Авторы: Капранова Ольга Михайловна, Толкачева Наталья Ивановна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида" г.Орла
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: мастер-класс для педагогов
Тема: Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции
речевых нарушений»
Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной
деятельности
в
коррекционной
работе,
развитие
фантазии
и
творческих
способностей.
Задачи:
• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции
речевых нарушений.
• Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.
•
Выяснить
образовательные
потребности
логопедов
в
вопросах речевого
развития.
• Познакомить педагогов с разными видами театров.
• Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных пособий.
Участники: учителя - логопеды.
Форма проведения: мастер - класс.
Методические приемы:
беседа, продуктивная деятельность логопедов, диалог, театрализованная игра,
анализ результатов.
Ход мастер - класса:
Вводная часть. Приветствие.
Тема мастер - класса «Театрализованная деятельность, как средство коррекции
речевых нарушений»
Наше образовательное учреждение в течение 5 лет работало
в рамках
муниципальной
экспериментальной
площадки
по
теме:
«Интеграция
образовательных
областей
в
театрализованной
деятельности
детей
дошкольного возраста».
Основным направлением нашей работы явился поиск путей оптимизации
театрализованной
деятельности
дошкольников.
Практически
все
педагоги
детского
сада
используют
в
своей
работе
элементы
театрализованной
деятельности. Используя именно этот вид деятельности, в системе обучения детей
в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных
областях согласно ФГОС ДО.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена:
-в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-
художественной и т. д.);
-в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-в самостоятельную деятельность детей.
Работая длительное время с детьми с ОНР понимаешь, что зачастую
традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных
целей и задач.
Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень
сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность,
мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для
общения. Связная речь формируется с запозданием.
Нам хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей,
но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была
выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со
сверстниками и взрослыми.
Этому способствует театрализованная деятельность.
Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).
Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не
секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.
Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому
детей легко вовлечь в неё.
Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым
ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.
Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные
звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь
детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не
заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.
Чтобы скоординировать свою работу, мы выделили основные направления в
театрально – игровой деятельности:
1.
Развитие
культуры речи:
артикуляционной
моторики,
фонематического
восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики
руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики,
пантомимы,
жестов,
эмоционального
восприятия,
совершенствование
грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи,
игровых навыков и творческой самостоятельности.
Для развития артикуляционной моторики можно использовать как вариант
куклы и проводить целые занятия или фрагменты, например, ввести куклу только
для проведения артикуляционной гимнастики или для того, чтобы дать задание.
Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это
случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять
воспринимаются детьми как добрые друзья.
Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие
в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка –
Ш; Л – пароход, Р – тигр и т.п. При этом можно придумать целые этюды: жук и
комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З.
Одним из направлений нашей работы в театральной игровой деятельности
является снятия мышечного напряжения и развития фонематического слуха.
Хотелось бы сейчас поиграть с участниками нашего мастер-класса, которые
находятся от меня с правой стороны. Вспомните, как вы приветствуете друг друга
при встрече. Это может быть не только слово, но и жест. А теперь передайте
своему соседу свое приветствие жестом.
Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им
тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же, не очень
целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы
только
можем
достигнуть
обратного
эффекта.
Ребёнок,
столкнувшись с
непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно
соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Первый этап – подготовительный. Здесь мы показываем и учим средствам
выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также
позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё
тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне,
дети
могут
общаться
друг
с
другом,
используя
весь
арсенал
выразительных средств (мимика, жесты).
В своей работе мы используем:
- мимическую гимнастику;
- психогимнастические игры;
- игры – пантомимы
- задания для развития речевой интонационной выразительности.
Предлагаем участникам мастер-класса задания, направленные на развитие
мимики, эмоций, пантомимики.
Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него
настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.
Хочется поиграть с
участниками с левой стороны от меня.
Я начну:
Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
1.Ем лимон.
2. Сердитый дедушка.
3. Тепло-холодно.
4. Встретили хорошего знакомого.
5. Обиделись.
6. Удивились.
8. Мне грустно.
9. Получил подарок.
В работе с детьми используется наглядный материал, а с читающими детьми в
подготовительной группе карточки с текстом.
На втором этапе в своей работе мы используем театрализованные игры, как
на занятиях, так и в свободной деятельности.
Задачи:
• Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.
• Совершенствовать артикуляционный аппарат.
• Развивать пальчиковую моторику.
• Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.
• Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.
Остановится, мы хотим более подробно на развитии пальчиковой моторики и
предложить игру «Рисуем бусами».
Я хочу вам рассказать одну историю.
Жили-были бусы. Однажды они лежали на полке. Лежали и скучали…(бусы
лежат на ладони).
Но вот нечаянно их кто-то уронил (бусы бросить на пол).
Бусы упали на пол и совсем загрустили… В это время к ним кто-то подошёл и
ласково сказал: «Ах, какой прекрасный узор получился! Похож на цветок или
морское животное!». Бусы обрадовались, они стали такими необычными.
Мы с вами тоже посмотрим, в какие узоры можно превратить наши бусы.
Мы – волшебники, и творим чудо!
(участники бросают свои бусы на пол и рассматривают, что у них получилось, а
затем говорят, на что или на кого похожи их необычные узоры).
Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание
детей. Многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу
обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы используем на
занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё
равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам необходимо
достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия
можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны. Эти игры
мы используем на третьем этапе - это инсценировки и игры-драматизации.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию
артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.
В результате целенаправленного использования театрализованных игр в
непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной
деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет
возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память,
воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Поэтому
использование
в работе
театрализованных
игр
способствует
полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи
детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Сейчас мы с вами приступим к самому разговорному виду театрализованной
деятельности, рассказывая сказку.
А скажите мне, друзья, как же можно изменить себя, чтобы быть похожим на
лису, на медведя иль на волка, на зайчишку и белочку-плутишку? (ответы)
Отгадав загадки про животных, вы получите роль настоящего артиста из театра-
драматизации, и мы с вами можем сыграть сказку:
Шустрая, ловкая, пищит (мышка).
Трусливый, говорит тихо, дрожащим голосом (заяц).
Хитрая, говорит медленно, лукаво (лиса).
Злой, голодный, говорит хриплым голосом (волк).
Говорит громко, басом, практически рычит (медведь).
Рассказывание сказки.
Автор: - Наступила весна. День был тёплый, по небу плыли белые облака, светило
ласковое солнышко. Лягушка Лола решила погулять в лесу и посмотреть, что же
изменилось. Лола по лесу гуляла и зверюшек повстречала.
Лягушка Лола: - Здравствуй, белка! Как дела? Как ты зиму провела?
Белка: - Я зимой в норе жила, зерна грызла, семечки ела.
Лола: - Здравствуй, зайка! Как ты жил? Где же ты зимою был?
Заяц: - Я в лесу всю зиму был, Шубку белую носил, В снежной ямке я сидел, И
кору деревьев ел.
Лола: — Здравствуй, лисонька-лиса! Как ты зиму провела?
Лиса: - Я зимой в лесу гуляла, Зайку серого искала. Но я зайку не нашла, Шубка у
него бела!
Лола: - Здравствуй, волк – серый бок! Где зимой ты был? От чего так громко выл?
Волк: - Я в лесу всю зиму был. Было холодно мне, было голодно, От того так
громко выл!
Лола: - Здравствуй, мишка, как бы жил! Где же ты зимою был?
Медведь: - Никого я не искал, Ничего не запасал, Я зимой в берлоге спал.
Лола: - Поздравляю всех с весной.
- Спасибо, вы четко произносили звук Л и ваши голоса отвечали характеру
каждого животного.
Виды театров, которые мы используем в работе:
Пальчиковый театр
Способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами
ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр картинок или магнитный театр
Развивают творческие способности;
Содействуют эстетическому воспитанию;
Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать
внимание на одном виде деятельности
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук,
что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Конусный театр
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
И магнитный и настольный театр, театр картинок использую на занятиях по
развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по
серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают,
запоминают
последовательность
событий.
Детям
это
гораздо
интереснее,
поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.
Театр на перчатке
Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с
нарушениями речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети
Театр кукол Би-ба- бо.
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах
и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи
и педагоги.
Театрализованная деятельность формирует выразительность речи ребёнка,
интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая
своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе.
Вы принимали активное участие в совместном творчестве,
высказывали
свою точку зрения.
Мы просим вас оставить свои впечатления от нашей встречи в творческой
форме, используя фломастеры (под музыку).
Рефлексия «Маска» (Участникам предлагается нарисовать эмоцию на контурном
изображении театральной маски).
Всем участникам и гостям нашего мастер-класса:
Мы хорошего желаем настроения,
И свечения волшебного в глазах!
Пусть счастливым будет каждое мгновение,
Каждый день пусть будет в чудесах!