Автор: Валентина Ивановна Будникова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г.Фельде
Населённый пункт: Кемеровская область Кемеровский район с. Верхотомское
Наименование материала: учебная программа
Тема: РП Родной язык 6-7 класс
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Программа курса «Родной язык» адресована обучающимся 6-7 -х классов
общеобразовательной школы и разработана в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования.
Цели курса:
воспитание уважения к родному русскому языку, сознательного отношения к
нему как явлению культуры; овладение русским языком как средством
общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
освоение знаний о функционировании русского языка, его устройстве, об
основных нормах русского литературного языка
Задачи курса:
- формировать готовность и способность к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- приобщать учащихся к творческой деятельности, к богатствам родного
языка;
-
формировать
языковую
личность
с
широким
диапазоном
речевых
возможностей;
способствовать овладению культурой устной и письменной речи, видами
речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета.
Родной язык – основа формирования ребенка как национальной языковой
личности, основа его социализации, приобщения к культуре родного народа.
Родной язык – это первая целостная система, которая становится объектом
изучения в школе, теоретическим введением не только в мир языка, но и в
мир культуры и в мир научного познания в целом.
Учебный предмет «Родной (русский) язык и литература» должен создать у
учащихся новый образ русского языка и литературы: как сложной знаковой
системы с явлениями переходности, как средства общения, мышления и
познания мира, как феномена культуры и средства создания художественных
текстов.
Лингвокультурологическая концепция обучения родному (русскому) языку и
литературе изучает взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в
процессе его функционирования, национальные формы бытия общества,
воспроизводимые в системе коммуникации и основанные на культурных
ценностях конкретно-исторического сообщества.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебных
пособий:
Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ (О.М. Александрова и др.). – 4-е изд.. –
М.: Просвещение, 2020.
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2ч. /
Т. А. Ладыженская и др./, - 2 изд. – М.: Просвещение, 2020.
Русский родной язык. 7 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ (О.М. Александрова и др.). – 4-е изд.. –
М.: Просвещение, 2020.
Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2ч. /
Т. А. Ладыженская и др./, - 2 изд. – М.: Просвещение, 2020.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных основ, методических
принципов, требований стандартов нового поколения, с учётом содержания и
структуры курса русского языка в 5-9 классах общеобразовательных школ.
Формы и способы обучающей деятельности: беседа; изучение литературных
образцов; лекция-диалог; моделирование речевых ситуаций; презентация;
проект и др.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня
подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического
мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня речевого
развития школьников.
Курс рассчитан на 34 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение учебного предмета «Родной язык» должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое
поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание
исторической
преемственности
поколений,
своей
ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение базовых понятий лингвистики; формирование аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-
смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета "Родной язык»
должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие
с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных
и
творческих
способностей
личности
в
процессе
образования
и
самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6)
обогащение
активного
и
потенциального
словарного
запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии
родного
языка,
основными
нормами
родного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8)
формирование
ответственности
за
языковую
культуру
как
общечеловеческую ценность.
Содержание учебного предмета
6 класс
Раздел 1. Язык и культура (5ч)
Из истории русского литературного языка. Диалекты как часть
народной культуры. Лексические заимствования. Особенности освоения
иноязычной лексики. Современные неологизмы. Отражение во фразеологии
истории и культуры народа. Современные фразеологизмы.
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Стилистические
особенности
произношения
и
ударения.
Нормы
произношения отдельных грамматических форм. Синонимы и точность речи.
Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи.
Особенности склонения имён собственных. Нормы употребления имён
существительных.
Нормы
употребления
имён
прилагательных,
числительных, местоимений. Речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Текст (7 ч)
Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом. Тематическое
единство текста. Тексты описательного типа. Разговорная речь. Научный
стиль. Словарная статья. Устный ответ. Виды ответов.
Содержание учебного предмета
7 класс
Раздел 1. Язык и культура(5ч)
Русский язык как развивающееся явление. Устаревшие слова – живые
свидетели истории. Историзмы. Архаизмы в составе устаревших слов
русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом
контексте. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (5ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Ударение. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.
Трудные
случаи
употребления
паронимов.
Типичные
грамматические
ошибки. Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского
речевого и невербального общения.
Раздел 3. Речь. Текст (7ч)
Традиции русского речевого общения. Текст. Виды абзацев. Заголовки
текстов, их типы. Публицистический стиль. Путевые заметки. Текст
рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык
художественной литературы. Притча.
Тематическое планирование учебного предмета
(6-7 кл.)
№/№
раздела
Тема раздела
Кол-во
часов в
5-ом кл.
Кол-во
часов
в
6-ом кл.
1
Язык и культура
5
5
2
Культура речи
5
5
3
Речь. Речевая деятельность. Текст.
7
7
Итого:
17 ч
17ч
Общее количество часов
34ч
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского
языков).
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Компьютерный сленг в русском языке.
Этикетные формы обращения.
языков).
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов
моего края/России».
Мы живем в мире знаков.
Сетевой знак @ в разных языках.
Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель –
врачеватель. Что общего и в чём различие.