Автор: Колосова Ирина Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровые методы обучения"
Раздел: дошкольное образование
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 782»
Методическая разработка
На тему: «Игровые методы обучения в педагогической практике»
Подготовила:
Старший воспитатель
Колосова И.А.
Москва, 2021
«Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические)
технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности
учащихся. Игровые технологии на уроках являются незаменимым средством
решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника,
развития
его
разнообразных
двигательных
способностей
и
совершенствования умений.
Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая
позволяет сделать обычный урок интенсивным и увлекательным.
Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением— один из
основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего
существования. По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается
и
совершенствуется
самоуправление
поведением.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением
При организации и проведения игры необходимо придерживаться
следующих правил:
- простота и доступность правил;
- каждый ребенок должен быть активным участником игры;
- исключить малейшую возможность риска угрозы здоровью детей;
- безопасность используемого инвентаря;
- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: «от трудного к
легкому, от сложного к простому».
Игровая деятельность выполняет функции:
- развлекательную – это основная функция игры – развлечь, воодушевить,
пробудить интерес;
- коммуникативную – освоение диалектики общения;
- самореализации;
- игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих
в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую – выявление отклонений от нормального поведения,
самопознания в процессе игры;
- функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
- межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
- социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение
норм человеческого общежития.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и
раздела;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технология внеклассной работы.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов
игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и
классификации игр.
Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой
жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с
возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в
реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего
обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках,
по разному интерпретируя своё собственное «я».
Игровые методы обучения
– это методы, которые в игровой форме
воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в
обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют
навыки
самоуправления
поведением.
Сущность игровых методов обучения.
Игровые методы имеют преимущество перед иными методами обучения, так
как они интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание. В
основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают
положительные
эмоции,
способствующие
созданию
комфортной
психологической ситуации в процессе обучения. Использование игровых
методов в обучении значительно снижает затраты нервной энергии и волевые
усилия.
В процессе исследования использования игровых методов обучения было
установлено, что данные методы способствуют усилению умственной и
моторной
активности
учащихся.
Моторная
активность
оказывает
положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих
процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы
восприятия протекают намного быстрее и точнее. Игровые методы обучения
имеют ряд характерных признаков: Учебный материал или учебное действие
приобретает условный план, который переносится в игровой сценарий.
Игровой метод требует вхождения в процесс игры всех участников обучения,
то есть в игре участвуют и учащиеся, и педагог, что способствует оказанию
прямого обучающегося воздействия на детей посредством замечаний,
указаний, направлений, порицаний, подсказок и т.д. Игровые методы весьма
разнообразны. Их разнообразие зависит от вида игры, используемого
педагогом. Несмотря на то, какая игра используется, метод имеет две
основные педагогические функции: Совершенствование и закрепление
знаний. В процессе игры ребенку приходится использовать полученные
ранее знания, при необходимости трансформировать, преобразовывать их,
учиться оперировать своими знаниями и умения. Все это оказывает
положительное влияние на расширение и углубление знаний учащихся.
Успешное усвоение новых знаний и умений различной сложности и
содержания. В процессе игры чаще всего с целью усвоения новых знаний
педагогом используются различные воображаемые ситуации в развернутом
виде, с использованием игрового оборудования и соответствующими
игровыми действиями и ролями. Например, с целью совершенствования и
расширения знаний о декоративно-прикладном искусстве могут быть
проведены
игры
«Выставка»,
«Магазин
сувениров»,
«Путешествие
в
прошлое»
и
т.п.
Подбор вида игр для использования игровых методов в обучении зависит от
возраста
учащихся,
их
психологического
и
физического
развития,
индивидуальных возможностей и потребностей. Учет данных критериев
поможет педагогу подобрать действительно эффективные игры, которые
помогут усилить педагогическое воздействие на учащихся и получить
высокий результат обучения. Таким образом, роль игровых методов
обучения в педагогическом процессе достаточно велика. Эффективность
данных методов зависит от профессиональных умений педагога, его
понимания функций педагогических игр и их значения в воспитании и
обучении
детей.
Виды педагогического воздействия игровых методов обучения
Игровые методы обучения включают в себя разнообразные педагогические
игры.
Педагогические игры – это игры, имеющие конкретную образовательную
цель
и
соответствующий
ей
педагогический
результат.
Педагогические игры разнообразны и различаются в зависимости от:
Дидактического содержания;
Организационной структуры;
Возрастных возможностей детей;
Специфики содержания.
Игры, используемые в рамках игрового метода обучения, классифицируются
по виду педагогического воздействия на учащихся:
Дидактические игры – направлены на расширение кругозора учащихся, их
познавательной деятельности, формированию конкретных умений и навыков,
необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.
Игры воспитательного воздействия – направлены на воспитание у учащихся
воли, самостоятельности, различных жизненных установок (нравственных,
эстетических,
мировоззренческих),
умения
сотрудничать
и
взаимодействовать в коллективе.
Игры, развивающего развития – направлены на развитие у учащихся речи,
мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения и иных разнообразных
творческих умений, а также развитие мотивации на обучение и получение
новых знаний.
Игры, оказывающие социализирующее воздействие – направлены на
приобщение
учащихся
к
нормам
и
правилам
поведения
в
рамках
современного социума, формирование умения адаптироваться в новых
условиях, эффективно взаимодействовать и общаться с окружающими,
владеть
навыками
саморегуляции
и
самоконтроля.
Таким
образом,
игровые
методы
обучения
весьма
разнообразны
и
направлены на всестороннее образование и развитие учащихся, посредством
различных
видов
педагогического
воздействия.
Направления и условия применения игровых методов обучения
В настоящее время в современной школе использование игровых методов
обучения
направлено
на
повышение
активизации
и
интенсификации
педагогического
процесса.
Игровые
методы
обучения
целесообразнее
использовать в следующих ситуациях:
Игра,
используется
педагогом
в
качестве
самостоятельного
метода,
направленного на освоение конкретной темы или учебного материала.
Игра, используется в процессе обучения как элемент, другого метода или
технологии обучения, с целью усиления обучающего воздействия на
учащихся.
Игра, используется педагогом как часть учебного занятия или целого урока.
Например, игра, может быть использована как введение к уроку, для того
чтобы заинтересовать учащихся новой темой.
Игра,
используется
для
организации
внеклассных
мероприятий.
Использование игрового метода обучения требует от педагога определенной
подготовки. Необходимо не просто знать правила игры, но и подготовить для
ее
проведения
весь
необходимый
инвентарь.
Таким образом, игровые методы обучения могут быть использованы
педагогом как самостоятельные методы, а также в качестве вспомогательных
в рамках другого метода с целью его усиления или привлечения учащихся к
учебному
занятию.