Моделирование текстовых задач по математике в системе реализации ФГОС
Автор: Гнатюк Ирина Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ-Городская Гимназия Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область Наименование материала: Конспект и методическая разработка Тема: Моделирование текстовых задач по математике в системе реализации ФГОС Раздел: среднее образование
Мастер-класс: «Моделирование текстовых задач − как способ
повышения эффективности обучения математики».
Проблемы при решении текстовых задач
1.
Неполное восприятие в памяти и удержание в памяти текста
задачи, смысла задачи.
2.
трудности в определении зависимости между величинами в задачи.
3.
бессмысленные действия в вычислениях.
Изображение вычислений между величинами с помощью схем:
Сумма:
b
a
Разность:
b
a
Произведение:
b
a
Частное:
b
а :
1. Составить по схеме выражение:
1754
28
19
4
:
64
2. Предложить составить выражение по схеме: (см. доп.)
23
34
3879
6
:
2088
3. Решить уравнение, построив схему:
2643
297
4
х
4. Составить уравнение по схеме и решите его:
3
1661
4683
15
х
или
5. Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.
Задача
№
1 В магазин завезли 550 мячиков и игрушечных машин.
Машин больше, чем мячиков, на 60 штук. Сколько
игрушек каждого вида завезли в магазин.
1 способ
1)
машин
305
2
:
60
550
2)
мячей
245
305
550
2 способ
1)
мячей
245
2
:
60
550
2)
мячей
305
60
245
Задача
№
2 Задачи на вычисление неизвестного по разности двух
величин.
1)
галки
3
35
38
разница между количеством галок на 1 древе.
2)
галок
36
4
32
нужно рассадить к 35 галкам, чтобы на каждом
дереве было поровну.
3)
12
3
:
36
деревьев.
4)
424
4
35
12
галки.
2-ой способ:
32
38
4
35
х
х
12
х
,
х
- деревьев.
Задача
№
3 Задачи на исключение неизвестной величины путём
вычитания.
1)
.
45
1
3
:
90
руб
- стоимость 1
лошади
2)
.
20
3
45
155
руб
- стоимость
телеги
Задача
№
4
Решение:
1 способ.
1)
.
6
10
15
:
120
150
руб
1 апельсин
2)
.
4
15
:
10
6
120
руб
1 яблоко
3)
.
60
10
6
руб
стоимость 10 апельсин
4)
.
40
10
4
руб
стоимость 10 яблок
2 способ.
1)
.
60
2
120
150
руб
10 апельсин
2)
.
40
10
15
:
60
120
руб
10 яблок
6. Задачи на движение (одновременное)
а) на встречное движение;
б) на движение из одной точки в противоположные направления;
в) на движение в одном направлении из одной точки;
г) на «догонялки».
Задача
№
5
t
АС
100
км
t
BC
10
15
км
15
10
5
,
22
10
15
120
10
100
t
t
15
10
5
,
2
12
1
10
t
t
5
,
1
t
30
15
15
ВС
км
7. Задачи на движение по
воде.
Задача
№
6
1)
7
3
5
3
х
х
18
х
18 км/ч – V сб.
2)
105
5
3
18
км
8. Задачи на дроби и проценты.
а) нахождение дроби от числа;
б) нахождение процента от числа;
в) нахождение числа по дроби;
г) нахождение числа по проценту;
д) процентное отношение.
Задача
№
7
21
5
3
35
Задача
№
8
35
5
3
:
21
Задача
№
9
9. Задачи на «сложные» проценты.
Задача
№
10
02
.
0
40
05
,
0
40
х
60
х
60 кг воды нужно добавить
Задача
№
11
3
,
0
140
4
,
0
05
,
0
140
х
х
Ответ: 100 т; 40 т.
10. Задачи на «работу».
Задача
№
12
1)
15
1
15
:
1
часть поля I
2)
6
1
6
:
1
часть поля I – II
3)
10
1
15
1
6
1
часть поля II
4)
10
10
1
:
1
ч
часть поля II