Напоминание

РП Родной язык 6-7 класс


Автор: Валентина Ивановна Будникова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г.Фельде
Населённый пункт: Кемеровская область Кемеровский район с. Верхотомское
Наименование материала: учебная программа
Тема: РП Родной язык 6-7 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Программа курса «Родной язык» адресована обучающимся 6-7 -х классов

общеобразовательной школы и разработана в соответствии с Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего

образования.

Цели курса:

воспитание уважения к родному русскому языку, сознательного отношения к

нему как явлению культуры; овладение русским языком как средством

общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

освоение знаний о функционировании русского языка, его устройстве, об

основных нормах русского литературного языка

Задачи курса:

- формировать готовность и способность к речевому взаимодействию и

взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- приобщать учащихся к творческой деятельности, к богатствам родного

языка;

-

формировать

языковую

личность

с

широким

диапазоном

речевых

возможностей;

способствовать овладению культурой устной и письменной речи, видами

речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях

общения, нормами речевого этикета.

Родной язык – основа формирования ребенка как национальной языковой

личности, основа его социализации, приобщения к культуре родного народа.

Родной язык – это первая целостная система, которая становится объектом

изучения в школе, теоретическим введением не только в мир языка, но и в

мир культуры и в мир научного познания в целом.

Учебный предмет «Родной (русский) язык и литература» должен создать у

учащихся новый образ русского языка и литературы: как сложной знаковой

системы с явлениями переходности, как средства общения, мышления и

познания мира, как феномена культуры и средства создания художественных

текстов.

Лингвокультурологическая концепция обучения родному (русскому) языку и

литературе изучает взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в

процессе его функционирования, национальные формы бытия общества,

воспроизводимые в системе коммуникации и основанные на культурных

ценностях конкретно-исторического сообщества.

Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебных

пособий:

Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для

общеобразовательных организаций/ (О.М. Александрова и др.). – 4-е изд.. –

М.: Просвещение, 2020.

Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2ч. /

Т. А. Ладыженская и др./, - 2 изд. – М.: Просвещение, 2020.

Русский родной язык. 7 класс: учебное пособие для

общеобразовательных организаций/ (О.М. Александрова и др.). – 4-е изд.. –

М.: Просвещение, 2020.

Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2ч. /

Т. А. Ладыженская и др./, - 2 изд. – М.: Просвещение, 2020.

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных основ, методических

принципов, требований стандартов нового поколения, с учётом содержания и

структуры курса русского языка в 5-9 классах общеобразовательных школ.

Формы и способы обучающей деятельности: беседа; изучение литературных

образцов; лекция-диалог; моделирование речевых ситуаций; презентация;

проект и др.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня

подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического

мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня речевого

развития школьников.

Курс рассчитан на 34 ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение учебного предмета «Родной язык» должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной

литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое

поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,

осознание

исторической

преемственности

поколений,

своей

ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у

обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его

функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и

письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,

о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,

освоение базовых понятий лингвистики; формирование аналитических

умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-

смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета "Родной язык»

должны отражать:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,

чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие

с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального

межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных

и

творческих

способностей

личности

в

процессе

образования

и

самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного

языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;

осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий

лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова

(фонетического,

морфемного,

словообразовательного,

лексического,

морфологического),

синтаксического

анализа

словосочетания

и

предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6)

обогащение

активного

и

потенциального

словарного

запаса,

расширение объема используемых в речи грамматических средств для

свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации

и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и

фразеологии

родного

языка,

основными

нормами

родного

языка

(орфоэпическими,

лексическими,

грамматическими,

орфографическими,

пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их

использования в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8)

формирование

ответственности

за

языковую

культуру

как

общечеловеческую ценность.

Содержание учебного предмета

6 класс

Раздел 1. Язык и культура (5ч)

Из истории русского литературного языка. Диалекты как часть

народной культуры. Лексические заимствования. Особенности освоения

иноязычной лексики. Современные неологизмы. Отражение во фразеологии

истории и культуры народа. Современные фразеологизмы.

Раздел 2. Культура речи (5 ч)

Стилистические

особенности

произношения

и

ударения.

Нормы

произношения отдельных грамматических форм. Синонимы и точность речи.

Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи.

Особенности склонения имён собственных. Нормы употребления имён

существительных.

Нормы

употребления

имён

прилагательных,

числительных, местоимений. Речевой этикет.

Раздел 3. Речь. Текст (7 ч)

Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом. Тематическое

единство текста. Тексты описательного типа. Разговорная речь. Научный

стиль. Словарная статья. Устный ответ. Виды ответов.

Содержание учебного предмета

7 класс

Раздел 1. Язык и культура(5ч)

Русский язык как развивающееся явление. Устаревшие слова – живые

свидетели истории. Историзмы. Архаизмы в составе устаревших слов

русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом

контексте. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (5ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного

языка. Ударение. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.

Трудные

случаи

употребления

паронимов.

Типичные

грамматические

ошибки. Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского

речевого и невербального общения.

Раздел 3. Речь. Текст (7ч)

Традиции русского речевого общения. Текст. Виды абзацев. Заголовки

текстов, их типы. Публицистический стиль. Путевые заметки. Текст

рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык

художественной литературы. Притча.

Тематическое планирование учебного предмета

(6-7 кл.)

№/№

раздела

Тема раздела

Кол-во

часов в

5-ом кл.

Кол-во

часов

в

6-ом кл.

1

Язык и культура

5

5

2

Культура речи

5

5

3

Речь. Речевая деятельность. Текст.

7

7

Итого:

17 ч

17ч

Общее количество часов

34ч

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского

языков).

Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

Понимаем ли мы язык Пушкина?

Компьютерный сленг в русском языке.

Этикетные формы обращения.

языков).

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов

моего края/России».

Мы живем в мире знаков.

Сетевой знак @ в разных языках.

Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель –

врачеватель. Что общего и в чём различие.



В раздел образования