Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Третий год жизни изобразительная деятельность в семейном воспитании».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Третий год жизни изобразительная деятельность в семейном
воспитании».
Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь,
обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретно образного
мышления- эти особенности психического развития детей третьего года
жизни определяют характер их изобразительной деятельности. На 3-м году
жизни происходят некоторые существенные изменения в развитии
рисования, лепки.
Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др. отмечают: дети все
больше начинают интересоваться тем, что у них получалось, все чаще
словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко
«узнают» в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Е.А.
Флерина определяет этот процесс как появление ассоциативного образа,
который возникает без предварительного замысла: нарисовал, увидел образ,
назвал. С точки зрения эстетического развития можно говорить так же о
возникновении образа в рисунках о зарождении художественного творчества.
Однако творческие процессы в этом возрасте еще слабо развиты.
Современная психология и педагогика рассматривают раннюю ступень
развития ребенка как процесс усвоения им социокультурного опыта.
Поэтому изобразительная деятельность детей третьего года жизни
направлена на развитие художественного творчества, формирование
способности приобретать необходимые для этого умения. У современных
детей, которые быстро вступают в активное общение с окружающим миром
через предметную деятельность, восприятие и создание графических
изображений возникают довольно рано.
С учетом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей
должно быть направлено на руководство содержательной стороной
деятельности: обучение изобразительным навыкам и умениям, развитие
воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические
изображения. Следует понимать о значении изобразительной деятельности
для эстетического развития детей, приобщения их к искусству.
Чтобы реализовать эти задачи, нужно обращать внимание ребенка на
окружающий предметный мир (яркие по цвету, приятнее по фактуре
игрушки), вызывать интерес к рассматриванию картинок, создавать условия
для занятия рисованием лепкой. Детей надо научить правильно промывать
кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш и вести линию,
не прорывая бумагу, рисовать на всем пространстве листа. Работая с
пластилином нужно учить детей раскатывать комок глины, пластилина,
ладонями видоизменять его с помощью пальцев, соединять части, чтобы
получились фигурки знакомых персонажей: матрешки колобка, зайчика.
Ребенок будет с интересом экспериментировать с красками, карандашами,
пластилином, создавая простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов,
линий, форм. Пусть ребенок по своему желанию выбирает цвета красок, цвет
бумаги для создания образа. В процессе педагогического руководства
изобразительной деятельностью на третьем году жизни надо учитывать ее
особенности. Так Е.А. Флерина отмечала, что у детей этого возраста в
рисунке, лепке, возникает так называемы «временный» образ. Так,
например, нарисовав дом зайчика, ребенок наносит на него сплошную
штриховку: «Дом сгорел, зайчик убежал в лес». Пример показывает: для
детей важна динамика развития образа. Они воспринимают изображение в
определенном временном соотношении, стремятся к активным действиям,
поэтому и возникают «живые» образы. В рисунках, лепке детей этого
возраста можно увидеть объективное сходство с реальными предметами и
явлениями. Узнаваемость образа помогает закрепить в сознании ребенка
связь между действиями рук и получившимся изображением, -связь, которую
он усваивает, подражая взрослому. Постепенно у малыша формируется
произвольность движений. Он уже способен создавать и другие образы
т.е.сам устанавливает новые связи и овладевает ими. Теперь его изображения
отличаются устойчивостью, понятной внешней формой. Это уже не случайно
вспыхивающие ассоциации, а «преднамеренные» образы. Чувства,
возникающие при восприятии работ по рисованию, пока еще весьма просты
по форме выражения: дети радуются яркому пятну, получившимся формам.
Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание
изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность
цветовых сочетаний, расположение линий, форм, персонажа, предмета.
Процесс становления образа в рисунках имеет значение для развития
личности ребенка, его творческих способностей.
Накопление сенсорного
опыта позволяют детям данного возраста более образно воспринимать
окружающий мир, узнавать в линиях и формах предметы. Их привлекают
яркие декоративные игрушки, предметы. Вместе с тем, восприятие остается
достаточно обобщенным, ситуативным.
Если родители уделяют должное внимание изобразительной деятельности в
семье, то дети третьего года жизни проявляют интерес к рисованию, учатся
создавать цветовые и графические образы. Это может быть использование
красок, карандашей, фломастеров. Дети изображают явления окружающего,
эмоционально реагируют на изображаемое, выбирают по своему желанию
материалы и способы рисования, принимают участи в «сотворчестве» с
взрослым.