Напоминание

"Сказание о белгородском киселе"


Автор: Касимова Разина Адигамовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ с. Ямансаз"
Населённый пункт: с. Ямансаз
Наименование материала: Разработка урока литературы в 6 классе
Тема: "Сказание о белгородском киселе"
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока литературы в 6 классе по произведению

«Сказание о белгородском киселе»

Цели урока

Образовательные: дать представление о древнерусской

литературе, дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием

“Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать,

сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развивать навыки

самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию,

развивать творческие способности и образное мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к книге;

воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны;

формировать интерес к литературе.

Ход урока.

1) Оргмомент.

2) Введение в тему.

Слово учителя: “Возникновение древнерусской литературы”. (По

прослушивании сообщения учащиеся записывают в тетради условия

возникновения древнерусской литературы). Историю русской

литературы принято делить на две части: древнюю русскую

литературу – от начала ее по XVII в. И новую русскую литературу –

начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое

развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в

истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее

возникновение, связана с созданием древнерусского государства –

Киевской Рус

и

. По своим размерам и значению оно заняло одно из

первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению

этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей

Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не

установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она

пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали

накапливаться материалы, опровергающие такое представление.

Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным

в виде простейших знаков

.

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие

христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие,

которое позволило молодому государству познакомиться с богатой

славяно-византийской культурой. После принятия христианства много

книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и

Византийским священникам и их русским ученикам надо было

перевести и переписать книги, необходимые для молодого

государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский

и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла

использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу.

Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием,

болгарскими просветителям

и

. Этот алфавит принят в современном

русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из

условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через

него в литературу проникла народная идеология.

Вопрос.

- Какие условия возникновения древнерусской литературы вы

записали?

– Что представляли собой первые книги?

– Как читали книги люди Древней Руси?

– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской

литературы? Приведите примеры.

Слово учителя. В древнерусской литературе центральное место

занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков

(с XI по XVIII век). “Полное собрание русских летописей”, изданное

Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская

литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием

в основном занимались монахи, специально к этому делу

приставленные и прошедшие особую выучку под руководством

мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или

епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял,

что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не

нравится (“нелепо кому видится”).

В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть

временных лет”. Это древний летописный свод, составленный

Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был

дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция

картины Васнецова “Нестор-летописец”.

Работа с иллюстрацией.

– Как изображен летописец?

– Какова главная мысль этой картины?

– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе

“учения книжного”?

3) Чтение учителем «Сказание о Белгородском киселе».

-Понравилось вам «Сказание…»?

-В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский

город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в

993 году.

Словарная работа.

-Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)

-Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских

степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на

Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом

Мудрым.

Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или

круглым дном, расширяющимся кверху.

Восвояси – к себе домой.

Беседа по тексту сказания.

-Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное

историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города

печенегами.)

-Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод

сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен

печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

-Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы

сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

-Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться

врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою

честь, честь города.)

-В чем заключался план спасения города мудрым старцем?

-Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от

земли»?

-Что прославляет летописец?

Задание к тексту.

Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.

С какой интонацией надо читать начало сказания?

С какой интонацией надо читать концовку сказания?

Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные

моменты сказания.

4) Подведение итогов. Рефлексия.

- Чем интересны летописные сказания современному читателю?

- Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от

самых древних времен?

5) Домашнее задание.

Ответить письменно на вопрос : «Чем интересно современному

читателю «Сказание о белгородском киселе»?



В раздел образования