Авторы: Селезнев Евгений Андреевич, Лаврикова Наталия Игоревна
Должность: сотрудники Академии ФСО России
Учебное заведение: Академия ФСО России
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: статья
Тема: "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ"
Раздел: высшее образование
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСК
ОЙ
ДИАЛЕКТИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Селезнев Е.А.
к.п.н. Степаненков Д.В.
сотрудники Академии ФСО России
ВВЕДЕНИЕ
Человечество
на
протяжении
многих
веков
всегда
задавалось
вопросами: развивается ли мир, как и насколько? Что является источником
развития, каковы его принципы, система воздействия? В этом случае на
данный ряд вопросов может ответить важнейший раздел философии -
материалистическая диалектика.
Диалектика включает в себя всеобщие связи явлений и процессов
развития, о противоречиях бытия и мышления. Диалектика имеет начало со
времен античности, а основателем является Г.В.Ф. Гегель. Цель изучения
данного раздела: изучить принципы и законы диалектики и выявить их
необходимость в настоящее время в 21 веке.
ПОНЯТИЕ О ДИАЛЕКТИКЕ
Изначально
диалектика
определяется
дискуссией,
возможностью
выдвигать свое мнение (спорить), однако еще с появления понятия
диалектики все понималось в мире как вечность, в которого происходят
своеобразные различия, изменения, нововведения.
Таким образом, диалектика - это связи между обществом и развитие
природы, их взаимодействие и влияние друг на друга. Главной целью
диалектики является воспроизведение картины идеального мира.
Рис. 1. Философия является корнями и стволом древа, остальные науки -
ветви и листья «древа познания
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Следует знать, что основными законами диалектики являются:
•
закон борьбы и единства противоположностей;
•
закон перехода количественных изменений в качественные;
•
закон двойного отрицания.
Эти законы были сформулированы Гегелем.
1.
Закон единства и борьбы противоположностей затрагивает
процесс развития мира и общества. Любое развитие проходит через три
стадии: стадию тождества, стадию различия и стадию противоположности
Взаимодействие двух и более противоположностей являются причиной
появления противоречия.
Развитие противоречия проходит через раздвоения единого тождества
на противоположности и взаимодействие между ними. Возникновение
предельно
резких
противоречий
называется
конфликтом.
На
стадии
конфликта
противоречия
устраняются
(снимаются),
возникает
новое
тождество и процесс повторяется.
Таким
образом,
закон
единства
и
борьбы
противоположностей
объясняет развитие процесса возникновения, увеличения, обострения и
разрешения многочисленных противоречий. Внутренняя противоречивость,
борьба
противоположностей дает толчок к
развитию,
к нарастанию
противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные выражает
возможный способ развития общества и мира и раскрывает его механизм.
Содержание данного закона раскрывается через критерии «качество».
Качество являются совокупностью свойств, указывающих на то, чем данная
вещь является, в чем ее специфика
3. Закон двойного отрицания, выражает сложный процесс развития,
связь поколения, повторяемость на стадии развития , обосновывает характер
развития.
Рис. 1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель в возрасте 61 года
Первый, кто развивал направление диалектики был великий немецкий
философ Георг Гегель, который родился 27 августа 1770 года в Немецком
городе Штутгарт. Его отец был высокопоставленным чиновником. Во время
обучения в школе он был отличником: считался лучшим и самым
послушным в классе, лучше всего ему давались математика и латынь. После
школы
за
высшем
образованием
он
отправился
в
евангелическо-
лютеранскую богословскую школу при Тюбингенском университете. Семья
хотела, чтобы Георг в будущем стал богословом, но сам он этого не хотел,
зато хотел заниматься наукой и философией.
Диалектикой Гегель считал «движущей душой всякого научного
развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который
вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».
Католики не любили Гегеля из-за его «неправильного» по их мнению
отношения к богу. Хотя и сам он особого отношения по отношению к «Дому
Божьему», не проявлял. Гегель считал, что Бог не являлся никаким началом.
Он же считал, что все развивалось с течением времени само по себе, приводя
к некому результату.
Свое мнение к философии Гегель не мог описать несколькими фразами
или предложениями. Объяснял он это тем, что эта область познания
охватывает все возможные области познания.
Умер Георг Вильгельм Фридрих Гегель в 1831 году в столице
Германии – Берлине, когда была эпидемия холеры. Однако считают более
вероятной причину его смерти не холеру, а тяжелое хроническое заболевание
желудочно-кишечного тракта.
ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
К категориям диалектики относятся те определения и понятия, которые
определяют самые закономерные связи между процессами и явлениями
реальной действительности и познания.
Все разнообразие мира (различные объекты, предметы, явления,
процессы, связи, отношения) постоянно взаимодействуют друг с другом,
связанны и являются зависимыми. Категории же являются отражением всего
различия
реальности
и
действительности,
также
являются
взаимозависимыми, взаимодействующими и взаимосвязанными.
Парными
категориями
(они
не
являются
основными
законами
диалектики)
являются:
единичное
и
общее,
причина
и
следствие,
необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление,
возможность и действительность.
Единичное - это что-либо едино индивидуальное, неповторимое н с чем
подобны.
Общее - то, что относится ко всем различим объектам, предметам или
явлениям в реальности.
Необходимость - это причина в самом себе и которая ,скорее всего,
обязательно происходит, и она к чему-либо приведет.
Случайность - это причина возникновения внешних обстоятельствах,
которая может произойти или нет, может произойти так или иначе.
Сущность – это основная наиболее устойчивая сторона объекта или
процесса.
Явление представляет собой наиболее изменчивую, подвижную,
сторону объектов или явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог данной работе можно сделать вывод, что
идея философского развития наиболее расширенно и определенно была
сформулирована
Г.В.Ф.
Гегелем.
Наиболее
основным
принципом
гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий
верной ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с
позитивного утверждени или тезиса. Далее этот тезис подвергается некому
отрицанию, и после возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению
и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез. В отличие от
идеалистической
диалектики
в
марксистской
философии
всегда
подчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в
природе и обществе. Более точное представление о процессе развития дается
в законе двойного отрицания, который отображает поступательный характер
развития.
Диалектика – это способ мышления, при котором окружающий
человека
мир
воспринимается
как
единое
и
динамическое
целое.
Объективная
диалектика
–
процессы
взаимодействия
и
развития,
воспроизводящиеся во всем мире. Субъективная диалектика – отражение
процессов, определяющих в мире, в мыслях людей. Это движение
человеческих мыслей и представлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Канкевина В.А. Философское учение. – М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
2. Тихонов А.П. Философия мыслителя. – М.: ОАО "Бизнес-школа "Интел-
Синтез", 1992. – 311 с.
3. Афиногенов Е.Г. Основы философского учения. М., 2013
4. Материалистическая диалектика мыслителя. / Под редакцией Н.В.
Макарова. М., МЫСЛИТЕЛЬ, 1997.