Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование произвольности поведения у старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Тема: Формирование произвольности поведения у старших дошкольников.
Развитие произвольности поведения – одна из центральных линий развития
ребенка. Что же входит в понятие «произвольное поведение»? Под
произвольным поведением нужно понимать поведение, осуществляющееся в
соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий
другого человека или в форме уже выделившегося правила) и
контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.
Основной чертой произвольного поведения является его осознанность.
Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек
управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Каждый педагог сталкивается с проблемой формирования произвольности
внимания у старших дошкольников. Почему часто в подготовительной
группе после лета, они как- будто заново устанавливают и утверждают право
на свое лидерство, хотят проверить свою силу и значимость в группе.
Кризис 6-7 лет накладывает характерный отпечаток на поведение ребенка: он
начинает кривляться, гримасничать, манерничать, у него появляются особые
капризы, иная походка. Ребенок начинает говорить писклявым голосом,
произносит «глупости» в совершенно неподходящих случаях.
Конечно, ребенок кривлялся и гримасничал и раньше, чем забавлял себя и
взрослых. Но в шесть, семь лет это постоянное притворство и шутовство
никак не мотивированное извне, вызывает уже не смех, а осуждение и
раздражение взрослых. Дети выросли, создается впечатление, что в группе их
стало гораздо больше и с ними невозможно справиться.
Никакая дисциплина невозможна без умения слышать и слушать взрослого.
Эта первая ступенька дисциплинированности. Формировать произвольность
поведения нужно от «нельзя»- до «надо». И он учится самоконтролю
поведения.
Сначала учится предвидеть последствия своего поступка для себя,
сверстников, взрослых. («Если я набрызгаю воду на зеркало- воспитателю
это не понравится»- думает ребенок). Постепенно ребенок учится осознавать
ситуацию и определять роль своего поступка в ней; выбирает моральное
правило, регулирующие свои действия в данной ситуации; понимает
справедливость выбранного правила по отношению к необходимым
действиям. Ребенок учится предвидеть (предвосхищать), последствия
поступка, проявляет волевое усилие и решает: совершать или не совершать
тот или иной поступок.
К пяти годам ребенок способен испытывать определенные чувства
(удовлетворение или стыд, благодарность или обиду), понимать и
анализировать их. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо
сформировать у детей определенные правила поведения, закрепить и
визуально и обозначить последствия их соблюдения или нарушения.
Важно начать работу с детьми с беседы о том, что люди на земле живут по
определенным правилам. Можно с детьми сформулировать правила, которые
нельзя нарушать в общественных местах: магазине, театре, в группе детского
сада.
Дети охотно беседуют, называют правила поведения в общественных местах.
Правила поведения знают все. Но знание не означает следования этим
правилам. Не так просто соблюдать правила. А.С.Макаренко писал: «Между
знанием, как поступать, и умением так поступать должна быть «канавка,
заполненная опытом». Можно изготовить с детьми карточки и на них
схематично изобразить правила поведения в группе, разместить на видном
месте. Привлечь детей к беседе : «Как быть с теми, кто нарушает правила
случайно или осознанно?» как отметить плохое поведение?
При организации работы с детьми по формированию произвольности и
саморегуляции акцент должен делаться на следующих умениях ребёнка:
-концентрировать внимание;
-доводить начатое до конца;
-контролировать свои движения;
-снимать мышечное напряжение;
-контролировать свои эмоциональные проявления;
-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками.
Все используемые игры должны быть эмоционально окрашенными и в
формировании произвольного внимания могут быть использованы различные
виды игр с правилами. Все они должны быть эмоционально окрашенными,
обязаны содействовать воспитанию в детях волевых черт характера,
активности, любознательности и целеустремленности содействовать
воспитанию в детях волевых черт характера, активности, любознательности
и целеустремленности