Автор: Кравченко Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 26
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статьи
Тема: Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование
Экспериментальная деятельность с использованием
элементов технологии ТРИЗ
Кравченко Татьяна Евгеньевна,
воспитатель
МАДОУ г. Мурманск №26
Педагогический поиск является основным средством работы с детьми.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними
истину, он должен учить ее находить путем проб и ошибок, изобретения
новых, порой нереальных, идей, новых путей познания. В этом поможет
технология ТРИЗ совместно экспериментальной деятельностью.
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой —
развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает
творчество ребенку?
- Дает возможность проявить себя.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивает потребность в познавательной деятельности.
- Дает возможность созидать, творить.
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому
помогут методы и приемы ТРИЗ.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
- проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для
их решения)
- поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес
самостоятельной поисковой деятельности)
- игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов,
явлений)
- практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления
с целью выявления связей между ними, причин их изменения)
Приемы.
Умение находить противоречия или прием выделения противоположных
свойств (дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они
так считают, решают противоречия).
Прием постановки вопросов как один из показателей творческих
способностей (моделирование вопросов по схеме).
Умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.
Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных
проблем. (Использование приемов фантазирования: на конкретных примерах
или на сказках; опираясь на жизненный опыт детей).
Выбор тех или иных методов или приемов зависит:
- от уровня развития детей;
- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или совместной
деятельностью;
- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.
Формы работы.
В своей работе использую разнообразные формы работы. Это и совместная
экспериментальная, исследовательская деятельность с детьми, квест, проект.
Знакомя детей со свойствами бумаги, провела ряд экспериментов. Вначале
предложила детям сделать самолетик из картона, альбомного листа, из
салфетки. Затем из тех же материалов делали кулечки и наливали в них воду
и т. д. После каждого эксперимента делали выводы.
Во время прогулки проводили исследование с детьми, определяли чистоту
воздуха. Ребятами были выдвинуты гипотезы, о том где на территории
участка группы наиболее чистый воздух. Для проверки предположений, мы
сделали «приборы», которые развесили в разных уголках участка (на заборе
около стоянки машин, на травянистом участке и возле песочницы). Через 2
недели, мы сравнили кусочки ткани в приборах, определили самый чистый,
сделали вывод о том, что на травянистом участке воздух наиболее чистый.
Ребята самостоятельно делали предположения, отвечая на вопрос «Почему?»
Зимой дети с удовольствием принимали участие в квесте, решали
логические задания от сказочного персонажа Снеговика, вместе с ним
определяли части дерева, решали задачу - как залить горку водой, если нет
ведер и чем красиво украсить горку.
Одним из важных моментов является системное умение видеть предмет
во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.
Игра «Таинственный мешочек» научит понимать предметы в настоящем,
осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду
принадлежат. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет
вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные
ощущения. После того, как свойства определены и перечислены, предложите
подумать, что похоже на этот предмет, плавает он или тонет, про ведя
эксперимент с водой. Оживить игру, можно попросив ребёнка найти дома
предмет с загаданными свойствами.
Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект
начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят
выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают
продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.
Организован и проведен проект на тему: «Космос». В его рамках была
создана выставка рисунков на тему: «Космические приключения». Для
отображения эмоционального фона детей группы был сделан стенд
«Космическое путешествие». Совместно с родителями дети дома
придумывали загадки о космосе, затем загадывали друг другу.
Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов
для решения поставленных целей.
Для родителей создан информационный уголок «ТРИЗ- это интересно», где
размещаю интересную информацию о ТРИЗ – технологии, консультации,
знакомлю с дидактическими играми, в которые можно поиграть с
ребёнком дома или по дороге в детский сад.
Таким образом, применяя методы ТРИЗ, мы можем изобрести
множество игр, способствующих творческому развитию детей дошкольного
возраста, интегрируя их во всех образовательных областях.
Литература.
1. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного
возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В
2. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками/
Корзун А. В.
3. Мир логики/ Гин С.И.