Автор: Вилкова Дарья Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №52
Населённый пункт: г. Пензы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание доброты на уроках литературы (по рассказу Людмилы Улицкой «Зверь»)
Раздел: среднее образование
Воспитание доброты на уроках литературы (по рассказу Людмилы
Улицкой «Зверь»)
Вилкова Дарья Андреевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №52 г. Пензы
«Если в человеке не разовьётся интерес к добру, то он недолго пройдёт по
хорошей дороге» - утверждал К. Ушинский. Эти слова заставляют задуматься,
что мы, взрослые, должны и обязаны воспитывать в детях добро. Родители дома,
учителя в школе, да и на улице, оказавшись в ситуации, где мы можем
посоветовать ребёнку что-то доброе, огородить его от зла, которое в наши дни так
часто нас окружает. Конечно, добрым человек может родиться, но если это начало
в ребёнке не поддерживать, неизвестно, кем он вырастит.
К сожалению, недостаточно совета или наставления, что добрым нужно
быть. Необходимо это показать детям: собственным примером, ситуацией. На
уроках литературы у учителя есть возможность погрузить учеников в разного
рода ситуации литературного произведения, поставить его в ситуацию выбора
между добром и злом, показать, к чему может привести зло людское, чтобы в
жизни ребёнок смог этого избежать, поступить иначе.
С раннего детства мы читаем детям сказки, в которых всегда добро
побеждает зло. В произведениях классической литературы часто поднимается
проблема добра и зла. Для нас, учителей литературы, привычно на примере
антигероев показать, к чему может привести зло, и как с этим злом справляется
добро. Но современным детям часто классическая литература далека, не
интересна. Поступки героев, ситуации далеки от реальности. Здесь на помощь
приходит современная литература.
На уроках внеклассного чтения в 9 классе предлагаю знакомство с
творчеством Людмилы Улицкой. Герои её произведений – «маленькие люди»,
старики, больные, дети, уверенные в том, что все происходящее с ними, даже
кажущееся несправедливым, откроет им истину. Автор следит за тем, как
обстоятельства влияют на человека, что они делают с ним и его личностными
качествами. Л. Улицкая не осуждает своих героев, не морализаторствует и не
подводит итог происходящему – ей свойственна эмоциональная сдержанность. А
именно это даёт возможность детям поразмышлять над прочитанным, принять
чью-то сторону и дать оценку поступкам героев. На мой взгляд, это один из
способов воспитания доброты в детях. Видя чужие ошибки, они учатся,
формируют собственное мнение, а задача учителя направить их в правильное
русло.
Одним
из
текстов
Л.
Улицкой,
который
может
быть
предложен
девятиклассникам на уроках внеклассного чтения, является рассказ «Зверь».
Данное произведение с совсем не примечательным названием несёт в себе очень
глубокий смысл и является актуальным в современном обществе. В рассказе
«Зверь»
рассказывается
о
проказнике-коте,
неизвестно
откуда
и
зачем
пришедшего в дом вдовы. На первый взгляд может показаться, что рассказ учит
нас любить животных. Но, если всмотреться в образ кота, обратить внимание на
развязку, сон вдовы, то можно понять, что смысл вовсе не в отношении человека
к природе, а во взаимоотношениях между самими людьми. Улицкая ставит
проблему одиночества человека, проблему непонимания между людьми. Через
образ кота она показывает озлобленность сторон, но если его просто погладить, то
есть просто отнестись к нему хорошо, то и он тоже ответит добротой и не будет
вредить. Произведение, как мы видим, не о животных, а о внутреннем звере
человека, который уничтожает чувства добрые в нас.
Для работы с текстом предлагаем использовать послетекстовую стратегию
чтения «Кубик Блума», автором которой является американский педагог
Бенджамин Блум. Для использования этой стратегии ученики должны быть
знакомы с текстом, поэтому необходимо задать им заранее прочитать рассказ. На
гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови»,
«Предложи», «Придумай», «Поделись».
Учитель в соответствии с содержанием
текста придумывает им продолжения.
Предлагаю следующие варианты вопросов:
НАЗОВИ проблемы, которые поднимает автор текста.
Дети отвечали следующее:
«В рассказе “Зверь” Улицкая ставит проблему одиночества человека,
проблему непонимания между людьми».
Через образ кота автор показывает злобу людей. Ведь героиня всеми
силами старается его выжить из квартиры: выгоняет, закрывает двери и
балкон, поит валерьянкой, и в конце друг героини безжалостно выбрасывает его
из окна. Скорее всего, кот погиб.
ПОЧЕМУ в квартиру героини всегда возвращался кот-проказник?
Один из более интересных ответов:
«Мне кажется, жизнь даёт героине шанс стать добрее. Ведь её жизнь
наполнена злом. Смерть забирает у неё мать, а затем мужа. «Теперь, по
истечении времени, все это вспоминалось скорее как драма сложных характеров,
а не как бытовое позорное цепляние, неприличные взаимные уколы, раздражение,
доходящее до точки кипения, и яростные скандалы», - так описывает автор
жизнь Нины. После смерти близких людей к героине является кот. Я думаю, если
бы она приютила этого кота, погладила и накормила, он бы не стал гадить и
шкодничать».
ОБЪЯСНИ, что значит сон героини.
Вот один из самых полных ответов учеников:
«Я думаю, что через сон Нины героине открывается истина. Нина видит,
как ее муж гладит мерзкого кота, а ее мать, с которой муж всегда ругался,
накрыта его пиджаком. Только после сна Нина понимает, что нужно было
просто по-другому смотреть на жизнь и не видеть в поступках других людей
только “темные стороны”. Быть добрее к окружающим. После прочтения
этого рассказа я понял, что многое нужно искать в себе, а не в чужих словах и
поступках, чтобы зло не отобрало у тебя самое лучшее».
ПРЕДЛОЖИ героине вариант дальнейшей жизни.
«Я уверен, что героиня поняла свои ошибки. Её всю жизнь окружала людская
злоба: со стороны матери, мужа, подруг. Ситуация, которая с неё произошла,
научила быть добрее по отношению к окружающим. Муж и мать с того света
дают ей знак, что злоба убивает людей. Мне кажется, Нина пожалела, что так
поступила с котом, который явился ей, чтобы научить доброте. Ведь кошки –
это ласковые и добрые животные. Думаю, она завела себе кота, чтобы было
кому отдавать свою любовь».
ПРИДУМАЙ ситуацию, в которой героине будет легче жить без своего
внутреннего зверя.
«Думаю, без злобы внутри себя Нина сможет устроить свою дальнейшую
жизнь, наладит отношения с подругами и найдёт себе спутника жизни,
который поможет ей скрасить одиночество»- вот как видят продолжение
финала дети.
ПОДЕЛИСЬ впечатлениями о рассказе.
«Этот рассказ заставил меня о многом задуматься. Писательница
пытается донести до нас одну из важнейших истин жизни: мы должны
выгонять зверя из своих душ так же, как героиня рассказа выгоняла кота из
своей квартиры. Под зверем, я думаю, подразумевается не кот, а зверь в душе
человека, зверь, заставляющий людей испытывать злобу, ссориться друг с
другом, ненавидеть друг друга» - такими мыслями поделилась одна из учениц.
На мой взгляд, такой формат урока очень продуктивен. Конечно, он
подходит для более взрослых детей, способных рассуждать и имеющих
собственное мнение. Ведь в творчестве современных писателей, редко что лежит
на поверхности. Поэтому при работе с такими произведениями учитель должен
строить урок, опираясь на то, что уже сформировалось в характере или начинает
складываться.
Как мы видим из ответов детей, они произведение прочувствовали и
прониклись героиней. Нину им становится жаль, жаль её жизнь, прожитую
впустую. Но главное, они увидели причину её несчастий – озлобленность
окружающих её людей. И будем надеяться, что они примут это на свой счёт и
постараются избавиться от своего внутреннего зверя, и станут чуточку добрее.
Воспитание ребёнка не должно представлять собой регламентирование его
поведения и чтения ему нравственных проповедей, поэтому важно, чтобы он как
можно раньше почувствовал реальность чужого страдания, и сопереживал ему.
Мы, взрослые, должны этому научить. А, как известно, воспитать доброту можно
только добром. Поэтому, давайте не будем забывать, что мы пример для
подражаниях своим детям: окружим их лаской, поддержкой, заботой. Нельзя
допускать, чтобы взрослые срывали зло на детях, ведь если в детском возрасте не
научить детей быть добрыми, потом это не наверстать.