Напоминание

Логопедическая работа с неговорящими детьми


Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск
Наименование материала: Консультация
Тема: Логопедическая работа с неговорящими детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическая работа с неговорящими детьми

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой

ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он всё

понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тётю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или «С

мальчиками всегда так».

Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по

себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, чётко следуя советам,

не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я всё

делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для

прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит». Таким родителям приходится объяснять, что

они награждают ребёнка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам,

без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придётся специально

формировать, корригировать походку. Если родитель видит, что ребёнок не справляется, он должен

помочь ему, облегчить задачу.

Советы родителям.

1. Больше говорить с ребёнком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя

окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо,

доброжелательно.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?»

Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би, кукла –

ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная

заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр. (Прятки

– ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивиться увиденному: «Ух ты!» Первые слова,

произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «Ой, ай, уй». Ребёнку

позволительно повторять только гласные: О, А, У.

6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по

мере речевой возможности.

7. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте

текст до понятных фраз.

8. Не говорите при ребёнке о его отставании.

9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю

тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

10. Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру

(большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).

11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

Работа логопеда

Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машинку в гараж) вызывают

ребенка на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание.

Работа ведётся по нескольким направлениям:

- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);

- побуждение речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка. Здесь

применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребёнка), рассматривание

семейных фотографий;

- побуждение речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются

книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завёрнутой бумаге. Главное – привлечь

внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к

речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычных слов (ля-ля, сова);

- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой)

отдельных звуков раннего онтогенеза, развитие речевого слуха и внимания, формированием умения

передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам,

объединённым общей ситуацией (Мы играем. Мы едим. Моя комната).

- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

- стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции

деятельности;

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по

развитию словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Ещё на уровне лепетных и

звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Интересно,

что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово. Ребёнок несколько дней

ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание,

демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в

утренниках. Даже пара слов, сказанная на нём, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется

мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого

речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для

начинающих говорить.



В раздел образования