Игралочка» для детей 3-6 лет (разработчики Карпечина Н.П., Печенина И.В.); Программа работы кружков рассчитана на 8 месяцев (с октября по май). Основная задача дополнительных образовательных услуг – удовлетворение запросов родителей. В 2015-2016 учебном году охвачено: – бесплатными дополнительными образовательными услугами 87% детей; – платными дополнительными образовательными услугами 77% детей . Организация и условия предоставления дополнительных платных образовательных услуг регламентируется Положением о платных дополнительных образовательных услугах и договором с потребителем.
Таблица 1 - Платные дополнительные образовательные услуги МБДОУ «ЦРР - детский

сад № 57»

Образовательные

области

Платные услуги
Художественно- эстетическое развитие
«Звездочки»
театральная студия (развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрализованной деятельно сти), разработчики Нижевич Н.А. Социально- коммуникативное развитие
«Буквенная мозаика»
помодифицированной программе «По дороге к Азбуке» (5-7 лет). Сидоренко Л.М., Рукисова Л.А.(формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.) Речевое развитие
«Речевичок»
(развитие лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста) разработчики Рукисова Л.А., Сидоренко Л.М. Познавательное развитие
«АБВГДейка»
(формирование познавательных процессов на этапе подготовки к школе) разработчика Матяш Ю.Б., Микулинская Н.А. Физическое развитие
«Оздоровительное

плавание»
(Дифференцированный подход при обучении плаванию детей 6-7 лет) разработчик Виноградова М.Ю.
«Поиграй-ка»
для детей 2-3 лет (усвоение основных видов движения и повышение двигательной активности с помощью логоритмических игр и упражнений) разработчик Белоусова Т.Ф.
«Мастер-класс»
(увеличение двигательной активности детей посредство занятий спортивным танцем, упражнений фитнесом), разработчик Белоусова Т.Ф. Педагоги дополнительного образования проводят активную работу по популяризации дополнительных образовательных услуг, строят свои занятия с учетом потребностей и интересов детей. В сравнении с прошлым учебным годом доход учреждения от дополнительных образовательных услуг возрос. 3

Кадровое

обеспечение

образовательного

процесса.
Главным условием развития ДОУ являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры. Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. 100% педагогов ДОУ имеют педагогическое образование.
Таблица 2 – Специфика кадрового обеспечения

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57»

Педагогический

состав

Количество

Образование

Квалификационная

категория

Педагогический стаж
Высшее Среднее В I II б/к соотв заним должн До 5 лет 5-15 лет 15-25 лет более 25 лет Пед. Н/пед Пед. Н/пед Заведующий 1 1 1 Зам. зав. по ВМР 1 1 1 Старший воспитатель 1 1 1 1 Учитель-логопед 1 1 1 1 Педагог-психолог 1 1 1 1 Руководитель ФВ 1 1 1 1 Руководитель ФВ (бассейн) 1 1 1 1 Музыкальный руководитель 1 1 1 1 Воспитатели 26 11 1 14 2 3 3 7 11 5 12 3 6
ИТОГО
34 17 1 16 8 3 3 7 11 5 15 5 9 Ведущим направлением в повышении педагогического мастерства является целенаправленная методическая помощь. Все педагоги ДОУ прошли КПК по ФГОС ДО. Сложившаяся система повышения квалификации педагогических кадров положительно влияет на качество воспитательно–образовательного процесса с детьми. Позволяет реализовывать новые вариативные программы, обобщать опыт своей работы, разрабатывать авторские программы, технологии и методики. И все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников.
Инновационная

и

экспериментальная

деятельность

Учреждения.
Согласно распоряжению Департамента общего образования Томской области от 17.03.2014 № 132-р «Об утверждении перечня базовых площадок по отработке моделей введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в системе дошкольного образования Томской области» МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57» был включен в перечень базовых площадок по отработке моделей введения ФГОС ДО. Департаментом общего образования был предложен примерный перечень моделей введения ФГОС. Педагогический коллектив, как базовая площадка, определил для дальнейшей деятельности по внедрению ФГОС «Модель взаимодействия специалистов дошкольной организации по решению образовательных задач» (далее – Модель). В детском саду была создана творческая группа и разработан план-график мероприятий по внедрению ФГОС ДО, включающий в себя организационное, нормативно-правовое, информационно- методическое и кадровое обеспечение реализации ФГОС ДО. Модель понимает ся нами как система п о с т р о е н и я образовательного процесса, основой которого является сотрудничество. 4
Реализация модели осуществляется через все виды детской деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, коммуникативной, чтение художественной литературы), что отражено в модели символами. Для решения образовательных задач в Модели по каждому направлению специалистами используются: – формы взаимодействия (педагогические проекты, кружки различной направленности, ПМПк, индивидуальное консультирование, сайт ДОУ, различные образовательные события, построение индивидуальных маршрутов развития детей); – технологии (ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, игровые технологии, социально-ориентированная технология взаимодействия, технология педагогической поддержки, технология сотрудничества); – методы и приемы (двигательный игротренинг, медитативные сказки, телесно- ориентированный метод, техника пантомимического общения, песочная игротерапия, релаксация, дыхательная гимнастика, элементы игрового массажа и самомассажа).
Схема 3 - Модель образовательного процесса МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57»
5
– Социально-коммуникативное развитие – Познавательное развитие – Физическое развитие – Речевое развитие – Художественно-эстетическое развити
Схема 4 - Модель взаимодействия специалистов МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57»

по решению образовательных задач
Представленные выше модели наглядно демонстрируют педагогические проекты, разработанные и апробированные педагогами и специалистами МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57», а именно: «Спортивное лето – здорово это!»; «Необычные праздники календаря»; «Пешеходные познавательно – оздоровительные прогулки за территорию дошкольного учреждения»; «Использование разнообразных форм в организации двигательной активности детей в летний оздоровительный период»; «Взаимодействие родителей и воспитателей по организации двигательной активности детей в предадаптационный период, как условие благополучной адаптации»; «Олимпийские надежды нынче ходят в детский сад»; «Читалочки – выручалочки»; Программа дополнительного образования «Скворушка». Проекты используются педагогами также в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Распространение

педагогического

опыта:
результатами инновационной деятельности по отработке выбранной модели внедрения ФГОС ДО педагоги ДОУ поделились с коллегами Томской области в рамках обучающего семинара «Педагогическое взаимодействие специалистов дошкольной организации по решению образовательных задач в ходе отработки и реализации модели «Взаимодействие специалистов в условиях введения ФГОС ДО». Семинар проходил на базе дошкольного учреждения 27 февраля 2015 года. На семинаре педагогический коллектив ДОУ представил коллегам свой опыт по введению ФГОС ДО. Вниманию педагогов были предложены различные формы взаимодействия специалистов по решению образовательных задач. 6
17 апреля 2015 года на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57» при активном участии педагогов учреждения, спепциалистами МАУ ЗАТО Северск «РЦО» были проведены курсы повышения квалификации по теме «Особенности взаимодействия специалистов дошкольной организации по решению образовательных задач» для педагогов дошкольных учреждений города Северска. Департамент общего образования Администрации Томской области в мае 2015 года на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57» организовал работу секции «Художественно- эстетическое развитие как фактор психологического здоровья детей раннего возраста» в рамках I Международной научно-практической конференции. 09 декабря 2015 года в дошкольном учреждении проходил семинар по теме: «Взаимодействие специалистов дошкольной организации по решению образовательных задач в условиях введения ФГОС ДО» в рамках областного семинара «Введение ФГОС ДО. Итоги переходного периода».
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС ДО.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. В соответствии с требованиями ФГОС ДО взаимодействие семьи и дошкольного учреждения строится на определение зон компетентности: за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. С 2013 года в образовательном учреждении реализуется муниципальный проект
«
Школа ответственного родительства». Целью которого является повышение уровня родительской компетентности. Сертифицированный педагог-психолог еженедельно встречается с родителями, и проводит тренинговые занятия. Программа рассчитана на 24 часа. Анализ анкет отражает положительную динамику и эффективность проведения тренинга.
Мониторинг удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.
В ноябре 2015 года был проведен мониторинг в котором приняли участие 180 родителей воспитанников. В основу содержания измерительной процедуры легли показатели удовлетворенности родителей качеством работы детского сада, а именно: – степень удовлетворённости оснащением ДОУ (участка детского сада, возрастной группы) игрушками, игровым и информационно-техническим оборудованием, программно- методическим оснащением: книгами, пособиями; – степень удовлетворенности деятельностью педагогов, уровнем их профессиональной компетентности, координацией работы специалистов и педагогов ДОУ; – степень удовлетворенности качеством информации о работе ДОУ, возрастной группы, которую посещает ребенок, режимом и содержанием работы с детьми; – степень удовлетворенности родителей развитием ребёнка в детском саду, его успешностью среди сверстников, удовлетворенность достижениями ребенка. Результаты анкетирования родителей наглядно представлены на графике. 7

Рисунок 1 - Удовлетворенность родителей деятельностью МБДОУ «ЦРР - детский сад

№ 57»
Анализируя результаты анкетного опроса, стоит отметить, что большинство родителей дошкольного учреждения (89%) считают, что детский сад достаточно обеспечен развивающими игрушками, игровым оборудованием, позволяющим удовлетворить интересы ребенка. Родители детей младшего возраста наиболее удовлетворены оснащением участка для прогулки (97%). В детском саду особое внимание уделяется физическому развитию и здоровью воспитанников. Это отметило 96% опрошенных родителей младшего и среднего возраста. Детский сад оснащён техническим оборудованием: интерактивной доской, музыкальными центрами, моноблоками, другой компьютерной техникой; в учреждении достаточно книг, пособий, детских журналов, методических материалов для организации качественного педагогического процесса. К такому мнению пришли родители всех возрастных категорий (94 – 96%). Воспитателями созданы комфортные и безопасные условия для каждого ребенка, специалисты оптимально согласуют свои цели для полноценного развития, воспитания ребенка – это мнение родителей выпускников (98%). Родители детей младших групп отметили, что режим работы детского сада оптимален для полноценного развития ребенка и удобен для родителей (97%). Большая часть опрошенных родителей среднего и старшего возраста определи предложенный режим работы детского сада наиболее оптимальным и удобным для посещения дополнительных занятий (88-90%). Педагоги в достаточной степени предоставляют консультационную и иную помощь в вопросах воспитания ребенка, что позволяет детям с интересом и пользой проводит время в детском саду (91 – 95%). Родители всех возрастных групп считают, что в детском саду созданы все условия для раскрытия способностей ребенка, удовлетворения их познавательных интересов и потребностей (94-98%). 98% родителей отметили, что благодаря посещению детского сада, ребенок готов к поступлению в школу и приобрел соответствующие возрасту необходимые знания и умения. Анкетирование показывает, что родители ожидают от деятельности МБДОУ «ЦРР - детский сад № 57» повышения уровня интеллектуального развития своего ребенка, удовлетворения его познавательных интересов и потребностей, качественную подготовку к школе и в итоге адаптированного к жизни и социуму дошкольника.
Финансово-хозяйственная

самостоятельность

ДОУ.
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными источниками материально-технического обеспечения развития детского сада являются: 1. Средства, поступающие из местного бюджета. 8
2. Средства, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: -доходы от родительской платы на содержание ребенка; -доходы от реализации дополнительных платных образовательных услуг. Средства, поступающие из местного бюджета расходуются на: - оплату труда; - создание качественной и современной предметно-развивающей среды; - техническое обслуживание здания и оборудования; Средства, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, расходуются на следующие целевые направления: -создание качественной и современной предметно-развивающей среды; -создание культурно-эстетической и информационной среды; -техническое обслуживание здания и оборудования. В 2015 году произведены текущие ремонты (замена оконных блоков, установка терморегулятора в тепловом узле) за счет остатков средств от муниципального задания прошлых периодов и средств местного бюджета.
Перспективы

и

планы

развития.
Проведенный анализ процесса выполнения муниципального задания показал, что дошкольное учреждение в 2015 – 2016 учебном году успешно функционировало. Деятельность коллектива была разнообразной и многоплановой. В качестве наиболее значимых показателей можно выделить: – увеличение процента педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории; – все педагоги ДОУ прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО; – разработана основная образовательная программа в соответствии с ФГОС ДО; – собран коллектив единомышленников, создан благоприятный социально- психологический климат, отношения строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи; – материально - техническое обеспечение Учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к предметно-развивающей среде; – развитие детей обеспечивается за счет грамотного сочетания образовательной и дополнительных программ; – воспитанники и педагоги активно участвуют в мероприятиях различного уровня; – содержание учебно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), – родители отмечают высокий уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг, оказываемых ДОУ. Проведенный анализ образовательной деятельности показал необходимость продолжить работу в 2015 -2016 г. в следующих направлениях: – развитие педагогической компетентности вновь принятых педагогов в вопросах организации образовательной деятельности при переходе на ФГОС дошкольного образования (через такие формы, как курсы повышения квалификации, семинары, консультации и др.) – участие педагогов в различных конкурсах профессионального мастерства; – расширение спектра дополнительных платных образовательных услуг в ответ на запросы родителей; – повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ, внедрения информационных технологий в образовательный процесс; – улучшение материально-технической базы Учреждения; – участие в грантовых конкурсах по приоритетным направлениям социальной политики. Ожидаемым результатом является функционирование ДОУ как современного учреждения дошкольного образования. 9


В раздел образования