Автор: Бабкина Вера Сергеевна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Буденновске
Населённый пункт: г. Буденновск
Наименование материала: статья
Тема: РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И
ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бабкина Вера Сергеевна,
студентка Филиала СГПИ
в г. Буденновск
Аннотация:
в статье раскрыт теоретический аспект психолого-
педагогической
помощи
тревожным
детям.
причины
возникновения
тревожности у ребенка дошкольного возраста, типы детско-родительских
отношений, основные направления психологической коррекции по видам и
формам детско-родительских отношений.
Ключевые слова:
тревожность, родительские отношения, детско-
родительские
отношения,
проявления
тревожности,
факторы
риска
тревожности, типы родительских отношений
Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного
возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой
возникновения
тревожности
является
повышенная
чувствительность
(сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной
чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов
общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть
причиной развития тревожной личности.
Родительские отношения - это система разнообразных чувств к
ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,
особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его
поступков.
В каждой семье складывается определенный тип детско-родительских
отношений. Каждый член семьи играет свою роль. Часто бывает так, что
даже взрослые не замечают, что общение с детьми каждый раз проходит по
определенному сценарию.
Диктаторские (авторитарные) отношения.
При таком типе отношений родители не считают нужным ничего
объяснять ребенку, потому что он - ребенок. Мнение ребенка в семье не
учитывается, у него нет права голоса, за него все решают родители, ему
нужно только лишь выполнять требования. В результате такого воспитания
ребенок выполняет то, что его просят из чувства страха, но не понимая зачем.
как только опасность исчезает поведение может стать неконтролируемым.
Опека в семье (либеральные отношения).
Здесь ребенку отводится роль кумира. Все члены семьи стараются
обеспечить потребности ребенка полностью своими силами, ограждают
малыша ото всех забот. В итоге: ребенок вырастает не готовым к реальности,
неприспособленным к жизни в коллективе.
Безучастные (индифферентные) отношения
В семье с таким типом отношений родителям безразличны проблемы и
успехи ребенка. Здесь ребенку разрешено все, но ничего не дается. В итоге у
ребенка формируется низкая самооценка, он не уверен в себе, не умеет
делиться чувствами с окружающими, вырабатывается недоверие к миру.
Сотрудничество в семье - авторитетные отношения.
Это идеальный тип отношений, как для родителей, так и для ребенка.
Здесь прислушиваются к мнению всех членов, но обязанности и права
разделены пропорционально возрасту. Благодаря такому типу отношений
ребенок вырастает открытым миру, достаточно самостоятельным и зрелым,
умеющим найти выход из сложной ситуации. Семья с высоким уровнем
сотрудничества становится командой.
Многочисленные
исследования
подтверждают
тот
факт,
что
родительских
отношения
являются
фактором
развития
и
проявление
тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что
родители порой строят свои отношения, с ребёнком не осознавая, что они
просто копируют модель воспитания их собственных родителей.
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других
указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к
ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,
содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин
тревожности, кроющихся в семье:
Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с
ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Открытые посылы и
прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же
иди...» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я...». Недоверие ребенку.
Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные»
места. Ребенку указывают, с кем дружить. Отдаленность родителей. Многие
родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок
ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и
тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. Тревожность ребенка
вызывает и
непоследовательный
воспитатель
тем, что не
дает ему
возможности
прогнозировать
собственное
поведение.
Постоянная
изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от
настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у
ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином
случае. Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции.
Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым,
любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Еще одна ситуация -
ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его
тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и
быть им отвергнутым. Возможен также вариант, когда ребенок находит
психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок
разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение
его невоплощенные потребности.
Исходя из вышесказанного, целесообразным нам видится рассмотрение
основных
подходов
к
психологической
коррекции
системы
детско-
родительских отношений.
Коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологического развития или поведения человека с помощью
специальных средств психологического воздействия.
Психологическая
коррекция
-
это
такая
деятельность,
которая
направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных
сферах (в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на
раскрытие потенциальных творческих резервов человека.
Психологическая коррекция различается по видам и формам.
По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;
личности;
аффективно-волевой
сферы;
поведения;
межличностных
отношений.
По
формам:
индивидуальная;
групповая;
смешанная;
программированная;
директивная;
не
директивная;
сверхкороткая;
длительная; общая; частная; специальная.
Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах
коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к
тому, что один человек пытается помочь другому.
Р.В.
Овчарова,
основываясь
на
причинах
неэффективности
родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая
неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные
проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком;
влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и
др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-
поведенческий тренинг.
Когнитивно-поведенческий
тренинг
осуществляется
с
помощью
ролевых игр и программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья - целостная система. И именно поэтому
проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только
благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа
позволяет увеличить эффективность занятий.
А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских
отношений – социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим тренингом понимается практика
психологического воздействия, основанная на активных методах групповой
работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм
обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и
коррекции.
В
процессе
социально-психологического
тренинга
применяются
различные
методические
приёмы:
групповая
дискуссия
(базовый
методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,
упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим
дня, питание, прогулки, достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены
на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и
адекватных защитных проявлений (игровая терапия, деятельная терапия).
Анализируя
подходы
авторов
коррекции
детско-родительских
отношений, наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по
обогащению знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации,
разнообразные
клубы,
изучение
родителями
психолого-педагогической
литературы по воспитанию детей).
Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-
родительских
отношений
можно
использовать
тренинг
(когнитивно-
поведенческий, социально-психологический).
Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в
сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие
ребёнка. Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются
особенности
родительского
отношения
к
ребёнку.
Проблема
детско-
родительских отношений, как видно из многочисленных исследований
психологов и педагогов, действительно актуальна. Проведя анализ подходов
к коррекции детско-родительских отношений, мы пришли к выводу о
необходимости
разработки
и
апробации
программы
психологической
коррекции системы детско-родительских отношений в условиях дошкольной
образовательной организации, о чем речь пойдет в следующей главе
выпускной квалификационной работе.
Список литературы:
1.
Астапов В.М. Тревожность у детей – СПб: Питер Пресс, 2004. –
224с.
2.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб.: СОЮЗ,
1997. – 224с.
3.
Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей – М.: ТЦ Сфера,
2002. – 64с.
4.
Савина Е. Тревожные дети // Дошк. воспитание - 1996 - №4 - с.
11-14
5.
Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их
интеллектуальной деятельности // Психологический журнал - 1996 - №1 - с.
25-30