Напоминание

"Технология «синквейн» для развития речи старших дошкольников"


Автор: Кириллова Альбина Фуатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №69"
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология «синквейн» для развития речи старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология «синквейн» для развития речи старших

дошкольников

В современном мире активно происходят процессы

модернизации образования. Современная

дошкольная педагогика

не

может оставаться в стороне от происходящих процессов.

Речь

– важнейшее

средство общения и

вершина познавательных

процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому

речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу

педагогической деятельности.

Сегодня существует множество технологий и методов, которые

позволяют

активизировать

познавательную

деятельность

и

способствуют развитию речи, одной из таких технологий является синквейн.

Актуальность использования синквейна объясняется тем, что прежде

всего:

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- развивает речь, память, внимание, мышление;

- используется для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом;

Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов,

который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных

способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи

дошкольников.

Опора

на

личностно-ориентированный,

системно-

деятельностный,

комплексный

и

дифференцированный

подходы

соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Синквейн

с французского языка переводится как «пять строк»,

пятистрочная строфа стихотворения.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из

5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

Первая строка

(вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из

одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь.

Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы:

кто? что?

Вторая строка – два слова, которые описывают свойства и признаки

этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи -

чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая?

какое? какие?

Третья строка

– состоит из трёх слов глаголов или деепричастий,

описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что

делают?

Четвёртая

строка

четыре

слова;

ребенок

выражает

уже

непосредственно

свое

мнение

о

затронутой

теме.

Это

фраза

или

предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант,

когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для

выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором

говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Пример синквейна.

Ёлочка

Новогодняя, зелёная

Радует, сверкает, растёт

Ёлочка сверкает красивыми огоньками

Праздник

Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им

тем («Игрушки», «Фрукты», «Семья»…).

Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы, если

ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке

(тётя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому

(женщина, мама; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый

требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также

называть признаки предметов, действия предметов…

Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый

называет несколько признаков к одному предмету (круглый, красный,

сочный). Ребенок называет предмет (помидор). Затем наоборот,

ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям

(костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).

Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.

Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать,

создают

устные

сочинения

с

опорой

на

схему

или

зарисовывают

карандашом.

В конце работы дети должны прочитать или рассказать о том, что

они составили.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использовании-

ем слов и фраз, входящих в состав последнего).

2.Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного

синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн

без указания темы, первой строки – на основе существующих строк

необходимо ее определить).

4.Можно использовать синквейн:

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

1.Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза – символ России.

5. Дерево.

- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению

грамоте;

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5.Речь.

- на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,

придумать рассказ;

1.

Заяц.

2.Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он

боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца.

Зимой диким животным жить трудно.

5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто

назовет больше нужных слов…».

6.Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать

синквейны и оценивать их).

Таким образом, при использовании технологии синквейна, он восринимается

детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение,

согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении

результата

и

закреплении

его,

облегчении

усвоения

понятий

и

их

содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли,

подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.



В раздел образования