Автор: Кристина Александровна Москвитина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "ДЕТСКИЙ САД №1 П.АЛЕКСЕЕВСК"
Населённый пункт: Иркутская область, Киренский район, п.Алексеевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра-викторина «В ожидании зимы»
Раздел: дошкольное образование
Игра-викторина
«В ожидании зимы»
Для детей старшей группы
Москвитина К.А.,
воспитатель МКДОУ “Детский сад №1 п.Алексеевск”
Цель: закрепить знания у детей о жизни животных в лесу; о том, как
животные приспособились к зимнему периоду; продолжать формировать у
дошкольников бережное отношение к окружающему миру.
задачи
:
Образовательные:
-Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни
животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Закрепить
знания о причинах изменений в жизни животных в разное время года.
Расширять кругозор.
Развивающие:
-Развивать связную речь; умение отвечать на вопросы, выстраивать
предложения, расширять словарный запас.
-Способствовать развитию познавательного интереса.
-Развивать слуховое и зрительное внимание, любознательность, память и
мышление детей.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, животным, окружающему
миру.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа,
загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
1.Беседа на тему: «Какие изменения в природе происходят осенью», «Как
животные готовятся к зиме», «Почему медведь, барсук и еж зимой спят?».
2. Просмотр презентации с беседами о том, как животные готовятся к зиме.
3. Рассматривание иллюстраций на тему: «Осень», «Животные зимой»,
составление рассказов по картинкам.
4. Проведение дидактических «Кто лишний?» решение проблемных
ситуаций. Проведение подвижных игр.
5. Игровые ситуации по правилам поведения в зимнем лесу.
6.Чтение произведений Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья
память», Скребицкий Г.А. Сказка "Всяк по-своему",В. Бианки «Готовимся к
зиме»..
Оборудование:
1.Иллюстрации
с
изображением
животных,
разрезные
картинки
с
животными, проигрыватель, диск с голосами животных (заяц, еж, лиса, волк,
медведь, белка и тд.); плакат «Размести правильно животных в зимнем лесу»,
сундучок с сюрпризом
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка под песенку «Следы» из
мультипликационного фильма Маша и медведь.
1.Организационный момент:
Под песенку из к/ф «Усатый нянь»-«Детский сад» дети рассаживаются на
стульчики полукругом.
Содержание:
2. Игра-викторина «В ожидании зимы»
Воспитатель: -Ребята, сегодня я для вас подготовила сюрприз. Но что бы его
получить вам нужно угадать какое слово написано на доске (на доске
расположено слово с закрытыми буквами) Для этого вам нужно выполнить
несколько заданий. За каждое задание, с которым вы справитесь я буду
открывать одну букву и тогда мы сможем узнать где спрятан сюрприз.
1.Задание «Кто в лесу живет?»
Загадывание загадок:
Загадка №1.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком, Уши серые торчком.
(волк)
Загадка №2
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберется в куст и спит,
Кочерыжку съест - и сыт
(заяц)
Загадка № 3
Грызун, но не мышь,
Прыгун, но не заяц,
Рыжий хвост, но не лиса
Кто это? (белка)
Загадка № 4
Какой зверь опасный ходит в шубе красной, снег разгребает, Мышек хватает
за собой все следы заметает? (лиса)
Загадка № 5
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (медведь)
Загадка № 6
Дом его – нора под ёлкой. На спине торчат иголки. По ночам топочет –
бродит, Гусениц, жучков находит. Лишь врага завидит он, станет, как
колючий ком: Не видать ни глаз, ни ножек. Дети, кто же, это ?(ежик)
Воспитатель: -Ребята, вы отлично справились с первым задание. Теперь мы
можем открыть первую букву-это буква «С»
3.Играем в игру "Так бывает или нет?"
Воспитатель: Я задаю вопрос, бросаю мяч, а вы отвечаете «Да» или «Нет» и
бросаете мяч мне обратно.
Вопросы:
1.Белка всю зиму спит в своем дупле? -Нет
2.Зимой ежик охотится на мышей? -Нет. Он спит
3.Медведь всю зиму бродит по лесу и собирает шишки? -Нет. Он спит
4.Волк- это хищное животное? -Да
5.Барсук зимой бегает по лесу? –Нет. Он спит
6.Зайцы зимой грызут кору деревьев что бы спастись от голода? -Да
7.Лиса- это травоядное животное? –Нет. Лиса хищник
8.Заяц беляк становится белым только зимой? –Да. Тогда его не видно на
снегу
Воспитатель: -Ребята, вы отлично справились со вторым задание. Теперь мы
можем открыть вторую букву-это буква «У»
Воспитатель -А мы сейчас немного отдохнем.
-Приглашаю вас на веселую танцевальную разминку
Музыкальная
разминка
под
песню
«Чьи
это
следы
петляют…»
из
мультипликационного фильма «Маша и медведь»
4. Размести животных в зимнем лесу.
Воспитатель: -Ребята, вам нужно правильно разместить животных в зимнем
лесу (на плакате изображен зимний лес с норами, берлогой, дуплом)
Воспитатель: -Ребята, вы справились и с третьим задание. Теперь мы можем
открыть третью букву-это буква «Н»
5. «Разрезные картинки»
-Для выполнения следующего задания ответьте на вопрос:
-Что делают звери, чтобы уберечься от холода зимой? Меняют шерсть на
более густую.
-Как называется явление смены шерсти у животных? -Линька
Воспитатель: -Перед вами разрезные картинки, соберите их и назовите,
какие животные линяют перед наступлением холодов.
Дети собирают разрезные картинки и называют животных: Волк, лиса, белка,
заяц
Воспитатель: -Ребята, вы справились и с четвертым задание. Четвертая
буква-это буква «Д»
6. «Третий лишний»
-Перед вами иллюстрации животных:
медведь, барсук и заяц.
-Подумайте и скажите, кто здесь лишний и почему? –Заяц, он не спит зимой
-Кого бы вы добавили вместо зайца и почему? –Ежа, он тоже зимой спит
-Как вы думаете почему эти животные зимой спят? –Потому что им нечего
есть.
Воспитатель: -Ребята, вы справились и с этим задание. Теперь мы можем
открыть пятую букву-это буква «У»
7. «Узнай животного по голосу».
Воспитатель: послушайте внимательно запись с голосами животных и
угадайте их.
Воспитатель:
-Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
Последняя буква –это «К»
Теперь я могу прочитать вам слово: «СУНДУК». Мой сюрприз для вас я
спрятала в волшебном сундуке.
Воспитатель вносит сундук и раздет детям раскраски с животными.