Напоминание

Адаптация к школе


Автор: Сергеева Татьяна Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Диринская СОШ "АГРО"имени И.Е.Федосеева - Доосо"
Населённый пункт: с. Диринг, Чурапчинский улус, Республика Саха(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация к школе
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования РС (Я)

МКУ УО «Чурапчинский улус (район)»

МБОУ «Диринская средняя общеобразовательная школа «Агро» им И.Е.Федосеева - Доосо»

Адаптация первоклассника к школе

(Педвсеобуч для родителей)

Социальный педагог: Сергеева Т.И.

с Дирин

Адаптация первоклассника к школе.

Информационный семинар.

Общие сведения об адаптации.

Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в

жизни детей, как в социально- педагогическом, психологическом, так и в физическом

плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это

становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной

школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника

будет характеризовать весь период школьного возраста.

Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-

волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному

обучению.

Школьное

обучение

предьявляет

определенные

требования

к

ребенку,

которые

обьединены в

понятие «готовность к школьному обучению».Наиболее значимым

показателем готовности считается – адаптация , или приспособление к школе.

Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до

100,они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет

там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу,

родители пребывают в полном недоумении . Совсем недавно, ребенок хотел идти в

школу,в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг….При

встрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем.

При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности

ребенка, ведущей деятельностью становится учебная . В элементарных формах учебная

деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный

характер, т.к. ведущей выступала игра.

Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве,

поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и

сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения.В этой

связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна

быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт

общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением

произвольно- волевой регуляции поведения ,легко адаптируются к школьным условиям.

Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад,

поскольку

там

элементы

готовности

к

школьному

обучению

целенаправленно

формируются

педагогическим

воздействием.

Дети,

не

посещавшие

дошкольные

учреждения пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием

родителей.

Они,

как

правило,

обладают

определенными

преимуществами

в

познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений с

людьми.

Этапы школьной адаптации

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько

этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной

степенью напряжения функциональных систем организма.

1 этап – это ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий,

связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и

значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая

буря» длится достаточно долго – 3 недели.

2 этап

– неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие то

оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

Продолжается данный период около 2 недели.

3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит

наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего

напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная

работа по усвоению новых знаний, статистическая нагрузка, которую испытывает,

организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в

большом и коллективе, организм, вернее, каждая из систем, должен отреагировать своим

напряжением, своей работой.

Поэтому, чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше

ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко

не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление

могут стоить организму ребенка здоровья. Продолжительность данного этапа – 1 неделя.

Продолжительность всех 3 фаз адаптации приблизительно 6 недель, т.е. этот период

продолжается до 10 -15 октября, а наиболее сложными являются 1- 4 недели.



В раздел образования