Напоминание

Проблемы внедрения свободного программного обеспечения в школах


Автор: Волкова Светлана Валерьевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы внедрения свободного программного обеспечения в школах
Раздел: полное образование





Назад




ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕС- ПЕЧЕНИЯ В ШКОЛАХ. В современных экономических условиях особую актуальность при- обретает применение свободного программного обеспечения (СПО). По- стоянное увеличение расходов на программное обеспечение, при повы- шении требований к его лицензионной чистоте и легальности, ставит се- рьезные вопросы о применении свободного программного обеспечения в качестве альтернативы коммерческим программным продуктам. Можно выделить следующие преимущества СПО перед проприетар- ными: – свободное программное обеспечение не требует лицензионных от- числений за каждый установленный экземпляр программы; – большая надежность и защищенность свободных программ (ошиб- ки в свободных программах исправляются намного быстрее); – возможность неограниченного использования, распространения и модификации программ; – многие свободные программы изначально разрабатываются, как мультиязычные; – использование помощи сообщества разработчиков и пользователей программы. Все это позволяет рекомендовать использовать именно свободные программы в учебном процессе. Следует отметить, что положительным моментом для такого перехо- да является то, что стандарт среднего (полного) образования в большинстве случаев не дает указаний, какое программное обеспечение (проприетарное или свободное) использовать в учебном процессе. Выбор программного обеспечения имеет большое значение в органи- зации учебного процесса. Значительный интерес представляет свободно распространяемое кроссплатформенное программное обеспечение, кото- рое бурно развиваются в последние годы и составляет реальную конку- ренцию проприетарным программам. В школьном курсе информатики и ИКТ, сейчас, многие модули школьной программы можно изучать, используя СПО. В разделе кодиро- вания графической информации для изучения можно использовать GIMP, Inscape. При изучении кодирования текстовой, числовой информации, а также раздел информационных систем можно применять OpenOffice. В компьютерных классах нашей школы установлен кроссплатфор- менный свободный офисный пакет OpenOffice. OpenOffice яв- ляется одним из основных проектов свободного программного обеспече-
ния для офисного применения. Сфера применения OpenOffice лежит в области обработки текста, электронных таблиц, презентаций, создания и редактирования графических файлов, использования базы данных и т.д. Для сохранения документов в OpenOffice используется собствен- ный открытый формат хранения данных со встроенной архивацией на ходу (при сохранении и открытии файлов). Кроме того, программы из пакета OpenOffice сохраняют файлы в формате MS Office 95-2003 и предоставляют возможность открытия документов, созданных в MS Office до версии 2010. Имеются возможности экспорта документов в форматы Pdf и TEX. Текстовый процессор OpenOffice Writer является достойным кон- курентом и обладает всеми возможностями MS Office Word для создания и форматирования документов большого объ ѐ ма и сложной структуры. Редактор математических формул OpenOffice Math позволяет созда- вать формулы любой сложности. Он имеет средства не только визуально- го создания формул (как и в Microsoft Equation), но и встроенный язык разметки формул. Векторный графический редактор OpenOffice Draw функцио- нально сравним с CorelDRAW. В нем имеются возможности для рисова- ния таких объектов, как блок-схемы и электрические схемы. Программа для работы с презентациями OpenOffice Impress является практиче- ски единственным аналогом программы Microsoft PowerPoint и не усту- пает ей по своим возможностям. Impress позволяет создавать, редактиро- вать, показывать презентации. Он достаточно хорошо совместим с фор- матом презентаций PPT от Microsoft. Пользователю предоставляется полная возможность работы с этим форматом. Работа с презентациями в рассматриваемой программе ничем осо- бенным от работы в Microsoft PowerPoint не отличается. Присутствует возможности изменять фоны, шаблоны страниц, добавлять и изменять графические элементы, анимацию смены страниц и элементов слайда, добавлять звуковое сопровождение и др. Impress может также сохранять работу в многочисленных графических форматах, включая Macromedia Flash (SWF). Электронные таблицы представлены в OpenOffice приложением OpenOffice Calc. Как и в любых электронных таблицах, в Calc имеет- ся возможность расчета по формулам, средства для обработки больших объемов данных, функции, поддерживающие матричные операции, ко- манды позволяющие решать уравнения с одной переменной. Для работы со звуком можно использовать Audacity - свободный, простой в использовании звуковой редактор для Windows, Mac OS X, GNU/Linux и других операционных систем. Audacity можно использо- вать для:  записи звука;
 оцифровки аналоговых записей (кассет, грампласти- нок);  редактирования файлов в форматах Ogg Vorbis, MP3 и WAV;  физического редактирования нескольких файлов (вы- резание, склейка, сведение);  изменения скорости и высоты тона записи. При работе с видео можно использовать простой и достаточно удоб- ный редактор VirtualDub. Он уникален тем, что может производить неко- торые операции без рекомпрессии видеофайла:  резку и склеивание по ключевым кадрам  добавление/отрезание звуковой дорожки  работу со звуковой дорожкой без рекомпрессии видео и наоборот. Даже работая с 3D графикой можно использовать не дорогое пропри- етарное программное обеспечение, а СПО Google SketchUp, SweetHome, Terragen, truespace, Blender. У нас в классах установлена как операционная система Windows так и AltLinux. Как пакет MSOffice так и OpenOffice. Причины не пол- ного перехода на СПО являются ряд причин: 1. большинство УМК ориентированы на Window и MS Office. Если рассматривать учебники, входящие в федеральный перечень рекомен- дованных или допущенных учебников, то лишь некоторые из них со- держат практические задания, ориентированные на СПО.  Учебник Гейн А. Г., Ливчак А. Б., Сенокосов А. И. и др. Информатика и ИКТ, издательство Просвещение, 10-11 классы Авторы данного учебника, c одной стороны, решили пойти по изначально заложенным в стандарте принципам и дистанцироваться от программного обеспечения и даже кон- кретных реализаций языков программирования. В результа- те изложение в большей части ведется на абстрактных при- мерах вида Текстовый редактор, Электронные таблицы и т. п. С другой стороны, практическая реализация примеров це- ликом выполнена с использованием проприетарных продук- тов в операционной системе MS Windows.  Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. / Под ред. Макаровой Н. В. Информатика и ИКТ, издательство Питер Пресс,10-11классы Учебники этих авторов имеют целевую проприетарную направленность и построены на использова- нии продуктов Microsoft, что явно видно из изучения их со- держания. Целевыми системами, на которые ориентированы практические задания, являются составляющие Microsoft
Office (Word, Access, Excel и PowerPoint) , а так же Visual Basic как язык и среда программирования.  Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ, издатель- ство БИНОМ, 10-11классы. Данный учебник оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, изложение ма- териала в теоретической части не привязано к конкретным программным продуктам (идет упоминание о текстовом процессоре, табличном процессоре, программе подготовки презентаций); с другой (особенно если брать во внимание практикум) – идет привязка к офисным продуктам Microsoft, но авторы так же говорят о возможности адаптации заданий к Linux и открытому программному обеспечению .  Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, издательство БИ- НОМ,10-11 классы. Это единственный учебник, который имеет в составе методического пособия для учителей компакт диск Linux CD, а так же содержит ин формацию по работе в свободном программном обеспечение – OpenOffice, Scribus, GIMP, Audacity, SeaMonkey.  «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов, автор Босова Л. Л. Этот комплект учебник и рабочая тетрадь ориентированы так же на офисный продукт фирмы Microsoft, но на сайте Бинома есть практикум, адаптированный под Linux и OppenOffice. 2. многие ВУЗы г. Иркутска и России не используют СПО или частично устанавливаю и используют кросплотформенные программы; 3. многие предприятия и государственные структуры используют про- приетарное программное обеспечение. В некоторых отраслях мало или вообще нет свободного ПО высокого качества; 4. Российские издательства дисков тоже вносят свой "вклад". Почти 90% всех дисков с электронными ресурсами по географии, биологии и др. предметов не запустились под Wine, а иногда и имеют защиту систе- мой наподобие Starforce, что исключает какой-либо запуск в системах отличных от Windows; 5. человеческий фактор, так же немаловажен. Средний возраст педаго- гического коллектива МБОУ СОШ№11 с углубленным изучением отдельных переметов составляет 51 год. С точки зрения психологии, педагоги отработавшие в школе 20 лет и более, регидны по отноше- нию в к новому. Особенно сложно учителям гуманитарного профиля. Учителя только-только стали максимально применять информацион- ные технологии в педагогической деятельности, а теперь их надо переучить работать с другим видом программного обеспечения. С другой стороны, доводами использования СПО в школах могут
быть:  На уроках со старшеклассниками мы проводим сравни- тельный анализ проприетарных программных продуктов и СПО, и делаем вывод о функциональной схожести, не смотря на высокую стоимость некоторых проприетарных программ, их с лихвой могут заменить, пусть даже не одна программа СПО, а несколько.  Использование проприетарных программных отрезает учащихся от самых прогрессивных технологических ре- шений. Возможность исправления ошибок и улучшения программ — самая важная особенность свободного и открытого программного обеспечения, что просто невоз- можно для пользователей закрытых частных программ даже при обнаружении в них ошибок и дефектов. По- скольку сообщество пользователей большинства программ распределено по всему миру, для организации взаимодей- ствия в нём наиболее активные пользователи организуют списки рассылки, форумы и другие средства общения в Интернете. Это позволяет наиболее оперативно изменять программы и создавать новые, более эффективные, техно- логично прогрессивные программы используя опыт дру- гих программистов.  Еще одним доводом в пользу СПО является переход школ на самообеспечение, что создает трудности в изыскании средств на проприетарное программное обеспечение.  В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 2299-р, планируется переход федераль- ных органов исполнительной власти и федеральных бюд- жетных учреждений на использование свободного про- граммного обеспечения на 2011–2015 гг. это резко повы- сит востребованность СПО в обществе, а значит и потреб- ность в квалифицированных кадрах. Появление СПО дало возможность делать выбор программного про- дукта, не на основе финансовых возможностей, а путем анализа пригод- ности для решения определенных учебных задач. Внедрение СПО в шко- лы не должно держаться на инициативе учителей, а поддерживаться го- сударственными программами.


В раздел образования