Автор: Шувалова Алена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №35
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: Методические материалы к уроку по практической геометрии
Тема: Куб и его свойства
Раздел: среднее образование
Конструкт урока
Учитель: Шувалова Алена Николаевна
Учебный предмет: наглядная геометрия с элементами конструирования
Класс: 5 класс
Автор УМК: И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика 5 класс»
Тема урока: Куб и его свойства
Тип занятия: открытие нового знания.
Цель:
сформировать представление о кубе и его свойствах, формировать способность к решению задач по
теме « Куб и его свойства», через применение математического моделирования, на основе рефлексии
собственной деятельности.
Задачи:
1)
продолжить формировать умение распознавать и называть прямоугольный параллелепипед и
отдельного его представителя - куб и его элементы (вершины, рёбра, грани, диагонали);
2)
продолжить формировать умение распознавать куб по его развёртке;
3)
помочь обучающимся изготовить куб из развёртки и самостоятельно применять алгоритм
конструирования моделей;
4)
дать возможность обучающимся привести примеры предметов из окружающего мира, имеющих
форму куба;
5)
продолжить
развивать
наглядно-образное
мышление
и
пространственные
представления,
устойчивость внимания, математической речи, уверенности в себе.
Оборудование: модель куба из бумаги и каркасная модель, готовые развёртки куба, канцелярские
принадлежности, бумага, ножницы, клей.
Учебник: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для
общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа
Предполагаемый результат
Формируемые УУД
Личностный результат:
готовность ученика целенаправленно
использовать знания в учении и
повседневной жизни для исследования
математической сущности предмета.
Предметный результат:
умения моделировать реальные
ситуации на языке математики;
умения исследовать построенные
модели с использованием аппарата
математики;
умения интерпретировать
полученный результат.
Метапредметный результат:
•способность контролировать свою
учебную деятельность;
•способность прогнозировать
результаты;
•умение публично предъявлять свои
образовательные результаты.
Личностные:
•установление учащимися связи
между целью учебной деятельности
и ее мотивом;
•планирование учебного сотрудничества.
•сличение способа действия и его
результата с заданным эталоном.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в способ действия
в случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения.
Познавательные:
• выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
• Чтение и запись обыкновенных дробей
Коммуникативные:
•участвовать в коллективном
обсуждении проблем.
Планируемые образовательные
1
результаты:
Научатся:
Получат возможность научиться:
ЛИЧНОСТНЫЕ: готовность
учащихся к саморазвитию и умение
осознанно заниматься учебной
деятельностью.
ПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся
различают определения обыкновенной
дроби через деление и через доли;
читают и понимают тексты, ищут
необходимую информацию по тексту,
выбирают ответы на вопросы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)
учащиеся:
Личностные: умеют найти свою роль в
паре, оценить свою деятельность
Регулятивные: оценивают правильность
выполнения собственных действий и
действий своих одноклассников
Познавательные: используют средства,
необходимые для конкретного задания;
ориентируются на разнообразные
способы решения задач, выделяют
основную мысль в текстах, отбирают
необходимую информацию и наиболее
рационально определяют понятие.
Коммуникативнные: договариваются
при совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения
интересов, строят в коммуникации
индивидуальные и совместные
высказывания, контролируют действия
партнёров, умеют озвучивать действия
на уроке.
Основные понятия: параллелепипед, вершины , ребра , грани, модели
Технология: проблемного обучения.
Формы работы на уроке:
фронтальная;
в группах.
Программно-техническое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, электронная презентация учителя
Материалы: модели, задания группам, рабочие листы, рефлексивная карточка.
2
Ход урока
I.
Самоопределение к учебной деятельности.(мотивация на интерес)
Цель: создание комфортного микроклимата урока, включение обучающихся в учебную деятельность.
Учитель: Добрый день ребята! И уважаемые гости!( Презентация.)
Слайд №1
Возьмите рабочие листы и запишите дату
И классную работу. Сегодня урок будем работать в
рабочих листах,
где вы будете фиксировать информацию.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Слайд №1( модель) Взять в руки
Рабочий лист.
Задание №1( слайд)
Внимательно рассмотрите изображение
на рабочих листах ( задание 1) выберите
название данного тела из списка правого
столбца и объясните свой выбор.
Слайд №2(кроссворд) ЗАПОЛНЯЙТЕ ПРО
СЕБЯ
Возьмите в руки цветной карандаш. Обведите
четырехугольник ДД
1
С
1
С и продолжите фразу:
1.Данный четырехугольник в прямоугольном
параллелепипеде называется …..(ГРАНЬЮ)
2.Выделим цветом точки А В С Д …
Данные точки называются….(ВЕРШИНЫ)
3.Грань выделенная в пункте №1 имеет форму
…. (ПРЯМОУГОЛЬНИКА)
4.Обведите ребра АВ и АД.
Построенная фигура называется …..(УГОЛ)
5.Осталось самостоятельно заполнить столбик
№5. И вы получили слово…(РЕБРО)
Сверим через документ –камеру
ЗАПОЛНЕНИЕ КРОССВОРДА.
Слайд №3 СКОЛЬКО РЕБЕР У
ПРЯМОУГОЛЬНОГО
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА?
А какой они длины?
Как называют ребра разной длины, исходящие
из одной вершины?
(ЗАПОЛНИ РАБОЧИЙ ЛИСТ)
5. ГРУППЫ !! 3 минуты
В рабочих листах прочитайте текст и
определите : какой текст наиболее полно
описывает геометрическое тело, о котором мы
говорим?
1.Многогранник, у которого все грани равны
2. Многогранник, у которого все ребра равны
3. Многогранник, у которого все углы равны
4. Многогранник, у которого все грани
прямоугольники
Отвечают на вопросы:
выбирают
- «прямоугольный параллелепипед» и
« многогранник» спрашиваю, что выбрано и
почему
1.грань
2. вершина
3. прямоугольник
4.угол
5.ребро
ПОКАЗЫВАЮТ НА МОДЕЛЯХ
проверяют
12 ребер, по четыре равных ребра
ИЗМЕРЕНИЯ
Говорить на одном математическом языке
Формулировать определение прямоугольного
параллелепипеда
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Прямоугольный
параллелепипед – это параллелепипед, у
которого все грани прямоугольники.
оно самое полное
3
А есть ли у вас на столах еще модель тела
удовлетворяющего этому описанию, и как она
называется? КУБ
Итак,
сформулируйте тему урока
Слайд №4
КАК МЫ БУДЕМ ДВИГАТЬСЯ К НАШНЙ
ЦЕЛИ?
Слайд №5 что изображено на слайде?
Развертка
Что такое развертка куба?
Из чего состоит развертка куба?
Работаем с заданием №5
Задание: посмотрите сюжет и обведите те
развертки которые увидете на экране
Видео .
Паркет
Какие развертки увидела …. Группа?
Есть ли развертки которые нельзя
свернуть ? Гипотеза—7 и 4
да это куб…
Куб и его свойства
.
?
Развертка куба
- Это много угольник из которого можно
свернуть куб.
- Из 6 квадратов
Состоит из 6 квадратов
2, 8, 9
Проверьте гипотезу экспериментально
(розовый пакет) ИНСТРУКЦИЯ
Развертки
II.
Мотивация и постановка учебной задачи
Цель: создание проблемной ситуации через анализ предложенных примеров.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Как вы считаете ? Во что может свернуться
Латинский крест
Тогда посмотрите сюжет (развертка)
В КУБ
ПИРАМИДА тема старших классов
решают задачи
-выполняют задание учителя
МЫ говорили о теории . а сейчас проявите
свои конструкторские способности и
создайте модели куба
Получают задание
Работают в группах
Результат: обучающиеся формулируют алгоритм работы с графической моделью обыкновенных
дробей.
III.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: использование ранее изученного для определения типа задачи и алгоритма ее решения.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- У вас на столах лежат пакеты, прочтите
задание, приступайте к выполнению.
Время выполнения задания 7 мин.
.
проверим что получилось.
Группы отчитываются
Результат: понимание обучающимися значимости полученных выводов и проделанной работы.
IV.
Включение в систему знаний
Цель: закрепление ранее изученного
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
4
Результат: обучающиеся ознакомились с
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Ребята посмотрите на выставку наших
моделей. Перед нами:
-каркасная модель;
-творческий куб;
-виртуальный куб;
-склеенная развертка;
Какие разные у нас кубы неправда ли?
Но есть ли у них общее?
Имеют разный цвет , выполнены из
различных материалов,
но
- да, у всех кубов есть общее свойства
Представители групп читают главное
задание:
Постройте модель куба, пользуясь…
и попробуйте сформулировать его
свойства.
Если возникают затруднения, то
появляется подсказка - символ сова:
-что можно сказать о ребрах куба;
-что можно сказать о гранях куба
- что можно сказать о
Представитель группы выходит и
представляет работу своей группы.
Отвечает на вопросы (свойства)
- все ребра куба равны
- ребер всего 12
- любой куб- это прямоугольный
параллелепипед
- грани куба- квадраты
- граней всего 6
Свойства
Куб- прямоугольный параллелепипед, у
которого все грани-квадраты
Или
многогранник у которого все шесть граней
квадраты
или правильный многогранник у которого все
шесть граней квадраты
Домашнее задание
V.
Цель: комментарий, выполнения домашнего задания, для устранения трудностей при
выполнении.
СЛАЙД № 20
В рабочих листах: - сконструировать определение куба;
- дополнить свойства куба;
- построить куб с ребром 3 см.
VII. Рефлексия (итог урока)
Цель: развитие у обучающихся умения выделять ключевые моменты своей деятельности как целого
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Ребята! Мы познакомились со свойствами
куба. Скажите пожалуйста где могут
пригодиться эти знания о кубе и его
свойствах
Несколько слайдов:
Куб-дом
Куб-чайник
Кубик-рубик (головоломка)
Рефлексия деятельности:
5
КУБ имеет:
12 ребер
6 граней
8 вершин
Объем куба находят по
формуле: V= a
3
Площадь полной
поверхности куба—по
формуле
S=6a
3
ГДЕ
a–
ДЛИНА РЕБРА КУБА
Учитель просит каждого прикрепить на грани куба с предложением стикер.
Предложения, которые написаны на доске на гранях куба:
1.
Было трудно, но я смог выполнить задание…
2.
Было интересно, хочу изучать тему дальше…
3.
У меня остались вопросы поданной теме…
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Спасибо за работу!
Занятие окончено.
Приклеивают стикеры
на грани куба.
6
Задания по группам
Группа №1. «Виртуальная модель куба»
Прочитайте задание. Выполните по шагам.
1. Включите ноутбук. ( если он отсутствует, подойдите к
компьютеру учителя и выполните задание на нем)
2. Зайдите в офис Microsoft.
3. Создайте документ на рабочем столе.
4. Зайдите во вкладку «Вставка», раздел «Фигуры»,
«Основные фигуры»
5. Найдите чертеж, соответствующий кубу и вставьте в
документ.
6. Выполните «Заливку цветом»
7. Сохраните документ.
Постройте ответ по плану:
Мы сконструировали виртуальный куб.
Увидели следующие свойства:
1……..
2…….
7
Группа №2. «Каркасная модель куба»
Прочитайте задание. Выполните по шагам.
1.Возьмите необходимое количество деревянных шпажек
и пластилин.
2. Соберите каркас модели куба как на чертеже.
Постарайтесь сформулировать свойства куба
-------------------------------------------------------------------------
Постройте ответ по плану:
Мы сконструировали куб из--------------------------------.
Увидели следующие свойства:
1……..
2…….
8
Группа №3. «Конструкторская модель куба»
Прочитайте задание. Выполните по шагам.
1.Продолжите сборку начатой конструкции по образцу
2. Используйте отвертку и гаечный ключ для сборки
3. Если последняя грань будет крепиться плохо,
используйте внешний крепеж или магнит.
Постарайтесь сформулировать свойства куба
--------------------------------------------------------------------
Постройте ответ по плану:
Мы сконструировали куб из-----------------------
Увидели следующие свойства:
1……..
2…….
9
Группа №4. «Лего- модель куба»
Прочитайте задание. Выполните по шагам.
Соберите части конструктора:
четыре слоя по три « кирпичика».
Не торопитесь, не давите на детали,
чтобы не сломать
Постарайтесь сформулировать свойства куба
-------------------------------------------------------------------------
Постройте ответ по плану:
Мы сконструировали куб из--------------------------
Увидели следующие свойства:
1……..
2…….
10
Группа №5. «Развертка цветного куба»
Прочитайте задание. Выполните по шагам.
1.Посмотрите на картинку
2. Рассмотрите развертку
3.Выберите куб, который соответствует рисунку развертки.
4.Проверьте правильность выбора с помощью склеивания
развертки
Постарайтесь сформулировать свойства куба
-------------------------------------------------------------------------
Постройте ответ по плану:
Мы сконструировали куб из---------------------------------.
Увидели следующие свойства:
1……..
2…….
11
Группа №6. «Развертки куба»
Прочитайте задание. Выполните по шагам.
Из предложенных разверток выберите те , из которых
возможно сложить куб.
Свой выбор подтвердите склеенной моделью.
------------------------------------------------------------------
Постарайтесь сформулировать свойства куба
-------------------------------------------------------------------------
Постройте ответ по плану:
Мы сконструировали куб из------------------------
Увидели следующие свойства:
1……..
2…….
12
Рабочий лист ДАТА:
Ф.И.
1.
B
C
A D
o
Конус
o
Пирамида
o
Сфера
o
Прямоугольный
параллелепипед
o
Цилиндр
o
Многогранник
2.
5.
1.
Г
Р
А
Н
Ь
2.
В
Е
Р
Ш
И
Н
А
Б
3.
П
Р
Я
М
О
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
К
4.
У
Г
О
Л
1.
DD
1
С
1
С
2.
А В С D
3.
Каждая грань…
4.
Основной элемент
5.
Исходит из
вершины…
(по вертикали)
3.
Длина,
ширина, высота
м
е
р
4.
Прямоугольный параллелепипед
это…
А. Многогранник, у
которого все грани равны
Б. Многогранник, у
которого все ребра равны
В. Многогранник, у
которого все углы равны
Г. Многогранник, у
которого все грани
прямоугольники
7.
Видео-сюжет
Какие из фигур не могут
быть развертками куба?
http
://
etudes
.
ru
/
13
интересные сюжеты
6.
Куб это…
1.
Прямоугольный параллелепипед
2.
Прямоугольный параллелепипед,
у которого…
3.
Прямоугольный параллелепипед,
у которого…
7.Основные свойства куба
1.
2.
3.
4.
…
8.Чертеж куба с ребром 3см
9.
а) Было трудно, но я смог
выполнить задание…
б) Было интересно, хочу
изучать тему дальше…
в) У меня остались вопросы
поданной теме…
14
15