Напоминание

Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ


Автор: Кравченко Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 26
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статьи
Тема: Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментальная деятельность с использованием

элементов технологии ТРИЗ

Кравченко Татьяна Евгеньевна,

воспитатель

МАДОУ г. Мурманск №26

Педагогический поиск является основным средством работы с детьми.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними

истину, он должен учить ее находить путем проб и ошибок, изобретения

новых, порой нереальных, идей, новых путей познания. В этом поможет

технология ТРИЗ совместно экспериментальной деятельностью.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой —

развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает

творчество ребенку?

- Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому

помогут методы и приемы ТРИЗ.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

- проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для

их решения)

- поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес

самостоятельной поисковой деятельности)

- игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов,

явлений)

- практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления

с целью выявления связей между ними, причин их изменения)

Приемы.

Умение находить противоречия или прием выделения противоположных

свойств (дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они

так считают, решают противоречия).

Прием постановки вопросов как один из показателей творческих

способностей (моделирование вопросов по схеме).

Умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.

Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных

проблем. (Использование приемов фантазирования: на конкретных примерах

или на сказках; опираясь на жизненный опыт детей).

Выбор тех или иных методов или приемов зависит:

- от уровня развития детей;

- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или совместной

деятельностью;

- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

Формы работы.

В своей работе использую разнообразные формы работы. Это и совместная

экспериментальная, исследовательская деятельность с детьми, квест, проект.

Знакомя детей со свойствами бумаги, провела ряд экспериментов. Вначале

предложила детям сделать самолетик из картона, альбомного листа, из

салфетки. Затем из тех же материалов делали кулечки и наливали в них воду

и т. д. После каждого эксперимента делали выводы.

Во время прогулки проводили исследование с детьми, определяли чистоту

воздуха. Ребятами были выдвинуты гипотезы, о том где на территории

участка группы наиболее чистый воздух. Для проверки предположений, мы

сделали «приборы», которые развесили в разных уголках участка (на заборе

около стоянки машин, на травянистом участке и возле песочницы). Через 2

недели, мы сравнили кусочки ткани в приборах, определили самый чистый,

сделали вывод о том, что на травянистом участке воздух наиболее чистый.

Ребята самостоятельно делали предположения, отвечая на вопрос «Почему?»

Зимой дети с удовольствием принимали участие в квесте, решали

логические задания от сказочного персонажа Снеговика, вместе с ним

определяли части дерева, решали задачу - как залить горку водой, если нет

ведер и чем красиво украсить горку.

Одним из важных моментов является системное умение видеть предмет

во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.

Игра «Таинственный мешочек» научит понимать предметы в настоящем,

осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду

принадлежат. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет

вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные

ощущения. После того, как свойства определены и перечислены, предложите

подумать, что похоже на этот предмет, плавает он или тонет, про ведя

эксперимент с водой. Оживить игру, можно попросив ребёнка найти дома

предмет с загаданными свойствами.

Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект

начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят

выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают

продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Организован и проведен проект на тему: «Космос». В его рамках была

создана выставка рисунков на тему: «Космические приключения». Для

отображения эмоционального фона детей группы был сделан стенд

«Космическое путешествие». Совместно с родителями дети дома

придумывали загадки о космосе, затем загадывали друг другу.

Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов

для решения поставленных целей.

Для родителей создан информационный уголок «ТРИЗ- это интересно», где

размещаю интересную информацию о ТРИЗ – технологии, консультации,

знакомлю с дидактическими играми, в которые можно поиграть с

ребёнком дома или по дороге в детский сад.

Таким образом, применяя методы ТРИЗ, мы можем изобрести

множество игр, способствующих творческому развитию детей дошкольного

возраста, интегрируя их во всех образовательных областях.

Литература.

1. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного

возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В

2. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками/

Корзун А. В.

3. Мир логики/ Гин С.И.



В раздел образования