Напоминание

"Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР"


Автор: Епонешникова Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Гусельки" г.Волгодонска
Населённый пункт: Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комплексы дыхательной гимнастики в группе компенсирующей

направленности для детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи

I период

Сентябрь

Комплекс № 1

Сентябрь1-2 неделя

1. «Я расту»

И.п. стоя, ноги вместе.

Поднять руки вверх, потянуться, подняться на

носки - вдох. Опуститься на полную стопу, руки вниз - выдох. На выдохе

произнести У-у-х-х!

Повторить 4 – 6 раз.

Вырасти хочу скорей,

Добро делать для людей.

2.

«Пузырики».

Ребёнок делает глубокий вдох через нос, надувает «щёки – пузырики»

и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.

Повторить 4 – 6 раз.

3. «Надуй шарик»

Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: вдохи

ртом короткие, отрывистые, не поднимая плеч, губы вытянуты трубочкой,

выдох длительный с произношением звука «ф-ф-ф-ф»; можно предложить

им поиграть с настоящим воздушным шариком.

Повторить несколько раз.

Вот мы шарик надуваем,

(Надуваем живот - вдох).

А рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем,

(Выдох).

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

4. «Пузырь»

Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов:

«пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «ффф…»; после чего

«надувается» новый пузырь.

5. «Трубач»

И.п. Сидя или стоя, кисти рук сложены в трубочку, поднять их перед

собой, изображая трубу. Медленно выдыхая, произносить «ду-ду-ду».

Повторить 4 – 6 раз.

6. «Дракон»

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит

поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает

пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Повторить 4 – 5 раз.

7.

«Цветочек».

Вдох через нос, как бы «нюхая» воображаемый цветок – задержка

дыхания – озвученный выдох: «Ах!».

Повторить 4 – 5 раз.

Комплекс № 2

Сентябрь 3 неделя

Хлеб

1. «Ветерок»

У-У-У

(Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося

длительно гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и

вниз).

А-А-А…,

(Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони, они плавно разводят руки

в стороны ладошками вверх).

Дует лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у…».

Подул сильный ветерок (громко): «А-а-а-а-а…».

2. Игра «Колосья» - подвижная игра.

По весне вспахал старик землю плугом

(Движение кулаком вперед со звуком

«у». Повторить 3 – 4 раза, постепенно увеличивая длину выдоха).

Посеял пшеницу

(«Разбрасывают» зерна, произнося короткие звуки «п»).

Солнце светит

(Звонкие певучие звуки «а» в верхнем регистре).

Пшеница растет

(Медленно поднимают руки вверх, произнося «иииии…».)

Ветер прилетает и качает пшеницу.

(На звуке «у» вверх-вниз, показывая

рукой

высоту звука).

3. «Пшеница и хлебороб» - подвижная игра.

Дети – «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки

вверх и постепенно встают, то есть «растут», плавно помахивая руками

вправо – влево, вперёд – назад. Входящий – «хлебороб» (ребенок)

вытягивает руки в стороны, идёт между рядами, будто косит. Дети должны

успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»).

Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

4. «Аромат хлеба» -

развитие физиологического дыхания.

Ребёнок делает глубокий вдох через нос, затем пауза, под счёт «раз»,

«два», «три» выдох ртом

- Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного.

Дети «нюхают» воображаемый хлеб, сначала длительно, затем

вдыхая воздух порциями: 3 коротких вдоха, а выдох произвольный или

озвученный: «Ах!»

Повторить 4 – 5 раз.

5. Упражнения для щёк и губ «Хомячок-толстячок»

Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку

запасы зерна.

(Надуть обе щеки и задержать дыхание на счёт до 5).

Хомячок

высыпал зерно в норке.

(Втянуть обе щеки и задержать дыхание на счёт до 5.)

«Спрятать зёрнышки попеременно, то за левую, то за правую

щёчки».

(Упражнение «Орешки».)

Комплекс № 3

Сентябрь 4 неделя

Детский сад

1. «Я расту»

И.п. стоя, ноги вместе.

Поднять руки вверх, потянуться, подняться на

носки - вдох. Опуститься на полную стопу, руки вниз - выдох. На выдохе

произнести У-у-х-х!

Повторить 4 – 6 раз.

Вырасти хочу скорей,

Добро делать для людей.

2.

«Пузырики».

Ребёнок делает глубокий вдох через нос, надувает «щёки – пузырики»

и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.

Повторить 4 – 6 раз.

3. «Надуй шарик»

Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание

ртом короткое, отрывистое, не поднимая плеч, губы вытянуты трубочкой,

произносить «ф-ф-ф-ф»; можно предложить им поиграть с настоящим

воздушным шариком.

Повторить 4 – 6 раз.

Вот мы шарик надуваем,

(Надуваем живот - вдох).

А рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем,

(Выдох).

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

4. «Пузырь»

Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов:

«пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «ффф…»; после чего

«надувается» новый пузырь.

5. «Трубач»

И.п.

Сидя, кисти рук сложены в трубочку, поднять почти вверх.

Медленно выдыхая, произносить «ду-ду-ду».

Повторить 4 – 6 раз.

6.

«

Дракон»

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит

поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает

пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Повторить 4 – 6 раз.

7.

«Цветочек».

Вдох через нос, как бы «нюхая» воображаемый цветок – задержка

дыхания – озвученный выдох: «Ах!».

Повторить 4 – 6 раз.

Октябрь

Комплекс № 4

Октябрь 1-2 неделя

Растения сада и огорода

1.

«Листочки» -

развитие длительного целенаправленного выдоха.

Материал: вырезанные из бумаги листья деревьев.

Ребёнок держит листок в правой руке, на уровне рта, делает вдох,

затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. «Ветерок качает

листок». Следить, чтобы щёки не надувались, плечи не поднимались.

Затем сдувать листочки с ладошки, пока они не окажутся на полу.

Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дуть на высунутый язык, лежащий на

нижней губе («Лопаточка»).

Повторить несколько раз.

2. Игра «Огород»

- развитие умения напрягать мышцы и расслаблять.

- Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое

солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали

растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку.

Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения.

Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик,

ожили растения и потянулись к солнышку. (Повторить: напряжение –

расслабление)

3. Упражнение «Арбуз» -

развитие физиологического дыхания.

Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз

(под счет до «3-5»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку).

4. Упражнение «Щечки - яблочкu» -

упражнения для щёк и губ.

- Ваши щечки круглые, как яблочки. –

(Надуть обе щеки и задержать дыхание

на счёт до 5)

- Спрячем слuву за щеку. -

(Надувать попеременно, то левую, то правую щёки.)

5. Упражнение «Собираем урожай»

И.П. - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Опустить руки, наклонить

корпус вперед и вниз - выдох.

- Срываем яблоко с высокой ветки.

- Кладем яблоки в корзину!

6. Мимические упражнения

Дети нюхают воображаемое «яблоко», глубоко вдыхая и выражая

удовольствие от приятного запаха.

- Ой! Оно кислое! - передать эмоциональное состояние. Выразить свое

состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

7. Упражнение «Жуем твердое яблоко»

- упражнение для жевательных

артикуляционных мышц.

Комплекс № 5

Октябрь 3-я неделя

Дикие животные

1. «Ветер»

Упражнение выполняется сидя, стоя или лёжа. Повторить 4 – 6 раз.

- Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в

себя живот, грудную клетку.

- Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

- Задержать дыхание на 3-4 с.

- Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими

отрывистыми выдохами.

2. «Мышка и мишка»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения. Повторить 4 – 6 раз.

У мишки дом огромный

(Выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх,

потянуться, посмотреть на руки, вдох).

У мышки – очень маленький

(Присесть, обхватить руками колени, опустить

голову, выдох с произнесением звука тсссс…)

Мышка ходит в гости к мишке

(Походить на носочках).

Он же к ней не попадёт.

3. «Зуб болит у мишки»

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики

пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они

плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо

над головой, рисуя руками букву О.

Повторить 4 – 6 раз.

4. «Медвежата»

а) Дети лежат на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.

- Медвежата в берлоге легли спать. Медленно и плавно вдыхаем,

животик при вдохе надуваем. После этого также медленно и плавно

выдыхаем, чтобы животик втянулся.

б) Дети лежат на спине, руки – под головой; выполняют глубокий вдох

через нос, на выдохе – изображают храп «ХХХХ». Воспитатель

комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся,

потянулся, перевернулся».

Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу,

выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и … опять

«засыпают, изображая храп».

5. «Ёжик»

И.П.- сидя на коленях, касаясь головой пола. Руки в «замок» на

спине. Пальцы сцеплены, изображая иголки ежа. Поворачивать голову в

левую и правую сторону, одновременно произнося: «пх- пх- пх».

Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный

(как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (шея напрягается).

Повторить 4 – 6 раз.

6. «Хомячок»

Предложите детям изобразить хомячков – надо сильно надуть щеки и

пройти так несколько шагов. После чего, хлопнуть себя по щечкам,

выпустив воздух через рот. А потом пройти еще несколько шагов, дыша

носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

Дети сильно надувают щёки, «как у хомячков» (дышат через нос) и ходят. По

сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот.

Комплекс № 6

Октябрь 4 неделя

Растения леса

1. «Осенние листочки»

Текст произносит воспитатель.

Дует легкий ветерок

И качает так листок.

(Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок

И качает так листок.

(Сила выдоха постепенно увеличивается).

Осенние листочки нам говорят:

Осиновый – А-А-А,

(Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони они

плавно

разводят

руки

в

стороны

ладошками

вверх).

Рябиновый – И-И-И,

(Руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от

уголков

губ

«тянем

улыбку»

указательными

пальцами,

разводя

руки).

Березовый – О-О-О,

(Дети соединяют опущенные руки перед собой так,

чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о», они плавно

поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой, рисуя

руками

букву

О).

Дубовый – У-У-У.

(Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя.

Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и

вниз).

Пропевание гласных звуков, делая акцент на артикуляцию: а – окошечко, и –

улыбка, о – бублик, у – трубочка.

2. «Листопад»

У каждого ребёнка на руке лежит осенний лист.

Дети дуют на листочек, сдувая его с ладони, не раздувая щек.

Повторить 4 – 6 раз.

3. «Поза дерева»

И.п. стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони

повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина

прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд,

развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох.

Повторить

4-5 раз.

4. «Берёзка на ветру»

Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево.

Дыхание спокойное.

Повторить 5 – 6 раз.

5. «Лесорубы»

И.П. ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок внизу. Вдох через нос –

руки вверх, выдох с произнесением «Ух-х-х!», руки вниз.

Повторить 5 – 6

раз.

6.

«В лесу»

И.п. стоя, руки сложить рупором.

- Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на

выдохе

произнесите

«Ау!».

Меняйте

интонацию

и

громкость

и

поворачивайтесь то влево, то вправо.

Повторить 4-5 раз.

7. «Поза дерева»

И.п. стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони

повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина

прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд,

развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох.

Повторить

4-5 раз.

8.

«Берёзка на ветру»

Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево.

Дыхание спокойное.

Повторить 4 – 6 раз.

9.

«В лесу»

И.п. стоя, руки сложить рупором.

- Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на

выдохе

произнесите

«Ау!».

Меняйте

интонацию

и

громкость

и

поворачивайтесь то влево, то вправо.

Повторить 4-5 раз.

Ноябрь

Комплекс №7

1-я нед. Ноября

Перелётные птицы

1. «Птицы на юг улетают»

- развитие длительного плавного выдоха.

Воспитатель раздает детям птиц из лёгкой бумаги или пёрышки. Дети

кладут их на ладошки. Через нос делают глубокий вдох, не поднимая плеч.

Сильно и плавно дуют на предмет, не надувая щек, при этом язык лежит на

нижней губе лопаточкой.

Повторить 5 – 6 раз.

2.

«Журавли летят»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения.

Крылья вместо рук у нас,

(На вдох руки поднять в стороны).

Так летим – мы высший класс.

(На выдох - опустить руки вниз с

длительным произношением «У-у-у!»). Повторить 4-6 раз.

3. «Журавли»

И.П.: основная стойка. Медленная ходьба с высоким подниманием

колен. На вдох руки в стороны, поднять одну ногу, согнув в колене; на

выдох опустить.

Затем поднять другую ногу.

Повторить 5-6 раз.

4. «Журавли высматривают добычу» -

повороты головы.

Птица влево посмотрела,

(Быстрый поворот головы влево – вдох-выдох).

Птица вправо посмотрела,

(Быстрый поворот головы вправо – вдох-выдох).

Птица смотрит вниз.

(Опустить голову вниз, посмотреть вниз – вдох-выдох).

Вот такой её каприз.

5. Подвижная игра «Осень»

Опустел скворечник,

(Машут руками, как крыльями).

Улетели птицы,

Листьям на деревьях.

Тоже не сидится.

(Приседают).

Целый день сегодня.

Все летят, летят…

(Встают, идут по кругу и машут руками).

Видно тоже в Африку

Улететь хотят.

(Бегут по круг).

6.

«Скажи правильно»

- работа над выразительностью речи.

Произнесение фразы на одном выдохе с интонацией, выражающей

удивление, огорчение, радость.

Летели лебеди с лебедятами.

Всякая птица свою песню поёт.

Всякая птица своё гнездо любит.

Комплекс № 8

Ноябрь 2-я неделя

На сельском дворе

1. «Гуси шипят»

И.П.: – стоя, ноги врозь, ступни параллельно. Наклониться вперёд,

руки назад, смотреть перед собой и вытягивая шею, на выдохе

длительно произнести звук: «Ш-ш-ш…».

Повторить в среднем темпе

несколько раз.

2. «Конь фыркает»

Набрать в легкие воздух и с силой подуть, заставляя вибрировать

расслабленные губы.

Повторить 4 – 5 раз.

3. «Конь бьёт копытом»

ИП – о.с. «Бить копытом» правой ногой – вдох - пауза;

Артикуляционное упр-е:

«Лошадка», рот раскрыт, язык присосать к

нёбу, и цокать. Тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть при этом

не двигается.

(так же левой ногой).

Повторить несколько раз.

4. «Кошка ловит мышку»

И.П.: стоя на четвереньках, делать хватательное движение правой

рукой вперёд – вдох; на выдохе произносить «Цап!», затем левой рукой.

Повторить несколько раз.

5. «Маленькая собачка»

- Маленькая собачка устала, каким будет её дыхание?

(быстрым). Рот открыт, язык наружу, быстро-быстро дышать: вдох-

выдох, вдох-выдох. При этом работают мышцы живота.

6.

«Хомячки»

Дети надувают щёки, «как у хомячков», дышат через нос и ходят,

свободно перемещаясь в пространстве. По сигналу кулачками хлопают

себя по щёчкам, выпуская воздух через рот, «щёки, как у детей». А потом

пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду

для нового наполнения щечек.

Игра повторяется несколько раз.

7.

Образное упражнение –

звукоподражания, театрализация.

Ребёнок изображает животное или домашнюю птицу, остальные дети

угадывают. Например, изображая петуха, ребёнок «хлопает крыльями» и

артикулирует (шёпотом произносит): Ку-ка-ре-ку!

8. «Скажи правильно» -

работа над выразительностью речи. Произнесение фразы на

одном выдохе с разной интонацией: сказать, как кошка, как котёнок, как лошадь, и т.д.

От топота копыт пыль по полю летит.

Комплекс № 9

Ноябрь 3-я неделя

Игрушки

1. «Надуй шарик»

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, дети выполняют имитацию

надувания воздушных шариков: вдохи ртом короткие, отрывистые, не

поднимая плеч, губы вытянуты трубочкой, произносить на выдохе «ф-ф-ф-

ф».

Вот мы шарик надуваем,

(Надуваем живот - вдох).

А рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем,

(Выдох).

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Повторить 4 – 6 раз.

2. «Маятник»

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Раскачивать туловище

вправо – влево – вдох; на выдохе произносить «Тик – так!»

Повторить 5 – 6

раз.

3. «Красивая игрушка»

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки,

руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на

выдохе произнести «Ах!».

Повторить 5–6 раз.

4. «Неваляшка»

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох – переносить

тяжесть с одной ноги на другую; на выдохе произносить «Дили – дили –

дили – дон!»

Повторить 5 –6 раз.

5. «Болванчик»

Наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке

движения.

Повторить 5 –6 раз.

6. «Насос».

И.П. стоя, руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять

наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать

порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин

насосом. Выдох с произношением звука «С-с-с» отрывисто.

Повторить 5-6

раз.

7. «Трубач»

И.П. стоя, кисти рук сжаты в трубочку, поднесены ко рту, изображая

трубу. Медленный выдох с громким произношением звука «У-у-у-у…».

Повторить 5-6 раз.

8. «Мячики»

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Дети прыгают на месте с произнесением «Оп-оп-оп!»

Повторить 5 –6

раз.

Комплекс № 10

Ноябрь 4-я неделя

Посуда

1. «Каша пыхтит в кастрюле»

И.П.— стоя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая

живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и

выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить: «Пых – пых

– пых!».

Повторить 3—4 раза.

2. «Вкусная каша»

И.П.: о. с. 1 - вдох; 2 - на выдохе произносить: «М-м-м-м!».

Повторить

3-4 раза.

3. «Чайник свистит»

Вдохнуть через нос, на плавном выдохе воспроизводить тихий,

длительный свист: «Сссс…». Свистеть легко, свободно. Снова сделать

вдох, на выдохе произносить: «Шшш…» - «чайник выпускает пар». Губы

не напрягать, выдыхать медленно.

Повторить 3—4 раза.

4. «Пьём из чашки горячий чай»

тренировка плавного выдоха, развитие силы и

длительности выдоха.

И.П.: о. с. 1 - вдох через нос, 2 - выдох через рот на руки,

сложенные «чашечкой» у рта – «дуем холодным воздухом на горячий

чай».

Повторить 3-4 раза.

5. «Варим суп»

«Мешаем бульон ложкой», правой рукой – вдох; на выдохе

произносить «Буль – буль – буль!»

Повторить 3 – 4 раза.

6. «Режем овощи ножом»

И.П. — стоя, ноги слегка расставлены. Правой рукой имитировать

работу с ножом по левой ладони – вдох; на выдохе произносить «Чик – чик

– чик!

Повторить 3—4 раза.

7. Упражнение «Месим тесто»

- самомассаж языка.

Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Губы в положении улыбки. Зубы слегка приоткрыты. Кончик языка

проталкиваем между зубами, покусывая его. Язык становится широким и

тонким. Выдвигаем его вперед до предела, затем убираем его обратно в

рот, продолжая покусывание.

Повторить 3—4 раза.

8. Упражнение «Раскатываем тесто»

- самомассаж языка.

Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

9.

«Приятный запах на кухне»

Дети прерывисто вдыхают «нюхают» воздух и на выдохе произносят

фразы: «Ах, как вкусно пахнет!», «Очень приятный запах!»

10.

«Пьём сок из стакана через трубочку»

Губы вытянуть вперёд трубочкой, втягивать воздух в себя на вдохе,

изображая, как мы пьём через трубочку, затем выдохнуть.



В раздел образования