Напоминание

Куб и его свойства


Автор: Шувалова Алена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №35
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: Методические материалы к уроку по практической геометрии
Тема: Куб и его свойства
Раздел: среднее образование





Назад




Конструкт урока

Учитель: Шувалова Алена Николаевна

Учебный предмет: наглядная геометрия с элементами конструирования

Класс: 5 класс

Автор УМК: И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика 5 класс»

Тема урока: Куб и его свойства

Тип занятия: открытие нового знания.

Цель:

сформировать представление о кубе и его свойствах, формировать способность к решению задач по

теме « Куб и его свойства», через применение математического моделирования, на основе рефлексии

собственной деятельности.

Задачи:

1)

продолжить формировать умение распознавать и называть прямоугольный параллелепипед и

отдельного его представителя - куб и его элементы (вершины, рёбра, грани, диагонали);

2)

продолжить формировать умение распознавать куб по его развёртке;

3)

помочь обучающимся изготовить куб из развёртки и самостоятельно применять алгоритм

конструирования моделей;

4)

дать возможность обучающимся привести примеры предметов из окружающего мира, имеющих

форму куба;

5)

продолжить

развивать

наглядно-образное

мышление

и

пространственные

представления,

устойчивость внимания, математической речи, уверенности в себе.

Оборудование: модель куба из бумаги и каркасная модель, готовые развёртки куба, канцелярские

принадлежности, бумага, ножницы, клей.

Учебник: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для

общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа

Предполагаемый результат

Формируемые УУД

Личностный результат:

готовность ученика целенаправленно

использовать знания в учении и

повседневной жизни для исследования

математической сущности предмета.

Предметный результат:

умения моделировать реальные

ситуации на языке математики;

умения исследовать построенные

модели с использованием аппарата

математики;

умения интерпретировать

полученный результат.

Метапредметный результат:

•способность контролировать свою

учебную деятельность;

•способность прогнозировать

результаты;

•умение публично предъявлять свои

образовательные результаты.

Личностные:

•установление учащимися связи

между целью учебной деятельности

и ее мотивом;

•планирование учебного сотрудничества.

•сличение способа действия и его

результата с заданным эталоном.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений

и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых

дополнений и корректив в способ действия

в случае расхождения эталона, реального

действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание

учащимся того, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осознание качества и

уровня усвоения.

Познавательные:

• выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости от

конкретных условий.

• Чтение и запись обыкновенных дробей

Коммуникативные:

•участвовать в коллективном

обсуждении проблем.

Планируемые образовательные

1

результаты:

Научатся:

Получат возможность научиться:

ЛИЧНОСТНЫЕ: готовность

учащихся к саморазвитию и умение

осознанно заниматься учебной

деятельностью.

ПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся

различают определения обыкновенной

дроби через деление и через доли;

читают и понимают тексты, ищут

необходимую информацию по тексту,

выбирают ответы на вопросы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)

учащиеся:

Личностные: умеют найти свою роль в

паре, оценить свою деятельность

Регулятивные: оценивают правильность

выполнения собственных действий и

действий своих одноклассников

Познавательные: используют средства,

необходимые для конкретного задания;

ориентируются на разнообразные

способы решения задач, выделяют

основную мысль в текстах, отбирают

необходимую информацию и наиболее

рационально определяют понятие.

Коммуникативнные: договариваются

при совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения

интересов, строят в коммуникации

индивидуальные и совместные

высказывания, контролируют действия

партнёров, умеют озвучивать действия

на уроке.

Основные понятия: параллелепипед, вершины , ребра , грани, модели

Технология: проблемного обучения.

Формы работы на уроке:

фронтальная;

в группах.

Программно-техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, электронная презентация учителя

Материалы: модели, задания группам, рабочие листы, рефлексивная карточка.

2

Ход урока

I.

Самоопределение к учебной деятельности.(мотивация на интерес)

Цель: создание комфортного микроклимата урока, включение обучающихся в учебную деятельность.

Учитель: Добрый день ребята! И уважаемые гости!( Презентация.)

Слайд №1

Возьмите рабочие листы и запишите дату

И классную работу. Сегодня урок будем работать в

рабочих листах,

где вы будете фиксировать информацию.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд №1( модель) Взять в руки

Рабочий лист.

Задание №1( слайд)

Внимательно рассмотрите изображение

на рабочих листах ( задание 1) выберите

название данного тела из списка правого

столбца и объясните свой выбор.

Слайд №2(кроссворд) ЗАПОЛНЯЙТЕ ПРО

СЕБЯ

Возьмите в руки цветной карандаш. Обведите

четырехугольник ДД

1

С

1

С и продолжите фразу:

1.Данный четырехугольник в прямоугольном

параллелепипеде называется …..(ГРАНЬЮ)

2.Выделим цветом точки А В С Д …

Данные точки называются….(ВЕРШИНЫ)

3.Грань выделенная в пункте №1 имеет форму

…. (ПРЯМОУГОЛЬНИКА)

4.Обведите ребра АВ и АД.

Построенная фигура называется …..(УГОЛ)

5.Осталось самостоятельно заполнить столбик

№5. И вы получили слово…(РЕБРО)

Сверим через документ –камеру

ЗАПОЛНЕНИЕ КРОССВОРДА.

Слайд №3 СКОЛЬКО РЕБЕР У

ПРЯМОУГОЛЬНОГО

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА?

А какой они длины?

Как называют ребра разной длины, исходящие

из одной вершины?

(ЗАПОЛНИ РАБОЧИЙ ЛИСТ)

5. ГРУППЫ !! 3 минуты

В рабочих листах прочитайте текст и

определите : какой текст наиболее полно

описывает геометрическое тело, о котором мы

говорим?

1.Многогранник, у которого все грани равны

2. Многогранник, у которого все ребра равны

3. Многогранник, у которого все углы равны

4. Многогранник, у которого все грани

прямоугольники

Отвечают на вопросы:

выбирают

- «прямоугольный параллелепипед» и

« многогранник» спрашиваю, что выбрано и

почему

1.грань

2. вершина

3. прямоугольник

4.угол

5.ребро

ПОКАЗЫВАЮТ НА МОДЕЛЯХ

проверяют

12 ребер, по четыре равных ребра

ИЗМЕРЕНИЯ

Говорить на одном математическом языке

Формулировать определение прямоугольного

параллелепипеда

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Прямоугольный

параллелепипед – это параллелепипед, у

которого все грани прямоугольники.

оно самое полное

3

А есть ли у вас на столах еще модель тела

удовлетворяющего этому описанию, и как она

называется? КУБ

Итак,

сформулируйте тему урока

Слайд №4

КАК МЫ БУДЕМ ДВИГАТЬСЯ К НАШНЙ

ЦЕЛИ?

Слайд №5 что изображено на слайде?

Развертка

Что такое развертка куба?

Из чего состоит развертка куба?

Работаем с заданием №5

Задание: посмотрите сюжет и обведите те

развертки которые увидете на экране

Видео .

Паркет

Какие развертки увидела …. Группа?

Есть ли развертки которые нельзя

свернуть ? Гипотеза—7 и 4

да это куб…

Куб и его свойства

.

?

Развертка куба

- Это много угольник из которого можно

свернуть куб.

- Из 6 квадратов

Состоит из 6 квадратов

2, 8, 9

Проверьте гипотезу экспериментально

(розовый пакет) ИНСТРУКЦИЯ

Развертки

II.

Мотивация и постановка учебной задачи

Цель: создание проблемной ситуации через анализ предложенных примеров.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Как вы считаете ? Во что может свернуться

Латинский крест

Тогда посмотрите сюжет (развертка)

В КУБ

ПИРАМИДА тема старших классов

решают задачи

-выполняют задание учителя

МЫ говорили о теории . а сейчас проявите

свои конструкторские способности и

создайте модели куба

Получают задание

Работают в группах

Результат: обучающиеся формулируют алгоритм работы с графической моделью обыкновенных

дробей.

III.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: использование ранее изученного для определения типа задачи и алгоритма ее решения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- У вас на столах лежат пакеты, прочтите

задание, приступайте к выполнению.

Время выполнения задания 7 мин.

.

проверим что получилось.

Группы отчитываются

Результат: понимание обучающимися значимости полученных выводов и проделанной работы.

IV.

Включение в систему знаний

Цель: закрепление ранее изученного

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

4

Результат: обучающиеся ознакомились с

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ребята посмотрите на выставку наших

моделей. Перед нами:

-каркасная модель;

-творческий куб;

-виртуальный куб;

-склеенная развертка;

Какие разные у нас кубы неправда ли?

Но есть ли у них общее?

Имеют разный цвет , выполнены из

различных материалов,

но

- да, у всех кубов есть общее свойства

Представители групп читают главное

задание:

Постройте модель куба, пользуясь…

и попробуйте сформулировать его

свойства.

Если возникают затруднения, то

появляется подсказка - символ сова:

-что можно сказать о ребрах куба;

-что можно сказать о гранях куба

- что можно сказать о

Представитель группы выходит и

представляет работу своей группы.

Отвечает на вопросы (свойства)

- все ребра куба равны

- ребер всего 12

- любой куб- это прямоугольный

параллелепипед

- грани куба- квадраты

- граней всего 6

Свойства

Куб- прямоугольный параллелепипед, у

которого все грани-квадраты

Или

многогранник у которого все шесть граней

квадраты

или правильный многогранник у которого все

шесть граней квадраты

Домашнее задание

V.

Цель: комментарий, выполнения домашнего задания, для устранения трудностей при

выполнении.

СЛАЙД № 20

В рабочих листах: - сконструировать определение куба;

- дополнить свойства куба;

- построить куб с ребром 3 см.

VII. Рефлексия (итог урока)

Цель: развитие у обучающихся умения выделять ключевые моменты своей деятельности как целого

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ребята! Мы познакомились со свойствами

куба. Скажите пожалуйста где могут

пригодиться эти знания о кубе и его

свойствах

Несколько слайдов:

Куб-дом

Куб-чайник

Кубик-рубик (головоломка)

Рефлексия деятельности:

5

КУБ имеет:

12 ребер

6 граней

8 вершин

Объем куба находят по

формуле: V= a

3

Площадь полной

поверхности куба—по

формуле

S=6a

3

ГДЕ

a–

ДЛИНА РЕБРА КУБА

Учитель просит каждого прикрепить на грани куба с предложением стикер.

Предложения, которые написаны на доске на гранях куба:

1.

Было трудно, но я смог выполнить задание…

2.

Было интересно, хочу изучать тему дальше…

3.

У меня остались вопросы поданной теме…

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Спасибо за работу!

Занятие окончено.

Приклеивают стикеры

на грани куба.

6

Задания по группам

Группа №1. «Виртуальная модель куба»

Прочитайте задание. Выполните по шагам.

1. Включите ноутбук. ( если он отсутствует, подойдите к

компьютеру учителя и выполните задание на нем)

2. Зайдите в офис Microsoft.

3. Создайте документ на рабочем столе.

4. Зайдите во вкладку «Вставка», раздел «Фигуры»,

«Основные фигуры»

5. Найдите чертеж, соответствующий кубу и вставьте в

документ.

6. Выполните «Заливку цветом»

7. Сохраните документ.

Постройте ответ по плану:

Мы сконструировали виртуальный куб.

Увидели следующие свойства:

1……..

2…….

7

Группа №2. «Каркасная модель куба»

Прочитайте задание. Выполните по шагам.

1.Возьмите необходимое количество деревянных шпажек

и пластилин.

2. Соберите каркас модели куба как на чертеже.

Постарайтесь сформулировать свойства куба

-------------------------------------------------------------------------

Постройте ответ по плану:

Мы сконструировали куб из--------------------------------.

Увидели следующие свойства:

1……..

2…….

8

Группа №3. «Конструкторская модель куба»

Прочитайте задание. Выполните по шагам.

1.Продолжите сборку начатой конструкции по образцу

2. Используйте отвертку и гаечный ключ для сборки

3. Если последняя грань будет крепиться плохо,

используйте внешний крепеж или магнит.

Постарайтесь сформулировать свойства куба

--------------------------------------------------------------------

Постройте ответ по плану:

Мы сконструировали куб из-----------------------

Увидели следующие свойства:

1……..

2…….

9

Группа №4. «Лего- модель куба»

Прочитайте задание. Выполните по шагам.

Соберите части конструктора:

четыре слоя по три « кирпичика».

Не торопитесь, не давите на детали,

чтобы не сломать

Постарайтесь сформулировать свойства куба

-------------------------------------------------------------------------

Постройте ответ по плану:

Мы сконструировали куб из--------------------------

Увидели следующие свойства:

1……..

2…….

10

Группа №5. «Развертка цветного куба»

Прочитайте задание. Выполните по шагам.

1.Посмотрите на картинку

2. Рассмотрите развертку

3.Выберите куб, который соответствует рисунку развертки.

4.Проверьте правильность выбора с помощью склеивания

развертки

Постарайтесь сформулировать свойства куба

-------------------------------------------------------------------------

Постройте ответ по плану:

Мы сконструировали куб из---------------------------------.

Увидели следующие свойства:

1……..

2…….

11

Группа №6. «Развертки куба»

Прочитайте задание. Выполните по шагам.

Из предложенных разверток выберите те , из которых

возможно сложить куб.

Свой выбор подтвердите склеенной моделью.

------------------------------------------------------------------

Постарайтесь сформулировать свойства куба

-------------------------------------------------------------------------

Постройте ответ по плану:

Мы сконструировали куб из------------------------

Увидели следующие свойства:

1……..

2…….

12

Рабочий лист ДАТА:

Ф.И.

1.

B

C

A D

o

Конус

o

Пирамида

o

Сфера

o

Прямоугольный

параллелепипед

o

Цилиндр

o

Многогранник

2.

5.

1.

Г

Р

А

Н

Ь

2.

В

Е

Р

Ш

И

Н

А

Б

3.

П

Р

Я

М

О

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

4.

У

Г

О

Л

1.

DD

1

С

1

С

2.

А В С D

3.

Каждая грань…

4.

Основной элемент

5.

Исходит из

вершины…

(по вертикали)

3.

Длина,

ширина, высота

м

е

р

4.

Прямоугольный параллелепипед

это…

А. Многогранник, у

которого все грани равны

Б. Многогранник, у

которого все ребра равны

В. Многогранник, у

которого все углы равны

Г. Многогранник, у

которого все грани

прямоугольники

7.

Видео-сюжет

Какие из фигур не могут

быть развертками куба?

http

://

etudes

.

ru

/

13

интересные сюжеты

6.

Куб это…

1.

Прямоугольный параллелепипед

2.

Прямоугольный параллелепипед,

у которого…

3.

Прямоугольный параллелепипед,

у которого…

7.Основные свойства куба

1.

2.

3.

4.

8.Чертеж куба с ребром 3см

9.

а) Было трудно, но я смог

выполнить задание…

б) Было интересно, хочу

изучать тему дальше…

в) У меня остались вопросы

поданной теме…

14

15



В раздел образования