Автор: Куприна Татьяна Владимировна Должность: учитель изо и черчения Учебное заведение: МОУ СОШ №82 Населённый пункт: п.Ксеньевка, Забайкальский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Одежда говорит о человеке" Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 82 п. Ксеньевка
Технологическая карта урока по Изобразительному искусству в 5 классе (ФГОС)
«Одежда говорит о человеке. Древний Китай».
составила учитель изобразительного искусства
Куприна Татьяна Владимировна
2016
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.
На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, промежуточная и итоговая
самооценка, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия.
Тема урока: « Одежда говорит о человеке. Древний Китай »
Класс : 5 класс
Тип
урока
:
комбинированный
Используемые
технологии
(
методы
,
приёмы
):
словесные (беседа, рассказ), работа в парах, наглядные (презентация), практическая работа
.
Для формирования регулятивных УУД :
Для формирования познавательных УУД :
Для формирования коммуникативных УУД :
Для формирования личностных
УУД :
Реализуемая
программа
:
п
рограмма по изобразительному искусству, составленная на основе примерной программы по учебным предметам и
УМК
:
«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» Н. А. Горяева, О. В. Островская под редакцией
Б. М. Неменского; Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2014
Цель
урока
: Познакомить учащихся с многообразием форм и декора в одежде людей разных сословий на примере Древнего Китая.
Предметные результаты:
Научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видения окружающего мира; развивать наблюдательность, способность к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй
вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Получат
возможность
научиться творчески
работать
над
предложенной
темой,
используя
выразительные
возможности
художественных
материалов,
развить
потребности
в
общении
с
произведениями
изобразительного
искусства,
-
освоение
практических
умений
и
навыков
восприятия.
Метапредметные результаты
:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты
:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь,
ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности;
УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения.
Оборудование
и
ресурсы
:
Компьютер, проектор. Презентация к уроку « Одежда говорит о человеке»,
учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».
Художественные материалы: клей, фломастеры, гелевые ручки, цветные карандаши.
Раздаточный материал: кукла-шаблон, одежда-шаблон для куклы, памятка ученику «Обычаи и традиции Китая», карточка для выполнения
письменного задания «Собери пословицу».
№
п/п
Этап
урока
(
примерные
)
Содержание
УВЗ
Формируемые
УУД
.
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Результат
1.
Организационн
ый момент.
2 минуты.
Проверка
подготовленн
ости к работе.
Приветствие.
Организация
внимания
обучающихся
Регулятивные:
контроль за
состоянием
рабочего места.
Личностные:
настрой на работу,
уважение к
окружающим.
Здравствуйте,
ребята. Сегодня у
нас с вами
необычный урок
Проверка готовности к уроку
Внутренняя и
внешняя
готовность
изобразительного
искусства, он
показательный,
открытый. И успех
урока будет
зависеть не только
от меня, но и от
вас. Поэтому, я
надеюсь на ваше
сотрудничество и
поддержку, которые
будет заключаться в
том, что вы будете
внимательны, четко
отвечать на
поставленные
вопросы,
аккуратно, с
творческой
выдумкой и
фантазией
выполните
практическую
работу. А сейчас
посмотрите ещё
раз, всё ли у вас
готово к уроку?
Ручки, фломастеры,
клей, дневник,
материалы для
практической
работы. Тогда
начинаем наш урок
с разминки. Вы
знаете, игру
«крестики-
нолики»?
(Проверка
прошлых уроков)
2.
Целеполагание,
планирование.
5 минут.
Подведение
обучающихся
к теме урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Личностные:
мобилизация
внимания.
Коммуникативные:
определение цели
деятельности,
умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли,
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
-Сейчас
вы
выполните
работу
на
карточках,
которые лежат у вас на столах (карточка №1) Задание.
Из данных слов составь пословиц у . О чем все эти
пословицы?
Ставится проблемный вопрос.
Как вы думаете, а для чего нежна человеку одежда?
-Но еще одежда становится особым знаком – знаком
положения человека в обществе, т. е. его социальной
роли.
Может рассказать, кто человек по профессии,
богат
или
беден,
что
у
человека
праздник
или
трагедия.
Можете ли вы определить тему нашего урока?
Мы продолжаем свое увлекательное путешествие по
странам в какую, догадайтесь сами из этого
стихотворения:
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Отвечают на
вопросы.
-Об одежде.
-Одежда
защищает от
холода, от
жары, от
дождя, от
травм,
скрадывает
недостатки
фигуры,
подчеркивает
достоинства.
Формулируют
тему урока.
«Одежда
говорит о
человеке»
-Китай.
Познакомиться
с
особенностью
Осознание
значимости
новых
знаний
Загогулины, рыбы, звери, точки,
Бабочки, птицы, цветочки…
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
О какой стране идет речь?
Давайте сформируем цель нашего урока.
одежды людей
Древнего Китая
-Попробуем
изобразить
людей в
костюмах
данной эпохи.
3.
Изучение
нового
материала.
15минут.
Создать
условия для
возникновени
я внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность.
Выявить
уровень
знаний и
систематизир
овать их.
Познавательные:
-извлекать
необходимую
информацию из
прочитанного и
увиденного.
-самостоятельное
выделение в тексте
необходимой
информации,
- решение
проблемы;
Коммуникативные:
- владение
монологической и
диалогической
речью.
-вступать в диалог,
с достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли.
Предметные:
давать определения
новым понятиям
Традиционная восточная культура интересна тем, что
она является не только историей и достоянием
древних цивилизаций, но живет и в наши дни.
Народы Китая, Японии, а также Индии бережно
хранят национальные традиции, которые органично
вошли в их сегодняшнюю жизнь.
На станицах учебника вы найдёте интересующие нас
ответы на вопросы
1 группа: Что означают цвета костюма императора
и для других чинов, стр.118, 121.
2 группа: Декоративная отделка на одежде в высших
чиновников, стр. 119.
3
группа:
Какие
знаки
отличия
имели
военные
чиновники? стр.119-120
4 группа: Что носили ученые, члены императорской
фамилии, знатные дамы? стр.120
5
группа:
Чем
украшали
прически
и
дополняли
костюм придворные дамы и чиновники? Стр.121
6 группа: Какую одежду носили простые крестьяне?
Обращаются к
параграфу
учебника на
странице 116,
читают,
рассматривают
иллюстрацию.
Каждая группа
рассказывает
подготовленны
е сообщения на
поставленные
вопросы.
Готовность к
восприятию
новых
знаний
темы.
Стр.122
4
Физминутка
2 минуты
Повторение движения народного китайского танца.
5
Постановка
художественно
й задачи.
2 минуты
Ребята, император узнал, что вы здесь и пригласил вас
на бал в императорский дворец. Но есть одно
условие: явиться на ба вы должны в китайской одеже,
или дополнить свою одежду декоративной отделкой с
китайскими знаками и символами, о которых узнали.
5.
Творческий
этап. 10 минут.
Выполнение
практической
работы.
Познавательные:
общеучебные –
умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач,
Коммуникативные:
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе.
Самостоятельная
работа
детей,
во
время
которой
осуществляется индивидуальный подход.
(Звучит китайская медленная музыка).
Сотрудничают
в группе,
выполняют
задание.
Дети
прикрепляют
готовые
ф и г у р к а
н а
заранее
приготовленно
е
панно:
зал
императорского
дворца.
Творческий
подход к
выполнению
коллективно
й работы.
6.
Закрепление
изученного
материала.
3 минуты
Проводится
проверочный
тест.
Познавательные:
проверка
результатов
усвоения
пройденного
материала.
Учитель выводит на экран проектора вопросы теста.
Для проверки результатов, учитель выводит на экран
правильные ответы.
Отвечают на
вопросы,
отмечают
правильные
ответы.
Обеспечить
осмысленно
е усвоение и
закрепление
знаний.
7.
Подведение
итогов уроков.
Рефлексия.
5минут.
Подвести итог
проделанной
работы на
уроке.
Коммуникативные:
вступать в диалог, с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли.
Познавательные:
анализ объектов,
обобщение,
построение
логической
цепочки
рассуждений
-
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, здесь вы
видите
несколько
незаконченных
предложений,
продолжите
одно
любое
из
них
по
своему
усмотрению!
Предложения:
Сегодня на уроке я узнал (ла)…
Я научился (лась)…
Был интересен тот факт что …
Теперь я могу….
Было трудно….
Мое настроение после урока…
Я хотел (ла) бы еще узнать …
Больше всего мне запомнилось …
Хочу пожелать….
-Молодцы
ребята,
славно
потрудились.
Проявили
отличные знания. и творчески поработали в качестве
модельеров
и
художников:
выбирали
модели,
цвет
костюмов,
выполнили
декоративную
отделку
в
китайском стиле и каждому за работу ставлю высший
бал.
Отвечают на
вопросы,
высказывают
своё мнение.
Учащиеся
формулирует
выводы
Отвечают на
вопросы,
высказываю
т своё
мнение.
8.
Домашнее
задание.
Принести иллюстрированные книги «Кот в сапогах»,
«Золушка»
и
другие
с
изображением
балов
или
Слушают,
записывают
1 минута.
раскраски с принцессами и принцами на балах.
домашнее
задание