Автор: Афанасьева Вера Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад" Населённый пункт: Смоленская область, город Сафоново Наименование материала: методическая разработкпа Тема: Современный подход к диагностике алалии Раздел: дошкольное образование
мозга во внутриутробном или раннем периоде развития
ребенка.
(См. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.
фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.,
1998. С. 331).
-
Алалия - отсутствие речи или системное недоразвитие
речи вследствие органического поражения речевых зон коры
головного
мозга
во
внутриутробном
или
раннем
периоде
развития ребенка (до формирования речи). (См. Филичева Т.Б.
и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед ин-
тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б.
Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М., 1989. С. 115).
-
Алалией называется полное или частичное отсутствие речи
при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных
возможностей,
остроты
слуха
и
речедвигательных
органов.
(См.
Хватцев
М.Е.
Логопедия:
работа
с
дошкольниками:
Пособие для логопедов и родителей. М., СПб., 1996. С. 314.)
o
НЕДОСТАТКИ:
Н Е Т О Ч Н О
О П Р Е Д Е Л Я Е Т С Я
С И М П Т О М АТ И К А ,
Н Е Д О С Т АТ О Ч Н О
Т О Ч Н Ы
МЕХАНИЗМЫ.
-
Алалия -
глубокое
системное
недоразвитие
речи
на
органической
основе.
(См.
Правдина
О.В.
Логопедия.
Учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед.
ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. М., 1973. С. 178-179).
-
Это нарушение характеризуется полным или частичным
от су т с т в и е м
р еч и ,
н е с мот р я
н а
с о х р а н н о с т ь
периферического
слуха,
а
также
интеллекта.
(См.
Правдина
О.В.
Логопедия.
Учебное
пособие
для
студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - 2-е издание,
доп. и перераб. М., 1973 С. 179).
o
Недостатки :
под
это
определение
можно
подвести
и
дизартрию.
-
Алалия - системное недоразвитие речевой деятельности,
расстройство речевой функциональной системы вследствие
нарушения
функций
речедвигательного
и
речеслухового
анализаторов. (Шаховская С.Н.).
-
Алалия
-
это
проявляющееся
в
структуре
нервно-
соматических
и
нервно-психических
заболеваний
расстройство
развития
языковой
способности
у
детей,
которое характеризуется невозможностью или нарушением
языковых операций при порождении речевого высказывания
при
сохранности
семантических
и
моторных
операций
и
п р о я в л я е т с я
в
ф о н е м ат и ч е с к и х ,
л е к с и ч е с к и х ,
морфологических,
синтаксических
нарушениях.
(См.
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1994).
При алалии нарушен языковой уровень: ребенок не усваивает и
не использует закономерности языка.
o
Недостатки: не позволяет разграничить алалию и афазию.
-
Алалия - это глубокая задержка речевого развития ребенка,
которая может проявляться в форме полного отсутствия речи
или значительного нарушения ее развития. (См. Синяк В.А.
Логопедия:
Учебное
пособие
для
студентов-заочников
дефектологических факультетов пед ин-тов. М., 1985. С. 53.
-
Алалией принято называть полное или частичное отсутствие
речи
у
детей
(до
трех-пяти
лет
при
хорошем
физическом
слухе), обусловленное недоразвитием или поражением речевых
зон коры головного мозга, наступившем еще до формирования
речи. (См. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. -
4-е изд. М., 1997. С. 48.)
Таким образом,
алалия - это системное
недоразвитие
речевой
деятельности
при
н о р м а л ь н ом
с л у хе
и
о т н о с и т е л ь н о
сохранном
интеллекте,
проявляющееся
в
языковых
нарушениях
и
обусловленное
поражением
или
недоразвитием
корковых
речевых
зон,
наступившем
до
начала
формирования речи.
Отличие алалии от сходных по речевым
проявлениям состояний
Вопрос
диагностики
алалии
является
довольно
трудным, особенно в раннем возрасте. Алалию часто
смешивают
со
сходными
состояниями,
другими
формами
речевых
нарушений:
с
глухонемотой,
с
тяжелой
степенью
тугоухости
и
задержкой
на
этой
почве речевого развития, с недоразвитием речи при
олигофрении, с некоторой общей задержкой речевого
развития, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и
др.
Обследование детей с алалией
Дети
с
алалией
нуждаются
в
консультации
детского невролога,
детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.
Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для
выявления и оценки характера и степени повреждения головного
мозга.
С
этой
целью
ребенку
могут
быть
рекомендованы ЭЭГ,
эхоэнцефалография,
рентгенография черепа,
МРТ головного мозга.
Для
исключения
тугоухости
при
сенсорной
алалии
необходимо
проведение
отоскопии,
аудиометрии
и
д р .
исследований слуховой функции.
Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает
диагностику слухоречевой памяти.
Логопедическое
обследование
при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и
особенностей
раннего
развития
ребенка.
Особое
внимание
обращается
на
сроки
психомоторного
и
речевого
развития.
Диагностика устной речи
( и м п р е с с и в н о й
р е ч и ,
л е к с и к о -
грамматического
строя,
фонетико-фонематических
процессов,
артикуляционной
моторики
и
т.
д.)
проводится
по
схеме
обследования при ОНР.
НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА
АЛАЛИИ
Агнозии
Апраксии
Снижение активности нейродинамических процессов
Снижение функциональных возможностей
функциональных структур
ХАРАКТЕР ЭЭГ ПРИ АЛАЛИИ
Отмечается дисритмический тип
Недостаточная выраженность альфа-ритма или его
отсутствие
Гиперсинхронные колебания био-потенциалов
Снижение реактивности центральной нервной
системы
Дисфункция стволовых регуляторных систем
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ДИАГНОСТИКА МОТОРНОЙ И
СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ
№
Критерии сравнения
Моторная алалия
Сенсорная алалия
1
Восприятие речи
Восприятие речи сохранно на
перцептивном уровне
Грубо нарушено
2
Понимание речи
Понимание речи соответствует
возрасту, возможно без опоры на
зрительное восприятие артикуляции
Понимание речи нарушено, может
незначительно улучшатся при
зрительном восприятии
артикуляции говорящего
3
Слуховое внимание
Сохранно
Нарушено
4
Эхолалия
Отсутствует
Присутствует
5
Повторение услышанного
Затрудняются повторить слово, фразу
Повторяют, не понимания смысла
проговоренного слова
6
Коммуникация
Отмечается стремление к языковой
коммуникации (невербальной и
вербальной)
Нежелание (и невозможность)
вступать в общение
7
Мимико-жестикуляторная
речь
Активное использование жестов,
выразительная мимика
Отсутствие жестов и амимичность
или невыразительность мимики
8
Наличие компенсаторных
средств
Как компенсаторные средства
выступают мелодика, звукоподражания,
«звуковые жесты»
Отсутствие компенсаторных средств
9
Динамика улучшения речи
Отмечается динамика в овладении
речью при ее спонтанном и
направленном формировании
Крайне низкий темп при
направленном формировании речи
у ребенка-алалика
элементарный слух нормальный
у глухонемого слуха нет, если не
считать имеющихся иногда
незначительных остатков слуха
У алалика имеется
модулированный голос, что
свидетельствует о наличии
слуха
у глухонемого голос
смодулированный
Алалик мимику сопровождает
отдельными звуковыми
сочетаниями, напоминающими
слова
для выражения мыслей прибегает к
мимике
внешние признаки алалии
отсутствуют
у глухонемого вследствие
поражения органа равновесия,
которое сопровождает поражение
внутреннего уха, нарушается
координация движений, походка
Алалия и глухонемота
Ребенок-алалик и ребенок-глухонемой
отличаются главным образом по слуху:
Алалия и тяжелая степень тугоухости
у алалика элементарный
слух нормальный
у тугоухого слух снижен
у алалика голос звонкий,
чистый
у тугоухого голос глухой,
тихий
у алалика часто
наблюдается полное
отсутствие речи
у тугоухого речь есть, хотя она
и очень несовершенна и
характеризуется большими
лексическими,
грамматическими и
фонетическими недостатками
алалик не в состоянии
повторить за взрослым
слово
тугоухий сможет повторить
слово, если воспринимает его
и если это слово несложное
по своему звуковому составу
Алалия и умственная отсталость
Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение
ребенка с окружающими, а это в свою очередь приводит к постепенному от
ставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер. Другими
словами, отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития
ребенка,
вследствие
чего
неговорящий
может
несколько
отличаться
по
развитию от своих сверстников, не будучи олигофреном.
Общее при алалии и умственной отсталости:
-
позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам,
-
похожий лепет,
-
очень малый запас слов.
Отличия алалии и умственной отсталости.
Дети-алалики
существенно
отличаются
от
олигофренов
(умственно
отсталых):
по
мере
становления
речи
и
под
воздействием
специального
обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.
В
отличие
от
детей
с
глубокой
степенью
умственной
отсталости
(имбецилов),
алалики
демонстрируют
разумное
поведение:
адекватно
ориентируюся в окружающей обстановке, в быту; понимают обиходную речь,
жесты
и
поэтому
правильно
выполняют
посильные
и
доступные
для
них
поручения, простые задания.
Между
алалией
и
умственной
отсталостью
в
степени
дебильности
имеются следующие отличия.
Дети-алалики:
Дети-олигофрены с умственной
отсталостью в степени дебильности:
раньше
начинают
понимать
речь
окружающих;
понимание
тонких
грамматических
изменений
слов
улучшается по мере развития их речи
и
в
какой-то
мере
приближается
к
норме
несмотря
на
расширение
лексики
и
овладение
фразой
их
понимание
речи
никогда не достигает нормы
активно
используют
имеющиеся
словесные
средства
общения,
на
пример,
лепетные
слова,
з вуко
п о д р а ж а н и я ,
о т д е л ь н ы е
о б щ е
употребительные
слова,
обрывки
лепетных предложений и др., а также
паралингвистические
с р ед с т в а :
ж е с т ы ,
м и м и к у,
п а н т о м и м у,
интонацию
используют примитивные жесты, которые не
м о г у т
з а м е н я т ь
р еч е в о е
о б щ е н и е ,
сопровождать его
пассивный словарь пополняется очень
быстро и значительно шире активного
нет резкого расхождения между активным и
пассивным словарем
характерна
вариативность
слов,
отсутствуют штампы в речи;
противоположные явления
постепенно
начинают
пользоваться
фразой, но речь всегда содержательна,
например: «Мама лес пошла»
во фразе нет смысла, хотя аграмма- тизмов
может и не быть, например: «Доброта пошла
гулять в лес»
хорошо
ориентируются
в
невербальных заданиях
из-за
недостатков
мышления
и
познавательной
деятельности
п л о х о
о р и е н т и р у ю т с я
в
предъявляемом
им
незнакомом
задании
п р о и з н о ш е н и е
з в у к о в
автоматизируется
быстрее,
лучше
п р о и з н о ш е н и е
з в у к о в
автоматизируется долго
в
и г р а х ,
в
у ч е б н о й
деятельности
действуют
целенаправленно,
хорошо
и с п о л ь з у ю т
п о м о щ ь ,
контролируют себя
в играх, в учебной деятельности
действуют нецеленаправленно, не
и с п о л ь з у ю т
п о м о щ ь ,
н е
контролируют себя
ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ ЗРР
Алалия:
Задержка развития речи:
алалия
связана
с
органическим
поражением
центральной
нервной
системы
задержка
развития
речи
может
быть
связана
с
соматической
ослабленностью,
педагогической запущенностью;
у
алаликов
нарушена
программа
речевой
деятельности;
не
сфор
мирована
мотивация
речевой
дея
тельности;
они
не
могут
связно
рассказывать;
у
них
нарушена
слоговая структура слов, структура
фразы
у детей с задержкой развития речи имеется
программа
высказывания;
сформирован
мотив
деятельности;
нет
р еч ево го
негативизма; нет структурных нарушений
недоразвитие
речи
у
алалика
не
преодолевается
спонтанно;
необ
ходима
коррекционно-педагоги
ческая
работа,
которая
должна
носить системный характер
задержка
развития
речи
может
пре
одолеваться спонтанно
речевое недоразвитие у алаликов не
преодолевается полностью даже при
систематических
логопедических
занятиях
дети с задержкой речевого развития могут
полностью
преодолеть
отставание
в
развитии
речи
и
обучаться
в
массовой
школе
Алалия и псевдоалалический синдром
В числе детей с детским церебральным параличом могут быть
дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным
алалическим) синдромом.
Речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с
задержкой. В возрасте от одного года до трех лет эти дети по
картине развития речи напоминают алаликов. В четыре года у них
отмечается
выраженное
отклонение
от
нормального
речевого
развития. К семи годам речь таких детей приближается к норме.
При
псевдоалалическом
синдроме
имеют
место
такие
симптомы:
речевой
негативизм
(нежелание
говорить);
повышенная
тормозимость
речевой
функции:
пугливы,
затрудняются при необходимости высказаться (знают, а высказать
не могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их
пассивный
словарь
значительно
шире
активного,
особенно
затрудняются при подборе родственных слов.
В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим
синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на
письме.
ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ И АФАЗИИ
Алалия:
Афазия:
термином «алалия» принято
называть
случаи
глубокого
системного
недоразвития
речи
т е рм и н ом
« а ф а з и я »
н а з ы в а ю т
с и с т е м н ы й
р а с п а д
у ж е
сформировавшейся речи
р а б о т у
с
а л а л и к а м и
х а р а к т е р и з у ю т
к а к
воспитание речи
работу с афазиками характеризуют как
восстановление речи
а л а л л и ка
н е т
ж е л а н и я
г о в о р и т ь ,
р е ч ь
м о ж е т
практически отсутствовать
у афазика (в незапущенных случаях)
сохранено стремление говорить, оста
ются некоторые слова, фразы из преж
ней речи; это облегчает восстановле
ние и дальнейшее развитие речи
ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
( СИНДРОМ КАННЕРА)
Языковые признаки в пользу алалии :
- у детей с алалией сохранна постоянная реакция на обращенную
речь;
-в большинстве ситуаций при наличии экспрессивной речи, дети с
алалией активно используют зачатки звуковой речи и хорошо
развитую у них мимико-жестикуляторную речь;
-у детей с алалией нет одновременного употребления “лепетных”
и сложноорганизованных правильных по языковой структуре
высказываний
-нет своеобразных нарушений просодии (чрезмерного
замедленного темпа , скандированного и рифмованного
произношения и т.п.)
Неязыковые признаки (в пользу алалии)
- выражено стремление к контактам (исключая случаи речевого
негативизма в трудных для детей с алалией ситуациях)
-эмоционально подвижны , эмоции адекватны
-мимика выразительна
-отсутствует установление рутинного порядка , стереотипии в
движениях , действиях
ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ АНАРТРИИ И
ДИЗАРТРИИ
Языковые признаки (в пользу алалии) :
- У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или
относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять
артикуляторный акт.(У детей с анартрией и дизартрией нарушение этого
уровня составляет суть их патологии речи)
-при алалии расстраивается вся система языка , при анартрии и дизартрии
– только одна из подсистем –фонетическая (это не исключает того, что у
некоторых из этих детей одновременно может быть и алалия ).
-расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются
нарушением производства фонематических операций –выбора и
комбинирования единиц (что обусловлено структурой слога, всего слова,
его длиной , местом ударения и проч.)
У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны
нарушением фонетических (моторных) операций.
Неязыковые признаки в пользу алалии
- проявляются незначительно , у некоторых отсутствуют
параличи ,парезы, апраксии органов артикуляционного
аппарата (у большей части детей с арартрией и
дизартрией явно выражены )
-многие дети успешно выполняют артикуляторными
органами все или большинство неречевых движений
(дети с анартрией неправильно выполняют
большинство этих движений ).
ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ АФОНИИ
Языковые признаки
-обычно дети с алалией используют при общении речевые невербальные
вокализации (мелодику , звукоподражания , “звуковые жесты”);
-дети с афонией не используют вокализаций;
-«Следует отметить, пишет В.А. Ковшиков, что фактически не бывает
детей с алалией, которые бы не произносили 2-3 слов;
-способность произношения слов не свидетельствует об афонии;
-речевой негативизм некоторых детей с алалией может привести к
ошибочному суждению об афонии.»
Неязыковые признаки
У детей с алалией отсутствуют специфические органические и
функциональные нарушения, ведущие к патологии голоса.
Отличие алалии от фонематической
дислалии
Языковые признаки.
Для алалии характерно расстройство всей системы языка
(фонематической , грамматической ,лексической подсистем(тогда
как фонематическая дислалия –частичное расстройство языковой
системы) симптомами которого являются непостоянные и
разнообразные замены , пропуски ,перестановки звуков.
Трудности в различении этих расстройств возникают на поздних
этапах развития алалии, когда в речи детей выявляются только
фонематические нарушения .
Неязыковые признаки.
У детей с фонематической дислалией часто отсутствуют
неврологические и психопатологические симптомы , у детей с
алалией – присутствуют.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Давидович Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на
поздних этапах речевого развития // Расстройства речи и методы их устранения:
Сборник
научно-методических
работ
/
Под
ред.
С.С.
Ляпидевского
и
С.Н.
Шаховской. М. С. 31-36.
2.
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков.
М., 2001.
3.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.
Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 331-340.
4.
Практикум по детской логопедии: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов / В.И.
Селиверстов,
С.Н.
Шаховская,
Т.Н.
Воронцова,
Ю.Г.
Гаубих;
Под
ред.
В.И.
Селиверстова.
М.,
1995.
С.
165-191
(Раздел
VII.
Недостатки
слово-
и
фразообразования (общее недоразвитие речи, алалия и афазия у детей).
5.
Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов педин-тов по
спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Хватцев М.Е.
Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. М.,
СПб., 1996. С. 314-316.
6.
Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов
высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II /
Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М., 1997. С. 3-139 (Раздел 6. Алалии).
Спасибо за внимание