Напоминание

Формирование произвольности поведения у старших дошкольников.


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование произвольности поведения у старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Формирование произвольности поведения у старших дошкольников.

Развитие произвольности поведения – одна из центральных линий развития

ребенка. Что же входит в понятие «произвольное поведение»? Под

произвольным поведением нужно понимать поведение, осуществляющееся в

соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий

другого человека или в форме уже выделившегося правила) и

контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.

Основной чертой произвольного поведения является его осознанность.

Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек

управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.

Каждый педагог сталкивается с проблемой формирования произвольности

внимания у старших дошкольников. Почему часто в подготовительной

группе после лета, они как- будто заново устанавливают и утверждают право

на свое лидерство, хотят проверить свою силу и значимость в группе.

Кризис 6-7 лет накладывает характерный отпечаток на поведение ребенка: он

начинает кривляться, гримасничать, манерничать, у него появляются особые

капризы, иная походка. Ребенок начинает говорить писклявым голосом,

произносит «глупости» в совершенно неподходящих случаях.

Конечно, ребенок кривлялся и гримасничал и раньше, чем забавлял себя и

взрослых. Но в шесть, семь лет это постоянное притворство и шутовство

никак не мотивированное извне, вызывает уже не смех, а осуждение и

раздражение взрослых. Дети выросли, создается впечатление, что в группе их

стало гораздо больше и с ними невозможно справиться.

Никакая дисциплина невозможна без умения слышать и слушать взрослого.

Эта первая ступенька дисциплинированности. Формировать произвольность

поведения нужно от «нельзя»- до «надо». И он учится самоконтролю

поведения.

Сначала учится предвидеть последствия своего поступка для себя,

сверстников, взрослых. («Если я набрызгаю воду на зеркало- воспитателю

это не понравится»- думает ребенок). Постепенно ребенок учится осознавать

ситуацию и определять роль своего поступка в ней; выбирает моральное

правило, регулирующие свои действия в данной ситуации; понимает

справедливость выбранного правила по отношению к необходимым

действиям. Ребенок учится предвидеть (предвосхищать), последствия

поступка, проявляет волевое усилие и решает: совершать или не совершать

тот или иной поступок.

К пяти годам ребенок способен испытывать определенные чувства

(удовлетворение или стыд, благодарность или обиду), понимать и

анализировать их. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо

сформировать у детей определенные правила поведения, закрепить и

визуально и обозначить последствия их соблюдения или нарушения.

Важно начать работу с детьми с беседы о том, что люди на земле живут по

определенным правилам. Можно с детьми сформулировать правила, которые

нельзя нарушать в общественных местах: магазине, театре, в группе детского

сада.

Дети охотно беседуют, называют правила поведения в общественных местах.

Правила поведения знают все. Но знание не означает следования этим

правилам. Не так просто соблюдать правила. А.С.Макаренко писал: «Между

знанием, как поступать, и умением так поступать должна быть «канавка,

заполненная опытом». Можно изготовить с детьми карточки и на них

схематично изобразить правила поведения в группе, разместить на видном

месте. Привлечь детей к беседе : «Как быть с теми, кто нарушает правила

случайно или осознанно?» как отметить плохое поведение?

При организации работы с детьми по формированию произвольности и

саморегуляции акцент должен делаться на следующих умениях ребёнка:

-концентрировать внимание;

-доводить начатое до конца;

-контролировать свои движения;

-снимать мышечное напряжение;

-контролировать свои эмоциональные проявления;

-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и

сверстниками.

Все используемые игры должны быть эмоционально окрашенными и в

формировании произвольного внимания могут быть использованы различные

виды игр с правилами. Все они должны быть эмоционально окрашенными,

обязаны содействовать воспитанию в детях волевых черт характера,

активности, любознательности и целеустремленности содействовать

воспитанию в детях волевых черт характера, активности, любознательности

и целеустремленности



В раздел образования