Напоминание

Фольклорные праздники в детском саду


Автор: Попова Татьяна Станиславовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №13 "Незабудка"
Населённый пункт: Архангельская область г.Северодвинск
Наименование материала: Формирование культуры ребёнка
Тема: Фольклорные праздники в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Попова Татьяна Станиславовна – музыкальный руководитель

первой квалификационной категории, д/с «Незабудка» №13

г. Северодвинска, Архангельской области

Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в

формировании культуры ребёнка. Через такую форму

деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у

него воспитывается любовь к родному краю. Проведение

праздника эмоционально насыщено выразительными средствами

устного, музыкального и изобразительного искусства. Яркостью,

колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно

привлекательны для дошкольников. Они могут быть

разнообразными по содержанию, посвящены многогранным

сторонам социальной жизни дошкольного образовательного

учреждения, природе, разным видам искусства.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом

в коллективно творческой деятельности, в которой могут

объединиться действия людей нескольких поколений. Подготовку

к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности

детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному

развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным,

доступным, а общение дошкольника с окружающими более

интересным и содержательным. Немаловажным является и то,что

фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким,

красочным, эмоционально насыщенным общением детей и

взрослых, проходящих в весёлой форме.

Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта,

необходимо продумать цель, задачи и методы его организации.

Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не

должно быть случайным. Его подготовка и проведение требуют от

детей обладанием определённых запасов знаний об устном,

музыкальном и изобразительном искусстве.

Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта

способствуют следующие моменты:

Объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;

Удобный подбор художественной, научно-популярной

литературы и музыкального репертуара;

Определение участников проекта и направление работы

каждого из них;

Рассматривание проекта как единой воспитательно-

развлекательной системы, в процессе которой личность

ребёнка развивается целостно;

Рассматривание проекта как одного из направленний

культурно-досуговой деятельности, способствующих

развитию познавательной деятельности детей и взрослых;

Фольклорный праздник готовится и проводится с учётом

национальной принадлежности ребёнка и родителей.

Необходимо определить идейно-тематический замысел

мероприятий, то есть чётко сформулировать идею и программное

содержание. Основная цель фольклорного праздника – через

народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины,

народными традициями и обычаями.

Важно продумать сценарный ход праздника («Ярмарка»,

«Гуляние» и др.) И только после этого выстраивается композиция,

определяется очерёдность развития событий, кульминация

праздника. Сценарий следует завершить развязкой.

Проектная деятельность связанная с организацией фольклорного

праздника, обязательно включает постановку поисковых действий

и предварительную работу. Взаимодействие взрослых и

дошкольников.

При разработке фольклорного праздничного проекта важно

каждый законченный его этап обсуждать с ребёнком, что у него

получилось, что можно сделать ещё.

Например:

Искусствоведческий этап: посещение музея, выставки,

конкурса

Продуктивно-художественный этап: изготовление игрушки,

поделок

Художественно-образный этап: исполнительское мастерство

Театрализация действий на основе подобранного

фольклорного материала

Заключительный этап: завершение всеобщим ярким

действием.

Сценарий костюмированной ярмарки ремесел «Во деревне

Филимоново» музыкальный руководитель Попова Татьяна

Станиславовна МБДОУ №13 детский сад «Незабудка»

комбинированного вида г. Северодвинска

Цель

Познакомить детей с народной филимоновской игрушкой,

способом ее изготовления и росписи желто-красно-зелеными

полосками.

Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал

– глину, украшения игрушки, нарядность, яркость.

Создать радостное настроение от встречи с народной

игрушкой, усиливая впечатление использованием

фольклорных произведений, костюмов.

Оформление зала Осенняя картина деревни: изба, колодец

(крыши расписаны филимоновским орнаментом), деревья,

украшенные листьями под филимоновскую роспись; под

деревом на скамеечке сидит дед Филимон. Вывешены

таблицы с узорами и фигурками. Подготовлены стол, на

котором расставлены филимоновские игрушки: петух, корова,

солдат, сударыня, птичница, всадник; вертящаяся карусель с

фигурками; товары для ярмарки: баранки, бусы, платочки.

Дети в филимоновских костюмах (порты и юбки из ткани в

полоску) перед началом праздника рассаживаются в зале на

стульчиках. В зал входят гости. Дети встают в полукруг.

Исполняется приветственная песня.

«К нам гости пришли»

К нам гости пришли, Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили, Пироги пекли. (2 р.)

Филимонова деревня Мастерами славится.

Приходите, гости, чаще – Всем у нас здесь нравится!

Разыгрывается ярмарочная суета: кто-то из детей «продает»

баранки, бусы, платочки. Остальные ходят, рассматривают

товары.

Дети (зазывалы). – Эй, честные господа! К нам пожалуйте

сюда! – Как у нас ли, тары-бары, Всяки – разные товары… –

Подходите, подходите. Посмотрите, посмотрите!.. – Кому

бусы? – Кому баранки? – Кому платки расписные? –

Небольшой расход, Подходи, народ! Появляется Мастерица,

обращает внимание детей на крутящуюся «карусель» с

висящими на ней нарисованными фигурками, на

расставленные на столе филимоновские игрушки. Несколько

детей, заинтересовавшихся яркими фигурками, подбегают к

Мастерице. Мастерица. Чудо-игрушки – разноцветные

зверюшки! Дети. Ой, а что это у вас такое интересное?

Мастерица. А разве вы не знаете, ребятки, чем наша деревня

славится? Ну, да ладно, послушайте, я вам сейчас

расскажу… Давным-давно жил в нашей деревне дед

Филимон, который делал игрушки-свистульки. А игрушки те

были не простые, а расписные. И далеко пошла слава о

них… Полюбуйтесь, как вы думаете, из чего сделаны эти

замечательные игрушки? (Ответы детей.) Да,правильно, из

глины, потому что лесов вокруг Филимоново мало, но много

оврагов, а в них разная глина: белая, красная, розовая,

черная. Глина у нас мягкая, рукам послушная, лепят из нее

барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих

зверушек. Посмотрите, какие филимоновские игрушки

необычные! Их трудно спутать с какими-либо другими. У всех

животных сильно вытянуты шеи, так что коровы в

Филимонове похожи на жирафов, а медведи – на забавных

Змеев Горынычей.

Ребенок. Не желает медведь реветь – желает свистеть!

(Жестом показывает на фигурку медведя.)

Мастерица. Раньше в этих краях и стар и млад со

свистульками на праздник ходили и веселились. И нам пора

веселиться

.

Дети исполняют сценку «Небылицы со свистульками».

Уж и где же это видано, Уж и где же это слышано, Чтобы

курочка бычка принесла, Поросенок яичко снес. Чтоб по

поднебесью медведь летал, Черным хвостиком помахивал!

Свинья на ели гнездо свила, Гнездо свила, деток вывела.

Малых деток – поросяточек, Поросятки по сучкам висят.

Поросятки по сучкам висят, В небеса глядят, лететь хотят!

Небылица, небывальщина, Небывальщина да

неслыхальщина!

Мастерица. А знаете, почему такие длинные шеи у

зверюшек? Я вам открою секрет: филимоновская глина такая,

что очень быстро сохнет. Поэтому, когда мастера сушили

игрушки, на них образовывались трещины, тогда

приходилось им эти трещины еще раз намазывать глиной и

разглаживать пальцами. И от этого шея у фигурок

становилась все длиннее.

Выходит мальчик, рассматривает фигурку петушка: Как у

наших у ворот Петух зернышки клюет, Петух зернышки

клюет, К себе курочку зовет. Ку-ка-ре-ку!

Выходит девочка-курочка: Вышла курочка гулять Свежей

травки пощипать, А за ней цыплятки – желтые ребятки.

Исполняется песня-игра «Курочка-рябушечка».

Играющие по считалке выбирают «курочку», «коршуна»,

остальные дети – «цыплята». «Коршун» отходит в сторону, а

«цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом.

«Коршун» спрашивает: – Курочка-рябушечка, куда пошла? –

На мельницу

– Курочка-рябушечка, за чем пошла?

– За водичкой.

– Курочка-рябушечка, кому вода?

– Ребятишкам.

– Курочка-рябушечка, ребята чьи?

– Мои. Они пить хотят, на всю улицу

кричат!

«Коршун» бросается то в одну сторону,

то в другую, стараясь схватить «цыпленка»,

стоящего в самом конце. «Курочка» загораживает «цыплят»

«крыльями». А «цыплята»

стараются увильнуть от «Коршуна». Игра продолжается до

тех пор, пока не будут схвачены

все «цыплята».

Мастерица. Ребята, а ну-ка угадайте, каких зверюшек любили

лепить филимоновские

мастерицы?

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

(Олень)

Два бодаста,

Четыре ходаста,

Один хлестун.

Голодная мычит,

Сытая жует,

Всем ребятам

Молоко дает.

(Корова)

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны,

Летом в лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

До того жирна, даже шея не видна,

Лежит замарашка в щетинистой рубашке,

Хвост крендельком, нос пятачком,

Ничем не больна, а все в стоне она.

(Свинья)

Хитрая плутовка,

Рыжая воровка.

В лесу первая краса.

Догадались – кто?

(Лиса)

Исполняется песня-игра «Тень-тень-потетень» (поет одна

группа детей).

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася Лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши!»

Похвалялись блохи:

«И у нас неплохи!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Похвалялася коза:

«Всем я выколю глаза!»

Мастерица. Кроме зверюшек мастерицы лепили и фигурки

людей. Вот, посмотрите: «Один солдат – на базар, другой –

с базара».

Выходят два мальчика и показывают сценку

«Фома и Ерема».

Фома. Здравствуй, брат Ерема.

Ерема. Здравствуй, брат Фома.

Фома. Куда путь держишь?

Ерема. На ярмарку иду.

Фома. На работу – так позади последних,

а как на ярмарку – наперед первых. А кто же

тебе про ярмарку-то сказал?

Ерема. Кума сказала.

Фома. А кума откуда знает?

Ерема. Кума все знает, что на свете делается. А ты бывал

ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома. Бывал…

Ерема. Велика?

Фома. Не мерил.

Ерема. Сильна?

Фома. Не боролся.

Ерема. А кого ты на ярмарке видел?

Фома. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую

корову. Глаза у ней узенькие,

а лоб широкий.

Ерема. Это ведь медведь был.

Фома. Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не

такой. Медведь серый, хвост

длинный, рот большой.

Ерема. Да это же волк!

Фома. Все же ты, брат, говоришь не в толк.

Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки

косые, ушки длинненькие, с горки на горку

подпрыгивает, от собак убегает.

Ерема. Это заяц.

Фома. Какой там заяц. Я прежде зайца

видал. Заяц беленький, хвостик черненький,

с елки на елку перелетывает да почирикивает.

Ерема. Да это ведь горностай. И байки,

брат Фома, сказывать-то перестань.

Мастерица. А вот еще: «Собрались Иван

да Маланья на гулянье; танцует парочка, солдат да

сударочка».

Исполняется парная «Кадриль» (танцует

другая группа детей).

Мастерица. Руки у филимоновских мастериц сильные,

теплые и ласковые, у них и терпение есть, и глаза красивое

видят. Оттого и узоры получаются такими яркими, в

разноцветные

полоски: красные, желтые, зеленые.

Исполняется «Номер с ленточками» (сопровождение

народным наигрышем в записи).

Участвуют шесть девочек. Они делятся попарно. У каждой

пары – свой цвет ленточки:

желтая, зеленая, красная. Девочки сначала «рисуют»

полоски, затем «рисуют» дорожку.

Мастерица (комментирует нарисованный орнамент). Как

красиво получилось у наших мастериц! Что же означают эти

полоски?

Дети. Это наша земля, наше полюшко.

Мастерица. А что растет на нашем полюшке? Правильно –

рожь, пшеница, лен. Но

это все без воды не вырастет. А ну-ка, мастерицы, в ваших

узорах есть символ воды? (Показ

на мольберте.)

Девочки «рисуют воду».

Мастерица. А без чего же еще не вырастет урожай?

Правильно, солнышко дает всему

жизнь.

Девочки «рисуют солнышко».

Мастерица. Солнышко – это уже более

сложный узор. Есть еще другие узоры: ветвистая елочка,

лучистая звездочка, яркая ягодка.

Много нарядных узоров придумали филимоновские

мастерицы. (Показать на плакате, на

мольберте нарисовать.)

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

Вот вроде все, что я хотела рассказать…

Ну а теперь пора нам всем сплясать!

Дети встают со стульчиков на общую пляску.

Мастерица.

Пестро, красно кругом:

Штаны на парнях полосатые,

Рубахи всех цветов.

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут!

Звучит веселый народный наигрыш, танцуют все.

Дети под пляску поют частушки:

– Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей!

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари,

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари,

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки.

Купил милке перстенек –

Милка доброй стала.

Позабыл купить платок –

Милка нос задрала.



В раздел образования