Автор: Фроленкова Римма Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Тимирязевский Уссурийского городского округа Приморского края
Населённый пункт: с.Воздвиженка Уссурийского городского округа Приморского края
Наименование материала: Методическая разработка - урок географии 7 класс
Тема: "Климатические пояса и области"
Раздел: среднее образование
Раздел Атмосфера и климаты Земли 7 кл
Тема: Климатические пояса и области Земли
Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый урок.
Цель: сформировать представление о климатических поясах Земли и факторах их образования.
Задачи:: – повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
– познакомить учащихся с понятием “климатический пояс” и картой климатических поясов мира.
– выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их
формирования.
- выяснить типы климатических поясов на планете
- выяснить в чём разница основного пояса от переходного пояса
- научиться давать характеристику климатического пояса по карте
- продолжить формирование навыка работы с картой, схемой, контурной картой
- выяснить в каких поясах есть климатические области.
- вычертить в течение урока общую схему климатических поясов и областей
- дать характеристику областям
- сформировать у обучающихся понятие «Климатический пояс»
УДД:
Личностные:
-осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости.
-осознавать ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации
- определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация.
- давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию;
строить логические
рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать
обобщения, делать выводы.
- понимание, обобщение информации, представленной в схемах
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и
того, что еще неизвестно
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- выполнение учебных действия в материализованной форме на основе поставленной задачи.
- умение использовать речь для регуляции своей деятельности.
- осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения
результата в соответствии образцами (алгоритмами).
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия
- установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль,
коррекция, оценка действий партнера
- вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений
Предметные: - объяснить и охарактеризовать каждый климатический пояс, область
- уметь сравнивать, классифицировать, представлять схематично изучаемый материал
- уметь работать с контурными картами
- знать основные понятия по разделу: «погода», «климат», «пояса планеты»,
«воздушные массы», « муссоны», «западные ветры», «пассаты», «климатический пояс»
ПЛАН УРОКА
1. Организационный этап 1мин
Приветствие, открыть тетради, атлас , к\к, учебник, линейка, карандаш, ручка.
2. Этап постановки Цель и задачи урока 3 мин
Учитель: «На доске висит карта. Она называется «Климатические пояса и области» Чем будем
заниматься сегодня на уроке?
Дети: называют тему, ставят цель и задачи урока. Учитель помогает.
3. Этап Актуализация знаний 3 мин
Учитель: Что такое «погода», «климат»? Основные зональные факторы, определяющие климат
Земли? Пояса освещения? Тепловые пояса? Пояса давления? Пояса увлажнения? Как зависят? Что
такое ВМ? Сколько типов ВМ на Земле? Назовите свойства ВМ? Какие постоянные ветры знаете?
Что такое «циркуляция атмосферы?»
4. Этап. Усвоение новых знаний 15мин
Работа по составлению схемы климатических поясов, работа с к/к
АП
АВМ в теч. года, зима и лето низкая
t
, мало осадков
АВМ зимой, холодно, мало осадков
__СубАП_УВМ летом, прохладно, сред. кол-во осадков______
УП
УВМ в теч. года, умеренные зима и лето___________
УВМ зимой, тепло, сред. кол-во осадков
СубТП
ТВМлетом, лето жаркое, сухое____________________
ТП
ТВМ в теч. года, зима и лето жарко, сухо.___________
ТВМ зимой, зима жарко, сухо
СубЭП
ЭВМ летом, жарко, влажно ______________________
ЭП
ЭВМ в теч. Года, зима и лето жарко, влажно________
Составление схемы основных и переходных поясов.
Формулируем понятие «климатический пояс»,
выделяем основную причину формирования
климатических поясов – ВМ.
Составляем общей схемы климатических поясов и областей: 8 мин
пустынный
Экваториальный Субэкваториальный Тропический влажный
муссонный
Арктический
средиземноморский
Климатические пояса Субтропический континентальный
Субарктический
с равномерным увлажнением
Умеренный морской
умеренно-континентальный континентальный резко-континентальный
муссонный
5 Этап Проверка усвоения. Каждый ряд отвечает на вопрос 2мин
1 ряд В каком поясе и области находится Москва
2 ряд Владивосток
3 ряд Петропавловск – Камчатский
ТЕСТ 8мин
1. Сколько поясов освещения существует на Земле? а) 5 б)3
2. Сколько поясов низкого давления существует на Земле? а) 3 б) 6
3. Сколько поясов высокого давления существует на Земле? а) 4 б) 6
4. Высокая t , много осадков, это:
а) УВМ, б) ТВМ. в) ЭВМ
5. Средняя t, среднее количество осадков, это
а) ЭВМ, б) УВМ в) ТВМ
6. Совокупность погод, повторяющихся из года в год, в данном месте называется:
а) Климат, б) Циркуляция атмосферы в) Воздушные массы
7. Какие типы ВМ действуют в субэкваториально поясе?
а) ЭВМ и ТВМ б) УВМ и ТВМ)
8. Ветры, дующие летом с моря на сушу, зимой с суши на море называются:
а) Западные ветры б) Муссоны в) Пассаты
9.Сколько основных климатических поясов а) 4 б) 6
10. В каком поясе АВМ действуют в течение года?
а) Арктическом б) Субарктическом в). Умеренном
Взаимопроверка 3мин
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1. 1. А 2. А 3. А 4. В 5. Б 6. А 7. А 8. Б 9. А 10. А
6. Этап Рефлексия Тест > 5 – неудовлетворительно
5-7 – удовлетворительно
8-9 –хорошо
10- отлично
7.Д/З & 8 Обозначить на к/к климат. Области, выучить характеристику климатического
пояса 2 мин