Напоминание

Воспитание доброты на уроках литературы (по рассказу Людмилы Улицкой «Зверь»)


Автор: Вилкова Дарья Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №52
Населённый пункт: г. Пензы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание доброты на уроках литературы (по рассказу Людмилы Улицкой «Зверь»)
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание доброты на уроках литературы (по рассказу Людмилы

Улицкой «Зверь»)

Вилкова Дарья Андреевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №52 г. Пензы

«Если в человеке не разовьётся интерес к добру, то он недолго пройдёт по

хорошей дороге» - утверждал К. Ушинский. Эти слова заставляют задуматься,

что мы, взрослые, должны и обязаны воспитывать в детях добро. Родители дома,

учителя в школе, да и на улице, оказавшись в ситуации, где мы можем

посоветовать ребёнку что-то доброе, огородить его от зла, которое в наши дни так

часто нас окружает. Конечно, добрым человек может родиться, но если это начало

в ребёнке не поддерживать, неизвестно, кем он вырастит.

К сожалению, недостаточно совета или наставления, что добрым нужно

быть. Необходимо это показать детям: собственным примером, ситуацией. На

уроках литературы у учителя есть возможность погрузить учеников в разного

рода ситуации литературного произведения, поставить его в ситуацию выбора

между добром и злом, показать, к чему может привести зло людское, чтобы в

жизни ребёнок смог этого избежать, поступить иначе.

С раннего детства мы читаем детям сказки, в которых всегда добро

побеждает зло. В произведениях классической литературы часто поднимается

проблема добра и зла. Для нас, учителей литературы, привычно на примере

антигероев показать, к чему может привести зло, и как с этим злом справляется

добро. Но современным детям часто классическая литература далека, не

интересна. Поступки героев, ситуации далеки от реальности. Здесь на помощь

приходит современная литература.

На уроках внеклассного чтения в 9 классе предлагаю знакомство с

творчеством Людмилы Улицкой. Герои её произведений – «маленькие люди»,

старики, больные, дети, уверенные в том, что все происходящее с ними, даже

кажущееся несправедливым, откроет им истину. Автор следит за тем, как

обстоятельства влияют на человека, что они делают с ним и его личностными

качествами. Л. Улицкая не осуждает своих героев, не морализаторствует и не

подводит итог происходящему – ей свойственна эмоциональная сдержанность. А

именно это даёт возможность детям поразмышлять над прочитанным, принять

чью-то сторону и дать оценку поступкам героев. На мой взгляд, это один из

способов воспитания доброты в детях. Видя чужие ошибки, они учатся,

формируют собственное мнение, а задача учителя направить их в правильное

русло.

Одним

из

текстов

Л.

Улицкой,

который

может

быть

предложен

девятиклассникам на уроках внеклассного чтения, является рассказ «Зверь».

Данное произведение с совсем не примечательным названием несёт в себе очень

глубокий смысл и является актуальным в современном обществе. В рассказе

«Зверь»

рассказывается

о

проказнике-коте,

неизвестно

откуда

и

зачем

пришедшего в дом вдовы. На первый взгляд может показаться, что рассказ учит

нас любить животных. Но, если всмотреться в образ кота, обратить внимание на

развязку, сон вдовы, то можно понять, что смысл вовсе не в отношении человека

к природе, а во взаимоотношениях между самими людьми. Улицкая ставит

проблему одиночества человека, проблему непонимания между людьми. Через

образ кота она показывает озлобленность сторон, но если его просто погладить, то

есть просто отнестись к нему хорошо, то и он тоже ответит добротой и не будет

вредить. Произведение, как мы видим, не о животных, а о внутреннем звере

человека, который уничтожает чувства добрые в нас.

Для работы с текстом предлагаем использовать послетекстовую стратегию

чтения «Кубик Блума», автором которой является американский педагог

Бенджамин Блум. Для использования этой стратегии ученики должны быть

знакомы с текстом, поэтому необходимо задать им заранее прочитать рассказ. На

гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови»,

«Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель в соответствии с содержанием

текста придумывает им продолжения.

Предлагаю следующие варианты вопросов:

НАЗОВИ проблемы, которые поднимает автор текста.

Дети отвечали следующее:

«В рассказе “Зверь” Улицкая ставит проблему одиночества человека,

проблему непонимания между людьми».

Через образ кота автор показывает злобу людей. Ведь героиня всеми

силами старается его выжить из квартиры: выгоняет, закрывает двери и

балкон, поит валерьянкой, и в конце друг героини безжалостно выбрасывает его

из окна. Скорее всего, кот погиб.

ПОЧЕМУ в квартиру героини всегда возвращался кот-проказник?

Один из более интересных ответов:

«Мне кажется, жизнь даёт героине шанс стать добрее. Ведь её жизнь

наполнена злом. Смерть забирает у неё мать, а затем мужа. «Теперь, по

истечении времени, все это вспоминалось скорее как драма сложных характеров,

а не как бытовое позорное цепляние, неприличные взаимные уколы, раздражение,

доходящее до точки кипения, и яростные скандалы», - так описывает автор

жизнь Нины. После смерти близких людей к героине является кот. Я думаю, если

бы она приютила этого кота, погладила и накормила, он бы не стал гадить и

шкодничать».

ОБЪЯСНИ, что значит сон героини.

Вот один из самых полных ответов учеников:

«Я думаю, что через сон Нины героине открывается истина. Нина видит,

как ее муж гладит мерзкого кота, а ее мать, с которой муж всегда ругался,

накрыта его пиджаком. Только после сна Нина понимает, что нужно было

просто по-другому смотреть на жизнь и не видеть в поступках других людей

только “темные стороны”. Быть добрее к окружающим. После прочтения

этого рассказа я понял, что многое нужно искать в себе, а не в чужих словах и

поступках, чтобы зло не отобрало у тебя самое лучшее».

ПРЕДЛОЖИ героине вариант дальнейшей жизни.

«Я уверен, что героиня поняла свои ошибки. Её всю жизнь окружала людская

злоба: со стороны матери, мужа, подруг. Ситуация, которая с неё произошла,

научила быть добрее по отношению к окружающим. Муж и мать с того света

дают ей знак, что злоба убивает людей. Мне кажется, Нина пожалела, что так

поступила с котом, который явился ей, чтобы научить доброте. Ведь кошки –

это ласковые и добрые животные. Думаю, она завела себе кота, чтобы было

кому отдавать свою любовь».

ПРИДУМАЙ ситуацию, в которой героине будет легче жить без своего

внутреннего зверя.

«Думаю, без злобы внутри себя Нина сможет устроить свою дальнейшую

жизнь, наладит отношения с подругами и найдёт себе спутника жизни,

который поможет ей скрасить одиночество»- вот как видят продолжение

финала дети.

ПОДЕЛИСЬ впечатлениями о рассказе.

«Этот рассказ заставил меня о многом задуматься. Писательница

пытается донести до нас одну из важнейших истин жизни: мы должны

выгонять зверя из своих душ так же, как героиня рассказа выгоняла кота из

своей квартиры. Под зверем, я думаю, подразумевается не кот, а зверь в душе

человека, зверь, заставляющий людей испытывать злобу, ссориться друг с

другом, ненавидеть друг друга» - такими мыслями поделилась одна из учениц.

На мой взгляд, такой формат урока очень продуктивен. Конечно, он

подходит для более взрослых детей, способных рассуждать и имеющих

собственное мнение. Ведь в творчестве современных писателей, редко что лежит

на поверхности. Поэтому при работе с такими произведениями учитель должен

строить урок, опираясь на то, что уже сформировалось в характере или начинает

складываться.

Как мы видим из ответов детей, они произведение прочувствовали и

прониклись героиней. Нину им становится жаль, жаль её жизнь, прожитую

впустую. Но главное, они увидели причину её несчастий – озлобленность

окружающих её людей. И будем надеяться, что они примут это на свой счёт и

постараются избавиться от своего внутреннего зверя, и станут чуточку добрее.

Воспитание ребёнка не должно представлять собой регламентирование его

поведения и чтения ему нравственных проповедей, поэтому важно, чтобы он как

можно раньше почувствовал реальность чужого страдания, и сопереживал ему.

Мы, взрослые, должны этому научить. А, как известно, воспитать доброту можно

только добром. Поэтому, давайте не будем забывать, что мы пример для

подражаниях своим детям: окружим их лаской, поддержкой, заботой. Нельзя

допускать, чтобы взрослые срывали зло на детях, ведь если в детском возрасте не

научить детей быть добрыми, потом это не наверстать.



В раздел образования