Автор: Тяптикова Людмила Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад с. Савали
Населённый пункт: Кировская область Малмыжский район
Наименование материала: Педсовет
Тема: Формирование основ жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ безопасности
жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста
Наша жизнь содержит много опасностей, и чем быстрее развивается
прогресс, тем больше опасностей появляется вокруг. Огромное количество
машин на улицах; пожары, сжигающие лесные массивы и целые деревни;
новые электроприборы, требующие умений работы на них; высотные здания
и стройки, и многое другое, требующее знаний основ безопасности.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует
специальная работа, организованная в старшей группе детей.
В своей работе с детьми используем пособия по безопасности К.Ю. Белая
«Формирование основ безопасности у дошкольников» в которых в
доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного
поведения детей дома, на городской улице, в лесу, в парке, возле водоёмов.
Наша работа как воспитателя заключается не только в том, чтобы дать
качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать у них навык
безопасного поведения, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и
окружающим миром. И поэтому мы учим дошкольников понимать при
каких условиях среда обитания безопасны для здоровья.
В своей работе мы используем настольные игры, дидактические игры-
презентации, занятия, беседы, чтение, наглядность, сюжеты. С детьми
повторяем правила безопасности, обыгрываем сложные ситуации.
Оборудовали «Центр» ОБЖ.
Проводим работу с родителями по теме и предлагаем им задания, которые
дают детям возможность упражняться в навыках безопасного поведения,
превращая их в привычки.
В соответствии с современными психолого- педагогическими ориентирами
работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности мы составила
по блокам;
1. Ребёнок и его здоровье
2. Огонь- друг, огонь- враг!
3. Один дома
4. Ребёнок и природа
5. Дети на дороге
1БЛОК «Ребёнок и его здоровье»
Изучаем свой организм. («Чтобы глаза видели», «Чтобы уши слышали»,
«Пусть будут здоровы ваши ножки», «Держи осанку», «Чтобы здоровой была
кожа, следить за её чистотой надо тоже», «Зубы и уход за ними», «Органы
пищеварения») .
Откуда берутся болезни (Запомните детки, таблетки не конфетки»,
«Витамины в жизни человека», «Полезные и вредные привычки») .
Как беречь здоровье ребёнка («Нас излечит, исцелит добрый добрый доктор
Айболит», «Как беречь здоровье ребёнка», «Для чего нужна зарядка»,
«Чтобы здоровой была кожа следить за её чистотой надо тоже, » «Кто с
закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота – залог здоровья
Итоговое мероприятие («Наши верные друзья»)
«Используем полученные знания в настольных играх, участвуем в
спортивных мероприятиях»
Ежедневно делаем зарядку, играем в подвижные игры, а также используем
ИКТ с презентацией на тему :»Здоровый образ жизни. »
2 БЛОК «Огонь- друг, огонь – враг! »
Осторожно, огонь! («Спички – причина пожара», «Горючие вещества»,
«Детские шалости с огнём их последствия», «Лесной пожар», «Чем опасен
дым? »
Укротители огня («Тили-бом – тили- бом, загорелся кошкин дом)
Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель,
полицейский, спасатель, врач) .
«Пожарный герой – он с огнём вступает в бой»
Правила пожарной безопасности (О правилах важных – пожаро-безопасных»,
«Знает каждый гражданин этот номер- 01)
Итоговое мероприятие (основные правила пожарной безопасности».
Привлечь родителей к данному вопросу о безопасности.
Оформляем стенды и проводим родительское собрание на тему:
«Безопасность детей»
Играем с детьми в настольные игры, в сюжетно- ролевые и в дидактические
игры, проводим беседы по иллюстрациям.
Знакомим детей с пожарной машиной и бригадой МЧС и проводим
дидактические игры презентации на темы: «Внимание! Опасность, «Азбука
безопасности. » Заучиваем стихотворение (Л. Зильберга)
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело!
3 БЛОК «Один дома»
Опасные предметы («Каждому опасному предмету своё место», «Предметы
быта», «О правилах пользования электроприборами», «Сделай компьютер
своим другом»)
Осторожно незнакомец! (Когда мамы нет дома», «Сказка про Колобка»,
«Встреча с незнакомцем»
Воспитываем бережливость. (Воспитываем бережливых», «Поплотнее кран
закрой – осторожен будь с водой.
Итоговое мероприятие («Сказка про Колобка»)
Играем в настольные игры.
4 БЛОК «Ребёнок и природа»
Дети и времена года («Пришла весна – ребятам не до сна», «Гроза»)
Дети и животные («Кошки и собаки – наши друзья», «Насекомые»)
Дети и растения (Съедобные и несъедобные грибы», «Растения
лекарственные и ядовитые»)
Мы пришли на водоём
Итоговое мероприятие (Увлекательное путешествие в мир здорового и
безопасного образа жизни»)
Изучаем окружающий мир, радуемся каждому дню.
Для закрепления детям демонстрирую дидактическую игру -презентацию на
тему: «Путешествие Маши и Смешариков в лесу» и показываю детские
мультфильмы.
5 БЛОК «Дети на дороге»
Дорожные знаки («По дороге в детский сад»; «О безопасности на дорогах»;
«Наблюдение за движением машин и работой водителя»)
Правила дорожного движения (Знакомство с правилами дорожного
движения»; «О правилах кошке расскажем немножко»)
Поведение в транспорте и общественных местах («Готовы ли мы стать
пассажирами; «О правилах поведения в общественном месте»)
Правила для пешеходов («Поведение детей в общественных местах».
«Ориентирование детей в районе детского сада», «Пешеход переходит
улицу», «Лучший пешеход»)
Итоговое мероприятие (Приключения в стране «Светофории»)
Изучаем дорожные знаки, пешеходный переход, а также выполнили
аппликацию «Светофор» .
Тесно взаимодействуем с родителями. Знакомим детей со стихотворением
«Правила движения» (В. Головко)
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вот ребятам, тоже
Все их надо знать (В. Головко)
Дети на прогулке играют в сюжетные игры и закрепляют правила дорожного
движения. Заучиваем с детьми отрывок из стихотворения «Светофор»
С площадей и перекрёстков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный
Долговязый светофор.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Провели с детьми итоговое мероприятие : »Путешествие в страну правил
дорожного движения»
Детям демонстрировали дидактическую игру- презентацию «Знаки разные,
но очень важные! и презентацию «От Кареты до ракеты»
Вывод:
К концу года мы предполагаем, что наши воспитанники будут
осмотрительными и осторожными, думающими о последствии своего
поступка. Имея определённые знания и опыт, они разумно и правильно будут
вести себя в сложных ситуациях в быту и на улице.
Мы убеждены, что работа это не только интересна, но и актуальна и
перспективна.