Напоминание

РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Бабкина Вера Сергеевна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Буденновске
Населённый пункт: г. Буденновск
Наименование материала: статья
Тема: РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И

ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бабкина Вера Сергеевна,

студентка Филиала СГПИ

в г. Буденновск

Аннотация:

в статье раскрыт теоретический аспект психолого-

педагогической

помощи

тревожным

детям.

причины

возникновения

тревожности у ребенка дошкольного возраста, типы детско-родительских

отношений, основные направления психологической коррекции по видам и

формам детско-родительских отношений.

Ключевые слова:

тревожность, родительские отношения, детско-

родительские

отношения,

проявления

тревожности,

факторы

риска

тревожности, типы родительских отношений

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного

возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой

возникновения

тревожности

является

повышенная

чувствительность

(сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной

чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов

общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть

причиной развития тревожной личности.

Родительские отношения - это система разнообразных чувств к

ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,

особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его

поступков.

В каждой семье складывается определенный тип детско-родительских

отношений. Каждый член семьи играет свою роль. Часто бывает так, что

даже взрослые не замечают, что общение с детьми каждый раз проходит по

определенному сценарию.

Диктаторские (авторитарные) отношения.

При таком типе отношений родители не считают нужным ничего

объяснять ребенку, потому что он - ребенок. Мнение ребенка в семье не

учитывается, у него нет права голоса, за него все решают родители, ему

нужно только лишь выполнять требования. В результате такого воспитания

ребенок выполняет то, что его просят из чувства страха, но не понимая зачем.

как только опасность исчезает поведение может стать неконтролируемым.

Опека в семье (либеральные отношения).

Здесь ребенку отводится роль кумира. Все члены семьи стараются

обеспечить потребности ребенка полностью своими силами, ограждают

малыша ото всех забот. В итоге: ребенок вырастает не готовым к реальности,

неприспособленным к жизни в коллективе.

Безучастные (индифферентные) отношения

В семье с таким типом отношений родителям безразличны проблемы и

успехи ребенка. Здесь ребенку разрешено все, но ничего не дается. В итоге у

ребенка формируется низкая самооценка, он не уверен в себе, не умеет

делиться чувствами с окружающими, вырабатывается недоверие к миру.

Сотрудничество в семье - авторитетные отношения.

Это идеальный тип отношений, как для родителей, так и для ребенка.

Здесь прислушиваются к мнению всех членов, но обязанности и права

разделены пропорционально возрасту. Благодаря такому типу отношений

ребенок вырастает открытым миру, достаточно самостоятельным и зрелым,

умеющим найти выход из сложной ситуации. Семья с высоким уровнем

сотрудничества становится командой.

Многочисленные

исследования

подтверждают

тот

факт,

что

родительских

отношения

являются

фактором

развития

и

проявление

тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что

родители порой строят свои отношения, с ребёнком не осознавая, что они

просто копируют модель воспитания их собственных родителей.

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других

указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к

ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,

содержания, форм, методов воспитания ребёнка.

По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин

тревожности, кроющихся в семье:

Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с

ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Открытые посылы и

прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же

иди...» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я...». Недоверие ребенку.

Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные»

места. Ребенку указывают, с кем дружить. Отдаленность родителей. Многие

родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок

ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и

тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. Тревожность ребенка

вызывает и

непоследовательный

воспитатель

тем, что не

дает ему

возможности

прогнозировать

собственное

поведение.

Постоянная

изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от

настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у

ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином

случае. Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции.

Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым,

любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Еще одна ситуация -

ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его

тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и

быть им отвергнутым. Возможен также вариант, когда ребенок находит

психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок

разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение

его невоплощенные потребности.

Исходя из вышесказанного, целесообразным нам видится рассмотрение

основных

подходов

к

психологической

коррекции

системы

детско-

родительских отношений.

Коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление

недостатков психологического развития или поведения человека с помощью

специальных средств психологического воздействия.

Психологическая

коррекция

-

это

такая

деятельность,

которая

направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных

сферах (в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на

раскрытие потенциальных творческих резервов человека.

Психологическая коррекция различается по видам и формам.

По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;

личности;

аффективно-волевой

сферы;

поведения;

межличностных

отношений.

По

формам:

индивидуальная;

групповая;

смешанная;

программированная;

директивная;

не

директивная;

сверхкороткая;

длительная; общая; частная; специальная.

Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах

коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к

тому, что один человек пытается помочь другому.

Р.В.

Овчарова,

основываясь

на

причинах

неэффективности

родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая

неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные

проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком;

влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и

др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-

поведенческий тренинг.

Когнитивно-поведенческий

тренинг

осуществляется

с

помощью

ролевых игр и программы видеотренинга.

Обоснование метода: семья - целостная система. И именно поэтому

проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только

благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа

позволяет увеличить эффективность занятий.

А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских

отношений – социально-психологический тренинг.

Под социально-психологическим тренингом понимается практика

психологического воздействия, основанная на активных методах групповой

работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм

обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и

коррекции.

В

процессе

социально-психологического

тренинга

применяются

различные

методические

приёмы:

групповая

дискуссия

(базовый

методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.

Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,

упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим

дня, питание, прогулки, достаточный сон.

Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены

на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и

адекватных защитных проявлений (игровая терапия, деятельная терапия).

Анализируя

подходы

авторов

коррекции

детско-родительских

отношений, наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по

обогащению знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации,

разнообразные

клубы,

изучение

родителями

психолого-педагогической

литературы по воспитанию детей).

Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-

родительских

отношений

можно

использовать

тренинг

(когнитивно-

поведенческий, социально-психологический).

Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в

сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие

ребёнка. Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются

особенности

родительского

отношения

к

ребёнку.

Проблема

детско-

родительских отношений, как видно из многочисленных исследований

психологов и педагогов, действительно актуальна. Проведя анализ подходов

к коррекции детско-родительских отношений, мы пришли к выводу о

необходимости

разработки

и

апробации

программы

психологической

коррекции системы детско-родительских отношений в условиях дошкольной

образовательной организации, о чем речь пойдет в следующей главе

выпускной квалификационной работе.

Список литературы:

1.

Астапов В.М. Тревожность у детей – СПб: Питер Пресс, 2004. –

224с.

2.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб.: СОЮЗ,

1997. – 224с.

3.

Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей – М.: ТЦ Сфера,

2002. – 64с.

4.

Савина Е. Тревожные дети // Дошк. воспитание - 1996 - №4 - с.

11-14

5.

Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их

интеллектуальной деятельности // Психологический журнал - 1996 - №1 - с.

25-30



В раздел образования