Напоминание

ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Дерябина Юлия Владимировна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Буденновске
Населённый пункт: г. Буденновск
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНОЙ И

НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дерябина Юлия Владимировна,

студентка Филиала СГПИ

в. Буденновске

Аннотация: в статье рассмотрены понятия и различия полной и

неполной семьи, а также влияние структуры семьи на формирование

благополучия психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного

возраста

Ключевые

слова:

семья,

полная

семья,

неполная

семья,

психоэмоционального

самочувствия

ребенка

дошкольного

возраста,

межличностные отношения.

Становление личности начинается очень рано и продолжается всю

жизнь. Развитие личности ребенка и его воспитание неразрывно связано с

процессом его социализации.

Этот факт ярко иллюстрируют слова Л.И. Божович: «Психическое

развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в

рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного

людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе

своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой

продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие

прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта,

представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества

личности и прочее.

Семья,

согласно

классификации

А.

Мудрика,

относится

к

микрофакторам социализации человека. Но из всех существующих факторов,

родительская семья является самым важным и влиятельным. Влияние семьи

ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив и лишен

критического отношения.

Взаимоотношения детей с родителями и с другими членами семьи

можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с

другом.

Семья - это открытая самоорганизующаяся система. Такой взгляд на

семью дает возможность видеть, что все в ней взаимосвязано. Системный

подход позволяет постулировать ряд признаков семьи, присущих ей как

системе:

1.

Система, как целое всегда больше, чем сумма ее элементов;

2.

Фактор, влияющий на семью в целом, оказывает влияние на ее

каждый элемент;

3.

Изменение одного элемента, входящего в семейную систему влечет

за собой изменение других элементов и семьи в целом.

Семья,

как

система

чувствительна

к

внутренним

и

внешним

воздействиям,

а

ребенок,

является

наиболее

сензитивным

элементом

семейной системы.

Важной

функцией

семьи

является

удовлетворение

потребности

супругов в отцовстве и материнстве, потребности в контакте с детьми, их

воспитании.

Воспитание

детей

занимает

продолжительное

время

от

рождения до начала трудовой деятельности.

Таким

образом,

семья

является

одним

из

основных

факторов

становления и развития личности ребенка, определяя для него нравственные

нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Для психического здоровья и эмоциональной уравновешенности

ребенку необходима стабильная семейная среда. Распад семьи вследствие

смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет

для ребенка потрясение и может нанести ему длительную травму. Среди

этиологических семейных факторов, влияющих на появления у детей

неврозов первое место занимает развод родителей.

Развод может стать

причиной следующих психолого-педагогических проблем:

- усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;

- нарушение социальной адаптации ;

- формирование определенных дефектов характера и поведения;

-

увеличение

риска

асоциального

поведения

как

реакция

на

предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на

свой новый социальный статус;

- детская безнадзорность;

- сложности во взаимоотношениях;

-

однобокое

воспитание,

феминизация

мальчиков,

нарушения

полоролевой идентификации.

Напряженная

конфликтная

атмосфера,

сопровождающая

процесс

развода родителей, действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает

для него быть местом, где можно получить поддержку и утешение. Ребенок

не может чувствовать себя в безопасности в мире, который рушиться.

Нарушение стабильной семейной системы может привести ребенка, особенно

в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В такие моменты

ребенок легче поддается внешним влияниям, так как он стремятся к разрядке

внутреннего напряжения.

С уходом из семьи отца или матери дети теряют ощущение

неразрывной родительской связи. Семья перестает быть для них единым

целым. Дети очень остро переживают разрыв родителей, часто винят себя в

этом.

Семья – это первичный фактор социализации ребенка. В неполной

семье этот процесс нарушен, поскольку нарушена привычная структура

семьи. Проблема неполной семьи – это, по сути, проблема нарушения

социализации ребенка. С этой точки зрения, важно рассмотреть какие именно

коррективы в процесс воспитание вносит отсутствие одного из родителей.

Неполная семья - это семья с одним родителем. Существуют три типа таких

семей:

1. Семья с родными детьми, в которой один родитель покинул семью

или умер.

2. Семья, в которой женщина вне брака воспитывает детей.

3. Семья с одним родителем и усыновленными детьми.

Воспитание - это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют

друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Успешность или

неуспешность воспитания в большей степени зависит не от формальной

структуры семьи, а от того может ли семья считаться зрелой или нет. В

зрелой семье отношения основаны на чувстве любви и уважения, здесь

принято быть честным, и откровенно выражать все свои чувства, мысли, с

уверенностью быть услышанным, понятым, принятым. Зрелая семья – эта та

семья, в которой все ее члены имеют возможность расти и развиваться.

Зрелая семья отличается от неблагополучной не тем, что в ней нет проблем, а

тем, что зрелая семья в состоянии, во-первых, не закрывать глаза на

возникающие проблемы, а во-вторых, справляться с ними.

Дети в неполной семье, так же как дети из полной семьи, развиваются

по одним и тем же биологическим и психологическим закономерностям, на

них распространяются одни и те же нормы воспитания. Тем не менее, жизнь

с одним родителем вносит в воспитание специфические обстоятельства и

существенно отличается от жизни в условиях полной семьи. Есть все

основания полагать, что эти весьма специфичные условия жизни ребенка

будут

отражаться

на

особенностях

его

личностного

развития:

его

эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим

людям.

Особенности развития, формирования личности ребенка в неполной

семье будут зависеть от возраста и пола ребенка, а также от причины

отсутствия отца. Если ребенку меньше двух лет, то развод, возможно, не

окажет на него такого сильного влияния, как на ребенка более старшего

возраста.

Все авторы, которые занимались вопросами неполной семьи, считают,

что самая большая проблема ребенка из такой семьи, в том, что ему трудно

создать целостное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины,

как партнеров. Существует угроза, что как девочки, так и мальчики из

неполных семей могут либо создать искаженно-негативное представление о

лицах противоположного пола, либо наоборот - мало реалистичные идеалы.

Если в семье есть мать, отец и ребенок, то в ней существует три вида

взаимоотношений: между родителями, как супругами; между ребенком и

матерью; и между ребенком и отцом.

Следующая важная проблема, заключается в том, что родители,

переживая свой разрыв, могут своим негативным отношением друг к другу

повлиять на возникновения у ребенка конфликта лояльности. Важно

помнить, что ребенок любит и маму, и папу и ему трудно выбрать, чью-то

сторону, для него этот выбор будут означать предательство другого

родителя. Здесь также стоит отметить, что травмирующее влияние на ребенка

оказывает не только отсутствие отца, а в большей мере его отрицательный

образ, транслируемый матерью или непредставленность образа отца в

картине мира ребенка.

Можно сказать, что в связи с отсутствием одного из родителей у

ребенка из неполной семьи может наблюдаться менее четкая и менее

дифференцированная полоролевая позиция, по сравнению с ребенком из

полной семьи. Так как в подавляющем большинстве случаев неполные семьи

это семьи, где отсутствует отец, то проблемы с полоролевой идентичностью

чаще возникают у мальчиков.

Отсутствие отца в семье не одинаково переживается детьми разного

пола. Мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство

одиночества в семье. Эмоциональное состояние у них является более

угнетенным, чем у девочек. Это связано с тем, что мальчики находятся в

достаточно сложной ситуации эмоциональной изоляции: их связи с матерью

менее тесные, чем у девочек. Таким образом, можно говорить об

эмоциональном дискомфорте мальчиков, живущих с одинокой матерью.

Девочки больше связаны с матерью, и она является для них более значимым

и близким человеком. В связи с этим девочки, воспитываемые без отца,

имеют более благоприятную картину эмоциональной сферы. Но опять же,

эмоциональное самоощущение ребенка будет зависеть от его возраста, и от

того в какой мере отец принимает участие в его воспитании.

У ребенка, который живет только с матерью, имеется гораздо меньше

возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Это

связано с тем, что мать в силу своей занятости не может уделять ребенку

достаточно времени и знакомить его с окружающим миром во всей полноте.

В полной семье в воспитании ребенка принимают участие оба

родителя. В неполной семье, если второй родитель оказывается вне процесса

воспитания, оно часто носит односторонний характер. Ребенку необходима

отцовская любовь. Мальчик и девочка одинаково нуждаются в отце - каждый

по-своему, психологические механизмы этой потребности различны, но

жизнь без отца для обоих тяжела и чревата негативными последствиями.

Таким

образом,

воспитание

в

неполной

семье

имеет

свои

специфические особенности и отличается от жизни ребенка в полной семье.

Развод оказывает негативное влияние на всех членов семьи. К негативным

факторам воспитания ребенка, без отца можно отнести: нервно-психические

расстройства,

фактор

риска

возникновения

асоциального

поведения,

личностной

деформации,

неблагоприятная

картина

эмоционально-

личностной

сферы

детей;

узкий

круг

внутрисемейного

общения;

односторонний характер воспитания.

В связи с тем, что большая часть проблем неполной семьи связывается

с

формированием

эмоционального

благополучия,

выражающегося

в

самочувствии ребенка-дошкольника. С этой целью, целесообразным видится

разработка

и

апробация

программы

психологической

коррекции

межличностных

отношений

в

неполных

семьях,

способствующей

благополучию психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного

возраста, представленной в следующей главе.

Список использованной литературы:

1.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -

М., 1998.

2.

Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.

3.

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное

пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-

208 с., ил.

4.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –

С-Пб.: Речь, 2000. – 150 с.

5.

Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы

психолога - родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.

6.

Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное

пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.:

Педагогическое общество Росии, 1998.- 255



В раздел образования