Автор: Афанасьева Юлия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Эльдикан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа по дополнительному образованию дошкольников "Шахматная страна"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 1
«Чебурашка»
Программа
по дополнительному образованию дошкольников
«Шахматная страна»
Руководитель :
Афанасьева Юлия Юрьевна
2020г
Содержание
1.
Пояснительная записка …………………………………………………..3
2.
Календарно-тематическое планирование………………………………..4
3.
Мониторинг обследования уровня развития детей……………………9
4.
Пространственная среда………………………………………………….10
5.
Список литературы……………………………………………………….11
Пояснительная записка
В настоящее время, когда весь мир иступил в эпоху компьютеров и
информационных
технологий,
особенно
большое
значение
приобретает
способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,
умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального
развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы,
воспитывает целеустремленность, терпение и характер. Увлекшись этой игрой,
маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка –
самокритичней. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и
превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные.
Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи
радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в
педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она
является действенным средством умственного развития и подготовки детей к
школе.
Цель программы:
расширить кругозор, пополнить знания, активизировать
мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости,
тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Форма проведения занятий: чтение сказок И.Г.Сухина, просмотр презентаций,
беседа с объяснением материала и показом позиций на доске: решение
шахматных задач, комбинаций и этюдов; дидактические игры и задания, игровые
упражнения, игра; тренировочные игры; решение задач, этюдов, соревнования,
турниры.
К завершению программы обучения дети должны знать:
1.
Шахматные термины: белое и черное поле, вертикаль, горизонталь,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат,
пат, ничья.
2.
Название шахматных фигур.
3.
Правила игры.
4.
Правила взятия каждой фигуры.
Должен уметь:
*
Ориентироваться на шахматной доске;
*
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушения шахматных правил;
*
Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
*
Правильно располагать фигуры перед игрой;
*
Уметь перемешать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
*
Решать простые шахматные задачи.
№ Тема
Программные задачи
Методические приемы
Сентябрь
1
Шахматная
доска
Познакомить
детей
с
шахматным
королевством.
Рассказать о том, что игра и
шахматы — увлекательная
игра. Заинтересовать детей
через
увлекательные
и
достоверные факты.
Рассказ
об
истории
шахмат,
чтение
отрывка
из
дидактической сказки «И стране
шахматных чудес» беседа по
содержанию сказки.
Просмотр презентации.
2.
Проспекты,
улицы.
переулки
шахматной
доски
Продолжать знакомить
детей с шахматной страной.
Формировть представления
о правилах размещения
шахматной доски между
партнерами, введение
понятия «горизонталь»,
«вертикаль», диагональ.
Показ, беседа.
Чтение сказки «Шахматная
беседка». И.Г. Сухина.
Практическое занятие:
Динозавры играют в шахматы
3.
Шахматные
фигуры
Познакомить с
шахматными фигурами;
развивать интерес к игре,
внимание
Чтение сказки «Чудесные
фигуры» Дидактические задания
и игры ; "Волшебный мешочек".
"Угадайка", "Секретная фигура",
"Угадай", "Что общего?’’
4.
Начальное
положение
Познакомить детей с
расстановкой фигур перед
шахматной партией.
Связью между
горизонталями,
вертикалями, диагоналями
и начальным положением
фигур. Правилами: "Ферзь
любит свои цвет"
Показ, объяснение.
Дидактические задания и игры
"Мешочек", "Да
и
нет", "Мяч".
Практическое занятие:
Динозавры играют шахматы
Октябрь
1.
Слон
Закрепить представления о
шахматной фигуре «слон».
Отработка практических
навыков.
Отгадывание
загадки
о
слоне.Ответы на вопросы
«Шахматной
шкатулки».
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых", "Один в поле воин",
"Кратчайший
путь"
Практическое
занятие
Динозавры играют в шахматы,
занятие №3
2.
Ладья
Познакомить с шахматной
фигурой «Ладья», местом
ладьи в начальном
положении, ходами.
Развивать внимание.
Чтение дидактической сказки "Я
- Ладья" Рассказ о месте ладьи в
начальном
положении.
Ход
ладьи.
Взятие.
Дидактические
задания
и
игры
"Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в
поле воин", "Кратчайший путь".
3
Ладья
Отрабатывать практические
навыками
Практические
упражнения.
Загадки
из
тетрадки.
Практическое
занятие:
Динозавры играют в шахматы,
занятие №2
4
Ферзь
Познакомить с шахматной
фигурой «Ферзь», местом
ферзя в начальном
положении, ходами ферзя,
взятием. Ввести понятия
«Ферзь - тяжелая фигура».
Чтение
дидактической
сказки
"Кони
черные
и
белые»
"Дидактические
игры
"Захват
контрольного
поля",
"Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение"
(ферзь
против
ферзя),
"Ограничение
подвижности"
Практическое
занятие:
Динозавры играют в шахматы,
№6.
Ноябрь
1
Конь
Познакомить с шахматной
фигурой «Конь», местом
ладьи в начальном
положении,
Рассказать и показать
сложность ходов коня. Ход
коня, взятие. Конь – легкая
фигура. Дидактические задачи
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Практическое занятие:
Динозавры играют в шахматы
№4.
2
Пешка «Ни
шагу назад!»
Познакомить с местом
пешки в начальном
положении, понятиями:
ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход
пешки, взятие. Взятие на
проходе. Превращение
пешки.
Чтение дидактической сказки
«Детский сад «Чудесная пешка».
Рассказ о пешке. Дидактические
задания «Лабиринт», «Один в
поле воин», д/и «Волшебный
мешочек»
3
Пешка
Продолжать знакомить
Дндактические задания иилння:
детей с пешкой. Научить
«сражаться пешками».
Поощрять стремление
высказывать свое мнение.
"Пepexитри
часовых","Сними
часовых",
"Атака
неприятельской
фигуры",
"Двойной
удар",
"Взятие",
"Защита",
"Выиграй
фигуру".
Дидактические
игры
"Захват
контрольного
поля"
Практическое
занятие:
Динозавры играют в
шахматы, занятие №5
4
Король
Показать, как ходит
король. Разучить правило
“Королей но уничтожают"
и что оно означает.
Развнвать внимание,
способность работать по
правилам, умение
мыслигь, находить
правильное решение.
отстаивать свое мнение.
Рассказ о месте короля короля в
начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не
бьют, но и под бой его
ставить нельзя.
Дидактические задання:
«Один в поле воин»,
"Кратчайший путь»
Практнческое занятне:
Дннозавры играют в
шахматы, занятие №7
Декабрь
1
Открытое
занятие для
родителей
«Азбука
шахматной
игры»
Закрепить знания детей
полученные
на
предыдущих занятиях.
Воспитывать
интерес
к
игре
в
шахматы,
усидчивость, владение
навыками
простейших
шахматных задач.
Подведение итогов.
Конспект ОД
2
Шах
Формировать
представление о позиции
«шах»
Развивать способность
думать, мыслить,
рассуждать и
анализировать.
Активизировать словарь.
Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита or шаха.
Дидактические задания "Шах
или не шах". "Дай шах", "Пять
шахов", "Защита от шаха".
3
Шах и
мат
Формировать
представления
о
комбинациях
«шах»,
«мат» («комбинация» и
«вилка» - двойной удар).
Практические упражнения.
4
Мат
Формировать
представления о том. что
мат - цель игры упражнение
Чтение сказки "До свидания,
Шахматная страна". Объяснение
нового материала:
мат
в определении шахматных
ситуаций.
ферзем, ладьей. слоном. конем,
пешкой.
Дидактическое
задание "Мат или не мат".
Январь
1
Ничья
Формировать
представление
о
положении «пат»,
выделение отличий пата от
мата
Чтение сказки "Мат и пат
Рассказ о позициях «мат» и
«пат». Вариантах ничьей.
Примеры на пат. Дидактическое
задание "Пат или не пат»
Практическое занятие:
Динозавры играют в
шахматы, №9
2
Игра в парах
Закреплять знания детей
полученные на
предыдущих занятиях.
Воспитывать усидчивость,
внимательность точно
рассчитывать, правильные
ходы.
Практические упражнения.
3
Рокировка
Отрабатывать
практические навыки.
«Загадки из тетрадки». «Куда
идёт король»- чтение сказки
И.Сухина.
Практическое занятие:
Динозавры играют в шахматы,
занятие 8
Февраль
1
Тренировочн
ая шахматная
партия
Игра всеми фигурами.
Овладение элементарными
основами шахматной игры.
Воспитание морально -
волевых качеств ребят.
Практические навыки. Загадки
из тетрадки.
2
Эстафета
Закреплять умения
правильно и быстро
расставлять фигуры на
«исходную позицию
«называя вслух поля на
которые они ставятся.
3
Практические
навыки: мат
белыми в
один ход
Учить элементарным
основам шахматной игры.
Коллективный разбор
определенных ситуаций на
шахматной доске.
Загадки из тетрадки.
4
Практически
с навыки:
лучший ход
чёрных
Учить элементарным
основам шахматной игры.
Коллективный разбор
определенных ситуаций на
Загадки из тетрадки.
шахматной доске.
Март
1
Шахматная
партия
Дать общие представления
и рекомендации о
принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми из
начального положения.
Игра всеми фигурами из
начального положения (без
пояснений о том, как лучше
начинать шахматную партию).
Дидактическая игра 'Два хода"
2
Шахматная
партия
Закрепление представлений
и рекомендации о
принципах
разыгрывания дебюта. Игра
всеми фигурами из
начального положения.
Демонстрация коротких партий.
Игра всеми фигурами из
начального положения.
3
Первые ходы
Упражнять в планировании
и
продумывании
первых
ходов, отмечая. Что очень
многое зависит от первых
шагов на игровом поле.
Игры в парах.
4
Эстафета
Закреплять умения
правильно и быстро
расставлять фигуры на
исходную позицию называя
вслух поля на которые они
ставятся.
Апрель
1
Практические
навыки: мат
белыми в
один ход
Учить элементарным
основам шахматной игры.
Коллективный разбор
определённых ситуаций на
шахматной доске.
Загадки из тетрадки.
2
Практические
навыки:
лучший ход
белых
Учить элементарным
основам шахматной игры
Коллективный разбор
определённых ситуаций на
шахматной доске.
Загадки из тетрадки.
3
Практические
навыки:
лучший ход
черных
Учить элементарным
основам шахматной игры.
Коллективный разбор
Загадки из тетрадки.
4
Практические
навыки:
«Грозный
ферзь» побей
все черные
фигуры,
забирая
каждым
Дать общее представление
и рекомендации о
принципах ситуаций на
шахматной доске.
Загадки из тетрадки.
ходом по
фигуре
5
Шахматная
партия
Дать общие представления
и рекомендации о
принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми из
начального положения
Игра всеми фигурами из
начального положения (без
пояснений о том. как лучше
начинать шахматную партию).
Дидактическая игра "Два хода"
Май
1
Шахматная
партия
Закреплять представления и
рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра
всеми фигурами из
начального положения.
Демонстрация коротких партий.
Игра всеми фигурами из
начального положения.
2
До свидания
шахматная
страна
Закреплять пройденный
материал. Вспомнить как
ходят фигуры, что такое
нотация, рокировка.
Игра.
3
Мониторинг.
4
Мониторинг.
Мониторинг обследования уровня развития
умений и навыков детей
Критерии уровней развития детей
Критери
и
Умения
Высокий:
Ребенок имеет представление о «шахмагной стране».
Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и
называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные
фигуры, Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает
важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия
фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и
точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром
темпе.
У
ребёнка
развита
познавательная
активность,
логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта
предметов, умение соотносить количество и число. Развито
зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет
планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать
правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в
пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать
шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры
в различных положениях, уметь конструировать их из палочек
и различных частей, уметь использовать эти фигуры для
конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито
логическое мышление.
Средний
Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в
клеточку, в умении быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает
название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их
отличия.
Путает
понятия
«равно»,
«неравно»,
«больше»,
«меньше». Путается в названии геометрических фигур, в
сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и
различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий
Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали
и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не
различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов
шахматных
фигур
и
их
отличия.
Не
имеет
понятие
«рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные
партии.
Пространственная среда
Помещение для обучения детей игре в шахматы расположено в корпусе №2
детского сада.
Наглядно-дидактические пособия:
Деревянные шашечные доски
Деревянные и пластмассовые шахматные фигуры
Шахматные часы
Раздаточный материал: комбинации, задачи
Устройства и предметы контроля знаний (перфокарты, персональные
карточки учета)
Наглядные средства обучения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, ACT, 2000.
2.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. -
Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
3.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя -
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
4.
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы
5.
М.Чандлер, X. Миллиган «Шахматы для детей», Москва 201 ]
6.
Дерябина С.Е. «Шахматы», учебник - тетрадь, первый год обучения
7.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика 1991
8.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране - М- Пом ату р,
2000.