Автор: Оконешникова Лиана Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования по английскому языку
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Кэскил"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение дошкольников английскому языку посредством театрального искусства
Раздел: дошкольное образование
Оконешникова Лиана Юрьевна,
педагог дополнительного образования, МБДОУ д/с №51 «Кэскил»,
г. Якутск, РС (Я)
«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Аннотация.
В
статье
рассматривается
проблема,
касающаяся
вопросов
целей,
эффективности обучения дошкольников английскому языку.
Ключевые слова: английский язык, дети дошкольного возраста, лексические единицы,
театр, песенки и стишки.
Психологи и педагоги утверждают, что дошкольный возраст – это
наилучший период для начального овладения иностранным языком. Именно
в
этом
возрасте
детям
свойственна
природная
любознательность,
чувствительность к восприятию звуков, склонность к подражанию и
имитации, быстрое и легкое усвоение языкового материала. [Онищик Н.А.
Успешное обучение английскому языку детей 3-7 лет / Санкт-Петербург,
Издательство «КАРО», 2013. – 316 С.]
Наиболее
активным
направлением
в
сфере
дополнительного
образования является обучение детей дошкольного возраста английскому
языку. Выбор объясняется во многом неудовлетворенностью родителей
собственным уровнем владения языком. Поэтому, отдавая своих детей
изучать английский язык в дошкольном возрасте, взрослые ждут, что их дети
смогут без проблем и с легкостью общаться на этом языке. Однако практика
показывает, что и после нескольких лет обучения в детском саду дети по-
прежнему испытывают значительные трудности при общении на английском
языке.
Проблема
таится
в
отсутствии
связи
между
отдельными
дисциплинами в детском саду. [Усова А.П. Роль игры в воспитании игры /
Сост. Н.Я. Михайленко. Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2006.
– 96 С.]
Тем
не
менее,
раннее
изучения
английского
языка
оказывает
благоприятное влияние на развитие психики ребенка, и, в частности, на
обогащение
его
интеллекта,
что,
в
свою
очередь,
обуславливается
активизацией основных познавательных процессов: восприятия, мышления,
памяти, воображения.
Я изучила многочисленные наработки и методики современных ученых
в области обучения английскому языку детей дошкольного возраста. В
результате я выбрала методики отечественных авторов Онищик Натальи
Аркадьевны («Успешное обучение английскому языку детей 3-7 лет», 2013
г.) и Вронской Ирины Владимировны («105 занятий по английскому языку
для дошкольников», 2015 г.). На основе этих работ я составила свою
собственную программу – «MerryEnglish».
Программа «Merry English»предназначена для детей с 4-х лет. Ее суть
состоит в том, чтобы создать англоязычную среду, где каждый воспитанник
не только знакомится с базовыми знаниями и лексическими единицами, но
вовлекается в активное общение на иностранном языке. Для этого я
использую песенки, стишки, театральные постановки. Все это развивает в
детях коммуникативные навыки, которые помогают им максимально
комфортно переходить с родного языка на иностранный язык.
В
соответствии
с
Санитарно-эпидемиолигическим
правилами
и
нормативами продолжительность занятий по английскому языку в сетке ДОУ
составляет в старшей и подготовительной группе – не более 25-30 минут
один-два раза в неделю [Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях.
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
2.4.1.2660-1-М., 2010].
Работая
в
качестве
педагога
дополнительного
образования
по
английскому языку, в своей практике я широко использую элементы
театральной деятельности. Они могут быть в виде инсценировок. Театр
близок и понятен детям. По мнению Л.С. Выготского«Театрализованная
форма переживания впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит
свое выражение стихийно и независимо от желания взрослого. Любую мысль
ребенку хочется воплотить в живые образы и действия». [Шпак В.В.
Развитие творческой речевой активности учащихся на уроках английского
языка // Современный учитель английского языка. – Спб: Питер, 2012. – С.9-
12.]
Один
из
самых
распространенных
видов
театрализованной
деятельности – инсценировки. На первом этапе для инсценировок лучше
выбирать небольшие стихи или песенки, текст которых понятен ребенку.
Дети обожают сказки. Они без труда и с удовольствием будут усваивать
новый лексический материал, если им на помощь придут любимые
сказочные герои, в роли которых будут исполнять сами дети. В старшей и
подготовительной группе в учебный процесс включается спектакль, праздник
или театрализованное представление, где дети проявляют и закрепляют
приобретенные ими речевые умения и навыки актерского мастерства.
Предполагается постановка таких сказок, как «Колобок», «Три поросенка»,
«Красная Шапочка», «Золушка» и «Теремок» (музыкальные сказки).
Одна
из
наиболее
сложных
задач
в
организации
театральной
деятельности дошкольников на английском языке – отбор и адаптация
сценариев для будущих постановок. При отборе сценариев мы закладываем в
тексты большое количество действия, которое сопровождает речь героев и
активизирует
речевые
навыки
воспитанников.
Сценарные
тексты
на
английском языке содержат знакомый детям речевой и языковой материал.
Например, мы часто используем стишки и песенки. Обязательно в тексте
сценария
используется
реплики
–
повторы,
в
которых
многократно
повторяется один и тот же языковой и речевой материал. Это облегчает
усвоение роли и акцентирует внимание на основных моментах постановки.
При подборе ролей важно учитывать не только интересы детей, но их
психологические особенности. Преодолевать застенчивость, робость можно
начинать лишь тогда, когда ребенок уже привык к ролевому общению, обрел
уверенность в себе. Исполняя роли персонажей с разными характерами,
дошкольники примеряют на себя различные модели социального поведения.
Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль
зайчика – осторожность, петушка – решимость и храбрость. [Конышева А.В.
Игровой метод в обучении иностранному языку. Спб: Каро, 2006 – 192 С. ]
Работая над инсценировками, мы одновременно решаем еще несколько
задач:
1.
Можно отлично отработать произношение. Для того, чтобы сыграть
роль,
конечно
же,
нужно
выучить
слова.
На
помощь
придут
специальные
упражнения
и
игры,
чтобы
в
интересной
форме
отработать отдельные звуки, слова и запомнить целые предложения.
2.
Ребенок легко запоминает английские слова, ведь чтобы сделать
инсценировку,
придется
повторить
текст
несколько
раз.
А
дополнительные игры по выбранному произведению помогут не только
еще лучше запомнить слова, но и научиться употреблять их в речи.
3.
И самое главное – это творческое занятие. Можно создавать
декорации, шить или рисовать куклы – героев спектакля, можно
примерять разные маски и ощущать себя в образе того или иного
персонажа. Все это прекрасно развивает фантазию и воображение.
Одним из самых больших плюсов театрализованной деятельности, на мой
взгляд, является то, что существует огромное количество средств, с помощью
которых можно сделать инсценировку. Вы можете организовать настоящее
представление
кукольного
театра
на
английском
или
театр
теней.
Разработанный нами комплекс состоит из ролевых игр. Целью каждого
задания
является
формирование
лексических
навыков
у
старших
дошкольников.
Цель работы педагогов в направлении театральной деятельности – сделать
жизнь воспитанников интересней и содержательней, наполненной яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться,
чтобы
навыки,
полученные
в
театрализованных
играх,
дети
смогли
применить в повседневной жизни.
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой
Г.Попова
Использованная литература:
1.
Бодоньи М.А. Путешествие в мир английского. Englishforjuniors. 3-4 классы.
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности школьников.–
Ростов н/Д: Легион, 2013. – 16 с.
2.
Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли,
эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет / Волгоград, 2009: Издательство
«Учитель» – 266 с.
3.
Ерхова Е.Л., Захаркина С.В., Атаманчук Е.С. Английский язык. 5-11 классы:
театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей/- Волгоград:
Учитель, 2009. – 111 с.
4.
Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007. – 220 с.
5.
Конышева А. В. Английский для малышей: Стихи, песни, игры, рифмовки,
инсценировки, утренники / СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти»,
2008. – 150 с.
6.
Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.:КАРО,
Мн.:Издательство «Четыре четверти», 2008.–192 с.
7.
Кулинич Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка 2-4
классы. / Мастерская учителя иностранного языка.– М.: ВАКО, 2009. –
224 с.
8.
Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4
классы. – М.:ВАКО, 2010. – 144 с.
9.
Лебедева Г.Н.
Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной
школе/ М.: Глобус, 2008
10. Ошуркова
И..М.
Школьный
англо-русский
страноведческий
словарь:
Великобритания, США, Австралия/– 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2002. – 192 с.
11. Питер Клаттербак Грамматика – это просто!: средний уровень: учебное пособие
/М.: Астрель:АСТ, 2007. – 142 с.
12. Степанов В.А. «Театр на английском языке»
13. Стронин М.Ф.
Обучающие игры на уроке английского языка: Пособие для
учителя. / М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
14. Шишкова И. А., Вербовская М.Е. и др. Английский язык для малышей. Игры,
сценки, песенки. – М.: ООО «Издательство» РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.- 72 с.
15. Журналы ИЯШ