Автор: Речапова Эльза Саквановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: город Ханты-Мансийск,Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: открытый урок по алгебре Раздел: полное образование
(Учитель предлагает учащимся встать и выполнить разминку с
Ученик говорит слова, показывая другим упражнения.)
Ученик: С поля, с моря, с дальних гор (медленно машут руками),
Ветры к нам летят во двор (покачивание рук вверху).
Первый ветер вербу мнет (наклоны в стороны);
А второй березу гнет (покачивание вперед, назад),
Третий ветер дуб ломает (энергичные наклоны и приседания);
Тучу пыли поднимает (руки в стороны вверх),
Ты глаза не засори (потереть глаза),
Отвернись и не смотри…
Раз, два, три, себя на место посади (возвращение).
6. Самостоятельная работа (8 мин.)
Микроцель:
Контроль
и
самоконтроль
уровня
усвоения
знаний
по
теме
«Арифметическая
и
геометрическая прогрессии».
Учитель: Два ученика будут выполнять
самостоятельную работу сидя за компьютером,
три ученика у доски, остальные самостоятельно
выполняют работу на местах.
Арифметическая
прогрессия
Геометрическая
прогрессия
1) 19
1) да
2) – 85
2) 56
3) 7
3) 2
4) 4
4) -80
5) 132
5) 12.5
(На интерактивной доске
транслируется ответы.)
Проверка
индивидуальных
работ
учащихся
учителем,
остальные
учащиеся обмениваются работами и проверяют задания друг у
друга, сравнивая с ответами на доске и оценивают свою работу
самостоятельно. Оценка
«
5
»
за 5 заданий, оценка
«
4
»
за 4 задания,
оценка
«
3
»
за 3 задания, оценка
«
2
»
за 2 или 1 задание.
Работа у доски: Первый ученик:
Задача 1: При свободном падении тело
проходит в первую секунду 5 м, а в
каждую следующую на 10 м больше.
Найдите глубину шахты, если свободно
падающее тело достигло ее дна через 5 с
после начала падения.
Дано: (аn)
–
арифметическая
прогрессия, а
1
=5, d = 10
Найти: S
5
- ?
Решение:
125
5
2
10
4
5
2
5
S
Ответ: 125 м
Учитель: К доске пойдёт
Михеев Андрей. Реши
предложенную задачу.
Учитель: Молодец, Андрей.
Решение правильное.
(На интерактивной доске
транслируются условия задачи.
Ученик решает. )
(На интерактивной доске
транслируется решение задачи.)
Работа второго ученика у доски
Задача 2: При хранении бревен
строевого леса их укладывают как
показано на рисунке. Сколько брёвен
находится в одной кладке, если в ее
основании положено 12 бревен?
Решение:
(а
n
)
–
арифметическая прогрессия
а
1
= 1, а
2
= 2
S
12
- ?
d = 2
–
1 = 1
Ответ: 78 бревен.
Учитель: К доске пойдёт
Войнов Максим. Реши
предложенную задачу.
Учитель: Молодец, Максим. Решение правильное.
(На интерактивной доске
транслируется решение.)
(На интерактивной доске
транслируются условия задачи.
Ученик решает. )
Задача 3. Родители ко Дню рождения своего
сына Андрея решили купить и обновить
ему мобильный телефон. Для этого они в
первый
месяц
отложили
650
рублей,
а
в
к а ж д ы й
п о с л е д у ю щ и й
м е с я ц
о н и
откладывали на 50 рублей больше, чем в
предыдущий.
Какая
сумма
будет
у
родителей Андрея через 10 месяцев?
Решение:
n
d
n
a
S
n
2
)
1
(
2
1
10
2
50
9
650
2
10
S
5
)
450
1300
(
10
S
8750
10
S
Ответ:
.
8750 рублей
Работа третьего ученика у
доски
(На интерактивной доске
транслируется решение задачи.)
Учитель: К доске пойдёт
Тихоненко Дима. Реши
предложенную задачу.
(На интерактивной доске
транслируются условия задачи.
Ученик решает. )
Учитель: Молодец, Максим. Решение правильное.
Учитель: А теперь сравним
формулы арифметической и
геометрической прогрессии.
Что общего вы можете
назвать в обеих
прогрессиях?
Ученики: - Каждая из этих прогрессий является числовой
последовательностью, каждая имеет формулу п- го члена,
характеристическое свойство, формулу суммы п-первых членов.
Учитель:
Чем отличаются прогрессии?
Ученики: - Запись формул разная, т.к. у одной разность, а у
другой знаменатель, которые и определяют различия.
Учитель:
Приведите примеры прогрессии?
Ученик 1: - Человек каждый год увеличивает свой возраст.
Ученик 2: Вклад в Сбербанк за каждый год возрастает на одно и
то же количество процентов, т.е. в одно и то же число раз.
Ученик 3:
Микроорганизмы размножаются делением пополам.
(На интерактивной доске
транслируется таблица.)
8. Метапредметная связь (алгебра и литература) (4 мин.)
Учитель:
Даже в литературе мы встречаемся с математическими
понятиями.
Так, вспомним строки из "Евгения Онегина".
...Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить...
Ямб - это стихотворный размер с ударением на чётных слогах.
Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию
с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Ямб
«
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...
»
- Составьте арифметическую прогрессию.
Ответ ученика: Прогрессия: 2; 4; 6; 8...
Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах
стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию.
С первым членом 1 и разностью прогрессии 2.
Хорей «Я пропАл, как звЕрь в загОне» (Пастернак)
Учитель: Запишите арифметическую прогрессию.
Ответ ученика: Прогрессия: 1; 3 ;5; 7...
10. Домашнее задание
(Учитель дает пояснения по домашнему заданию.)
Урок понравился.
Урок не понравился.
Урок был насыщенным.
На уроке я ничего не
понял.
Урок был обычным…
9. Подведение итогов урока (3 мин.).
(Учитель подводит итог урока, отмечает в какой мере достигнуты цели урока,
и выставляет оценки.)
Учитель: А теперь прошу выразить своё отношение к работе на
уроке и всему уроку в целом, отметив позиции в листках
рефлексии (ученики заполняют листки рефлексии_
- «Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по
алгебре» за курс основной школы. Под редакцией С.А. Шестакова. № 1.352; №
1.353. Исторические сведения о прогрессиях (учащиеся по желанию готовят
выступления, доклады). Составить задачи на применение арифметической и
геометрической прогрессий.
1
2
3
4
5
6
7
Арифметическая
прогрессия
Геометрическая
прогрессия
Числовая
последовательность
1) - 3; - 6; - 9; …
2) 0.2; 0.6; 0.18; …
3) 0.25, - 0.5; -1.25; …
4) 1; 4; 9; …
5) 1/2; 1; 2; …
6) 7; 49; 343; …
7) 5/3; 1; 1/3; …
К уроку
Самостоятельная работа за компьютером
Тест по теме "Арифметическая прогрессия
1.Найдите десятый член арифметической прогрессии: 1,3,5,7,…
1) 2
2) 19
3) 12
4) 18
2.Дана арифметическая прогрессия. Найдите пятнадцатый член, если первый член
равен - 15, а разность - 5.
1) 19
2) 85
3) – 85
4) – 58
3.Найдите разность арифметической прогрессии, если первый член равен 12,
а пятый 40.
1) 5
2) 17
3) 12
4) 7
4.Найдите первый член арифметической прогрессии, если разность равена - 3,
а двадцать шестой равен - 71 .
1) 4
2) 5
3) 3
4) 7
5.Найдите сумму первых n членов арифметической прогрессии, если первый член