Напоминание

"Сестринский уход при бронхитах, пневмонии"


Автор: Каурова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОМК №3 Егорьевский филиал
Населённый пункт: город Егорьевск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: "Сестринский уход при бронхитах, пневмонии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Методическая разработка практического занятия

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном

процессах

МДК. 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и

состояниях

Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.

Тема: Сестринский уход при заболеваниях

органов дыхания (бронхиты, пневмонии).

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Базовая подготовка

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК ПМ.02

протокол № _________

от «____» ____________________ 20_____г.

Председатель ЦМК __________ А.И.Желтова

Преподаватель: Каурова О.В.

2020-2021 учебный год.

Тип занятия Урок совершенствования знаний, умений.

Форма проведения Практическое занятие.

Цели занятия

Учебная: добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений

объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей.

Освоение общих и профессиональных компетенций.

Развивающая:

формирование

навыков

самообразования,

самореализации

личности, развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательная:

привитие

умений

и

навыков

учебной

работы

и

коллективного труда. Формирование у студентов целостного миропонимания и

современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов

общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения

к жизни и здоровью человека.

Квалификационные требования:

После изучения материала студенты должны

уметь:

готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

осуществлять

сестринский

уход

за

пациентом

при

различных

заболеваниях и состояниях;

консультировать

пациента

и

его

окружение

по

применению

лекарственных средств;

осуществлять

реабилитационные

мероприятия

в

пределах

своих

полномочий в условиях первичной медико-санитарной

помощи и

стационара;

осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные

приемы массажа;

проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни

пациента;

осуществлять паллиативную помощь пациентам; вести утвержденную

медицинскую документацию;

знать:

причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы

диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской

помощи;

пути введения лекарственных препаратов;

виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского

назначения

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и

качество.

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за

них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),

за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

и

осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной

деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным

традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению

к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,

производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и

спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных

целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять

ему суть вмешательств.

ПК

2.2.

Осуществлять

лечебно-диагностические

вмешательства,

взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их

использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий

медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Образовательная

технология:

личностно-ориентированное

обучение,

проблемное обучение.

Продолжительность практического занятия: 4 часа

Место проведения: кабинет терапии

Оснащение занятия:

Методическое: технологическая карта занятия, методические указания для

обучающиеся, тестовые задания, проблемно-ситуационные задачи.

Материально-техническое: мультимедийный проектор, презентация по теме.

Междисциплинарные связи:

«Основы латинского языка с медицинской

терминологией», «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии»,

«Фармакология», ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий».

Список литературы для обучающихся:

1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной меди-

санитарной помощи/ Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос – Изд. 19-е.- Ростов н/Д:

Феникс, 2016. – С. 39-54, 82-94

План практического занятия:

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1.

Организационная

часть

(проверка

присутствующих,

готовность

обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).

2.

Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель,

значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);

3.

Актуализация опорных знаний (воспроизведение ранее усвоенных

знаний и применение их в новых ситуациях).

4.

Контроль исходного уровня знаний.

4.1. Устный фронтальный опрос.

Контрольные вопросы:

1.

Дайте

определение

бронхита,

классификация,

какие

факторы

предрасполагают к развитию бронхитов.

2. Основные жалобы которые предъявляют пациенты с бронхитом.

3. Основные различия острого и хронического бронхитов.

4. Назовите основные клинические проявления хронического обструктивного

бронхита.

5. Какие основные методы диагностики бронхитов.

6. Назовите принципы лечения бронхитов.

7. Дайте определение пневмонии, их виды.

8. Отличия внебольничной и госпитальной пневмонии.

9. Основные жалобы, которые предъявляют пациенты с пневмонией.

10. Назовите факторы риска способствующие развитию пневмонии.

11. Назовите осложнения пневмонии.

12. Перечислите дополнительные методы исследования при пневмонии.

13. Основные принципы лечения пневмонии.

5.

Изучение нового материала.

5.1. Разбор клинической ситуации (истории болезни) по теме занятия.

5.2. Демонстрация медикаментов и проспектов медикаментов по теме занятия.

6. Самостоятельная работа

6.1. Решение ситуационных задач по теме занятия (составление плана

сестринского ухода за пациентами).

6.2. Заполнение опорных таблиц.

6.3. Выполнение медицинских услуг:

измерение температуры тела, заполнение температурного листа, наблюдение за

дыханием, пособие по смене белья и одежды тяжелобольному пациенту, сбор

мокроты на исследование, расчет дозы и разведение антибиотиков.

7.

Контроль уровня знаний: решение заданий в тестовой форме.

8.

Подведение итогов. Выводы.

9.

Домашнее задание.

Задания для самостоятельной работы студентов.

Задание 1

Сравнительная таблица бронхитов:

Признаки

Острый бронхит

Хронический

обструктивный бронхит

Начало болезни

Этиология и

предрасполагающие

факторы

Характер кашля

Температура

Одышка

Аускультация

Рентген

ОАК

Осложнения

Сравнительная таблица пневмоний:

Симптомы

Крупозная

Очаговая

Поражается

Возбудитель

Начало

Температура

Снижается температура

Симптомы интоксикации

Кашель

Мокрота

Боль в грудной клетке

Осмотр

Герпес на лице

Положение

Дыхание

Отставание больной

стороны в акте дыхания

Перкуссия

Аускультация

ОАК

Рентген

Осложнения

Бронхиты

План сестринских вмешательств (пример)

Проблемы пациентов: кашель с выделением мокроты, одышка (при

обструктивном варианте), лихорадка, слабость, недомогание, снижение

аппетита и т.д.

Пример: приоритетная проблема- кашель с выделением мокроты.

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу

недели. Долгосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о дисциплине

кашля и способах профилактики застоя мокроты.

План

Мотивация

Организация усиленного питания

пациента с повышенным содержанием

белков и витаминов

Компенсация потерь белка с мокротой

и укрепление организма.

Обеспечение обильного щелочного

питья.

Разжижение мокроты.

Проведение позиционного дренажа

бронхов по 20-30 мин. 3-4 в день.

Облегчение отхождения мокроты.

Обучение пациента дыхательной

гимнастике и контроль ее

выполнения.

Улучшение легочной вентиляции и

дренажной функции бронхов.

Массаж грудной клетки ежедневно по

10 минут в течение 1-2 недель.

Улучшение кровообращения в легких.

Проведение простейших

физиотерапевтических процедур по

назначению врача.

Увеличение притока крови к органам

грудной клетки.

Наблюдение за цветом, консистенцией

и количеством мокроты

Контроль динамики заболевания.

Обучить пациента проводить

дезинфекцию мокроты и пользоваться

плевательницей.

Обеспечение инфекционной

безопасности.

Проведение бесед с пациентом о

способах улучшения отхождения

Предупреждение развития осложнений

мокроты и профилактики застоя

мокроты

Контроль за состоянием пациента:

температурой тела, дыханием,

пульсом, АД.

Для оценки динамики состояния

больного и раннего выявления

развития осложнений

Выполнение назначений врача.

Обеспечение лечебно-

диагностического процесса

Пневмонии

План сестринских вмешательств (пример)

Проблемы пациентов: кашель с выделением мокроты, одышка, боли в грудной

клетке, лихорадка, слабость, недомогание, снижение аппетита, повышенное

потоотделение и т.д.

Пример: приоритетная проблема — лихорадка.

Краткосрочная цель: снижение температуры тела до субфебрильных цифр в

течение 3-4 дней.

Долгосрочная цель: стабильное поддерживание температуры тела в норме к

моменту выписки.

План

Мотивация

Обеспечить соблюдение строгого

постельного режима.

Для повышения защитных сил

организма

Кормление пациента 6-7 раз в сутки

небольшими порциями жидкой или

полужидкой пищей

Для уменьшения нагрузки на организм

и профилактики осложнений

Регулярное проветривание палаты.

Для притока свежего воздуха,

уменьшения гипоксии.

Проведение оксигенотерапии.

Для борьбы с гипоксией.

Обеспечить обильное

витаминизированное питье (соки,

теплый чай с лимоном, черной

смородиной, настоем шиповника).

Для снижения интоксикации.

Согреть больного (теплые грелки к

ногам, тепло укрыть больного, дать

теплый сладкий чай)

Осуществляется для согревания

больного, уменьшения теплоотдачи.

Обеспечить частую смену нательного

и постельного белья, туалет кожи.

Для предупреждения нарушений

выделительной функции кожи,

профилактики пролежней.

Орошение слизистой рта и губ водой,

смазывания вазелиновым маслом, 20%

раствором буры в глицерине трещин

на губах.

Для ликвидации сухости слизистой рта

и губ.

Положить пузырь со льдом или

холодный компресс на шею и голову

при гипертермии.

Для снижения отечности мозга,

предупреждения нарушений сознания,

судорог и других осложнений со

стороны ЦНС.

При критическом понижении

температуры: - приподнять ножной

конец кровати, убрать подушку; -

вызвать врача; - обложить теплыми

грелками, укрыть, дать теплый чай; -

приготовить 10% раствор кофеина,

10% раствор сульфокамфокаина; -

сменить белье, протереть кожные

покровы насухо.

Для профилактики острой сосудистой

недостаточности.

Постоянно наблюдать за больным при

бреде и галлюцинациях,

сопровождающих повышение

температуры.

Для предупреждения травм.

Измерять температуру тела каждые 2-3

часа.

Контроль за температурой тела для

ранней диагностики осложнений и

оказания соответствующей помощи

больному.

Измерять АД и пульс, частоту

дыхания.

Для ранней диагностики тяжелой

дыхательной и сердечной

недостаточности.

Обучить пациента проводить

дезинфекцию мокроты и пользоваться

плевательницей.

Обеспечение инфекционной

безопасности.

Наблюдение за цветом, консистенцией

и количеством мокроты.

Контроль динамики заболевания.

Регулярная влажная уборка палаты с

растворами антисептиков

Для обеспечения инфекционной

безопасности пациента

Ситуационные задачи

Задача 1

Пациент В., 1962 года рождения, находится на стационарном лечении с

диагнозом: хроническая обструктивная болезнь легких, фаза обострения. При

сестринском обследовании получены следующие данные. Жалобы на:

затрудненное дыхание при минимальной физической нагрузке, кашель с вязкой,

трудно отделяемой мокротой зеленоватого цвета с неприятным запахом,

чувство заложенности в груди, периодическое повышение температуры тела,

головную боль, нарушение сна, общую слабость, потливость, плохой сон.

Считает себя больным в течение нескольких лет, ухудшение наступило в

течение последней недели, которое связывает с переохлаждением. Дома были

приступы удушья.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы

чистые, бледные, легкий акроцианоз. ЧДД 24 в мин. Дистанционные свистящие

хрипы. Пульс 86 уд. в мин., удовлетворительных качеств. АД 130/80 мм рт. ст.

Живот мягкий, безболезненный.

Задания:

1. Сформулируйте проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского ухода с мотивацией.

Эталон ответов:

1 Проблемы настоящие: кашель с трудно отделяемой мокротой, лихорадка,

потливость, нарушение сна, беспокойство по поводу исхода заболевания.

Проблемы потенциальные: высокий риск частых приступов удушья.

Приоритетная проблема: кашель с трудно отделяемой мокротой.

2. План сестринского ухода с мотивацией:

План

Мотивация

1. Обеспечить соблюдение

предписанного врачом двигательного

режима, режима питания с обильным

щелочным питьем

Для уменьшения вязкости мокроты и

улучшения ее отделения, для

уменьшения одышки

2. Разъяснить правила приема

лекарственных препаратов (по

отношению к времени приема пищи)

Для активного участия пациентки в

процессе лечения

3. Создать пациенту дренажное

положение и обучить его выполнять

Для профилактики застойных явлений

в легких и улучшения отхождения

мокроты

4. Обучить пациента правильному

поведению при кашле

Для инфекционной безопасности

5. Провести лечебный массаж грудной

клетки в сочетании с вибрационным

по 10 мин. 2 раза в день

Для улучшения функции дыхания и

кровообращения

6. Обучение пациента дыхательной

гимнастике. Обеспечить доступ

свежего воздуха путем проветривания

палаты в течение 30 минут

Для улучшения вентиляции легких

7. Использование дезодорантов

Для устранения неприятного запаха

мокроты

8. Провести беседы с родственниками

об обеспечении пациенту питания с

высоким содержанием белка, а также

витаминов, микроэлементов

Для компенсции потери белка и

повышения защитных сил организма

9. Вести наблюдение за состоянием

пациента

Для ранней диагностики и

своевременного оказания неотложной

помощи в случае возникновения

осложнений

10. Выполнять назначения врача

Для эффективного лечения

11. Проводить беседы по

предупреждению обострений

заболевания: а) о значении

переохлаждения организма; б) о вреде

курения; в) о рациональном питании;

г) о значении дыхательных и

общеукрепляющих упражнений для

укрепления здоровья

Для вторичной профилактики

12. Провести обучение приемам

эффективного откашливания

Для улучшения дренажной функции

бронхов и эффективного лечения

Оценка эффективности: пациент отмечает значительное облегчение дыхания,

демонстрирует знания о мерах профилактики застоя мокроты.

Цель достигнута.

Задача 2

Пациентка В., 25 лет, находится на лечении с диагнозом: пневмония нижней

доли правого легкого.

При сестринском обследовании выявлены жалобы на: повышение температуры,

боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе,

кашель, одышку, выделение мокроты серого цвета, слабость.

Заболела после переохлаждения. Дома приминала жаропонижающие таблетки,

но состояние быстро ухудшалось.

Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Правая щека

гиперемирована. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте

дыхания. Голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено. При

перкуссии там же притупление, при аускультации - влажные хрипы. Пульс 110

уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст. Тоны сердца

приглушены. Живот мягкий, безболезненный.

Задания:

1. Сформулируйте проблемы пациентки.

2. Составьте план сестринского ухода с мотивацией.

Эталон ответов:

1. Проблемы настоящие: одышка, лихорадка, боль в грудной клетке, слабость,

кашель с выделением мокроты.

Проблемы потенциальные: риск развития тяжелой дыхательной и сердечно-

сосудистой недостаточности, легочного кровотечения.

Приоритетная проблема - гипертермия.

2. План сестринского ухода с мотивацией:

План

Мотивация

1. Обеспечить своевременное

выполнение назначений врача, в том

числе соблюдение предписанного

режима и лечебного питания.

Измерять температуру тела каждые 2-3

часа

Для правильного лечения, ранней

диагностики осложнений и оказания

соответствующей помощи

2. Согреть (теплые грелки к ногам,

тепло укрыть больного, дать теплый

сладкий чай)

Для согревания пациентки,

уменьшения теплоотдачи

3. Обеспечить витаминизированное

питье (соки, теплый чай с лимоном,

черной смородиной, настоем

шиповника)

Для снижения интоксикации

4. Орошение слизистой рта и губ

водой, смазывание трещин

вазелиновым маслом, 20% раствором

буры в глицерине

Для ликвидации сухости слизистой рта

и губ

5. Постоянно наблюдать за больным

при спутанном сознании, резком

повышении температуры

Для предупреждения травм

6. Измерять АД и пульс, частоту

дыхания

Для ранней диагностики дыхательной

и сердечной недостаточности

7. Обеспечить смену нательного и

постельного белья, туалет кожи.

Следить за физиологическими

отправлениями и проводить после них

гигиенические мероприятия

Для профилактики пролежней

8. Положить пузырь со льдом или

холодный компресс на шею и голову

при гипертермии

Для профилактики отечка мозга,

предупреждения нарушений сознания,

судорог и других осложнений со

стороны ЦНС

9. При критическом понижении

температуры: приподнять ножной

конец кровати, убрать подушку;

вызвать врача; обложить теплыми

Для профилактики острой сосудистой

недостаточности

грелками, укрыть, дать теплый чай;

приготовить 10% раствор кофеина,

10% раствор сульфокамфокаина;

сменить белье

10. Обучить больного дыхательным и

дренажным положениям

Для восстановления вентиляционной

функции легких

11. Следить за санитарным состоянием

палаты

Для профилактики внутрибольничной

инфекции

12. Выполнять назначения врача

Для эффективного лечения

Оценка эффективности: через 3 дня температура нормализовалась.

Цель достигнута.

Задача 3

Мужчина 23 лет обратился с жалобами на общую слабость, недомогание,

головную боль, повышение температуры тела до 37,50С, сухой кашель. Болен

второй день, заболевание связывает с переохлаждением.

Объективно: температура тела 37,20С. Общее состояние удовлетворительное.

Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над

легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие

хрипы. ЧДД - 16 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС - 72 в мин, АД

120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания:

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Перечислите необходимые дополнительные исследования.

3. Назовите возможные осложнения данного заболевания.

4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о

принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.

Эталоны ответов:

1. Острый бронхит. Обоснование:

1) данные анамнеза: синдром интоксикации (общая слабость, недомогание,

головная боль, повышение температуры тела), симптом поражения бронхов

(сухой кашель); острое начало заболевания; связь заболевания с

переохлаждением

2) объективные данные: субфебрильная температура. при аускультации -

дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие хрипы с обеих

сторон.

2. Общий анализ крови: возможен лейкоцитоз, увеличение СОЭ,

микроскопическое исследование мокроты, бактериологическое исследование

мокроты: выявление возбудителя и определение его чувствительности к

антибиотикам.

3. Очаговая пневмония, переход в хроническую форму.

4. Пациент является временно нетрудоспособным. Оформляется больничный

лист. Лечение проводится в амбулаторных условиях.

Принципы лечения: Постельный режим, частое проветривание помещения.

Диета № 15, обогащенная витаминами. Обильное теплое питье: молоко с содой,

щелочные минеральные воды, чай с малиновым вареньем. При сухом

мучительном кашле в начале заболевания - противокашлевые препараты

(либексин, глаувент, стоптуссин). Паровые ингаляции эфирных масел

(анисовое, ментоловое) и отваров трав (ромашка, зверобой, эвкалипт). При

бронхоспазме - бронхолитики (эуфиллин, бронхолитин, сальбутамол).

Отхаркивающие средства (мукалтин, термопсис, алтей, мать-и-мачеха, чабрец).

Витамины (аскорбиновая кислота, поливитамины). Нестероидные

противовоспалительные средства (ацетилсалициловая кислота, бруфен).

Отвлекающие средства (горчичники, горчичные ножные ванны, согревающие

компрессы, перцовый пластырь). При появлении гнойной мокроты, а также

пациентам пожилого и старческого возраста назначают антибиотики

(ампициллин, оксациллин, ампиокс, эритромицин, тетрациклин) или

сульфаниламиды (бисептол).

Прогноз в отношении здоровья благоприятный. При неосложненном течении и

эффективном лечении наступает полное выздоровление.

Профилактика: закаливание организма предупреждение острых

респираторных инфекций своевременное лечение заболеваний верхних

дыхательных путей эффективное носовое дыхание (ликвидация искривлений

носовой перегородки, удаление полипов) санитарно-гигиенические

мероприятия (борьба с запыленностью, задымленностью, загазованностью,

ликвидация влажности) борьба с курением и алкоголизмом

Задача 4

Больной Б., 37 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость,

недомогание, повышенную утомляемость, снижение работоспособности,

повышение температуры, кашель с выделением слизисто-гнойной мокроты,

одышку. Ухудшение состояния наступило 5 дней назад. Болен в течение 5 лет,

обострения возникают периодически в осенне-весенний период и часто связаны

с переохлаждением. Слизисто-гнойная мокрота выделяется при обострениях

несколько месяцев подряд в умеренном количестве. Больной курит в течение 20

лет по 1 пачке сигарет в день.

Объективно: температура 37,50С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа

чистая. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание ослабленное,

везикулярное, с обеих сторон определяются разнокалиберные влажные хрипы.

ЧДД 22 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС 72 в мин. АД 120/80 мм

рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания:

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения при данном заболевании.

4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о

принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.

Эталоны ответов:

1.Хронический бронхит в стадии обострения. Обоснование:

1) данные анамнеза: синдром интоксикации, симптомы поражения бронхов

(кашель с выделением слизисто-гнойной мокроты, одышка);

продолжительность заболевания (5 лет); связь обострения с переохлаждением;

длительное выделение мокроты в стадии обострения; наличие вредных

привычек: курение.

2) объективные данные: субфебрильная температура, при аускультации:

дыхание ослабленное, с обеих сторон выслушиваются разнокалиберные

влажные хрипы.

2. Общий анализ крови: лейкоцитоз, увеличение СОЭ, исследование мокроты

микроскопическое и бактериологическое (выявление возбудителя и

определение его чувствительности к антибиотикам), рентгенологическое

исследование легких: возможно усиление легочного рисунка.

3. Эмфизема легких, пневмосклероз, бронхопневмония, бронхоэктазы,

дыхательная недостаточность, хроническое легочное сердце.

4. Пациент является временно нетрудоспособным, нуждается в амбулаторном

лечении.

Принципы лечения: Режим постельный, частое проветривание помещения.

Диета № 15, обогащенная витаминами. Обильное теплое питье: молоко с содой,

щелочные минеральные воды, чай с малиновым вареньем. Антибактериальная

терапия: антибиотики назначают с учетом чувствительности микрофлоры:

полусинтетические пенициллины, цефалоспорины, гентамицин и др.

Бронхолитики: эуфиллин, теофиллин . Отхаркивающие: фитотерапия

(термопсис, алтей, девясил, багульник), лекарственные препараты (мукалтин,

бромгексин, сальвин, ацетилцистеин). Дыхательная гимнастика. Отвлекающие

процедуры: горчичники на грудную клетку. Физиотерапия: диатермия, УВЧ на

грудную клетку, электрофорез хлорида кальция. Санаторно-курортное лечение в

стадии ремиссии.

Прогноз для жизни благоприятный, но неблагоприятный для полного и стойкого

выздоровления.

Профилактика:

первичная: закаливание; рациональное питание; отказ от курения;

вторичная: диспансерное наблюдение за пациентами с хроническим

бронхитом; рациональное трудоустройство, исключающее действие

неблагоприятных производственных факторов (пыль, токсические вещества);

санация очагов хронической инфекции; своевременное лечение инфекционных

поражений дыхательных путей; санаторно-курортное лечение.

Задача 5

Пациентка Т., 43 лет, преподаватель школы, вызвана в поликлинику участковой

медицинской сестрой на прием к терапевту для диспансерного наблюдения.

Диагноз: состояние после перенесенной пневмонии.

Программа диспансерного наблюдения пациентов, перенесших пневмонию,

предусматривает:

- консультации терапевта (3 раза в течение 6 мес.);

- консультации ЛОР-врача, стоматолога (1 раз);

- анализ крови клинический, флюорография, спирография, общий анализ

мокроты – 2 раза через 1 и 6 мес после выписки, анализ крови биохимический

(С реактивный белок, ДФА-проба, сиаловые кислоты, фибриноген) – 1 раз через

6 мес после выписки;

- профилактическое лечение: диета, режим двигательной активности,

витаминотерапия, симптоматическая терапия, закаливающие процедуры и

оздоровительные мероприятия, санация очагов хронической инфекции.

При сборе информации медицинская сестра установила: пациентка жалоб не

предъявляет. Объективно: общее состояние удовлетворительное. Температура

тела 36,2О С. ЧДД 16 в мин. В легких дыхание везикулярное. Пульс 74 в мин,

удовлетворительных качеств. АД 120/60 мм рт. ст. Тоны сердца ясные, ритм

сохранен. Живот мягкий, безболезненный.

Задания:

1. Поставьте краткосрочную цель диспансерного наблюдения пациентки.

2. Поставьте догосрочную цель диспансерного наблюдения пациентки.

3. Составьте план выполнения программы диспансерного наблюдения

пациентки с мотив.

Эталон ответов:

1. Краткосрочная цель: пациентка пройдет обследование и получит полный курс

профилактического лечения.

2. Долгосрочная цель: через 6 мес. у пациентки будут отсутствовать

клинические, функциональные и рентгенологические признаки остаточных

явлений в легких после перенесенной пневмонии.

3. План выполнения программы диспансерного наблюдения пациентки с

мотивировкой:

План

Мотивировка

1. Подготовить пациентку и дать

направление на консультацию к

терапевту

Для заключения о состоянии здоровья

пациентки

2. Обеспечить подготовку к

исследованиям, дать направления в

лабораторию на: общий анализ крови,

мокроты

Для контроля состояния

3. Обеспечить подготовку к

исследованиям и дать направление на

флюорографию (при необходимости

рентгеноскопию), спирографию

Для контроля состояния легких и

проведения функциональных проб

4. Обеспечить по назначению врача

проведение пациенткой

нелекарственных методов

профилактики (устранение вредных

привычек, физическая активность,

Для закрепления эффекта лечения

правильный режим питания,

фитотерапия)

5. При необходимости по указанию

врача выписать пациентке рецепты

лекарственных препаратов согласно

индивидуальной программы лечения

Для закрепления эффекта лечения и

предупреждения осложнений

6. Обеспечить выполнение программы

ЛФК

Для улучшения дыхательных функций

легких

7. Осуществить контроль

предписанного врачом режима

физической активности

Контроль состояния

8. Провести с пациенткой беседу о

диете богатой белками, витаминами и

микроэлементами (говядина, овощи,

фрукты, соки)

Для улучшения репаративных

процессов в легочной ткани

9. Своевременно и правильно

выполнять назначения врача

Для эффективного профилактического

лечения

Оценка эффективности: пациентка прошла обследование и получила

профилактическое лечение по полной программе. Клинических и

функциональных признаков остаточных явлений перенесенной пневмонии не

отмечено.

Цель достигнута.

Алгоритмы практических манипуляций по теме

1. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ПОДМЫШЕЧНОЙ ВПАДИНЕ

ЦЕЛЬ: диагностическая (контроль за состоянием пациента).

ПОКАЗАНИЯ: назначения врача.

ОСНАЩЕНИЕ: мыло, медицинский термометр (ртутный), марлевые салфетки,

емкости с дезрастворами, температурный лист, температурный журнал,

карандаш (или ручка) черного цвета, часы. Требования по безопасности труда

при выполнении услуги: при встряхивании ртутного термометра не допускается

удар одной рукой с термометром по другой руке.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Приготовить сухой, чистый термометр: проверить его целостность.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом.

1.4. Резко стряхнуть ртутный термометр сверху вниз так, чтобы ртуть

опустилась по столбику вниз в резервуар.

1.5. Помочь пациенту занять удобное положение.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Осмотреть подмышечную впадину, при необходимости вытереть насухо

салфеткой. Замочите салфетку в растворе дезинфектанта.

2.2.Расположить термометр в подмышечной области так, чтобы ртутный

резервуар со всех сторон соприкасался с телом.

2.3. Оставить термометр в подмышечной впадине не менее чем на 5 минут.

3.Окончание процедуры:

3.1. Извлечь термометр из подмышечной впадины, произвести считывание

показаний термометра, держа его на уровне глаз.

3.2. Сообщить пациенту результаты измерения.

3.3. Встряхнуть термометр сверху вниз так, чтобы ртуть опустилась по

столбику вниз в резервуар, поместить термометр в емкость для дезинфекции.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом.

3.5. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской

документации (отметьте графически результат в температурном листе в виде

кривой).

2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЫХАНИЕМ

ЦЕЛЬ: определение функционального состояния внешнего дыхания и

выявление его нарушений.

ЗАДАЧИ: определение частоты дыхательных движений за 1 минуту, глубины,

ритма, типа дыхания, симметричности участия обеих половин грудной клетки в

акте дыхания.

ОСНАЩЕНИЕ: секундомер, карандаш, карта наблюдения за пациентом

(температурный лист).

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Проведите гигиеническую обработку рук.

2. Попросите пациента обнажить грудную клетку и лечь удобнее.

3. Смотрите на грудную клетку и оценивайте ее движения незаметно для

больного (можно при этом пальпировать пульс с тем, чтобы отвлечь внимание

пациента). При поверхностном дыхании положите руку на грудную клетку.

4. Возьмите секундомер и подсчитайте число дыхательных движений за 1 мин.

5. Определите в ходе наблюдения: глубину дыхания (поверхностное, глубокое),

ритм дыхания (ритмичное, аритмичное), тип дыхания (грудной, брюшной,

смешанный), симметричность движений обеих половин грудной клетки.

6. Помогите пациенту сесть и одеться.

7. Проведите гигиеническую обработку рук.

8. Зарегистрируйте данные наблюдения в медицинской карте пациента.

3. ПОСОБИЕ ПО СМЕНЕ БЕЛЬЯ И ОДЕЖДЫ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ

ПРОЧИЙ РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: перчатки нестерильные, комплект

чистого нательного белья, комплект чистой одежды для пациента,

непромокаемый мешок для грязного белья, клеенчатый фартук.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

I. Подготовка к процедуре:

1) Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель

процедуры, получить его согласие.

2) Приготовить комплект чистого нательного белья и одежды.

3) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

4) Надеть ператки.

II . Выполнение процедуры: 1) Опустить поручни, оценить положение и

состояние пациента. При необходимости – установить ширму.

2) Помочь пациенту сесть на край кровати.

3) Помочь пациенту снять рубашку (платье). Если одна руки повреждена или

производится инфузия, надо начать с другой руки. Осторожно проносить рукав

над поврежденной рукой (иглой, катетером). При внутривенном вливании

флакон с раствором снимается со штатива и проносится через рукав.

4) Помочь пациенту снять нижнее белье.

5) Укрыть пациента простыней.

6) Помочь пациенту надеть чистую рубашку (ночную рубашку, пижамную

куртку) сначала на поврежденную конечность.

7) Помочь пациенту снять носки.

8) Помочь пациенту лечь в постель, поправить простыню.

9) Помочь пациенту снять брюки, нижнее белье.

10) Помочь пациенту надеть чистое белье, носки и брюки.

III. Окончание процедуры:

1) Удобно расположить пациента в постели, накрыть одеялом

2) Поместить грязную одежду в мешок для грязного белья.

3) Протереть стул или тумбочку, где располагалось грязное белье и одежда,

влажной ветошью.

4) Снять перчатки и поместить их в емкость для дезинфекции.

5) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

6) Уточнить у пациента его самочувствие.

7) Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую

документацию

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики: В ходе

смены нательного белья и одежды не стоит обнажать пациента (нужно

прикрывать его простыней). Следует обеспечивать его безопасность (страховка

от падения). Необходимо поощрять пациента активно участвовать в процедуре,

разговаривать с ним (поддержание личного достоинства, восполнение

потребности в общении). Если пациент не может менять положение в постели,

необходимо выполнять процедуру вместе с одним – двумя помощниками. При

этом один помощник осторожно поднимает голову и плечи пациента, а

медицинская сестра одна или со вторым помощником снимает рубашку через

голову, затем с рук пациента и надевает ему чистую рубашку в обратном

порядке

Достигаемые результаты и их оценка: Пациент одет в чистое белье

Параметры оценки и контроля качества выполнения методики:

Отсутствуют отклонения от алгоритма выполнения технологии.

Наличие записи о результатах выполнения назначения в медицинской

документации.

Своевременность выполнения процедуры (в соответствии со временем

назначения).

Удовлетворенность пациента качеством предоставленной медицинской

услуги.

4. СБОР МОКРОТЫ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

ЦЕЛЬ: диагностическая.

ЗАДАЧИ: сбор мокроты для исследования.

ПОКАЗАНИЯ: назначения врача.

ОСНАЩЕНИЕ: чистая сухая широкогорлая емкость с крышкой или стерильная

чашка Петри, направление с указанием Ф.И.О. пациента, отделения, палаты,

цели исследования и даты взятия материала

НЕБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ: Медицинский персонал обучает пациента

правилам сбора мокроты и обеспечивает его емкостью для мокроты (если

пациент находится на стационарном лечении).

При этом надо иметь в виду следующее:

1) пациенту необходимо объяснить, что мокрота – патологический секрет,

образующийся в трахеобронхиальном дереве и выделяемый при кашле; к

мокроте обычно примешивается слюна (в ротовой части глотки) и секрет

слизистой оболочки носа (в носоглотке);

2) пациента необходимо предупредить, что мокроту собирают в чистую сухую

широкогорлую емкость с крышкой;

3) пациент должен знать, что в емкость собирают мокроту, отделяемую только

при кашле, а не при отхаркивании;

4) пациент должен тщательно прополоскать рот кипяченой водой, чтобы

предотвратить попадание в мокроту содержимого полости рта;

5) следует доставить мокроту в лабораторию как можно скорее (в

исключительных случаях в течение нескольких часов можно хранить емкость с

мокротой в холодильнике при t 4

о

С). ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: Для общего

анализа свежевыделенную мокроту собирают в чистую широкогорлую

емкость. Мокроту лучше собирать утром до еды, причем предварительно

больной должен прополоскать рот водой. К емкости с мокротой прикрепляют

направление с указанием Ф.И.О. больного, отделения и палаты, даты и цели

исследования. Собранную мокроту доставляют как можно скорее в

клиническую лабораторию (не позже, чем через 1 час после того, как она была

собрана).

Если мокрота нужна для бактериологического исследования, стерильную

емкость для мокроты или чашку Петри следует взять в бактериологической

лаборатории. Больному необходимо объяснить, что мокрота собирается до еды,

причем предварительно больной должен почистить зубы и прополоскать рот

водой, во время сбора мокроты он не должен касаться краев стерильной посуды

руками и ртом, а после откашливания мокроты должен сразу же закрыть ее

крышкой. К емкости с мокротой прикрепляют направление с указанием Ф.И.О.

больного, отделения и палаты, даты и цели исследования. Собранную мокроту

доставляют в бактериологическую лабораторию.

Для исследования на микобактерии туберкулеза мокроту собирают в

стерильную емкость в течение суток, а при необходимости (малое количество

мокроты) – в течение трех суток. Хранить ее следует в прохладном месте. Для

определения суточного количества мокроты больному следует выделить

большую емкость.

5. РАСЧЕТ ДОЗЫ И РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКА

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить

свою роль. Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с

медицинской документацией. Сообщить пациенту о назначении врача.

Объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента

добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.

Оснащение: Стол для расходных материалов, стул, кушетка медицинская,

манипуляционный стол, фантом таза для внутримышечной инъекции, аптечка

Анти-ВИЧ и укладка экстренной медицинской помощи, кожный антисептик для

обработки рук, салфетки с антисептиком одноразовые 5 шт, шприц

инъекционный однократного применения в объеме 5 -10 мл в комплекте с

иглой, иглы инъекционные однократного применения длиной 40 - 60 мм,

флакон с лекарственным препаратом (антибиотиком) в оригинальной заводской

упаковке с металлической или пластиковой крышкой, ампулы с растворителем

согласно аннотации препарата, нестерильный пинцет или ножницы, перчатки

медицинские нестерильные, маска для лица медицинская одноразовая

нестерильная, дезинфицирующие салфетки, емкость-контейнер для сбора

острых отходов класса «Б» с иглосъемником, емкость-контейнер с педалью для

медицинских отходов класса «А», емкость-контейнер с педалью для

медицинских отходов класса «Б», пакет для утилизации медицинских отходов

класса «А» любого цвета, кроме желтого и красного, пакет для утилизации

медицинских отходов класса «Б» желтого цвета, шариковая ручка с синими

чернилами для заполнения медицинской документации, медицинская

документация пациента, получающего медицинскую помощь.

Подготовка к проведению процедуры

Предложить или помочь пациенту занять удобное положение на кушетке

лежа на животе

Проверить герметичность упаковки шприца

Проверить срок годности одноразового шприца

Проверить герметичность упаковки иглы для инъекции

Проверить срок годности иглы для инъекции

Проверить герметичность упаковки салфеток с антисептиком

Проверить срок годности салфеток с антисептиком

Сверить упаковку с лекарственным препаратом (антибиотиком) с назначением

врача

Сверить упаковку с растворителем согласно аннотации

Проверить дозировку лекарственного препарата и растворителя

Проверить срок годности лекарственного препарата и растворителя

Проверить внешний вид лекарственного препарата и растворителя

Выложить на манипуляционный стол расходные материала и инструменты

Надеть маску

Провести обработку рук гигиеническим способом

Надеть перчатки медицинские (нестерильные)

Вскрыть упаковку шприца со стороны поршня

Собрать шприц: взяться за рукоятку поршня и обеспечить соединение цилиндра

шприца с иглой внутри упаковки (не снимая колпачка с иглы), оставить шприц

в упаковке

Вскрыть поочередно 5 стерильные упаковок с салфетками с антисептиком и, не

вынимая их из упаковки оставить на манипуляционном столе

Прочитать на флаконе название препарата, срок годности

Отогнуть нестерильными ножницами или нестерильным пинцетом часть

крышки флакона, прикрывающую резиновую пробку флакона или снять

пластиковую

Положить часть крышки флакона, прикрывающую резиновую пробку флакона в

отходы класса «Б»

Обработать стерильной салфеткой с антисептиком резиновую пробку флакона,

дать высохнуть

Поставить вскрытый флакон с антибиотиком на манипуляционный стол

Поместить салфетку с антисептиком в емкость для медицинских отходов класса

«Б»

Поместить упаковку от салфетки с антисептиком в емкость для медицинских

отходов класса «А»

Прочитать на ампуле с растворителем название препарата и дозировку

Взять ампулу в доминантную руку таким образом, чтобы специально

нанесенный цветной маркер был обращен к аккредитуемому

Встряхнуть ампулу, чтобы весь лекарственный препарат оказался в ее широкой

части

Обработать шейку ампулы салфеткой с антисептиком

Обернуть этой же салфеткой головку ампулы

Вскрыть ампулу резким движением пальцев руки «от себя»

Поставить вскрытую ампулу с лекарственным препаратом на манипуляционный

стол

Поместить салфетку с антисептиком (внутри которой головка ампулы) в

емкость для медицинских отходов класса «Б»

Поместить упаковку от салфетки с антисептиком в емкость для медицинских

отходов класса «А»

Извлечь шприц из упаковки таким образом, чтобы игла для инъекции осталась

внутри упаковки

Вскрыть стерильную упаковку иглы для набора лекарственных средств со

стороны канюли

Присоединить шприц к канюле иглы для набора лекарственных средств

Поместить упаковку от иглы для набора лекарственных средств в емкость для

медицинских отходов класса «А»

Снять колпачок с иглы для набора лекарственных средств, поместить его в

отходы класса «А».

Ввести иглу в ампулу с растворителем, стоящую на столе и набрать нужное

количество лекарственного препарата, избегая попадания воздуха в цилиндр

шприца

Поместить пустую ампулу в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Ввести иглу со шприцем во флакон с антибиотиком

Ввести растворитель во флакон с антибиотиком, отсоединить шприц от иглы

(игла остается во флаконе в левой руке, шприц – в правой).

Встряхивать флакон с антибиотиком до полного его растворения, не закрывая

канюлю иглы пальцем

Присоединить шприц к игле для набора лекарственного средства и набрать из

флакона необходимое количество лекарственного средства согласно назначению

врача

Отсоединить шприц, оставив иглу во флаконе, поместить флакон в емкость для

медицинских отходов класса «Б»

Присоединить шприц к игле для инъекции

Вытеснить воздух из шприца в колпачок до появления первой капли из иглы

Положить собранный шприц с лекарственным препаратом в упаковку от

шприца

Выполнение процедуры

Попросить пациента освободить от одежды ягодичную область для инъекции

Выбрать и осмотреть предполагаемое место инъекции (верхний наружный

квадрант ягодицы)

Дважды обработать место инъекции салфетками с антисептиком, третью

салфетку зажать под мизинцем левой рук

Использованные салфетки с антисептиком поместить в емкость для отходов

класса «Б»

Поместить упаковку от салфетки с антисептиком в емкость для медицинских

отходов класса «А»

Взять шприц, снять колпачок с иглы и поместить в емкость для отходов класса

«А»

Первым и вторым пальцами левой руки растянуть кожу в месте инъекции и

зафиксировать ее

Под углом 90

0

к поверхности кожи уверенным движением ввести иглу в мышцу

на 2/3 её длины, оставив над поверхностью кожи 3-5 мм иглы

Потянуть поршень на себя, чтобы убедиться, что игла не попала в сосуд (с

целью профилактики медикаментозной эмболии)

Медленно ввести лекарственный препарат в мышцу

Во время введения лекарственного средства следить за состоянием пациента,

спросить как он себя чувствует.

Извлечь иглу, прижав к месту инъекции салфетку с антисептиком, не отрывая

руки с салфеткой, слегка помассировать место введения лекарственного

препарата

Убедиться в отсутствии наружного кровотечения в области инъекции

Забрать салфетку с антисептиком у пациента, поместить салфетку с

антисептиком, использованную при инъекции, в емкость для отходов класса «Б»

Спросить пациента о самочувствии. Удостовериться, что он чувствует себя

нормально.

Провести утилизацию и дезинфекцию использованного оснащения: набрать

дез.раствор в шприц через иглу, отсоединить её от шприца с помощью

иглосъемника

Шприц в не разобранном виде поместить в ёмкость для дезинфекции для

отходов класса «Б»

Поместить упаковку от шприца в емкость для отходов класса «А»

Завершение процедуры

Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола

дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом

протирания

Дезинфицирующие салфетки поместить в емкость для медицинских отходов

класса «Б

Поместить упаковки от салфеток в емкость для отходов класса «А»

Снять и поместить перчатки медицинские нестерильные в емкость для отходов

класса «Б»

Снять и поместить маску для лица в емкость для отходов класса «Б»

Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком)

Сделать запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений

истории болезни пациента

Примечание

Антибиотики представляют собой порошок белого или желтоватого цвета,

выпускаются во флаконах, дозируются в ЕД.

В 1 г порошка содержится 1 000 000 ЕД антибиотика.

При способе разведения 1:1 на 1 000 000 ЕД антибиотика необходимо 10 мл

растворителя

При способе разведения 2:1 на 1 000 000 ЕД антибиотика необходимо 5 мл

растворителя

Вопросы для тестового контроля по теме: Сестринский уход при

заболеваниях органов дыхания (бронхиты, пневмонии)

1 вариант

1 Основная причина развития хронического бронхита:

а) курение

б) ОРВИ

в) переохлаждение

г) гиповитаминоз

2 При остром бронхите отмечается кашель с мокротой:

а) розовой пенистой

б) «ржавой»

в) слизистой

г) стекловидной

3 При кашле с гнойной мокротой противопоказан:

а) бромгексин

б) кодеин

в) мукалтин

г) отхаркивающая микстура

4. Признаком хронического обструктивного бронхита является:

а) появление кашля с мокротой

б) появление одышки

в) появление кровохарканья

г) длительная лихорадка

5. Признаком 3 стадии крупозной пневмонии является:

а) появление шума трения плевры

б) критическое снижение температуры

в) появление сильных болей в боку

г) выделение мокроты при определенном положении больного

6. Осложнение очаговой пневмонии:

а) абсцесс легкого

б) бронхит

в) туберкулез

г) рак легкого

7. Основная группа препаратов для лечения хронического обструктивного

бронхита:

а) антибиотики

б) бронхолитики

в) глюкокортикоиды

г) противокашлевые средства

8. Исход острого бронхита:

а) переход в хронический бронхит

б) развитие пневмонии

в) выздоровление

г) летальный исход

9. Наиболее информативный метод диагностики хр. обструктивного бронхита:

а) рентгенография легких

б) исследование мокроты

в) перкуссия и аускультация легких

г) исследование функции внешнего дыхания

10. Продолжительность антибактериальной терапии при типичном течении

пневмонии:

а) 7 дней

б) 10 дней

в) в течение всего периода лихорадки

г) весь период лихорадки + 3 дня нормальной температуры

11. Аускультативным признаком пневмонии является выслушивание:

а) сухих хрипов

б) влажных хрипов

в) бронхиального дыхания

г) шума трения плевры

12. Для внебольничной пневмонии характерно (выберите несколько вариантов

ответа):

а) часто возникают в период эпидемии ОРЗ

б) развивается через 2 суток и более после поступления в стационара

в) характерно тяжелое течение, быстрое развитие осложнений, высокая

смертность

г) факторы риска: пребывание в отделении реанимации,

послеоперационный период, искусственная вентиляция легких

д) факторы риска: возраст, курение, хронические заболевания легких,

переохлаждение

13. Для очаговой пневмонии характерно (выберите несколько вариантов ответа):

а) возбудитель — пневмококк

б) может вызвать любой инфекционный агент

в) в клиническом течении выделяют 3 стадии

г) в клиническом течении выделяют 4 стадии

д) отсутствует стадийность течения заболевания

е) осложнение заболевания — плеврит

ж) начало заболевания острое

з) начало заболевания постепенное

2 вариант

1 Основная причина развития острого бронхита:

а) алкоголизм

б) курение

в) инфекция

г) переохлаждение

2 При хроническом бронхите отмечается кашель с мокротой:

а) 2 мес. не менее 2-х лет

б) 3 мес. не менее 2-х лет

в) 3 мес. не менее 3-х лет

г) 4 мес. не менее 3-х лет

3 При густой вязкой мокроте рекомендуют:

а) бромгексин

б) кодеин

в) либексин

г) тиотропий бромид

4. Данные аускультации при бронхите:

а) бронхиальное дыхание

б) крепитация

в) сухие и влажные хрипы

г) шум трения плевры

5. Диагноз острого бронхита выставляется на основании:

а) изменений в легких при рентгенографии

б) исследования общего анализа мокроты

в) характерной аускультативной картины в легких

г) путем исключения других заболеваний легких со сходной клинической

симптоматикой

6. Изменение перкуторного звука при пневмонии:

а) коробочный

б) притупленный

в) тимпанический

г) ясный

7. Осложнение крупозной пневмонии:

а) бронхиальная астма

б) абсцесс

в) плеврит

г) рак легкого

8. Этиотропная терапия пневмонии:

а) антибиотики

б) отхаркивающие средства

в) бронхолитики

г) 5% раствор глюкозы в/в кап.

9. Хронический бронхит следует лечить антибиотиками:

а) в осенне-весенний период

б) при появлении кровохарканья

в) при выделении гнойной мокроты

г) антибиотики вообще не следует применять

10. Осложнение хронического бронхита:

а) легочное кровотечение

б) бронхиальная астма

в) гипертонический криз

г) рак легких

11. Диагноз пневмонии выставляется на основании:

а) изменений в легких при рентгенографии

б) исследования общего анализа мокроты

в) выслушивания влажных хрипов при аускультации легких

г) исследовании функции внешнего дыхания

12. Для крупозной пневмонии характерно (выберите несколько вариантов

ответа):

а) возбудитель — пневмококк

б) может вызвать любой инфекционный агент

в) в клиническом течении выделяют 3 стадии

г) в клиническом течении выделяют 4 стадии

д) отсутствует стадийность течения заболевания

е) осложнение заболевания — плеврит

ж) начало заболевания острое

з) начало заболевания постепенное

13. Для госпитальной пневмонии характерно (выберите несколько вариантов

ответа):

а) часто возникают в период эпидемии ОРЗ

б) развивается через 2 суток и более после поступления в стационара

в) характерно тяжелое течение, быстрое развитие осложнений, высокая

смертность

г) факторы риска: пребывание в отделении реанимации,

послеоперационный период, искусственная вентиляция легких

д) факторы риска: возраст, курение, хронические заболевания легких,

переохлаждение

Эталоны ответов

Вариант 1

Вариант 2

1. а

2. в

3. б

4. б

5. б

6. а

7. б

8. в

9. г

10. г

11. в

12. а, д

13. б, д, е, з

1. в

2. б

3. а

4. в

5. г

6. б

7. а

8. а

9. в

10. г

11. а

12. а, в, ж

13. б, в, г

Критерии оценки:

100% - 90% - «5»

80% - 89% - «4»

70% - 79% - «3»

менее 70% - «2»



В раздел образования