Напоминание

"Игровые методы обучения"


Автор: Колосова Ирина Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровые методы обучения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 782»

Методическая разработка

На тему: «Игровые методы обучения в педагогической практике»

Подготовила:

Старший воспитатель

Колосова И.А.

Москва, 2021

«Игра - это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребёнка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические)

технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности

учащихся. Игровые технологии на уроках являются незаменимым средством

решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника,

развития

его

разнообразных

двигательных

способностей

и

совершенствования умений.

Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая

позволяет сделать обычный урок интенсивным и увлекательным.

Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением— один из

основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего

существования. По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях,

направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором

складывается

и

совершенствуется

самоуправление

поведением.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением

При организации и проведения игры необходимо придерживаться

следующих правил:

- простота и доступность правил;

- каждый ребенок должен быть активным участником игры;

- исключить малейшую возможность риска угрозы здоровью детей;

- безопасность используемого инвентаря;

- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: «от трудного к

легкому, от сложного к простому».

Игровая деятельность выполняет функции:

- развлекательную – это основная функция игры – развлечь, воодушевить,

пробудить интерес;

- коммуникативную – освоение диалектики общения;

- самореализации;

- игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих

в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую – выявление отклонений от нормального поведения,

самопознания в процессе игры;

- функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру

личностных показателей;

- межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

- социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение

норм человеческого общежития.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и

раздела;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технология внеклассной работы.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов

игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и

классификации игр.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой

жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с

возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в

реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего

обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках,

по разному интерпретируя своё собственное «я».

Игровые методы обучения

– это методы, которые в игровой форме

воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в

обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют

навыки

самоуправления

поведением.

Сущность игровых методов обучения.

Игровые методы имеют преимущество перед иными методами обучения, так

как они интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание. В

основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают

положительные

эмоции,

способствующие

созданию

комфортной

психологической ситуации в процессе обучения. Использование игровых

методов в обучении значительно снижает затраты нервной энергии и волевые

усилия.

В процессе исследования использования игровых методов обучения было

установлено, что данные методы способствуют усилению умственной и

моторной

активности

учащихся.

Моторная

активность

оказывает

положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих

процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы

восприятия протекают намного быстрее и точнее. Игровые методы обучения

имеют ряд характерных признаков: Учебный материал или учебное действие

приобретает условный план, который переносится в игровой сценарий.

Игровой метод требует вхождения в процесс игры всех участников обучения,

то есть в игре участвуют и учащиеся, и педагог, что способствует оказанию

прямого обучающегося воздействия на детей посредством замечаний,

указаний, направлений, порицаний, подсказок и т.д. Игровые методы весьма

разнообразны. Их разнообразие зависит от вида игры, используемого

педагогом. Несмотря на то, какая игра используется, метод имеет две

основные педагогические функции: Совершенствование и закрепление

знаний. В процессе игры ребенку приходится использовать полученные

ранее знания, при необходимости трансформировать, преобразовывать их,

учиться оперировать своими знаниями и умения. Все это оказывает

положительное влияние на расширение и углубление знаний учащихся.

Успешное усвоение новых знаний и умений различной сложности и

содержания. В процессе игры чаще всего с целью усвоения новых знаний

педагогом используются различные воображаемые ситуации в развернутом

виде, с использованием игрового оборудования и соответствующими

игровыми действиями и ролями. Например, с целью совершенствования и

расширения знаний о декоративно-прикладном искусстве могут быть

проведены

игры

«Выставка»,

«Магазин

сувениров»,

«Путешествие

в

прошлое»

и

т.п.

Подбор вида игр для использования игровых методов в обучении зависит от

возраста

учащихся,

их

психологического

и

физического

развития,

индивидуальных возможностей и потребностей. Учет данных критериев

поможет педагогу подобрать действительно эффективные игры, которые

помогут усилить педагогическое воздействие на учащихся и получить

высокий результат обучения. Таким образом, роль игровых методов

обучения в педагогическом процессе достаточно велика. Эффективность

данных методов зависит от профессиональных умений педагога, его

понимания функций педагогических игр и их значения в воспитании и

обучении

детей.

Виды педагогического воздействия игровых методов обучения

Игровые методы обучения включают в себя разнообразные педагогические

игры.

Педагогические игры – это игры, имеющие конкретную образовательную

цель

и

соответствующий

ей

педагогический

результат.

Педагогические игры разнообразны и различаются в зависимости от:

Дидактического содержания;

Организационной структуры;

Возрастных возможностей детей;

Специфики содержания.

Игры, используемые в рамках игрового метода обучения, классифицируются

по виду педагогического воздействия на учащихся:

Дидактические игры – направлены на расширение кругозора учащихся, их

познавательной деятельности, формированию конкретных умений и навыков,

необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.

Игры воспитательного воздействия – направлены на воспитание у учащихся

воли, самостоятельности, различных жизненных установок (нравственных,

эстетических,

мировоззренческих),

умения

сотрудничать

и

взаимодействовать в коллективе.

Игры, развивающего развития – направлены на развитие у учащихся речи,

мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения и иных разнообразных

творческих умений, а также развитие мотивации на обучение и получение

новых знаний.

Игры, оказывающие социализирующее воздействие – направлены на

приобщение

учащихся

к

нормам

и

правилам

поведения

в

рамках

современного социума, формирование умения адаптироваться в новых

условиях, эффективно взаимодействовать и общаться с окружающими,

владеть

навыками

саморегуляции

и

самоконтроля.

Таким

образом,

игровые

методы

обучения

весьма

разнообразны

и

направлены на всестороннее образование и развитие учащихся, посредством

различных

видов

педагогического

воздействия.

Направления и условия применения игровых методов обучения

В настоящее время в современной школе использование игровых методов

обучения

направлено

на

повышение

активизации

и

интенсификации

педагогического

процесса.

Игровые

методы

обучения

целесообразнее

использовать в следующих ситуациях:

Игра,

используется

педагогом

в

качестве

самостоятельного

метода,

направленного на освоение конкретной темы или учебного материала.

Игра, используется в процессе обучения как элемент, другого метода или

технологии обучения, с целью усиления обучающего воздействия на

учащихся.

Игра, используется педагогом как часть учебного занятия или целого урока.

Например, игра, может быть использована как введение к уроку, для того

чтобы заинтересовать учащихся новой темой.

Игра,

используется

для

организации

внеклассных

мероприятий.

Использование игрового метода обучения требует от педагога определенной

подготовки. Необходимо не просто знать правила игры, но и подготовить для

ее

проведения

весь

необходимый

инвентарь.

Таким образом, игровые методы обучения могут быть использованы

педагогом как самостоятельные методы, а также в качестве вспомогательных

в рамках другого метода с целью его усиления или привлечения учащихся к

учебному

занятию.



В раздел образования