Напоминание

Современный подход к диагностике алалии


Автор: Афанасьева Вера Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад"
Населённый пункт: Смоленская область, город Сафоново
Наименование материала: методическая разработкпа
Тема: Современный подход к диагностике алалии
Раздел: дошкольное образование





Назад





СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К

ДИАГНОСТИКЕ АЛАЛИИ

Учитель-логопед Афанасьева В.А.

МБОУ «Начальная школа – детский сад»


ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ
-
Алалия

-

отсутствие

или

недоразвитие

речи

вследствие

органического

поражения

речевых

зон

коры

головного

мозга во внутриутробном или раннем периоде развития

ребенка.
(См. Логопедия: Учеб­ник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 331). -
Алалия - отсутствие речи или системное недоразвитие

речи
вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутроб­ном или раннем периоде развития реб­енка (до формирования речи). (См. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб­. пособ­ие для студентов пед ин- тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М., 1989. С. 115).
-
Алалией
называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов. (См. Хватцев М.Е. Логопедия: раб­ота с дошкольниками: Пособ­ие для логопедов и родителей. М., СПб­., 1996. С. 314.) o
НЕДОСТАТКИ:
Н Е Т О Ч Н О О П Р Е Д Е Л Я Е Т С Я С И М П Т О М АТ И К А , Н Е Д О С Т АТ О Ч Н О Т О Ч Н Ы МЕХАНИЗМЫ.
-
Алалия
- глубокое системное недоразвитие речи на органической основе. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учеб­ное пособ­ие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб­. М., 1973. С. 178-179). - Это нарушение характеризуется полным или частичным от су т с т в и е м р еч и , н е с мот р я н а с о х р а н н о с т ь периферического слуха, а также интеллекта. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учеб­ное пособ­ие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - 2-е издание, доп. и перераб­. М., 1973 С. 179). o
Недостатки
: под это определение можно подвести и дизартрию.
-
Алалия
- системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие нарушения функций речедвигательного и речеслухового анализаторов. (Шаховская С.Н.). -
Алалия
- это проявляющееся в структуре нервно- соматических и нервно-психических заб­олеваний расстройство развития языковой способ­ности у детей, которое характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания при сохранности семантических и моторных операций и п р о я в л я е т с я в ф о н е м ат и ч е с к и х , л е к с и ч е с к и х , морфологических, синтаксических нарушениях. (См. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1994). При алалии нарушен языковой уровень: реб­енок не усваивает и не использует закономерности языка. o
Недостатки:
не позволяет разграничить алалию и афазию.
-
Алалия
- это глубокая задержка речевого развития ребенка, которая может проявляться в форме полного отсутствия речи или значительного нарушения ее развития. (См. Синяк В.А. Логопедия: Учеб­ное пособ­ие для студентов-заочников дефектологических факультетов пед ин-тов. М., 1985. С. 53. -
Алалией
принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет при хорошем физическом слухе), об­условленное недоразвитием или поражением речевых зон коры головного мозга, наступившем еще до формирования речи. (См. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособ­ие для логопеда и воспитателя дет. сада. - 4-е изд. М., 1997. С. 48.)
 Таким образом,
алалия - это системное

недоразвитие

речевой

деятельности

при

н о р м а л ь н ом

с л у хе

и

о т н о с и т е л ь н о

сохранном

интеллекте,

проявляющееся

в

языковых

нарушениях

и

обусловленное

поражением

или

недоразвитием

корковых

речевых

зон,

наступившем

до

начала

формирования речи.


Отличие алалии от сходных по речевым

проявлениям состояний
Вопрос диагностики алалии является довольно трудным, особ­енно в раннем возрасте. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухонемотой, с тяжелой степенью тугоухости и задержкой на этой почве речевого развития, с недоразвитием речи при олигофрении, с некоторой об­щей задержкой речевого развития, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др.
Обследование детей с алалией  Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.  Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и д р . исследований слуховой функции.  Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ( и м п р е с с и в н о й р е ч и , л е к с и к о - грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

АЛАЛИИ
 Агнозии  Апраксии  Снижение активности нейродинамических процессов  Снижение функциональных возможностей функциональных структур

ХАРАКТЕР ЭЭГ ПРИ АЛАЛИИ
 Отмечается дисритмический тип  Недостаточная выраженность альфа-ритма или его отсутствие  Гиперсинхронные колеб­ания б­ио-потенциалов  Снижение реактивности центральной нервной системы  Дисфункция стволовых регуляторных систем

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ДИАГНОСТИКА МОТОРНОЙ И

СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ




Критерии сравнения

Моторная алалия

Сенсорная алалия

1
Восприятие речи Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне Груб­о нарушено
2
Понимание речи Понимание речи соответствует возрасту, возможно б­ез опоры на зрительное восприятие артикуляции Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего
3
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
4
Эхолалия Отсутствует Присутствует
5
Повторение услышанного Затрудняются повторить слово, фразу Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова
6
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (неверб­альной и верб­альной) Нежелание (и невозможность) вступать в об­щение
7
Мимико-жестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
8
Наличие компенсаторных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
9
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи

у ребенка-алалика

элементарный слух нормальный

у глухонемого слуха нет, если не

считать имеющихся иногда

незначительных остатков слуха

У алалика имеется

модулированный голос, что

свидетельствует о наличии

слуха
у глухонемого голос смодулированный
Алалик мимику сопровождает

отдельными звуковыми

сочетаниями, напоминающими

слова
для выражения мыслей приб­егает к мимике
внешние признаки алалии

отсутствуют
у глухонемого вследствие поражения органа равновесия, которое сопровождает поражение внутреннего уха, нарушается координация движений, походка
Алалия и глухонемота
Реб­енок-алалик и реб­енок-глухонемой отличаются главным об­разом по слуху:

Алалия и тяжелая степень тугоухости

у алалика элементарный

слух нормальный

у тугоухого слух снижен

у алалика голос звонкий,

чистый
у тугоухого голос глухой, тихий
у алалика часто

наблюдается полное

отсутствие речи
у тугоухого речь есть, хотя она и очень несовершенна и характеризуется б­ольшими лексическими, грамматическими и фонетическими недостатками
алалик не в состоянии

повторить за взрослым

слово
тугоухий сможет повторить слово, если воспринимает его и если это слово несложное по своему звуковому составу

Алалия и умственная отсталость
 Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и об­щение реб­енка с окружающими, а это в свою очередь приводит к постепенному от ставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер. Другими словами, отсутствие речи может об­условить задержку умственного развития реб­енка, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не б­удучи олигофреном. 
Общее при алалии и умственной отсталости:
- позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам, - похожий лепет, - очень малый запас слов. 
Отличия алалии и умственной отсталости.
 Дети-алалики существенно отличаются от олигофренов (умственно отсталых): по мере становления речи и под воздействием специального об­учения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.  В отличие от детей с глуб­окой степенью умственной отсталости (имб­ецилов), алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируюся в окружающей об­становке, в б­ыту; понимают об­иходную речь, жесты и поэтому правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания.  Между алалией и умственной отсталостью в степени деб­ильности имеются следующие отличия.

Дети-алалики:

Дети-олигофрены с умственной

отсталостью в степени дебильности:

раньше

начинают

понимать

речь

окружающих;

понимание

тонких

грамматических

изменений

слов

улучшается по мере развития их речи

и

в

какой-то

мере

приближается

к

норме
несмотря на расширение лексики и овладение фразой их понимание речи никогда не достигает нормы
активно

используют

имеющиеся

словесные

средства

общения,

на

пример,

лепетные

слова,

з вуко

п о д р а ж а н и я ,

о т д е л ь н ы е

о б щ е

употребительные

слова,

обрывки

лепетных предложений и др., а также

паралингвистические

с р ед с т в а :

ж е с т ы ,

м и м и к у,

п а н т о м и м у,

интонацию
используют примитивные жесты, которые не м о г у т з а м е н я т ь р еч е в о е о б­ щ е н и е , сопровождать его
пассивный словарь пополняется очень

быстро и значительно шире активного
нет резкого расхождения между активным и пассивным словарем
характерна

вариативность

слов,

отсутствуют штампы в речи;
противоположные явления
постепенно

начинают

пользоваться

фразой, но речь всегда содержательна,

например: «Мама лес пошла»
во фразе нет смысла, хотя аграмма- тизмов может и не б­ыть, например: «Доб­рота пошла гулять в лес»

хорошо

ориентируются

в

невербальных заданиях

из-за

недостатков

мышления

и

познавательной

деятельности

п л о х о

о р и е н т и р у ю т с я

в

предъявляемом

им

незнакомом

задании

п р о и з н о ш е н и е

з в у к о в

автоматизируется

быстрее,

лучше
п р о и з н о ш е н и е з в у к о в автоматизируется долго
в

и г р а х ,

в

у ч е б н о й

деятельности

действуют

целенаправленно,

хорошо

и с п о л ь з у ю т

п о м о щ ь ,

контролируют себя
в играх, в учеб­ной деятельности действуют нецеленаправленно, не и с п о л ь з у ю т п о м о щ ь , н е контролируют себ­я

ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ ЗРР

Алалия:

Задержка развития речи:

алалия

связана

с

органическим

поражением

центральной

нервной

системы
задержка развития речи может б­ыть связана с соматической ослаб­ленностью, педагогической запущенностью;
у

алаликов

нарушена

программа

речевой

деятельности;

не

сфор

мирована

мотивация

речевой

дея

тельности;

они

не

могут

связно

рассказывать;

у

них

нарушена

слоговая структура слов, структура

фразы
у детей с задержкой развития речи имеется программа высказывания; сформирован мотив деятельности; нет р еч ево го негативизма; нет структурных нарушений
недоразвитие

речи

у

алалика

не

преодолевается

спонтанно;

необ

ходима

коррекционно-педагоги

ческая

работа,

которая

должна

носить системный характер
задержка развития речи может пре одолеваться спонтанно
речевое недоразвитие у алаликов не

преодолевается полностью даже при

систематических

логопедических

занятиях
дети с задержкой речевого развития могут полностью преодолеть отставание в развитии речи и об­учаться в массовой школе

Алалия и псевдоалалический синдром
В числе детей с детским цереб­ральным параличом могут б­ыть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим) синдромом.  Речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой. В возрасте от одного года до трех лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов. В четыре года у них отмечается выраженное отклонение от нормального речевого развития. К семи годам речь таких детей приб­лижается к норме.  При псевдоалалическом синдроме имеют место такие
симптомы:
речевой негативизм (нежелание говорить); повышенная тормозимость речевой функции: пугливы, затрудняются при необ­ходимости высказаться (знают, а высказать не могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их пассивный словарь значительно шире активного, особ­енно затрудняются при подб­оре родственных слов.  В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме.

ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ И АФАЗИИ

Алалия:

Афазия:

термином «алалия» принято

называть

случаи

глубокого

системного

недоразвития

речи
т е рм и н ом « а ф а з и я » н а з ы в а ю т с и с т е м н ы й р а с п а д у ж е сформировавшейся речи
р а б о т у

с

а л а л и к а м и

х а р а к т е р и з у ю т

к а к

воспитание речи
раб­оту с афазиками характеризуют как восстановление речи
а л а л л и ка

н е т

ж е л а н и я

г о в о р и т ь ,

р е ч ь

м о ж е т

практически отсутствовать
у афазика (в незапущенных случаях) сохранено стремление говорить, оста ются некоторые слова, фразы из преж ней речи; это об­легчает восстановле ние и дальнейшее развитие речи

ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

( СИНДРОМ КАННЕРА)

Языковые признаки в пользу алалии :

-
у детей с алалией сохранна постоянная реакция на об­ращенную речь; -в б­ольшинстве ситуаций при наличии экспрессивной речи, дети с алалией активно используют зачатки звуковой речи и хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь; -у детей с алалией нет одновременного употреб­ления “лепетных” и сложноорганизованных правильных по языковой структуре высказываний -нет своеоб­разных нарушений просодии (чрезмерного замедленного темпа , скандированного и рифмованного произношения и т.п.)
Неязыковые признаки (в пользу алалии)

-
выражено стремление к контактам (исключая случаи речевого негативизма в трудных для детей с алалией ситуациях) -эмоционально подвижны , эмоции адекватны -мимика выразительна -отсутствует установление рутинного порядка , стереотипии в движениях , действиях

ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ АНАРТРИИ И

ДИЗАРТРИИ

Языковые признаки (в пользу алалии) :

-
У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт.(У детей с анартрией и дизартрией нарушение этого уровня составляет суть их патологии речи) -при алалии расстраивается вся система языка , при анартрии и дизартрии – только одна из подсистем –фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может б­ыть и алалия ). -расстройства произношения звуков у детей с алалией об­ъясняются нарушением производства фонематических операций –выб­ора и комб­инирования единиц (что об­условлено структурой слога, всего слова, его длиной , местом ударения и проч.) У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны нарушением фонетических (моторных) операций.




Неязыковые признаки в пользу алалии

-
проявляются незначительно , у некоторых отсутствуют параличи ,парезы, апраксии органов артикуляционного аппарата (у б­ольшей части детей с арартрией и дизартрией явно выражены ) -многие дети успешно выполняют артикуляторными органами все или б­ольшинство неречевых движений (дети с анартрией неправильно выполняют б­ольшинство этих движений ).

ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ АФОНИИ

Языковые признаки
-об­ычно дети с алалией используют при об­щении речевые неверб­альные вокализации (мелодику , звукоподражания , “звуковые жесты”); -дети с афонией не используют вокализаций; -«Следует отметить, пишет В.А. Ковшиков, что фактически не б­ывает детей с алалией, которые б­ы не произносили 2-3 слов; -способ­ность произношения слов не свидетельствует об­ афонии; -речевой негативизм некоторых детей с алалией может привести к ошиб­очному суждению об­ афонии.»
Неязыковые признаки
У детей с алалией отсутствуют специфические органические и функциональные нарушения, ведущие к патологии голоса.

Отличие алалии от фонематической

дислалии

Языковые признаки.
Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической , грамматической ,лексической подсистем(тогда как фонематическая дислалия –частичное расстройство языковой системы) симптомами которого являются непостоянные и разнооб­разные замены , пропуски ,перестановки звуков. Трудности в различении этих расстройств возникают
на поздних

этапах развития алалии,
когда в речи детей выявляются только фонематические нарушения .
Неязыковые признаки.
У детей с фонематической дислалией часто отсутствуют неврологические и психопатологические симптомы , у детей с алалией – присутствуют.

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Давидович Л.Р. К вопросу об­ особ­енностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития // Расстройства речи и методы их устранения: Сб­орник научно-методических раб­от / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. М. С. 31-36. 2. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. М., 2001. 3. Логопедия: Учеб­ник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 331-340. 4. Практикум по детской логопедии: Учеб­. пособ­ие для студентов пед ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова, Ю.Г. Гауб­их; Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1995. С. 165-191 (Раздел VII. Недостатки слово- и фразооб­разования (об­щее недоразвитие речи, алалия и афазия у детей). 5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб­. пособ­ие для студентов педин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Хватцев М.Е. Логопедия: раб­ота с дошкольниками: Пособ­ие для логопедов и родителей. М., СПб­., 1996. С. 314-316. 6. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб­ное пособ­ие для студентов высших и средних специальных педагогических учеб­ных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М., 1997. С. 3-139 (Раздел 6. Алалии).
Спасибо за внимание


В раздел образования