Автор: Бабаева Гюлляр Седретдиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад"БЕРЁЗКА"
Населённый пункт: Когалым
Наименование материала: Презентация для педагогов
Тема: Использование развивающих кубиков Никитина Б.П.
Раздел: дошкольное образование
Использование развивающих
кубиков Никитина. Б.П
Борис Павлович и Елена Алексеевна
Никитины педагоги – новаторы, жившие в
Советском Союзе, разработали интересную
систему развивающих игр.
Развивающая игра представляет собой
многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом
обучения детей, и формой обучения, и
самостоятельной игровой деятельностью, и
средством всестороннего воспитания личности
ребенка.
В развивающих творческих играх Никитина -
в этом и заключается их главная особенность -
удалось объединить один из основных
принципов обучения "от простого к сложному"
с очень важным принципом творческой
деятельности - "самостоятельно по
способностям".
Методика Никитиных построена на убеждении,
что у каждого ребенка уже с детства есть
колоссальные способности к любой
деятельности, и главное - успеть реализовать
их. В противном случае способности угаснут.
По мнению авторов, лучше развиты
способности и навыки у малышей, которые
тренировались практически с рождения.
Главное отличие игр Никитина состоит в том,
что, играя в них, ребенок выступает как
активная сторона и у него воспитывается не
умение выполнять работу по предложенному
шаблону, а развивается логическое и образное
мышление, творчество, умение распознать и
построить образ, способность к
самостоятельности.
Никитинская система не зря вызвала
огромный интерес во многих странах.
Методика, разработанная четой Никитиных,
обладает целым рядом плюсов.
- Обеспечивает прекрасное физическое
развитие.
- Развивает пространственное мышление,
логику, способности к анализу и синтезу.
- Способствует развитию мелкой моторики.
- С младенчества прививает детям
самостоятельность.
- Развивает воображение, память, смекалку и
сообразительность.
- Даёт сильную базу для усвоения точных наук
в будущем.
Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр Никитина и
принципов коррекционной – развивающей работы, позволил
выделить общие принципы воспитания и развития детей с
нарушениями речи:
- Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста-
игровую;
- От простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи
и условий игры;
- Учет зоны ближайшего развития, с опорой на способности ребенка,
его возможности;
- Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней
(умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более
интенсивному умственному труду;
- Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и
постепенный переход от игр – к учебно-познавательной деятельности;
- Повышение умственной активности ребенка в решении
предлагаемых задач;
- Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей.
В каком порядке рекомендуется
преподносить дошкольникам кубики
Никитина
В какой последовательности
рекомендуется знакомить
детей с играми Никитина?
Для обеспечения успеха можно
начать с посильных задач или
более простых частей. Наиболее
популярные игры Никитиных
подобранные по степени
сложности, это:
1)
«Сложи квадрат» (2-6);
2)
«Сложи узор» (4-8);
3)
«Дроби» (3-7);
4)
«Кирпичики» (2-6);
5)
«Кубики Никитина для всех»
(от 5);
6)
«Уникуб (от 6).
В каком порядке рекомендуется
преподносить дошкольникам кубики
Никитина
Игра «Сложи узор»
состоит из 16 деревянных кубиков
(размер ребра 3 см), где каждая
грань имеет свою окраску.
Способствует развитию
пространственного воображения,
внимания, умению анализировать
и комбинировать.
Использование развивающей
игры «Сложи узор» положительно
сказывается и на количественно-
качественной характеристике
словаря, грамматическом строе
речи и слоговой структуры слов у
детей.
В каком порядке рекомендуется
преподносить дошкольникам кубики
Никитина
Игра «Сложи квадрат»
– состоит из 3 уровней сложности, в
каждом по 12 разноцветных квадратов.
Игра способствует развитию
цветоощущения, формированию
логического мышления, усвоение
понятий части и целого. В игре есть
уникальная возможность
отрабатывать грамматические
категории: согласование числительных с
существительными, согласование
числительных, прилагательных и
существительных; употребление
существительных во множественном и
единственном числе именительного и
родительного падежей.
В каком порядке рекомендуется
преподносить дошкольникам кубики
Никитина
Кубики Никитина для всех.
Игра учит мыслить пространственными
образами, уметь их комбинировать и
является значительно более сложной,
чем игры с обычными кубиками. Она
также развивает навыки комбинаторики
и пространственного мышления, учит
мыслить объемными фигурами. Игра
помогает овладеть графической
грамотностью, понимать уже до школы
план, карту, чертеж. Фигурки для игры
предоставляют почти неисчерпаемые
возможности разнообразных сочетаний и
позволяют составлять огромное
количество различных моделей или
разных вариантов одной и той же
модели.
Игра «Уникуб»
Это универсальные кубики, которые
вводят малыша в мир трехмерного
пространства. "Уникуб" представляет
собой 27 небольших деревянных
кубиков с цветными гранями. Ребенку
нужно складывать из них различные
трехмерные фигуры и композиции по
предлагаемым.
Игра учит четкости, внимательности,
точности, аккуратности.
Благодаря этой игре, у ребёнка
развивается пространственное
представление. В будущем он сможет
лучше освоить такие сложные науки,
как черчение и математика.
С помощью кубиков Б.П.
Никитина у детей развивается не
только математическое мышление
и речь, но и творческие
способности, что соответствует
современным требованиям ФГОС.
Только инициативный, думающий
человек способен на творческий
подход к любому делу, за которое он
бы не взялся. Творческие люди,
как правило, занимают активную
жизненную позицию, что
необходимо для развития общества
и государства.
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.