Напоминание

методические указания для выполнения практических работ студентов по учебной дисциплине ОУД. 04 ИСТОРИЯ


Автор: Шишкин Павел Сергеевич
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ЧГТК им М.И. Щадова
Населённый пункт: г. Черемхово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: методические указания для выполнения практических работ студентов по учебной дисциплине ОУД. 04 ИСТОРИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. М.И. ЩАДОВА»

Рассмотрено на

заседании ЦК

«___» ___________ 20__ г.

Протокол № ______

Председатель

_____________ ____________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_________ Н.А. Шаманова

«____» ___________20__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения

практических работ студентов

по учебной дисциплине

ОУД. 04 ИСТОРИЯ

общеобразовательного цикла

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование

Разработал

преподаватель:

Шишкин П.С.

1

2021 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

5

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

6

4.

5.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,

ВНЕСЁННЫХ В МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

10

11

3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению практических работ по учебной

дисциплине «История» предназначены для студентов специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование, составлены в

соответствии с рабочей программой дисциплины «История» и направлены

на достижение следующих целей:

формирование

у

молодого

поколения

исторических

ориентиров

самоидентификации

в

современном

мире,

гражданской

идентичности

личности;

– формирование понимания истории как процесса эволюции общества,

цивилизации и истории как науки;

– усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при

особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом

процессе;

развитие

способности

у

обучающихся

осмысливать

важнейшие

исторические события, процессы и явления;

– формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей

на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности

каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через

общество;

– воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего

Отечества как единого многонационального государства, построенного на

основе равенства всех народов России.

Методические

указания

являются

частью

учебно-методического

комплекса по дисциплине

«История»

и содержат задания, указания,

теоретический минимум. Перед выполнением практической работы каждый

студент обязан показать свою готовность к выполнению работы: ответить на

вопросы. По окончанию работы студент устно представляет результаты

своей работы.

В результате выполнения полного объема практических работ студент

должен уметь: - ориентироваться в экономической, политической и

культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь

отечественных, региональных, мировых социально-экономических,

политических и культурных проблем.

При

проведении

практических

работ

применяются

следующие

технологии и методы обучения: поиск информации в сети интернет, работа с

фото документами, картами, наглядными пособиями (плакаты, иллюстрации

и т.п.), текстовыми материалами, анализ документов и других источников

информации.

Правила выполнения практических работ:

внимательно ознакомится с заданием;

подобрать из имеющихся источников необходимые материалы;

изучить материал, письменно оформить полученные результаты.

4

Требования к рабочему месту:

наличие рабочей тетради по

предмету, печатного материала по теме занятия.

Критерии оценки:

Оценки 5 (отлично) заслуживает студент, обнаруживший глубокое знание

учебно-программного материала; умение свободно выполнять задания,

предусмотренные программой; изучивший основную и знакомый с

дополнительной литературой, рекомендованной программой; усвоивший

взаимосвязь основных понятий и терминов дисциплины; проявивший

творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-

программного материала;

Оценки 4 (хорошо)

заслуживает студент, обнаруживший полное

знание

учебно-программного

материала,

успешно

выполняющий

предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу,

рекомендованную программой, показавший систематический характер знаний

по дисциплине и способный к их самостоятельному пополнению и

обновлению в ходе дальнейшей учебной работы;

Оценки 3 (удовлетворительно) заслуживает студент, обнаруживший

знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом

для дальнейшей учебной деятельности, справляющийся с выполнением

заданий, предусмотренных программой, допустивший погрешности при

выполнении заданий, но обладающий необходимыми знаниями для их

устранения под руководством преподавателя;

Оценки

2

(неудовлетворительно)

заслуживает

студент,

обнаруживший

проблемы

в

знаниях

основного

учебно-программного

материала,

допустивший

принципиальные

ошибки

в

выполнении

предусмотренных программой заданий в который не может продолжить

обучение без дополнительных занятий по дисциплине.

В соответствии с учебным планом программы подготовки специалистов

среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и

программирование и рабочей программой на практические работы по

дисциплине «История» отводится 24 часа.

5

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Название практической работы

(указать раздел программы, если это необходимо)

Количество

часов

1

Средневековый

западноевропейский

город.

Зарождение

централизованных

государств

в

Европе.

Средневековая культура Западной Европы. Начало

Ренессанса.

2

2

Образование единого Русского государства.

2

3

Становление

абсолютизма

в

России.

Внешняя

политика России в ХVII в. Культура Руси конца

XIII — XVII в.в.

2

4

Становление абсолютизма в европейских странах.

Англия в XVII – ХVIII в.в.

2

5

Внутренняя и внешняя политика России в середине

— второй половине XVIII в.

2

6

Политическое развитие стран Европы и Америки.

Развитие западноевропейской культуры.

2

7

Внешняя политика России во второй половине XIX

в. Русская культура XIX в.

2

8

Гражданская война в России.

2

9

Советское государство и общество в 20—30-е г.г.

XX в. Советская культура в 20—30-е г.г. XX в.

2

10

Первый период Второй мировой войны. Бои на

Тихом океане.

2

11

Страны Восточной Европы.

2

12

Развитие советской культуры (1945 – 1991 г.г.).

2

Итого

24

6

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа № 1

Цель:

формировать

новые

понятия

по

теме

«Средневековый

западноевропейский город.

Зарождение централизованных государств в

Европе. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса»,

развивать умения работы с историческим текстом, выделять главное,

самостоятельно делать выводы.

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Работая с текстом по теме, проанализируйте изменения в

хозяйственной жизни европейцев, причины роста старых ивозникновения

новых городов.

Задание 3. Изучите наглядные и текстовые материалы, раскрывающие,

какие меры предпринимали короли Англии и Франции для укрепления своей

власти и создания централизованных государств. Выясните, какие слои

общества и почему поддерживали объединительный процесс.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 2

Цель: формировать новые понятия по теме «Образование единого Русского

государства», развивать умения работы с историческим текстом, выделять

главное, самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Проанализируйте исторические карты и документы,

раскрывающие основные направления образования Российского

государства и ликвидации зависимости от Орды.

Задание 3. Дайте характеристику системы органов власти Российского

централизованного государства.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 3

Цель: формировать новые понятия по теме «Становление абсолютизма в

России. Внешняя политика России в ХVII в.Культура Руси конца XIII —

XVII в.в.» развивать умения работы с историческим текстом, выделять

главное, самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Рассмотреть и проанализировать текстовый материал,

раскрывающий задачи, вставшие перед Михаилом Романовым после избрания

его царём, выяснить каким путём удалось их решить.

Задание 3. Выясните, насколько реален был план Никона, направленный на

подчинение светской власти духовной.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

7

Практическая работа № 4

Цель: формировать новые понятия по теме «Становление абсолютизма в

европейских странах. Англия в XVII – ХVIII в.в

.

», развивать умения работы

с историческим текстом, выделять главное, самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Рассмотрите материал по теме и определите, что свидетельствовало

о развитии капиталистических отношений в Западной Европе.

Задание 3. Выявите характерные черты европейского абсолютизма, сравните

абсолютизм во Франции и Англии, найдите сходства и различия.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 5

Цель: формировать новые понятия по теме «Внутренняя и внешняя политика

России в середине — второй половине XVIII в.» развивать умения работы с

историческим текстом, выделять главное, самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Работая с текстовым и иллюстративным материалом, определите,

какие факторы способствовали значительному росту территории Российской

империи в XVIII веке.

Задание 3. Приведите примеры какие народы и каким путём вошли в состав

России в XVII веке.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 6

Цель: формировать новые понятия по теме «Политическое развитие стран

Европы и Америки. Развитие западноевропейской культуры», развивать

умения работы с историческим текстом, выделять главное, самостоятельно

делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Работая с историческим текстом, определите связь между

социально-экономическим развитием Стран Западной Европы XIX в. и

возникновением новых общественно-политических течений.

Задание 3. Выясните, почему либерализм стал одной из влиятельнейших

идеологий, в чём заключалась противоречивость таких идеологий как

социализм и национализм.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 7

Цель: формировать новые понятия по теме «Внешняя политика России во

второй половине XIX в. Русская культура XIX в.», развивать умения работы с

историческим текстом, выделять главное, самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Работая с историческим текстом и картами, определите

основные направления внешней политики России во второй половине XIX в.,

8

выясните, как происходило размежевание на Дальнем Востоке, как

территориальный рост сказывался на социально-экономическом развитии

страны.

Задание 3. Выявите основные направления развития культуры России и

Запада.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 8

Цель: формировать новые понятия по теме «Гражданская война в России»,

развивать умения работы с историческим текстом, выделять главное,

самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Проанализируйте исторический текст и карты и объясните

длительный и кровопролитный характер Гражданской войны в России,

охарактеризуйте основные её этапы.

Задание 3. Раскройте сущность политики «военного коммунизма».

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 9

Цель: формировать новые понятия по теме «Советское государство и

общество в 20—30-е г.г. XX в. Советская культура в 20—30-е г.г. XX в.»

развивать умения работы с историческим текстом, выделять главное,

самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Проанализируйте исторический текст и объясните причины

установления стране однопартийной политической системы, приведшей к

установлению тоталитарного режима и культа личности И.В. Сталина.

Задание 3. Определите, какие особенности массового сознания использовало

государство в своей идеологической деятельности.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 10

Цель: формировать новые понятия по теме «Первый период Второй мировой

войны. Бои на Тихом океане», развивать умения работы с историческим

текстом, выделять главное, самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Изучить исторические карты и тексты, объясните причины неудач

Красной Армии в оборонительный период войны, почему Германии не

удалось реализовать план «молниеносной войны» против Советского Союза.

Задание 3. Определите, какие факторы способствовали созданию

антигитлеровской коалиции.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

9

Практическая работа № 11

Цель: формировать новые понятия по теме «Страны Восточной Европы»,

развивать умения работы с историческим текстом, выделять главное,

самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Рассмотрите политические карты и исторический текст и

объясните, какими методами сталинское руководство добивалось

установления просоветских режимов в государствах Восточной Европы, как

внутриполитические изменения в СССР сказывались на политических

процессах в социалистических странах.

Задание 3. Определите, какими обстоятельствами были вызваны кризисные

явления в государствах Восточной Европы.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

Практическая работа № 12

Цель: формировать новые понятия по теме «Развитие советской культуры

(1945 – 1991 г.г.)», развивать умения работы с историческим текстом,

выделять главное, самостоятельно делать выводы

Задание 1. Подберите необходимый материал по теме.

Задание 2. Проанализируйте текст и объясните, какой вклад внесли деятели

культуры в победу над фашизмом.

Задание 3. Назовите противоречия в развитии советской культуры второй

половины XXвека.

Итог работы: письменно оформить результаты работы в виде выводов.

10

1.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Основная литература:

О - 1.История: учебник для студ. Учреждений сред.проф. Образования/ В.В.

Артемов, Ю.Н. Лубченков.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-

448с.

О - 2. Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/О.В.Волобуев, В.А.

Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин.- 2-е изд., стереотип,- М. : Дрофа,

2015.- 400с.

О - 3. История. Россия и мир с древшейших времен и до конца XIX в.-

учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Н.В. Загвоздин,

Н.А. Симония.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.- 400с.

О - 4. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс/ Н.В.

Загвоздин, Н.А. Симония.- М.: ООО «ТД «Русское слово - РС», 2011.- 480с.

О - 5. Захаревич А. В. Истрия Отечества. – М. , 2009.

Дополнительная литература:

Д - 1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. I, II часть. –

М.:Просвещение, 2000.

Д - 2.История древнего мира. I, II часть. - М. : Просвещение, 1982

Д - 3. Зуев М.Н. История России. IX-XIX века. – М.: Дрофа, 1995.

Д - 4.Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917

г. Энциклопедия в пяти томах. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

Д - 5. Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. – М. : Советская

энциклопедия, 1991, т 1-2.

Д - 6. Зуев М. Н., Чернобаева А. А. История России.- М.: Высшая школа,

2003.

Д - 7. Грант Н. Конфликты XX века. – М. : Физкультура и спорт, 1995.

Д - 8.Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России .- М.: Просвещение, 2000.

Д - 9. История России. XX в. –М.: АВАНТА+, 1995.

Д - 10. Всеобщая история религий мира. – М.6 ЭКСМО, 2006.

11

2.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением

Было

Стало

Основание:

Подпись лица, внесшего изменения

12



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники