Напоминание

Теоретические основы проблемы реализации принципа интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей подготовительной к школе группы с военными профессиями


Автор: Зорина Елена Александровна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №60 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические основы проблемы реализации принципа интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей подготовительной к школе группы с военными профессиями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Теоретические основы проблемы реализации принципа

интеграции образовательных областей в процессе

ознакомления детей подготовительной к школе группы с

военными профессиями

Подготовила: воспитатель 1 категории

Зорина Е.А.

Теоретические основы проблемы реализации принципа интеграции

образовательных областей в процессе ознакомления детей

подготовительной к школе группы с военными профессиями

Подготовила: воспитатель 1 категории

Зорина Е.А.

В последнее время вновь появился интерес к интеграции. Данный принцип

является

инновационным

и

обязывает

ДОУ

коренным

образом

перестроить

образовательную

деятельность в

детском саду

на основе

синтеза,

объединения

образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного

продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника

и его гармоничное вхождение в социум.

С 1 сентября 2013 г. Вышел Федеральный закон «Об образовании в Российской

Федерации » от 29 декабря « 2012 г. № 273 ФЗ. Федеральный государственный стандарт

дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с

требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и вступил

в силу с 1 января 2014 года.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее

разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и

взаимодополняимости.

Интеграция - "процесс, или действие, имеющий своим результатом, целостность;

объединение, соединение, восстановление единства"; "сторона процесса развития,

связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы

интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы - в этом случае

они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при

возникновении новой системы из ранее не связанных элементов".

В философии Спенсера интеграция представляет собой необходимое условие

развития,

причем,

интеграция

означает

превращение

распыленного,

незаметного

состояния в концентрированное, видимое, связанное с замедлением внутреннего

движения.

Ребенок-дошкольник

«целостен»,

именно

поэтому

в

результате

освоения

интегративной

деятельности

у

ребёнка

формируются

целостные

социальные

и

психологические

образования,

интегрированные

способы

деятельности,

легко

переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение

социального опыта, развитие творческих способностей.

Данный принцип является инновационным и обязывает ДОУ коренным образом

перестроить

образовательную

деятельность

в

детском

саду

на

основе

синтеза,

объединения

образовательных

областей,

что

предполагает

получение

целостного

образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств

личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической

наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития,

связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов

данной проблемы предпринималась К. Д. Ушинским, выявившим психологические

основы взаимосвязи различных предметов. Система знаний, которая должна быть

сформирована у учащихся, понималась К. Д. Ушинским не как механическая сумма

абстрактных представлений, а как единство органически связанных между собой знаний

об объективно существующем мире.

В частности, К. Д. Ушинский первым предложил интеграцию чтения и письма в

начальной школе на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения

грамоте. Таким образом, при обучении грамоте К. Д. Ушинский предложил объединить

чтение и письмо, исходя из общих лингвистических основ: знакомства со звуком, буквой,

слогами, словами, предложениями, текстом.

На протяжении XX столетия интеграция использовалась педагогами на разных

ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое

позволило внести целостность в познание ребёнком мира. Особый интерес к проблеме

интеграции появился в конце XX в. В это же время появился сам термин «интеграция». На

сессии ЮНЕСКО (1993 г.) было принято рабочее определение интеграции как такой

органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести

ученика на понимание единой научной картины мира. Данное определение даёт

понимание конечной цели интегрированного процесса и имеет мировоззренческий аспект,

но (как и любое определение) требует уточнения.

Интересные признаки интегративного процесса выделяет Ю. С. Тюнников 1)

интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщённых отдельных

элементов; 2) интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями

взаимодействующих

элементов;

3)

интегративный

процесс

имеет

свою

логико-

содержательную основу; 4) должны иметь место педагогическая целесообразность и

относительная самостоятельность интегративного процесса.

По проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиции комплексного и

интегрированного подходов в дошкольной педагогике накоплен значительный материал

как теоретический, так и практический (Т. С. Комарова, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и

др.). Так, Т. С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму

взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного

возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности . При этом

автор подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой

– помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными

выразительными средствами.

Однако, как форма интегрированного образования дошкольников интегрированные

занятия специально не изучались. Сейчас же перед дошкольными образовательными

учреждениями поставлена задача не разработать интегрированные занятия через синтез

образовательных

областей,

а

предложить

целостный

интегративный

процесс

взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в

котором будут гармонично объединены различные образовательные области для

целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к

дошкольному образованию.

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании

заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей

нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в

дошкольном образовании объясняется, прежде всего биологическим феноменом, который

характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики:

происходит быстрое физическое развитие, изменяются пропорции тела, нарастает

мышечная

масса,

увеличивается

масса

мозга.

Ребёнок

дошкольного

возраста

в

сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

Для

эффективной

организации

интеграционного

процесса

в

дошкольном

образовании необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей

единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования,

качественные характеристики его участников. Основным системообразующим фактором

выступают образовательные области:

Социально-коммуникативное

развитие

направлено

на

усвоение

норм

и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие

общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к

сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к

различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,

социуме, природе.

Познавательное

развитие

предполагает

развитие

интересов

детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,

становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование

первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,

звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,

движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях

и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой

и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной

культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как

предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое

развитие

предполагает

развитие

предпосылок

ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,

музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к

окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование

сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно-модельной,

музыкальной и др.).

Физическое развитие

включает приобретение опыта в следующих видах

деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,

направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а

также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений

(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных

представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление

ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и

др.)

Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных

областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-

содержательную основу целостного образовательного процесса.

Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей

дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-

творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа

интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить

необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание

которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом

могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и

др.

Четвёртым

системообразующим

фактором

можно

считать

формирование

интегральных качеств личности, которые предусмотрены в ФГОС в качестве конечного

результата образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна,

системна.

В

процессе

личностного

становления

ребёнок

постепенно

обретает

самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную

активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой.

Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания,

развития и обучения.

В ФГОС чётко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское,

патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. В

Федеральном

документе

также

выделены

единые

воспитательные

процессы,

ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою

Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Помимо этого, ФГОС намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое,

социально-личностное,

познавательно-речевое,

художественно-эстетическое.

Несомненно, что интеграция образовательной деятельности должна учитывать и

обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.

Рассмотрим несколько аспектов реализации принципа интеграции.

1. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» интегрируется с

содержанием

образовательных областей: «Художественно-

эстетическое

развитие»

(развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и

основных движений детей), «Познавательное развитие» (в части двигательной активности

как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств

овладения операциональным составом различных видов детской деятельности), «Речевое

развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости

двигательной

активности

и

физического

совершенствования;

игровое

общение),

«Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к ценностям физической культуры;

формирование

первичных

представлений

о

себе,

собственных

двигательных

возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и

правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной

активности), (накопление опыта двигательной активности).

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

интегрируется с содержанием образовательных областей: «Познавательное развитие»

(формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о

себе, семье, тендерной принадлежности, социуме, государстве, мире), «Физическое

развитие» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами), «Речевое

развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками).

«Познавательное

развитие»

интегрируется

с

образовательными

областями:

«Социально-коммуникативное развитие» (развитие познавательно-исследовательской и

продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и

взрослыми, формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части

представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, о труде взрослых и

собственной

трудовой

деятельности),

«

Художественно-эстетическое

развитие»

(расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).

Специфика модели интеграции образовательной области «Речевое развитие» состо-

ит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области

осуществляется во всех образовательных областях основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

Содержание

образовательной

области

«Художественное

творчество»

интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Речевое общение»

(развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов

продуктивной

деятельности,

по

поводу

музыки),

«Познавательное

развитие»

(формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного

искусства,

творчества,

элементарных

представлений

о

музыке),

«Социально-

коммуникативное развитие» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных

возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности,

формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также

окружающем мире в части культуры и музыкального искусства), «Физическое развитие»

(развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие

физических качеств для музыкально-ритмической деятельности).

2. Интеграция детских деятельностей.

Самые простые примеры – интеграция музыкально-художественной деятельности

и

двигательной

активности

(утренняя

гимнастика

под

музыку),

музыкально-

художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и

слушание

соответствующей

музыки),

познавательно-исследовательской,

игровой

и

коммуникативной деятельностей (игры с правилами, направленные на познавательно-

речевое развитие детей) и т.д.

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы

интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь

разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника

в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования.

Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий

новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение

одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать

совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые

игры.

Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все

перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы

предполагает их интеграцию.

Рассматривая

образовательную

область

«Познавательное

развитие»

мы

предполагаем развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания также о малой Родине и

Отечестве.

На основании того, что патриотическому воспитанию подрастающего поколения не

уделяется, должного внимания был издан указ Президента Российской Федерации от 20

октября 2012года №14, 16. «О совершенствовании государственной политики в области

патриотического воспитания».

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви

к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него

входят ответственность, желание трудиться на благо отечества, беречь и умножать

богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Патриотизм (греч. соотечественник, отечество) – нравственный и политический

принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и

готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает

гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и

культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность

подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и

своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями

закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность к

родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования

национальных государств патриотизм становится составной частью общественного

сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм – это нравственная сила, которая определяет поведение людей,

является источником их героизма, мужества, благородства. Патриотизм отличает его

действенный характер: единство чувства любви к Родине и желание защищать ее от

врагов. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям

патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего дает положительную

характеристику.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя

чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к

семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям . Быть

патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство

возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного

отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст как период становления личности

имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств,

к которым, и относится чувство патриотизма.

Основными задачами нравственно – патриотического воспитания являются:

- формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;

- формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице.

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к

родной природе, культуре и традициям;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами

эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной

литературы;

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной

символики России.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно

образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке

не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и

сверстниками.

Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и

основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается

актуальной всегда.

В

работе

по

ознакомлению

детей

с

окружающей

общественной

жизнью

значительное место отводится формированию представлений о воинах - защитниках

Отечества. Дети узнают о мужестве и героизме воинов, об их доброте, о красоте воинских

ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание подражать военным создает

благоприятные условия для формирования у ребенка мотива «Хочу быть таким, как

солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».

Окружающая жизнь дает богатый материал для работы с дошкольниками по

указанной теме. Дети наблюдают за стройной колонной солдат или моряков, идущих по

улице, знакомятся с содержанием писем старших братьев, находящихся на военной

службе, из фильмов узнают о современном вооружении и об особенностях службы в

разных родах войск. Яркими и эмоциональными переживаниями сопровождаются

непосредственные встречи ребят с защитниками Отечества.

В названиях наших городов, площадей, парков, улиц живут имена героев

гражданской и Великой Отечественной войн, в городах и поселках в честь защитников

Родины поставлены памятники и обелиски. Когда дети приносят цветы к Вечному огню,

они переживают чувство глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь за Родину,

гордятся ими.

В подготовительной к школе группе работа по ознакомлению детей с защитниками

Отечества направлена не только на формирование более полных и точных представлений

о моряках, летчиках пограничниках и т.д. Очень важно, чтобы дошкольники поняли, что

характерно для воинов, усвоили некоторые исторические факты героического прошлого

воинов.

Задача

педагога

сформировать

у

детей

эмоционально-положительное,

действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в

ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.

Программный материал по ознакомлению детей с защитниками Отечества

распределяется в основном по темам: «День Защитника Отечества» и «День Победы».

На одном из первых занятий уточняются представления детей о защитниках

Отечества, о разных родах войск – военно-воздушных, военно- морских, сухопутных, о

современном вооружении. В ходе беседы воспитатель обращает внимание дошкольников

на то, как много надо знать солдату, чтобы управлять сложной военной техникой.

Дети шестого года жизни проявляют большой интерес к службе воинов,

охраняющих морские границы, к устройству военных кораблей. Педагог поддерживает

этот интерес путем чтения художественных произведений, рассматривание иллюстраций,

организаций сюжетно-ролевой игры «Военный корабль».

Опираясь на представления дошкольников о службе в армии, педагог может

рассказать о воинском долге, об охране воинского знамени. Дети узнают, что пост у

знамени – не просто боевой пост, а почетный караул.

Чтобы поддержать интерес детей к воинам, воспитатель поощряет творческие игры

в строительство военного городка, в охрану знамени.

Усилению положительного отношения к защитникам Отечества способствует

самостоятельная изобразительная деятельность. Старшие дошкольники могут активно,

творчески отражать в рисунках свои впечатления, свои представления о защитниках

Отечества. В рисунках могут быть показаны разные моменты из жизни воинов, например:

«Пограничники на границе», «Солдаты на маневрах», «Военный городок» и др.

Особая

роль

отводится

музыкальным

занятиям.

Музыка

в

силу

своего

эмоционального воздействия может вызвать желание подражать полюбившимся героям,

она

способна

помочь

детям

в

нравственной

оценке

тех

или

иных

явлений

действительности. Детям предлагают послушать энергичную, ритмичную музыку А.

Филиппенко «Бравые солдаты», Б. Чайковского «Марш оловянных солдатиков» и др.

Активное подражание воинам оказывает дисциплинирующее влияние на детей в

быту. Это выражается в большей собранности и организованности при построении на

утреннею гимнастику, в готовности четко выполнять поручения взрослого, в стремлении

быть подтянутыми, аккуратными.

В подготовительной к школе группе воспитатель более широко использует

окружающую действительность. Детей знакомят с героями, чьими именами названы

улицы, площади, проспекты. Также знакомят с памятниками, обелисками мемориальными

досками. Все это способствует углублению представлений, полученных дошкольниками

на занятиях.

Педагог продолжает закреплять в сознании детей мысль о том, что в нашей стране

«никто не забыт и ничто не забыто», когда речь идет о подвиге, совершенном человеком

во имя победы, во имя народа, во имя счастья детей.

В результате работы, направленной на более полное и глубокое раскрытие образа

воина – защитника, дети шестого года жизни подходят к обобщению: «Российские воины

– защитники нашей Родины». Однако это обобщение строится уже на другой качественно

новой основе – на понимании миролюбивого, гуманистического характера наших воинов.

Таким

образом,

интеграция

как

целостное

явление,

объединяющее

образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему

на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании

ведущим средством организации образовательного процесса.

Целенаправленная работа воспитателя по ознакомлению с военными профессиями

способствует расширению их представлений и воспитанию начал патриотических чувств.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники