Напоминание

статья


Автор: Воробьева Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Видновский специализированный дом ребенка"
Населённый пункт: Московская область, г. Видное
Наименование материала: "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста"
Тема: статья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное казённое учреждение здравоохранения Московской области

«Видновский специализированный дом ребёнка для детей с органическим

поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Статья

Педагогический опыт

«

Театрализованная деятельность как средство

всестороннего развития детей раннего возраста»

»

Воробьева Н.П.

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Видное, Московская область

01 декабря 2021 г.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего

развития детей раннего возраста.

Аннотация: в статье говориться о том, как с помощью театральных игр

можно научить ребенка выделять прекрасное, отличать добро и зло. С

помощью сказок у ребенка развивается культура речи, активизируется

словарь, память и мышление.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, ранний возраст, игра,

эмоциональное выражение.

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития

ребенка. В раннем возрасте у детей активно развиваются все психические

процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь. В этот же

период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни

один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов

развития и воспитанияя. Как ранний возраст.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как

будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестнницы

познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к

знаниям»

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки и

выражения эмоций, впечатлений, переживаний ( А.В.Запорожец, А.Н.

Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин).

В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на

психическое развитие ребенка: формирование мотивационно –

потребностной сферы, способностей, преодоление эгоцентризма,

формирование нравственных норм и правил поведения в сознании ребенка,

произвольного поведения, эмоционального развитие (Л.А.Венгер,

О.А.Карабанова). Большинство педагогов и психологов отмечают особую

роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в

эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают

руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть,

поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки

творчества. Театрализованная деятельность является источником развития

чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным

ценностям.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Эта

деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к литературе,

музыке, побуждает к созданию новых образов, к мышлению, совершенствует

навык воплощаться в игре. Театр радует, развлекает и развивает их. Именно

поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего

мира используют её в решении многих задач, связанных с образованием,

воспитанием и развитием ребёнка. В связи с этим, в работе с детьми раннего

возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная

деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения,

воспитания и всестороннего развития детей.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край. В

котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в

дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там

сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия,

творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой

деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого детского

учреждения.

Дети раннего возраста любят заниматься, но произвольное внимание и

память у них несовершенны. Ребёнок с трудом сосредоточивается на том, что

ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому,

планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить

малышей и как это лучше делать. Дети третьего года жизни склоны к

подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок,

животным и т.д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для

того, чтобы разносторонне развивать личность малыша. В такой игре дети

знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы

эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся

с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют

развитию психических процессов, качеств и свойств личности –

воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной

отзывчивости, речевое развитие.

Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков

поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или

сказка для детей раннего возраста всегда имеют нравственную

направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся

образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать

многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость,

снять напряжения, создать радостную атмосферу, воспитывает доброту.

Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в

соответствии с героем, можно отметить, что малыши, играя с мелкими

игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные

сказки.

Для детей раннего возраста самым доступным видом театра является

кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное

всестороннее воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха

именно в той области, в которой ребёнок чувствует себя наиболее уязвимым.

В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение

получил метод куклотерапии т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с

куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия

индивидуальных особенностей. В игре – слова ребёнка должны оживить

кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребёнок открывает

свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица,

жестикуляцией.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей

дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова

рассматривают:

настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках,

магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая,

самодельная);

стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-

книжка);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый,

перчаточный, теней);

верховые куклы (на гапите, на ложках, «би-ба-бо», тростевые);

напольные куклы (марионетки, конусный театр);

театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы,

театр масок, танта-морески).

Игры – театрализации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно

запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал.

Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и

эмоционально им воспринято.

Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю

на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на

картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из

старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него использую экран из полупрозрачной бумаги,

черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря

которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно

получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается

соответствующим звучанием.

Театр «би-ба-бо». Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на

ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После

представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят

их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после

этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В

процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно,

не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют

за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать

действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по

комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он

прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с

игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих

персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя

(мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я

тебя съем).

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол,

выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в

него, живут его жизнью.

Перчаточные и другие театральные куклы используются в ООД и в

повседневном общении.

Используя театрализованную деятельность во всех видах деятельности, я

могу уверенно сказать, что она облегчает адаптационный процесс у детей

раннего возраста. Дети, увлеченно играют, рассматривают игрушки,

выполняют с ними игровые действия, с удовольствием наблюдают, как

воспитатель перевоплощается в героя из сказки или просто животного.

Сравнивая показатели форм адаптации у детей раннего возраста, замечена

тенденция снижения тяжелой формы адаптации, дети переносят адаптацию

преимущественно в легкой форме, в редких случаях в средней форме,

тяжелая форма отсутствует.

Список литературы

1.

Акулова О.В. Театрализованные игры. – 2016.

2.

Ануфриев А.А. Психология творчества. — М.: Инфра-М, 2013.

3.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – 2014.

4.

Брушлинский А.В. Воображение и творчество. — М.: Эксмо, 2014.

5.

Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2014.

6.

Доронова Т.Н. Развитие детей театрализованной деятельности. - 2015.

7.

Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013.

8.

Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»;

Москва, Творческий центр «сфера» 2014.

9.

Камаева, Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 2013.

10.Копосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами

театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2

11.Курто, Р. М. Пальчиковые куклы : сделай куколок своими руками и

устрой театр / Роза М. Курто. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015.

12.Маханёва Майя. Занятия по театрализованной деятельности в детском

саду. Издательство: Сфера Серия: Вместе с детьми Год: 2012.

13.Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ

«Сфера», 2013.

14.Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры : методическое пособие:

[методическое издание для работников дошкольных образовательных

учреждений] / Светлана Мерзлякова. – Москва : Обруч, 2014.



В раздел образования