Напоминание

Программа по дополнительному образованию дошкольников "Шахматная страна"


Автор: Афанасьева Юлия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Эльдикан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа по дополнительному образованию дошкольников "Шахматная страна"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 1

«Чебурашка»

Программа

по дополнительному образованию дошкольников

«Шахматная страна»

Руководитель :

Афанасьева Юлия Юрьевна

2020г

Содержание

1.

Пояснительная записка …………………………………………………..3

2.

Календарно-тематическое планирование………………………………..4

3.

Мониторинг обследования уровня развития детей……………………9

4.

Пространственная среда………………………………………………….10

5.

Список литературы……………………………………………………….11

Пояснительная записка

В настоящее время, когда весь мир иступил в эпоху компьютеров и

информационных

технологий,

особенно

большое

значение

приобретает

способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,

умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в

формировании логического и системного мышления играют шахматы.

Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального

развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях

ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы,

воспитывает целеустремленность, терпение и характер. Увлекшись этой игрой,

маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка –

самокритичней. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и

превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные.

Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи

радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в

педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она

является действенным средством умственного развития и подготовки детей к

школе.

Цель программы:

расширить кругозор, пополнить знания, активизировать

мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости,

тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

Форма проведения занятий: чтение сказок И.Г.Сухина, просмотр презентаций,

беседа с объяснением материала и показом позиций на доске: решение

шахматных задач, комбинаций и этюдов; дидактические игры и задания, игровые

упражнения, игра; тренировочные игры; решение задач, этюдов, соревнования,

турниры.

К завершению программы обучения дети должны знать:

1.

Шахматные термины: белое и черное поле, вертикаль, горизонталь,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат,

пат, ничья.

2.

Название шахматных фигур.

3.

Правила игры.

4.

Правила взятия каждой фигуры.

Должен уметь:

*

Ориентироваться на шахматной доске;

*

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими

фигурами без нарушения шахматных правил;

*

Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

*

Правильно располагать фигуры перед игрой;

*

Уметь перемешать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

*

Решать простые шахматные задачи.

№ Тема

Программные задачи

Методические приемы

Сентябрь

1

Шахматная

доска

Познакомить

детей

с

шахматным

королевством.

Рассказать о том, что игра и

шахматы — увлекательная

игра. Заинтересовать детей

через

увлекательные

и

достоверные факты.

Рассказ

об

истории

шахмат,

чтение

отрывка

из

дидактической сказки «И стране

шахматных чудес» беседа по

содержанию сказки.

Просмотр презентации.

2.

Проспекты,

улицы.

переулки

шахматной

доски

Продолжать знакомить

детей с шахматной страной.

Формировть представления

о правилах размещения

шахматной доски между

партнерами, введение

понятия «горизонталь»,

«вертикаль», диагональ.

Показ, беседа.

Чтение сказки «Шахматная

беседка». И.Г. Сухина.

Практическое занятие:

Динозавры играют в шахматы

3.

Шахматные

фигуры

Познакомить с

шахматными фигурами;

развивать интерес к игре,

внимание

Чтение сказки «Чудесные

фигуры» Дидактические задания

и игры ; "Волшебный мешочек".

"Угадайка", "Секретная фигура",

"Угадай", "Что общего?’’

4.

Начальное

положение

Познакомить детей с

расстановкой фигур перед

шахматной партией.

Связью между

горизонталями,

вертикалями, диагоналями

и начальным положением

фигур. Правилами: "Ферзь

любит свои цвет"

Показ, объяснение.

Дидактические задания и игры

"Мешочек", "Да

и

нет", "Мяч".

Практическое занятие:

Динозавры играют шахматы

Октябрь

1.

Слон

Закрепить представления о

шахматной фигуре «слон».

Отработка практических

навыков.

Отгадывание

загадки

о

слоне.Ответы на вопросы

«Шахматной

шкатулки».

Дидактические

задания

"Лабиринт",

"Перехитри

часовых", "Один в поле воин",

"Кратчайший

путь"

Практическое

занятие

Динозавры играют в шахматы,

занятие №3

2.

Ладья

Познакомить с шахматной

фигурой «Ладья», местом

ладьи в начальном

положении, ходами.

Развивать внимание.

Чтение дидактической сказки "Я

- Ладья" Рассказ о месте ладьи в

начальном

положении.

Ход

ладьи.

Взятие.

Дидактические

задания

и

игры

"Лабиринт",

"Перехитри часовых", "Один в

поле воин", "Кратчайший путь".

3

Ладья

Отрабатывать практические

навыками

Практические

упражнения.

Загадки

из

тетрадки.

Практическое

занятие:

Динозавры играют в шахматы,

занятие №2

4

Ферзь

Познакомить с шахматной

фигурой «Ферзь», местом

ферзя в начальном

положении, ходами ферзя,

взятием. Ввести понятия

«Ферзь - тяжелая фигура».

Чтение

дидактической

сказки

"Кони

черные

и

белые»

"Дидактические

игры

"Захват

контрольного

поля",

"Защита

контрольного поля", "Игра на

уничтожение"

(ферзь

против

ферзя),

"Ограничение

подвижности"

Практическое

занятие:

Динозавры играют в шахматы,

№6.

Ноябрь

1

Конь

Познакомить с шахматной

фигурой «Конь», местом

ладьи в начальном

положении,

Рассказать и показать

сложность ходов коня. Ход

коня, взятие. Конь – легкая

фигура. Дидактические задачи

«Лабиринт», «Перехитри

часовых», «Один в поле воин»,

«Кратчайший путь».

Практическое занятие:

Динозавры играют в шахматы

№4.

2

Пешка «Ни

шагу назад!»

Познакомить с местом

пешки в начальном

положении, понятиями:

ладейная, коневая,

слоновая, ферзевая,

королевская пешка. Ход

пешки, взятие. Взятие на

проходе. Превращение

пешки.

Чтение дидактической сказки

«Детский сад «Чудесная пешка».

Рассказ о пешке. Дидактические

задания «Лабиринт», «Один в

поле воин», д/и «Волшебный

мешочек»

3

Пешка

Продолжать знакомить

Дндактические задания иилння:

детей с пешкой. Научить

«сражаться пешками».

Поощрять стремление

высказывать свое мнение.

"Пepexитри

часовых","Сними

часовых",

"Атака

неприятельской

фигуры",

"Двойной

удар",

"Взятие",

"Защита",

"Выиграй

фигуру".

Дидактические

игры

"Захват

контрольного

поля"

Практическое

занятие:

Динозавры играют в

шахматы, занятие №5

4

Король

Показать, как ходит

король. Разучить правило

“Королей но уничтожают"

и что оно означает.

Развнвать внимание,

способность работать по

правилам, умение

мыслигь, находить

правильное решение.

отстаивать свое мнение.

Рассказ о месте короля короля в

начальном положении. Ход

короля, взятие. Короля не

бьют, но и под бой его

ставить нельзя.

Дидактические задання:

«Один в поле воин»,

"Кратчайший путь»

Практнческое занятне:

Дннозавры играют в

шахматы, занятие №7

Декабрь

1

Открытое

занятие для

родителей

«Азбука

шахматной

игры»

Закрепить знания детей

полученные

на

предыдущих занятиях.

Воспитывать

интерес

к

игре

в

шахматы,

усидчивость, владение

навыками

простейших

шахматных задач.

Подведение итогов.

Конспект ОД

2

Шах

Формировать

представление о позиции

«шах»

Развивать способность

думать, мыслить,

рассуждать и

анализировать.

Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном,

конем, пешкой. Защита or шаха.

Дидактические задания "Шах

или не шах". "Дай шах", "Пять

шахов", "Защита от шаха".

3

Шах и

мат

Формировать

представления

о

комбинациях

«шах»,

«мат» («комбинация» и

«вилка» - двойной удар).

Практические упражнения.

4

Мат

Формировать

представления о том. что

мат - цель игры упражнение

Чтение сказки "До свидания,

Шахматная страна". Объяснение

нового материала:

мат

в определении шахматных

ситуаций.

ферзем, ладьей. слоном. конем,

пешкой.

Дидактическое

задание "Мат или не мат".

Январь

1

Ничья

Формировать

представление

о

положении «пат»,

выделение отличий пата от

мата

Чтение сказки "Мат и пат

Рассказ о позициях «мат» и

«пат». Вариантах ничьей.

Примеры на пат. Дидактическое

задание "Пат или не пат»

Практическое занятие:

Динозавры играют в

шахматы, №9

2

Игра в парах

Закреплять знания детей

полученные на

предыдущих занятиях.

Воспитывать усидчивость,

внимательность точно

рассчитывать, правильные

ходы.

Практические упражнения.

3

Рокировка

Отрабатывать

практические навыки.

«Загадки из тетрадки». «Куда

идёт король»- чтение сказки

И.Сухина.

Практическое занятие:

Динозавры играют в шахматы,

занятие 8

Февраль

1

Тренировочн

ая шахматная

партия

Игра всеми фигурами.

Овладение элементарными

основами шахматной игры.

Воспитание морально -

волевых качеств ребят.

Практические навыки. Загадки

из тетрадки.

2

Эстафета

Закреплять умения

правильно и быстро

расставлять фигуры на

«исходную позицию

«называя вслух поля на

которые они ставятся.

3

Практические

навыки: мат

белыми в

один ход

Учить элементарным

основам шахматной игры.

Коллективный разбор

определенных ситуаций на

шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

4

Практически

с навыки:

лучший ход

чёрных

Учить элементарным

основам шахматной игры.

Коллективный разбор

определенных ситуаций на

Загадки из тетрадки.

шахматной доске.

Март

1

Шахматная

партия

Дать общие представления

и рекомендации о

принципах разыгрывания

дебюта. Игра всеми из

начального положения.

Игра всеми фигурами из

начального положения (без

пояснений о том, как лучше

начинать шахматную партию).

Дидактическая игра 'Два хода"

2

Шахматная

партия

Закрепление представлений

и рекомендации о

принципах

разыгрывания дебюта. Игра

всеми фигурами из

начального положения.

Демонстрация коротких партий.

Игра всеми фигурами из

начального положения.

3

Первые ходы

Упражнять в планировании

и

продумывании

первых

ходов, отмечая. Что очень

многое зависит от первых

шагов на игровом поле.

Игры в парах.

4

Эстафета

Закреплять умения

правильно и быстро

расставлять фигуры на

исходную позицию называя

вслух поля на которые они

ставятся.

Апрель

1

Практические

навыки: мат

белыми в

один ход

Учить элементарным

основам шахматной игры.

Коллективный разбор

определённых ситуаций на

шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

2

Практические

навыки:

лучший ход

белых

Учить элементарным

основам шахматной игры

Коллективный разбор

определённых ситуаций на

шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

3

Практические

навыки:

лучший ход

черных

Учить элементарным

основам шахматной игры.

Коллективный разбор

Загадки из тетрадки.

4

Практические

навыки:

«Грозный

ферзь» побей

все черные

фигуры,

забирая

каждым

Дать общее представление

и рекомендации о

принципах ситуаций на

шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

ходом по

фигуре

5

Шахматная

партия

Дать общие представления

и рекомендации о

принципах разыгрывания

дебюта. Игра всеми из

начального положения

Игра всеми фигурами из

начального положения (без

пояснений о том. как лучше

начинать шахматную партию).

Дидактическая игра "Два хода"

Май

1

Шахматная

партия

Закреплять представления и

рекомендации о принципах

разыгрывания дебюта. Игра

всеми фигурами из

начального положения.

Демонстрация коротких партий.

Игра всеми фигурами из

начального положения.

2

До свидания

шахматная

страна

Закреплять пройденный

материал. Вспомнить как

ходят фигуры, что такое

нотация, рокировка.

Игра.

3

Мониторинг.

4

Мониторинг.

Мониторинг обследования уровня развития

умений и навыков детей

Критерии уровней развития детей

Критери

и

Умения

Высокий:

Ребенок имеет представление о «шахмагной стране».

Умеет

пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и

правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и

называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные

фигуры, Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает

важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия

фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и

точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром

темпе.

У

ребёнка

развита

познавательная

активность,

логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта

предметов, умение соотносить количество и число. Развито

зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет

планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать

правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в

пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.

Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать

шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры

в различных положениях, уметь конструировать их из палочек

и различных частей, уметь использовать эти фигуры для

конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито

логическое мышление.

Средний

Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в

клеточку, в умении быстро и правильно находить поля,

вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает

название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их

отличия.

Путает

понятия

«равно»,

«неравно»,

«больше»,

«меньше». Путается в названии геометрических фигур, в

сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и

различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий

Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали

и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не

различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов

шахматных

фигур

и

их

отличия.

Не

имеет

понятие

«рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные

партии.

Пространственная среда

Помещение для обучения детей игре в шахматы расположено в корпусе №2

детского сада.

Наглядно-дидактические пособия:

Деревянные шашечные доски

Деревянные и пластмассовые шахматные фигуры

Шахматные часы

Раздаточный материал: комбинации, задачи

Устройства и предметы контроля знаний (перфокарты, персональные

карточки учета)

Наглядные средства обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, ACT, 2000.

2.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн

полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. -

Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

3.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя -

Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

4.

Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы

5.

М.Чандлер, X. Миллиган «Шахматы для детей», Москва 201 ]

6.

Дерябина С.Е. «Шахматы», учебник - тетрадь, первый год обучения

7.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика 1991

8.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране - М- Пом ату р,

2000.



В раздел образования