Автор: Кириллова Альбина Фуатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №69"
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология «синквейн» для развития речи старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Технология «синквейн» для развития речи старших
дошкольников
В современном мире активно происходят процессы
модернизации образования. Современная
дошкольная педагогика
не
может оставаться в стороне от происходящих процессов.
Речь
– важнейшее
средство общения и
вершина познавательных
процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому
речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу
педагогической деятельности.
Сегодня существует множество технологий и методов, которые
позволяют
активизировать
познавательную
деятельность
и
способствуют развитию речи, одной из таких технологий является синквейн.
Актуальность использования синквейна объясняется тем, что прежде
всего:
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- развивает речь, память, внимание, мышление;
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом;
Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов,
который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных
способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи
дошкольников.
Опора
на
личностно-ориентированный,
системно-
деятельностный,
комплексный
и
дифференцированный
подходы
соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.
Синквейн
с французского языка переводится как «пять строк»,
пятистрочная строфа стихотворения.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из
5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила написания синквейна.
Первая строка
(вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из
одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь.
Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы:
кто? что?
Вторая строка – два слова, которые описывают свойства и признаки
этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи -
чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая?
какое? какие?
Третья строка
– состоит из трёх слов глаголов или деепричастий,
описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что
делают?
Четвёртая
строка
–
четыре
слова;
ребенок
выражает
уже
непосредственно
свое
мнение
о
затронутой
теме.
Это
фраза
или
предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант,
когда предложение состоит из четырех слов.
Пятая строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для
выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором
говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Пример синквейна.
Ёлочка
Новогодняя, зелёная
Радует, сверкает, растёт
Ёлочка сверкает красивыми огоньками
Праздник
Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им
тем («Игрушки», «Фрукты», «Семья»…).
Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы, если
ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке
(тётя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому
(женщина, мама; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый
требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также
называть признаки предметов, действия предметов…
Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый
называет несколько признаков к одному предмету (круглый, красный,
сочный). Ребенок называет предмет (помидор). Затем наоборот,
ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям
(костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).
Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.
Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать,
создают
устные
сочинения
с
опорой
на
схему
или
зарисовывают
карандашом.
В конце работы дети должны прочитать или рассказать о том, что
они составили.
Виды работы над синквейном.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использовании-
ем слов и фраз, входящих в состав последнего).
2.Составление синквейна по прослушанному рассказу.
3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного
синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн
без указания темы, первой строки – на основе существующих строк
необходимо ее определить).
4.Можно использовать синквейн:
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
1.Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза – символ России.
5. Дерево.
- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению
грамоте;
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5.Речь.
- на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,
придумать рассказ;
1.
Заяц.
2.Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он
боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца.
Зимой диким животным жить трудно.
5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто
назовет больше нужных слов…».
6.Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать
синквейны и оценивать их).
Таким образом, при использовании технологии синквейна, он восринимается
детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение,
согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении
результата
и
закреплении
его,
облегчении
усвоения
понятий
и
их
содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли,
подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.