Проблемы внедрения свободного программного обеспечения в школах
Автор: Волкова Светлана Валерьевна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Проблемы внедрения свободного программного обеспечения в школах Раздел: полное образование
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕС-
ПЕЧЕНИЯ В ШКОЛАХ.
В современных экономических условиях особую актуальность при-
обретает применение свободного программного обеспечения (СПО). По-
стоянное увеличение расходов на программное обеспечение, при повы-
шении требований к его лицензионной чистоте и легальности, ставит се-
рьезные вопросы о применении свободного программного обеспечения в
качестве альтернативы коммерческим программным продуктам.
Можно выделить следующие преимущества СПО перед проприетар-
ными:
– свободное программное обеспечение не требует лицензионных от-
числений за каждый установленный экземпляр программы;
– большая надежность и защищенность свободных программ (ошиб-
ки в свободных программах исправляются намного быстрее);
– возможность неограниченного использования, распространения и
модификации программ;
– многие свободные программы изначально разрабатываются, как
мультиязычные;
– использование помощи сообщества разработчиков и пользователей
программы.
Все это позволяет рекомендовать использовать именно свободные
программы в учебном процессе.
Следует отметить, что положительным моментом для такого перехо-
да
является
то,
что
стандарт
среднего
(полного)
образования
в
большинстве случаев не дает указаний, какое программное обеспечение
(проприетарное или свободное) использовать в учебном процессе.
Выбор программного обеспечения имеет большое значение в органи-
зации учебного процесса. Значительный интерес представляет свободно
распространяемое кроссплатформенное программное обеспечение, кото-
рое бурно развиваются в последние годы и составляет реальную конку-
ренцию проприетарным программам.
В школьном
курсе информатики и ИКТ, сейчас, многие модули
школьной программы можно изучать, используя СПО. В разделе кодиро-
вания графической информации для изучения можно использовать GIMP,
Inscape. При изучении кодирования текстовой, числовой информации, а
также раздел информационных систем можно применять OpenOffice.
В компьютерных классах нашей школы установлен кроссплатфор-
менный свободный офисный пакет OpenOffice. OpenOffice яв-
ляется одним из основных проектов свободного программного обеспече-
ния для офисного применения. Сфера применения OpenOffice лежит
в области обработки текста, электронных таблиц, презентаций, создания
и редактирования графических файлов, использования базы данных и
т.д. Для сохранения документов в OpenOffice используется собствен-
ный открытый формат хранения данных со встроенной архивацией на
ходу (при сохранении и открытии файлов). Кроме того, программы из
пакета OpenOffice сохраняют файлы в формате MS Office 95-2003 и
предоставляют
возможность
открытия
документов,
созданных
в
MS
Office до версии 2010. Имеются возможности экспорта документов в
форматы Pdf и TEX.
Текстовый процессор OpenOffice Writer является достойным кон-
курентом и обладает всеми возможностями MS Office Word для создания
и форматирования документов большого объ
ѐ
ма и сложной структуры.
Редактор математических формул OpenOffice Math позволяет созда-
вать формулы любой сложности. Он имеет средства не только визуально-
го создания формул (как и в Microsoft Equation), но и встроенный язык
разметки формул.
Векторный
графический
редактор
OpenOffice
Draw
функцио-
нально сравним с CorelDRAW. В нем имеются возможности для рисова-
ния таких объектов, как блок-схемы и электрические схемы. Программа
для работы с презентациями OpenOffice Impress является практиче-
ски единственным аналогом программы Microsoft PowerPoint и не усту-
пает ей по своим возможностям. Impress позволяет создавать, редактиро-
вать, показывать презентации. Он достаточно хорошо совместим с фор-
матом
презентаций
PPT
от
Microsoft.
Пользователю
предоставляется
полная возможность работы с этим форматом.
Работа с презентациями в рассматриваемой программе ничем осо-
бенным от работы в Microsoft PowerPoint не отличается. Присутствует
возможности изменять фоны, шаблоны страниц, добавлять и изменять
графические элементы, анимацию смены страниц и элементов слайда,
добавлять звуковое сопровождение и др. Impress может также сохранять
работу в многочисленных графических форматах, включая Macromedia
Flash (SWF).
Электронные
таблицы
представлены
в
OpenOffice
приложением
OpenOffice Calc. Как и в любых электронных таблицах, в Calc имеет-
ся возможность расчета по формулам, средства для обработки больших
объемов данных, функции, поддерживающие матричные операции, ко-
манды позволяющие решать уравнения с одной переменной.
Для работы со звуком можно использовать Audacity - свободный,
простой в использовании звуковой редактор для Windows, Mac OS X,
GNU/Linux и других операционных систем. Audacity можно использо-
вать для:
записи звука;
оцифровки
аналоговых
записей
(кассет,
грампласти-
нок);
редактирования файлов в форматах Ogg Vorbis, MP3 и
WAV;
физического редактирования нескольких файлов (вы-
резание, склейка, сведение);
изменения скорости и высоты тона записи.
При работе с видео можно использовать простой и достаточно удоб-
ный редактор VirtualDub. Он уникален тем, что может производить неко-
торые операции без рекомпрессии видеофайла:
резку и склеивание по ключевым кадрам
добавление/отрезание звуковой дорожки
работу со звуковой дорожкой без рекомпрессии видео и
наоборот.
Даже работая с 3D графикой можно использовать не дорогое пропри-
етарное программное обеспечение, а СПО Google SketchUp, SweetHome,
Terragen, truespace, Blender.
У нас в классах установлена как операционная система Windows
так и AltLinux. Как пакет MSOffice так и OpenOffice. Причины не пол-
ного перехода на СПО являются ряд причин:
1.
большинство
УМК
ориентированы
на Window
и MS Office. Если
рассматривать учебники, входящие в федеральный перечень рекомен-
дованных или допущенных учебников, то лишь некоторые из них со-
держат практические задания, ориентированные на СПО.
Учебник
Гейн А. Г., Ливчак А. Б., Сенокосов А. И. и др.
Информатика
и
ИКТ,
издательство
Просвещение,
10-11
классы Авторы данного учебника, c одной стороны, решили
пойти по изначально заложенным в стандарте принципам и
дистанцироваться от программного обеспечения и даже кон-
кретных реализаций языков программирования. В результа-
те изложение в большей части ведется на абстрактных при-
мерах вида Текстовый редактор, Электронные таблицы и т.
п. С другой стороны, практическая реализация примеров це-
ликом выполнена с использованием проприетарных продук-
тов в операционной системе MS Windows.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. / Под ред.
Макаровой Н. В. Информатика и ИКТ, издательство Питер
Пресс,10-11классы Учебники этих авторов имеют целевую
проприетарную направленность и построены на использова-
нии продуктов Microsoft, что явно видно из изучения их со-
держания. Целевыми системами, на которые ориентированы
практические
задания,
являются
составляющие Microsoft
Office (Word,
Access,
Excel и PowerPoint) , а так же Visual
Basic как язык и среда программирования.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ, издатель-
ство
БИНОМ,
10-11классы. Данный
учебник
оставляет
двойственное впечатление. С одной стороны, изложение ма-
териала в теоретической части не привязано к конкретным
программным
продуктам
(идет
упоминание
о
текстовом
процессоре, табличном процессоре, программе подготовки
презентаций); с другой (особенно если брать во внимание
практикум) – идет привязка к офисным продуктам Microsoft,
но авторы так же говорят о возможности адаптации заданий
к Linux и открытому программному обеспечению
.
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, издательство БИ-
НОМ,10-11
классы. Это
единственный
учебник,
который
имеет
в
составе
методического
пособия
для
учителей
компакт диск Linux CD, а так же содержит ин формацию по
работе в свободном программном обеспечение – OpenOffice,
Scribus, GIMP, Audacity, SeaMonkey.
«Информатика и ИКТ» для 5-9 классов, автор Босова Л. Л.
Этот комплект учебник и рабочая тетрадь ориентированы
так же на офисный продукт фирмы Microsoft, но на сайте
Бинома
есть практикум,
адаптированный
под
Linux
и
OppenOffice.
2.
многие ВУЗы г. Иркутска и России не используют СПО или частично
устанавливаю и используют кросплотформенные программы;
3.
многие предприятия и государственные структуры используют про-
приетарное программное обеспечение. В некоторых отраслях мало
или вообще нет свободного ПО высокого качества;
4.
Российские издательства дисков тоже вносят свой "вклад". Почти 90%
всех дисков с электронными ресурсами по географии, биологии и др.
предметов не запустились под Wine, а иногда и имеют защиту систе-
мой наподобие Starforce, что исключает какой-либо запуск в системах
отличных от Windows;
5.
человеческий фактор, так же немаловажен. Средний возраст педаго-
гического коллектива МБОУ СОШ№11 с углубленным изучением
отдельных переметов составляет 51 год. С точки зрения психологии,
педагоги отработавшие в школе 20 лет и более, регидны по отноше-
нию в к новому. Особенно сложно учителям гуманитарного профиля.
Учителя только-только стали максимально применять информацион-
ные технологии в педагогической деятельности, а теперь их надо
переучить работать с другим видом программного обеспечения.
С другой стороны, доводами использования СПО в школах могут
быть:
На уроках со старшеклассниками мы проводим сравни-
тельный анализ проприетарных программных продуктов и
СПО, и делаем вывод о функциональной схожести, не
смотря на высокую стоимость некоторых проприетарных
программ, их с лихвой могут заменить, пусть даже не одна
программа СПО, а несколько.
Использование
проприетарных
программных
отрезает
учащихся от самых прогрессивных технологических ре-
шений. Возможность исправления ошибок и улучшения
программ
—
самая
важная
особенность
свободного
и
открытого программного обеспечения, что просто невоз-
можно
для
пользователей
закрытых
частных
программ
даже при обнаружении в них ошибок и дефектов. По-
скольку сообщество пользователей большинства программ
распределено по всему миру, для организации взаимодей-
ствия в нём наиболее активные пользователи организуют
списки рассылки, форумы и другие средства общения в
Интернете. Это позволяет наиболее оперативно изменять
программы и создавать новые, более эффективные, техно-
логично прогрессивные программы используя опыт дру-
гих программистов.
Еще одним доводом в пользу СПО является переход школ
на самообеспечение, что создает трудности в изыскании
средств на проприетарное программное обеспечение.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17
декабря 2010 г. № 2299-р, планируется переход федераль-
ных органов исполнительной власти и федеральных бюд-
жетных учреждений на использование свободного про-
граммного обеспечения на 2011–2015 гг. это резко повы-
сит востребованность СПО в обществе, а значит и потреб-
ность в квалифицированных кадрах.
Появление СПО дало возможность делать выбор программного про-
дукта, не на основе финансовых возможностей, а путем анализа пригод-
ности для решения определенных учебных задач. Внедрение СПО в шко-
лы не должно держаться на инициативе учителей, а поддерживаться го-
сударственными программами.