Автор: Касимова Разина Адигамовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ с. Ямансаз"
Населённый пункт: с. Ямансаз
Наименование материала: Разработка урока литературы в 6 классе
Тема: "Сказание о белгородском киселе"
Раздел: среднее образование
Разработка урока литературы в 6 классе по произведению
«Сказание о белгородском киселе»
Цели урока
Образовательные: дать представление о древнерусской
литературе, дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием
“Сказания о белгородском киселе”.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать,
сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развивать навыки
самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию,
развивать творческие способности и образное мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к книге;
воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны;
формировать интерес к литературе.
Ход урока.
1) Оргмомент.
2) Введение в тему.
Слово учителя: “Возникновение древнерусской литературы”. (По
прослушивании сообщения учащиеся записывают в тетради условия
возникновения древнерусской литературы). Историю русской
литературы принято делить на две части: древнюю русскую
литературу – от начала ее по XVII в. И новую русскую литературу –
начиная с XVIII в.
Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое
развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в
истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее
возникновение, связана с созданием древнерусского государства –
Киевской Рус
и
. По своим размерам и значению оно заняло одно из
первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению
этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей
Киевской Руси.
Время появления письменности у русского народа пока точно не
установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она
пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали
накапливаться материалы, опровергающие такое представление.
Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным
в виде простейших знаков
.
Важной причиной возникновения литературы явилось принятие
христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие,
которое позволило молодому государству познакомиться с богатой
славяно-византийской культурой. После принятия христианства много
книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и
Византийским священникам и их русским ученикам надо было
перевести и переписать книги, необходимые для молодого
государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский
и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла
использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу.
Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием,
болгарскими просветителям
и
. Этот алфавит принят в современном
русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из
условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через
него в литературу проникла народная идеология.
Вопрос.
- Какие условия возникновения древнерусской литературы вы
записали?
– Что представляли собой первые книги?
– Как читали книги люди Древней Руси?
– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской
литературы? Приведите примеры.
Слово учителя. В древнерусской литературе центральное место
занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков
(с XI по XVIII век). “Полное собрание русских летописей”, изданное
Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская
литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием
в основном занимались монахи, специально к этому делу
приставленные и прошедшие особую выучку под руководством
мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или
епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял,
что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не
нравится (“нелепо кому видится”).
В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть
временных лет”. Это древний летописный свод, составленный
Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был
дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция
картины Васнецова “Нестор-летописец”.
Работа с иллюстрацией.
– Как изображен летописец?
– Какова главная мысль этой картины?
– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе
“учения книжного”?
3) Чтение учителем «Сказание о Белгородском киселе».
-Понравилось вам «Сказание…»?
-В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский
город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в
993 году.
Словарная работа.
-Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)
-Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских
степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на
Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом
Мудрым.
Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или
круглым дном, расширяющимся кверху.
Восвояси – к себе домой.
Беседа по тексту сказания.
-Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное
историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города
печенегами.)
-Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод
сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен
печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
-Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы
сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
-Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться
врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою
честь, честь города.)
-В чем заключался план спасения города мудрым старцем?
-Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от
земли»?
-Что прославляет летописец?
Задание к тексту.
Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.
С какой интонацией надо читать начало сказания?
С какой интонацией надо читать концовку сказания?
Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные
моменты сказания.
4) Подведение итогов. Рефлексия.
- Чем интересны летописные сказания современному читателю?
- Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от
самых древних времен?
5) Домашнее задание.
Ответить письменно на вопрос : «Чем интересно современному
читателю «Сказание о белгородском киселе»?