Напоминание

«Значение и способы развития мелкой моторики рук у детей подготовительной к школе группы»


Автор: Константинова Светлана Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Орончикан"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Жиганский р-н, с.Жиганск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Значение и способы развития мелкой моторики рук у детей подготовительной к школе группы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Значение и способы развития мелкой моторики рук у детей

подготовительной к школе группы»

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В

то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских

садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге

ребенок полноценно проживает дошкольный возраст,

развит и мотивированным

переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в

начальной школе.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий

для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В Федеральном государственном стандарте описаны интегративные качества

ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного

образования.

Среди

них

овладения

предпосылками

учебной

деятельности.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение

учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать

важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной

готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные

трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее

моторное отставание. Учитывая важность этой проблемы по развитию мелкой моторики,

что необходимо проводить углубленную работу в этом направлении. Поэтому считаю эту

проблему актуальной.

Исходя, из актуальности поставила цель: Развитие мелкой моторики рук у детей

старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

- Повысить компетентность родителей в вопросе развития речи детей, мелкой

моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

В следствии слабого развития общей моторики, и в частности – руки, наблюдается

в последнее время общая неготовность у большинства современных детей к письму. При

поступлении ребенка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям

1

дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у

них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку

на глаза ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования

и трудового обучения.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение

им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых

навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно,

ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в

учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его

дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся

главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у

него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и

пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке к

школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в

дошкольном учреждении.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена с

координированной работой мелких мышц руки и глаза.

Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.В. Выготского,

А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследователями связи развития руки и мозга

занимались такие ученые, как физиологи И.П.Павлов, В.М. Вехтерев, И.М. Сеченов.

Исследователь

детской

речи

М.М.Кольцова.

Педагоги

М.

Мантессори,

В.А.Сухомлинский и др.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В.Фадеева,

С.В.Черных, А.В.Мельникова, З.И. Богатеева и многие другие.

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных

двигательных действий, свойственных человеку. Одним из показателей и условий

хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его

руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Моторная речь – это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая

является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для

произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то

2

есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного

аппарата.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и

приемов,

используются

разнообразные

стимулирующие

материалы.

Необходимо

соблюдать основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и

упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в

зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для

разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо

тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение и расслабление

должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения,

расслабления возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса

пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений

каждого пальца. Например, безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и

повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный

палец и мизинец вне поля внимания, т.е не используя их в упражнениях, мы снижаем

эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно

ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех

пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о

специфике

самих

движений.

Для

успешного

развития

тонкой

моторики

важно

тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей,

с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается

ущербной. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук,

а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукою или наоборот.

Надо лишь неведущую руку сделать более активной.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются

различные упражнения и действия с предметами. Приемы могут быть разными. Важно

вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый

из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата,

сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания,

навыков психорегуляции. Для этого используются приемы:

-систематичность

-последовательность

-желание ребенка

3

Учеными было доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем

разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его

к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. В.А.

Сухомлинский писал, что, «истоки способностей и дарования детей на кончиках их

пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для

этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше

мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц

кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком

письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к

систематическому обучению. Это связано как считают врачи,физиологи, психологи, с

психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и сами

процессом письма, с другой стороны.

Психологи отмечают, что у детей 5-7 лет недостаточно сформирована способность

к оценке пространственных характеристик, как правая и левая сторона, верх-вниз, ближе-

дальше, под-над, около-внутри и т.д.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над

мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность

их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая затем, как

ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист,

не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти,

значит, уровень мелкой моторики недостаточный.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических,

интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перезагрузки и связанные с

ними

переутомления

самым

негативным

образом

сказываются

на

овладении

графическими навыками и более того, на развитии детского организма. Поэтому в

дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно

развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для

4

накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной

умелости.

Основное внимание нужно обращать на формирование правильной позы при

письме: учим детей правильной позе при письме: учим детей правильно сидеть, держать

ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и

ориентироваться на листе тетради.

В начале года было проведено родительское собрание на тему: «Развитие мелкой

моторики у детей дошкольного возраста», где родителей ознакомили с содержанием и

необходимостью развития мелкой моторики детей, было предложено осуществлять работу

в трех направлениях:

специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых

ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и

пальчиковых игр.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок

при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность

детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх»

Лепка является прекрасным упражнением для тренировки мелких мышц руки. Во

время лепки массируются активных точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа

всех органов ребенка, его самочувствие.

Широко применяю не только для рисования но и в аппликации, оригами. Работу

начинаем от простого рисунка в старшей группе, выкладываем геометрические фигуры и

до сложного – это сюжетные картинки в подготовительной группе. Развивающий

потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности

будить детское воображение. Оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные

минуты, превращая его в цветы, животных, птиц.

Развитию точных движений и памяти помогает следующий способ. Это плетение

ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные

сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Очень интересными играми для детей являются – игры с крупой, бусинками,

пуговицами,

палочками.

Эти

игры

оказывают

прекрасное

тонизирующее

и

5

оздоравливающе действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми

глазами, катать между большим и указательным пальцем.

В группе имеется большой выбор настольных игр: конструкторы, мозаики

Пальчиковая гимнастика - Ученые пришли к заключению, что формирование

речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо

стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти

рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, уточнения

движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера,

координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой

руки к письму, они тренируют усидчивость.

Пазлы - представляют собой развивающую игру-головоломку, направленную на

сбор ( складывание) фрагментов в одно целое изображение. Собирая пазлы, дети учатся

мыслить по-своему, лучше воспринимать окружающий мир, у них вырабатываются такие

качества характера как творчество и усидчивость.

Игры с дополнительными материалами – такие как прищепки, верёвочки, мячи,

шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание

становится более устойчивым.

Вырезывание ножницами - Предусматривает навык резания по прямой, умению

вырезывать

различные

формы

(прямоугольные,

овальные,

круглые).

Необходимо

побуждать детей давать словесную характеристику движениям рук при вырезывании.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной

умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.

Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток,

журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников

Занятия творчеством (рисованием) имеют большое значение в развитии ребёнка.

Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают

творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных

эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.

Раскрашивание. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя

изконтуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание,

как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради

усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем. Оно

способствует

развитию

согласованных

действий

зрительного

и

двигательного

анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

6

Графические

упражнения.

Штриховка.

Выполняются

нелинованной

бумаге.

Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения

линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными,

напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать

линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном, сверху вниз

и снизу вверх важно при формировании почерка. Штриховка – одно из важнейших

упражнений. Правило штриховки:

-штриховать только в заданном направлении

-не выходить за контуры фигуры

-соблюдать параллельность линий

-не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0.5см

При помощи всех этих средств у детей развивается мелкая моторика, усидчивость,

дети начинают самостоятельно фантазировать, развивается эстетическое восприятие,

произвольное

внимание,

логическое

мышление,

память,

что

способствует

более

эффективной подготовке детей к школе

Таким

образом,

чтобы

результат

работы

был

эффективным

необходимо

использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких

движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к

различным видам деятельности.

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от

творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и

любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная,

систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию

интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного

мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья

ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые

будут

способствовать

развитию

мелкой

моторики

рук,

общей

моторики,

самостоятельности,

которые

будут

формировать

интерес

к

различным

видам

деятельности.

7



В раздел образования